Ответы ищите на открытой лекции художника-реставратора Михаила Кузьмиченко, которая состоится 21 декабря в 14.00 в Региональном центре Президентской библиотеки (2 этаж).  

 

Приглашаем всех желающих.

Целью данной лекции является сравнительный анализ фрески и иконы на Руси. Он позволит лучше увидеть их особенности, сходства и различия. Посетители также узнают о происхождении и истоках, образах и символах, сюжетах иконы и фрески.

ikonafreska

О них написано много научной искусствоведческой литературы. Так, Татьяна Еремина в своей книге «Мир русских икон и монастырей: история, предания» повествует об истории русских монастырей, об их основателях и святых, о важнейших иконах, почитаемых в России; особую ценность представляет раздел книги, посвященный иконографии.

Герольд Вздорнов в монографии «Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде» рассказывает о жизни Феофана Грека, о его работах и процессе творчества великого художника.

Л. М. Евсеева, Н. И. Комашко и М. М. Красилин в великолепном издании «История иконописи» опубликовали огромное количество иллюстраций икон, а также привели описание техники иконописи, раскрыли историю византийской иконы, греческой, древнерусской, грузинской, сербской, болгарской, македонской, украинской, белорусской и румынской (Молдовы и Валахии).

Подробнее познакомиться с историей и развитием иконописи, иконографией древнерусской живописи, техниками создания икон и их особенностям можно в книгах, представленных в обзоре «Мир православной иконы».

Иконы отличаются большей символичностью, чем фреска. Тем не менее, идея та же: постоянно напоминать о Боге. 

Верующие, конечно, привыкли молиться перед иконами, глядя на них, но не очень легко себе представить молитву перед фреской. Однако у фрески такой задачи и нет. Она является материальным и мистическим пространством храма, которое, безусловно, воздействует и на духовное, и на физическое состояние человека, дает могучий импульс для молитвы, возводит человека в горний мир.

«Фреска - это как бы дыхание храма. Фреска, образно говоря, - это то, что поведали бы нам стены храма, умей они говорить».

О фресках можно прочитать в следующих книгах:

Джурич, Воислав. Византийские фрески : Средневековая Сербия, Далмация, славян. Македония: Пер. с серб. / Воислав Джурич. - Москва : Индрик, 2000. - 588 с.: ил. - Прил.: с. 561-562. - Указ.: с. 563-583.

Книга посвящена памятникам монументальной живописи, главным образом храмовым росписям XI-XV вв. в славянских странах Балканского полуострова. Сербия, славянская Македония и отчасти Далмация, входившие в территорию бывшей Югославии, составляли часть большого мира православной культуры, к которому принадлежала, и Древняя Русь и во главе которого стояла Византия.

 Колпакова, Галина Сергеевна. Искусство Древней Руси : домонгольский период / Галина Сергеевна Колпакова ; [авт. проекта С. М. Даниэль; отв. ред. А. Обрадович]. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. - 597, [3] с. : цв. ил. ; 24. - (Новая история искусства / Л.И. Акимова [и др.]). - Библиогр.: с. 563-576 и в примеч.: с. 504-562. - Указ. имен: с. 589-598.

Книга содержит обобщающее концептуальное исследование домонгольского периода древнерусского искусства, кардинальные представления о котором оказались во многом утраченными в XX столетии. В ней собраны и систематизированы зачастую малоизвестные сведения о памятниках архитектуры, иконописи, монументального искусства и миниатюры, максимально полно представлены накопленные знания по связанным с ними проблемам, открытиям, новым методам изучения.

 Короб, Анна. Фрески заброшенных церквей : [12+] / Анна Короб. - Москва : Времена : АСТ, 2022 (макет 2023). - 205, [2] с. : цв. ил. ; 27. - (История России в цвете). - Библиогр. в конце кн. (18 назв.).

Книга посвящена живописи заброшенных и покинутых храмов в глубинках России. Эти храмы были построены разными архитекторами в разных частях нашей страны, их расписывали разные мастера, но все фрески объединяет одно - это уникальное наследие ушедших эпох.

Лазарев, Виктор Никитич. Искусство древней Руси. Мозаики и фрески / Виктор Никитич Лазарев. - Москва : Искусство, 2000. - 303 с. : ил. - Лит.: с. 287-303.

В этой книге воспроизведены лишь те мозаики и фрески, которые либо никогда не были записаны, либо освобождены полностью от позднейших записей.

Добавим, лекции из цикла «Опыт реставратора» продлятся в 2025 году. Мы искренне благодарим Михаила Кузьмиченко за дружбу с библиотекой и его интересные рассказы.

Счастливого всем Нового года и Рождества!

Наталья Грищенко,

заведующая отделом литературы по культуре и искусству

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество