Когда говорим о библиотеке, мы, как правило, подразумеваем, что читатель, который пользуется её ресурсами, уже знает, какого результата он хочет достичь, и нам, библиотекарям, нужно только оказать государственную услугу с наименьшими ошибками и без негатива.

Когда говорим о библиотеке, мы, как правило, подразумеваем, что читатель, который пользуется её ресурсами, уже знает, какого результата он хочет достичь, и нам, библиотекарям, нужно только оказать государственную услугу с наименьшими ошибками и без негатива.

Специалисты Псковской областной научной библиотеки (далее ПОУНБ или «научка»), зная все свои «плюсы» и «минусы», зная, что в своей деятельности не до конца совершенны, задались вопросом качества оказания государственных услуг и провели с этой целью исследование, которое показало определённую степень реальности.

104 пользователя библиотеки выразили своё мнение, приняв участие в опросе «Качество оказания государственных услуг ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека"» (август-сентябрь 2013 г.), как  на блоге «Исследования. Рейтинги. Отчёты» (таких оказалось 29%), так и в традиционном формате, заполнив анкету,  которую можно было взять во всех отделах обслуживания (так поступили 71% респондентов).

Если говорить о социальном портрете анкетируемых, то это в основном женщины (56%) в возрасте «более 50 лет» (37%). Читательниц в возрасте от 40 до 45 лет – 15%, столько же и 25-30-летних и всего 4% участниц опроса в возрасте от 15 до 20 лет.

Среди 44 % мужчин, принявших участие в анкетирование: 42% в возрасте «более 50 лет», 19% тех, кому от 40 до 45 лет, 14% респондентам 45-50 лет и меньше всего читателей (5%) в возрасте от 33 до 44 лет.

 
 
 
 

 

По результатам исследования мы составили рейтинг пользователей библиотеки (участников опроса), взяв за основу род их занятий:
 
1. Неработающие пенсионеры - 25%;
2. Работники отрасли культуры – 20%;
3. Работники отрасли образования – 18%;
4. Учащиеся, студенты – 13%;
5. Служащие – 9%;
6. Работники экономической отрасли – 7%;
7. Военнослужащие – 4%;
8. Работники социальной отрасли – 2%;
9. Работники АПК – 2%
 
 
Для каждой предложенной государственной услуги, а это: получение библиографической информации из государственных библиотечных фондов; получение доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах; получение доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных; получение информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав, - мы получили значимые цифровые рекомендации к действию.
 
Наиболее активными и беспристрастными участниками исследования стали читатели отдела абонемента - 19%.
Напомним, все оценки выставлялись по пятибалльной шкале. В итоге отдел заработал:
по 4,5 балла за качество и сроки предоставления услуги «получение информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав»; 3,8 балла за время ожидания; 4,8 балла за вежливость и компетентность сотрудников, оказывающих данную услугу. Комфортность отдела библиотеки оценили на 2,9 балла.
36% опрошенных отметили, что их не устраивает режим работы ПОУНБ. Здесь стоит пояснить, что исследование стартовало в августе 2013 года, когда библиотека работала по летнему расписанию.
 
16% опрошенных пользователей обращались в информационный центр за услугой «получение доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных». Качество предоставленной услуги в среднем оценили на 4,8 балла; 5 баллов – за срок предоставления услуги; столько же, 5 баллов - за вежливость и компетентность сотрудников центра. Комфортность помещения оценили на 4,5 балла. 94% респондентов ответили, что режим работы библиотеки их устраивает.
 
В отделе краеведческой литературы 11% читателей в исследуемый период воспользовались услугой «получение информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав» и 4% «получили библиографическую информацию из государственных библиотечных фондов».
За качество предоставленных услуг специалисты отдела получили 5 баллов, за сроки предоставления 4,9 балла. Вежливость и компетентность сотрудников не вызвала нареканий – 5 баллов. Лишь 3% опрошенных на вопрос «удовлетворяет ли Вас график работы библиотеки» ответили отрицательно.
 
11% респондентов оценили и качество услуги «получение доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных» на сайте библиотеки на 4,6 балла; 4,9 балла за сроки предоставления услуг. За вежливость и компетентность сотрудников – 5 баллов (возможно, здесь оценена деятельность специалистов виртуальной справочной службы и гостевой книги). И неопровержимый факт - 100% респондентов устраивает режим работы сайта.
 
10% участников анкетирования воспользовались услугой «получение информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав» в отделе литературы по культуре и искусству: качество предоставленных услуг  4,8 балла;  5 баллов за сроки предоставления услуг; за вежливость и компетентность сотрудников также 5 баллов и 100% респондентов устраивает режим работы библиотеки.
 
В отделе производственной литературы 2% респондентов обратились за услугой «получение библиографической информации из государственных библиотечных фондов». Здесь по всем критериям сотрудники получили 5 баллов.  А вот мнение других 8% участников исследования, получивших информацию из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав не было таким единодушным: качество предоставленных услуг  4,6 балла;  5 баллов за сроки предоставления услуг; за вежливость и компетентность сотрудников 4,8 балла и 100% респондентов режим работы библиотеки устраивает.
 
6% анкетируемых за оказание услуги «получение информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав» единогласно поставили Международному библиотечному центру по всем позициям 5 баллов, только 4% были не согласны с режимом работы библиотеки.
 
4% респондентов, обратившихся в Центр по работе с редкими и ценными документами за услугой «получение доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах» оценили безупречное качество и сроки предоставления услуг на 5 баллов. Но отметили, что вежливость и компетентность сотрудников не выше 4,9 баллов. 1% опрошенных пользователей считает, что режим работы библиотеки необходимо изменить.
 
По мнению  3-х% респондентов сотрудники сектора регистрации пользователей сработали на 5 баллов и претензий к режиму работы библиотеки нет. Одна из трудностей, с которыми мы здесь столкнулись, - это не все участники исследования смогли правильно определиться с государственной услугой. В ходе анализа анкет выяснилось, что сектор оказывал услугу «получение доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах».
 
Подводя итоги исследования, отметим:
 
услуга «получение информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав» имеет самый высокий показатель востребованности среди  пользователей библиотеки (43%);
 
«получение доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных» востребована у 30% опрошенных.
 
На третье место респонденты определили «получение доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах». За этой услугой обращаются 18% псковичей – читателей ПОУНБ.
 
И 11% утверждают, что пользуются услугой «получение библиографической информации из государственных библиотечных фондов».
 


Диалог с пользователем, пусть даже и через вопросы анкеты, получился! Конечно, подведя итоги этого исследования мы не остановимся и продолжим общение. Потому что мы – библиотекари «научки» - открытые люди, знаем, понимаем и ощущаем нужность библиотеки.

Ирина Королёва,
заместитель директора по социокультурной
деятельности и связям с общественностью

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество