В преддверии новогодних праздников прошла очередная встреча в литературной гостиной «У Великой» в Псковском филиале университета ФСИН.
Заведующая отделом абонемента Светлана Галактионова напомнила девушкам-курсантам о семейных традициях празднования Нового года и Рождества в России.
- В завершение года семьи, давайте вспомним, какие же семейные традиции празднования Нового года и Рождества были приняты в России, что актуально и в наше время, а что безвозвратно ушло из нашего обихода, – предложила ведущая.
На встрече с курсантами Светлана Галактионова зачитала фрагменты из известных произведений русских писателей: «Детство Никиты» Алексея Толстого, «Мальчик у Христа на елке» Федора Михайловича Достоевского, «Рождество в Москве. Рассказ делового человека» Ивана Шмелева, «Новогодний праздник отца и маленькой дочери» Александра Грина, «Елка» Михаила Зощенко, и стихи о рождестве во Пскове поэта Саши Черного.
Примерно до конца XV века Новый год на Руси праздновали в марте, и назывался он «Мартовский новый год». С начала XVI века стали отмечать Новый год по церковному календарю — с 1-го сентября в день Семена Летопроводца. Считалось, что этот святой благословляет людей на будущий год. Петр I в 1699 г. решил кардинально изменить празднование Нового года. Своим указом он повелел новый 1700-ый год от Рождества Христова праздновать с 1 января. Петр I указал «развешивать по домам всякого боярского или посадского чину ветви, ели или сосны для праздничного настроения».
Изначально новогодняя елка называлась «рождественским деревом». Такое дерево специально для своей семьи поставила Александра Федоровна, жена императора Николая I во дворце в 1817 году. Елка была украшена не привычными нам елочными игрушками, а орехами в цветной, серебристой и золотистой фольге, красивыми яблоками, пастилой, конфетами, чтобы дети могли полакомиться. И начиная с этой императорской елки, в знатных домах Петербурга, а потом и в Москве стали устраивать такие детские праздники.
Детский восторг от елки описала Анастасия Цветаева: «Не заменимая ничем – елка! В снегом — почти ярче солнца –— освещенной зале, сбежав вниз по крутой лестнице, мимо янтарных щелок прикрытых гудящих печей, – мы кружились, повторяя вдруг просверкавшее слово. Как хрустело оно затаенным сиянием разноцветных своих «р», «ж», «д», своим «тв» ветвей. Елка пахла и мандарином, и воском горячим, и давно потухшей, навек, дедушкиной сигарой».
Писатель Федор Михайлович Достоевский любил отмечать Рождество и Новый год с семьей и по-детски радовался каждому празднику. Жена классика Анна Григорьевна вспоминала, что особенно его заботила елка. «Требовал, чтобы я покупала большую и ветвистую, сам украшал ее», — писала Достоевская.
В конце 19 века появляется традиция мастерить новогодние украшения своими руками. Такая традиция была заведена в семье великого писателя Льва Толстого. Незадолго до Рождества Софья Андреевна обязательно покупала в одной из тульских лавок голеньких деревянных куколок. Вечерами дети шили для них одежду. Стараниям детей куколки превращались в королей, ангелов, принцесс и барышень. Лев Николаевич, с интересом наблюдающий за приготовлениями, однажды в шутку назвал голеньких кукол «скелетцами». Название прижилось.
Традиция пожеланий здоровья и отправка разнообразных новогодних поздравлений началась тоже в конце XIX века. Родственникам и друзьям посылали письма, поздравительные открытки с пожеланием всего самого наилучшего. Во взрослом возрасте Антон Павлович Чехов предпочитал празднеству и личным встречам письменные поздравления. «Велемудрый государь! Поздравляю твою лучезарную особу и чад твоих с Новым годом, с новым счастьем. Желаю тебе выиграть 200 тысяч и стать действительным статским советником, а наипаче всего здравствовать и иметь хлеб наш насущный в достаточном для такого обжоры, как ты, количестве. <…> Вся фамилия кланяется». Писал А. П. Чехов в письме брату Александру.
Спустя пару лет Чехов писал своей возлюбленной и будущей жене Ольге Книппер: «Ты хандришь теперь, дуся моя, или весела? Не хандри, милюся, живи, работай и почаще пиши твоему старцу Антонию. <…> Поздравлял ли я тебя с новым годом в письме? Неужели нет? Целую тебе обе руки, все 10 пальцев, лоб и желаю и счастья, и покоя, и побольше любви, которая продолжалась бы подольше, этак лет 15. Как ты думаешь, может быть такая любовь? У меня может, а у тебя нет. Я тебя обнимаю, как бы ни было… Твой Тото».
Привычным рождественским подарком были для читателей XIX века святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Они были очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом. Наибольший интерес вызывали рассказы, под которыми стояли подписи известных писателей – Николая Лескова, Антона Чехова, Владимира Короленко, Александра Куприна и других. Они входили в репертуар домашнего праздничного чтения – обычая, к сожалению, почти вытесненного из семейной жизни.
В нашей библиотеке вы можете познакомится со сборником «Чудо рождественской ночи: святочные рассказы». Сборник включает в себя народные устные истории и произведения писателей, извлеченные составителями из периодических изданий 1769 -1936 гг.
В первые годы после Октябрьской революции традиции Рождества не исчезли. Дома многие продолжали ставить елку и праздновать. Но к 1923 г. эта традиция была запрещена. Несколько лет Новый год и Рождество фактически не отмечались. В 1920-е годы, поэтесса Анна Ахматова сохраняла христианские традиции. Вместе со своим супругом Николаем Пуниным, наряжали елку бумажными японскими фонариками. Эти украшения Пунин делал вместе с детьми самостоятельно, освоив технику оригами во время своей поездки в Японию.
Однако уже в начале 1930-х Новый год наконец-то официально вернулся, но с измененной атрибутикой. Например, по старой традиции к детям приходил с подарками Св. Николай. А в советское время появился Дед Мороз. В 1937 году у Деда Мороза появляется его знаменитая спутница — внучка Снегурочка.
- Привычные нам новогодние традиции утверждаются к 1970-ым годам — с мандаринами, современным рецептом салата «Оливье», обращением главы государства по телевизору и загадыванием желаний под бой курантов, – отметила Светлана Галактионова.