В литературно-искусствоведческом пространстве обсуждается новая книга – Лев Данилкин «Палаццо Мадамы: Воображаемый музей Ирины Антоновой».

Автор книги выстраивает композицию из глав, посвященных шедеврам мировой живописи, – картинам, навсегда покоривших сердце историка-искусствоведа Ирины Антоновой. Ирина Александровна была специалистом по итальянской живописи эпохи Возрождения.

В конце XIX века по инициативе И. В. Цветаева, при широкой государственной поддержке, началась организация и строительство будущего музея.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина после Великой Отечественной войны в большинстве своём являлся хранилищем слепков с произведений искусства. В 1945 г. Советский Союз ввозит в страну сотни музейных экспонатов из Дрезденской галереи, которые ставят на учет в том числе в пушкинский музей.

Лев Данилкин «Палаццо Мадамы: Воображаемый музей Ирины Антоновой»: «…в крохотных, по сути, помещениях Пушкинского (а не в Эрмитаже, где было больше места и сотрудников) оказались величайшие сокровища, отчужденные Советской армией в Германии: Дрезденская галерея, Пергамский алтарь (почти), золото Трои, исчисляемые тысячами ювелирные работы из дрезденского Грюнес Гевёлбе».

Ирина Александровна была одной из сотрудников, описывающих предметы. Потом, в 90-е годы Антонова подвергнется обструкции за отрицание ввезенных ценностей, за отказ в «реституции культурных ценностей во взаимоотношениях России и Германии». Директор музея до последнего держалась идеологической инструкции от государства.

Ирину Антонову называли советской «железной леди», бесстрашной Жанной Д’Арк. Она источала свечение, являясь на работу в жемчугах, с причёской английской королевы. Мне не довелось ни знать, ни видеть даже вскользь Ирину Александровну, но знакомые художники отмечали – «роскошная женщина».

Лев Данилкин не пишет привычную биографию в стиле ЖЗЛ, он раскрывает страстный талант искусствоведа Антоновой не в линейной перспективе, а в разворотах и наплывах из прошлого, приводя воспоминания её бывших коллег и друзей. Она была неудобным директором, устраивая грозные разносы в своём кабинете, откуда сотрудники порой выскакивали с сердечными приступами (был и смертельный исход). Или, (к ужасу вышестоящих чиновников!) неизрасходованные деньги отправляла в госказну. Она была жёстким человеком: не терпела непрофессионализма, но за искры таланта раскрывались и её сердце, и улыбка. Она говорила: «Мой музей» - имела право, ведь за этим шло – «Моя Сикстинская», «Мой Рембрандт», «Мой Вермеер» и т.д. Директор-искусствовед Ирина Антонова позиционировала концептуальный подход в экспозиции, - непременно высокий уровень музейных образцов, далее их расположение в зале, освещение и пространство, которое во многом формирует зрительское восприятие. Симультанность звучания дарит особые эмоционально-динамические ритмы, мелодико-гармонические факторы. И это наивысшая радость от искусства.

Быть или не быть тем или иным экспонатам принималось коллегиально, но veredictum оставался за Ириной Александровной.

Знаменитые «Декабрьские вечера» в Белом зале музея, инициированные Святославом Рихтером, воплощённые Ириной Антоновой, - высочайшая доминанта просвещения. Ирина Александровна во время концерта подсаживалась к музицирующему Святославу Теофиловичу, и переворачивала нотные страницы.

Лев Данилкин «Палаццо Мадамы: Воображаемый музей Ирины Антоновой»: «ИА изменила музейный мир» — пожалуй; один из бывших директоров ИКОМ Ганс-Мартин Хинц, напомнив, что это именно с ее подачи в 1977-м был учрежден Международный день музеев 18 мая, даже назвал ее «царицей музеологии»; она первая превратила свое учреждение в комбинацию «храма» и «форума» (со своей в высшей степени лояльной бренду и легко мобилизуемой аудиторией-паствой, объединенной общей идентичностью: «те, кто ходят в Пушкинский») и придумала «культ выставок» (больше-чем-всего-лишь-блокбастеров: «исторических» и «поворотных»); теперь этот «антоновский стандарт» разыгрывают едва ли не повсеместно, в качестве обязательной программы».

В профессиональном сообществе новая книга Льва Данилкина оценивается неоднозначно. Главные претензии: интервью даются без указания времени/места; в мемуарах самой Ирины Антоновой явны несоответствия отдельных исторических и географических фактах. С точки зрения науки — это недопустимо.

Бесспорная ценность книги – объективный образ Ирины Антоновой, как директора-государственника, так и новатора-искусствоведа.

Нина Яковлева,
руководитель Регионального центра чтения

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Регистрационный номер Эл № ФС77-87001 выдан 19.03.2024 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель – ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека имени Валентина Яковлевича Курбатова»
Главный редактор Л.О. Егорова. Контакт редакции +7(8112)72-84-01, bib@pskovlib.ru
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Телефон +7(8112) 72-47-35
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество