Журналист Ольга Пятковская благодарит библиотеку и делится впечатлениями о выставке Юрия Ширяева, которая работает в арт-пространстве «Аквариум».
Я сразу решила о своем восторженно-восхищенном впечатлении написать, но почти неделя потребовалась мне, чтобы действительно начать. Пришлось еще раз сходить в «Аквариум» и сделать снимки – уже обдуманно, под те самые знаковые темы, наиболее меня впечатлившие. И потом еще несколько дней густая масса из картинок, схем и слов тихо пенилась и булькала где-то в глубинах сознания. И сегодня я решила выпустить ее в свет.
За неполные 20 лет работы и жизни в Пскове имя Юрия Ширяева я, конечно, слышала и даже видела его на вернисажах, а один раз, помнится, мы с ним обменялись суждениями относительно рисунков другого Юрия.
Но, конечно, я даже не предполагала, что рядом с нами живет «такая глыба, такой матерый человечище» из области архитектуры. И даже 20 марта на вернисаже, очень стильно и современно выполненном в стеклянном зале Курбатовки (просто 22 баннера с подвешенными лупами по стенам и окнам – и на них вся профессиональная жизнь в чертежах и фотографиях) я не очень поняла его размер. Но там же было заявлено и второе действие, то есть финисаж 1 апреля – уже именно в актовом зале с большим экраном, где «все то же самое можно будет посмотреть в пикселях и с комментарием».
Прекрасно! Была чудесная погода, я погуляла по набережной, почитала Толстого на лежаке и пришла в библиотеку на Профсоюзной.
Должна сказать, что полтора часа невозможно было оторваться от экрана! (Хотя недавно у нас был случай, когда рассказ автора о себе для нас троих оказался настолько скучным, что я тихо дремала в ожидании конца).
Юрий Ширяев рассказывал о своих работах, начиная со студенчества, объясняя всякий раз, почему и зачем он хотел сделать это именно так. Спокойный голос и мягкий юмор иногда маскировали внутреннюю фронду, а иногда она вылезала в полный рост. Даже я, далекий от архитектуры человек, почувствовала драматургию профессии, вроде бы скрытую за линиями и цифрами чертежей. Оказалось, что многие интересные проекты так и не были реализованы. (Знаем ли мы, что в таких случаях чувствует автор?) Но и те, что воплотились, что стоят сегодня в камне и открыты взорам, своим числом поразили меня – и заставили испытать восхищение вместе с уважением.
Напишу о том, что врезалось в память именно мне.
Юрий Ширяев утверждал, что учеба в ЛИСИ (Ленинградский инженерно-строительный институт) стала для него образованием в самом широком смысле, потому что проходила в таком городе, где будущему архитектору на каждом шагу есть что изучать. Я с этим согласна и такой взгляд очень разделяю, сама когда-то училась в ЛИКИ – и не совсем понимаю студентов, готовых пропускать в субботу занятия, чтобы иногда на выходные съездить домой.
Он рассказал, как они группой делали в институте проект многоквартирного жилого комплекса, в котором расселили по этажам разные «сословия»: вчерашних сельских жителей – на первый, поближе к земле, чтоб могли разбить палисадники и газоны; рабочих – на второй, богему – на самый верх, чтоб могли гулять по крыше; интеллигенцию – в середину. На каждом этаже были свои пространства общения, и в центре дома предполагался общий вертикальный объем, чтобы все могли встречаться и ходить в гости.
Кстати, о теме общения и роли архитектора в нем. Очень понравился мне проект школы, которую разработал юный Ширяев – с пространствами общения для младших по принципу Древней Греции. Оратор говорил, его обступали люди, желающие слушать и спрашивать – так возник амфитеатр как пространство общения. У нас же классы – это пространство почитания: один перед всеми и вещает, будто он есть воплощенная истина. (Браво, Юрий!) И это пространство почитания у нас повсюду, добавлю я от себя: придешь в библиотеку, где заявляют в программе клуб (или дискуссию), а встречаешь ту же схему класса «учитель перед учениками», хотя кресла-стулья нетрудно поставить полукругом, если желаешь получить общий разговор – О.П.
Из реализованных проектов Юрия Ширяева псковичам хорошо известна некогда спорная «Золотая набережная» и два храма.
Я ничего не знала про историю строительства храма Воскресения Христова в Орлецах – и теперь знаю, что Юрий Ширяев занимался этим тоже. Причем какое-то время – непосредственно в роли каменщика, ради чего даже уволился из «Псковгражданпроекта» (опыт стройотрядов пригодился спустя столько лет). А строили церковь «всем миром», на добровольные пожертвования, пока не приехал на стройку Андрей Турчак (тогда губернатор). Он очень удивился, увидев энтузиастов, и заметно помог финансами.
Церковь в Крестах, храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, тоже входит в число работ Юрия Ширяева. Но она известна всем —даже не проживающим в Пскове, а проезжающим по трассе мимо.
Очень увлекательной для архитектора оказалась работа над проектом фондохранилища – и он с удовольствием нам объяснял, какие они нашли приемы, чтобы максимально увеличить рабочее пространство для систем хранения.
Лично у меня особый трепет вызвал проект дома, посвященного памяти Юрия Спегальского: с каменным первым этажом и деревянными квадратными спальнями в виде четырех срубов сверху. Реальный дом находится в Пскове на улице архитектора Гермейера, я обязательно схожу туда, когда окончательно потеплеет.
Если бы не встреча, я бы не узнала про существование проекта для ПсковГУ, выполненного ещё в 1995 году – о его особенностях Юрий Ширяев рассказал тоже и показал план здания. Проект остался на бумаге. А вот жилой дом возле здания, которое пытались отдать под кампус университета, построен и заселен – и в нем есть квартиры с прекрасным видом на Кремль из-за реки.
По другую сторону Ольгинского моста с левого берега Великой скоро будут смотреть на Кремль хозяева частного дома, спроектированного Ширяевым для семьи художника, с жилыми помещениями и выставочным залом.
В целом автор спроектировал около 100 жилых домов, многие он показывал, они были внешне рационально-красивы и, я уверена, внутри очень комфортны.
Из многоквартирных домов меня еще зацепил вариант «дом-дерево», из которых можно составить квартал-лес. Картинка впечатляет!
А уж когда автор заговорил о проекте реконструкции моей любимой Покровской башни, я вообще превратилась в глаза и уши.
Ближе к концу возникла тема «Черного квадрата» Малевича, который не давал Юрию Ширяеву покоя, пока он не придумал в ответ свой «Серый куб» (точнее, я бы сказала, куб цвета тауп). Проект разработан для кафе и реализован в Великих Луках.
К архитектурному рассказу оратор добавил литературную страницу: показал нам скрины чата, в котором участники рифмованно обыгрывали тему «кто в теремочке живет», имея в виду дачу Ширяева, открытую для друзей – и одним из участников был Валентин Курбатов...
Понятно, что горячими, от сердца идущими, дружными аплодисментами наградили зрители-слушатели автора, когда он завершил свою речь.
Щедрый на таланты Псков показал нам еще одно лицо, достойное быть вписанным в его историю золотыми буквами.
Спасибо Курбатовке за интересный проект с участием автора проектов!))