Это праздник всех, кто очарован поэзией Серебряного века, изящным словом и глубокими чувствами. Кто не утратил веру в силу женской любви и мудрости. Кто знает, как вовремя сказанное слово помогает справиться с испытаниями и зажечь небесный огонь в сердце. Лучшее, что может сделать библиотека в память о поэтессе – это рассказать о книгах, хранящихся в фонде.
В Региональном центре по работе с редкими и ценными документами можно познакомиться с прижизненными изданиями Ахматовой. Среди них легендарный сборник стихотворений «Четки», увидевший свет в 1914 году в издательстве «Гиперборей», издателем, владельцем и редактором которого был поэт и переводчик Михаил Леонидович Лозинский (1886—1955). Его издательство выпустило два сборника стихотворений Ахматовой: в марте 1914 г. — «Чётки», а в сентябре 1917-го — «Белая стая».
Подробнее о редких изданиях читайте здесь>>>>
В отделе абонемента есть книги о жизни и творчестве Ахматовой, многочисленные литературоведческие исследования и сборники стихов разного времени. О новых изданиях, посвященных поэтессе, шла речь в рубрике «Выходные с книгой». Заведующая отделом абонемента Светлана Галактионова представила книгу известной российской актрисы Аллы Демидовой «Ахматовские зеркала» и иллюстрированную биографию поэтессы в изложении для детей «Чему я могу научиться у Анны Ахматовой» (составители Елена Смешлива и Лана Богомаз). Подробнее>>>>
В нашей библиотеке Ахматову можно не только читать, но и…видеть - на выставке Ольги Руденко. Работы псковской художницы представлены в лестничном пространстве 2-го и 3-го этажей. Поэзия Ахматовой вдохновила Ольгу на создание трех портретов Анны Андреевны. Они совсем новые - написаны в этом году. В юности художница зачитывалась любовной лирикой Ахматовой. Став постарше, Ольга много читала об изломанной испытаниями судьбе поэтессы, в которой, как в зеркале, отразилась трагедия страны.
Напомним, Ахматова пережила две мировые войны, три революции, две волны сталинских репрессий 1930–40-х годов, которые обрушились на ее семью. Она выстояла после чудовищных нападок на ее творчество в 1946-м. Радовалась хрущевской оттепели. В середине 1960-х защищала Твардовского, Бродского, Солженицына. В общем настрадалась так, что хватило бы на несколько жизней.
На портретах Ольги Руденко поэтесса предстает точной копией своих стихов – чувственной, чарующей, загадочной. Словно она является продолжением самой природы. Словно знает тайну, о которой не ведаем мы.
Несколько слов о других портретах Анны Андреевны. Точное их количество назвать невозможно. Ее писали знаменитые художники начала ХХ в.: Модильяни, Серебрякова, Альтман, Анненков, Петров-Водкин и многие другие. И если на их картинах она выглядит царицей, то на портрете Лянглебена 1964 года – измученной болезнями и невзгодами, но не сломленной женщиной. Книги и альбомы о творчестве художников, писавших Ахматову, хранятся в отеле литературы по культуре и искусству.
К поэзии Анны Андреевны обращались многие известные советские композиторы. Особенно ее творчество было близко Вениамину Баснеру. Впоследствии он написал знаменитый вокальный цикл «Восемь стихотворений Анны Ахматовой» для меццо-сопрано и фортепиано (гитары). Отобрав любимые произведения поэта, Вениамин Баснер с помощью музыки попытался выразить личную драму поэта и поколения в целом. Данный сборник бережно хранится в фонде библиотеки. Кроме того, желающие имеют возможность услышать этот цикл в исполнении Евгении Гороховской и Ирины Головневой на грампластинке в отделе литературы по культуре и искусству.
Музыку к стихотворениям Анны Ахматовой также писали Юрий Фалик, Анатолий Богатырев, Александр Балтин, Сергей Слонимский. Сборники с их произведениями можно найти в нашей библиотеке.
Добавим, творчество Ахматовой легло в основу сценария двух литературно-художественных программ Библиотеатра «Прямая речь» (проект Регионального центра чтения библиотеки имени Курбатова), которые с успехом прошли в нашей библиотеке.
Приходите, наслаждайтесь Ахматовой и узнавайте о ней больше!