В библиотеке имени Курбатова прошла презентация очерка творческого пути Анатолия Елизарова «Предчувствие неизбежного».
О том, как возникла идея написать книгу, рассказала один из ее авторов, старший научный сотрудник отдела хранения фонда драгоценных металлов Псковского музея-заповедника Ирина Галицкая.
- На сотрудниках музея лежит большая ответственность, - объяснила она. - То, что мы сегодня выберем из потока художественной жизни, завтра будет предметом истории искусства. Осознавая это, мы не могли допустить, чтобы имя Анатолия Николаевича Елизарова осталось без внимания. Оно достойно остаться в истории Пскова и всей русской культуры.
Интерес работников музея к судьбе и творчеству Анатолия Елизарова не случаен. Он ушел из жизни шесть лет назад, но его вклад в сохранение культурного наследия Пскова в полной мере только предстоит оценить и осознать. Ювелир, художник, кузнец, медальер, - талант Елизарова многогранен, а каждая работа, без всякого преувеличения, можно назвать шедевром.
Об всем этом говорится в новой книге. Ирина Галицкая написала ее в соавторстве с Заслуженным работников культуры Галиной Боярковой, вдовой Анатолия Николаевича. передавшей в фонд музея сорок работ своего супруга. В основу очерка легли документы, фотографии и рукописные заметки художника, рассказы его друзей и коллег, и, конечно, личные воспоминания супруги.
Галина Александровна поблагодарила библиотеку за гостеприимство и содействие в сохранении творческого наследия Анатолия Елизарова.
- Библиотека носит имя Валентина Яковлевича, который был дружен с Анатолием Николаевичем, - рассказала Галина Боярокова. – Судьба не раз сводила их. Принадлежав к поколению шестидесятников, оба жили в мире поиска идеалов, художественных решений, концепций и горячих споров. Курбатов писал о Елизарове в своих книгах.
Участники вечера посмотрели отрывок из документального фильма об Анатолии Николаевиче, снятого в конце 80-х годов, и поделились своими воспоминаниями. Одни общались с ним «по работе», другие «по жизни». И у всех он остался в памяти, как человек редкого художественного дарования.
- Многие светские дамы мечтали украсить свои пальцы перстнями его работы, - рассказала Наталья Салтан, бывший старший научный сотрудник музея-заповедника. – А я благодаря ему увлеклась медалями, поражаясь, как много может быть вложено в маленький кусочек металла. Анатолий Николаевич был человеком необыкновенным, талантливым и загадочным, в котором романтическое начало сочеталось с крестьянской мудростью, восприятием через древнерусское искусство драгоценных кодов, которые должны переходить из рук в руки, из поколения в поколение.
Протоиерей Андрей Вахрушев признался, что Анатолию Николаевичу всегда удавалось его «перековать» - не суетиться, перевести дух, насладиться красотой момента… и вкусом чая, в котором мастер прекрасно разбирался.
О Елизарове вспоминали начальник отдела древлехранилища Псковского музея-заповедника Наталья Родникова (Анатолий Николаевич был ее отчимом), Наталья Бочина, художник Николай Москалев, его многочисленные друзья и коллеги.
Добавим, наиболее ценными работами Анатолия Елизарова являются кованые ворота для Власьевской башни, оконные решётки для Двора Подзноева, хорос в церкви Жён Мироносиц, сени и царские врата в Псковском Свято-Троицком кафедральном соборе. Православным христианам он известен, как автор раки Серафима Саровского в Дивеево и многочисленных украшений для монастырей и храмов – псковских, екатеринбургских, костромских, вологодских.
Анатолий Николаевич разработал концепцию освещения Государственного исторического музея и реконструкции светильников IV–XIX веков в залах музея.
Обо всем этом можно прочитать в книге «Предчувствие неизбежного», несколько экземпляров которой авторы передали в фонд библиотеки имени Курбатова.
Пресс-служба библиотеки
(72-45-62)