9 января 2014 года абонемент Псковской областной универсальной научной библиотеки предлагает вниманию наших читателей книжную выставку "Духовное и душевное". Выставка будет посвящена теме духовного реализма в творчестве русских писателей зарубежья.
9 января 2014 года абонемент Псковской областной универсальной научной библиотеки предлагает вниманию наших читателей книжную выставку "Духовное и душевное". Выставка будет посвящена теме духовного реализма в творчестве русских писателей зарубежья.
Православна ли русская классика? Можно ли назвать отечественную литературу христианской? Бесспорно. Русская классика XIX-начала XX веков отличается особым вниманием к внутреннему миру личности, обостренной совестливостью, состраданием к человеку. Литература искала пути в храм, и этот поиск, со своими блужданиями и обретениями, отчетливо прослеживается в судьбе классиков XIX века. Нам известны их имена – это Толстой, Гоголь, Достоевский.
Но именно в 20 веке свершилось событие, значение которого трудно переоценить: русская художественная литература, светская по духу, открыла мир русского православия. Произошло это в России зарубежной. Современные исследователи в первую очередь относят к ним творчество Бориса Зайцева и Ивана Шмелева.
Зайцев и Шмелев – художники очень разные, у каждого из них – особенные эстетические принципы, и в своих книгах они открывают разные грани русского православия. В современном литературоведении появились содержательные работы, непосредственно касающиеся этой темы.
 Любомудров А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья. – Санкт-Петербург, 2003. - 272 с.
Любомудров А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья. – Санкт-Петербург, 2003. - 272 с.
Совместимы ли вера и свободное творчество? Каковы взаимоотношения Церкви и искусства? Об этом размышляет автор монографии, доктор филологических наук, сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Книга посвящена опыту эстетического освоения духовной реальности в творчестве классиков русского Зарубежья — Бориса Зайцева и Ивана Шмелева. Воссоздана всесторонняя, целостная картина взаимосвязей мировоззрения, творчества и судьбы художников с миром православия. Впервые дается научное обоснование и осуществляется теоретическая разработка литературного явления, которое в современной филологии получило название «духовный реализм».
 Шмелев Иван "Богомолье" и "Лето Господне"- вершинные книги писателя – это рассказ не только о России, но и о пути души человека, это мир небесный и одновременно земной, материальный. Мир, который воспринимается сразу – единым глотком, вздохом и взглядом.
Шмелев Иван "Богомолье" и "Лето Господне"- вершинные книги писателя – это рассказ не только о России, но и о пути души человека, это мир небесный и одновременно земной, материальный. Мир, который воспринимается сразу – единым глотком, вздохом и взглядом.
 В романе «Богомолье» Шмелев создал в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта…."Россия и православный строй её души показаны здесь силою ясновидящей любви».
В романе «Богомолье» Шмелев создал в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта…."Россия и православный строй её души показаны здесь силою ясновидящей любви».
 Название книги Ивана Шмелева «Лето Господне» взято из Евангелия от Луки, где сказано, что Христос пришел «проповедовать Лето Господне благоприятное». В чувстве сопричастности всему миру, единства с ним, по Шмелеву, - важнейшая особенность русского национального характера. Книга состоит из трех частей, каждая из которых охватывает по времени около года. Первая часть называется «Праздники». Вторая – «Праздники – радости». Третья – «Скорби». Замечательны описания московского быта, явлений природы, людей. Персонажи книг Шмелева сыплют пословицами, поговорками, прибаутками, поют песни, соблюдают православные обряды. Культура русского православия органично  входит в образную ткань книги писателя.
Название книги Ивана Шмелева «Лето Господне» взято из Евангелия от Луки, где сказано, что Христос пришел «проповедовать Лето Господне благоприятное». В чувстве сопричастности всему миру, единства с ним, по Шмелеву, - важнейшая особенность русского национального характера. Книга состоит из трех частей, каждая из которых охватывает по времени около года. Первая часть называется «Праздники». Вторая – «Праздники – радости». Третья – «Скорби». Замечательны описания московского быта, явлений природы, людей. Персонажи книг Шмелева сыплют пословицами, поговорками, прибаутками, поют песни, соблюдают православные обряды. Культура русского православия органично  входит в образную ткань книги писателя.

 Роман «Пути небесные» является, по выражению самого автора, «опытом духовного романа», над которым он работал более 15 лет. К сожалению, роман остался незавершенным. Первый том был написан в мае 1936 года, второй — создавался в 1944-1947 годы. Смерть писателя в 1950 году помешала ему завершить последнюю часть этой трилогии.
Роман «Пути небесные» является, по выражению самого автора, «опытом духовного романа», над которым он работал более 15 лет. К сожалению, роман остался незавершенным. Первый том был написан в мае 1936 года, второй — создавался в 1944-1947 годы. Смерть писателя в 1950 году помешала ему завершить последнюю часть этой трилогии.
В основе романа подлинная история двух людей — инженера Виктора Алексеевича Вейденгаммера и Дарьи Королевой, живших в конце XIX века рядом с Оптиной Пустынью. Дарья, кроткая и глубоко верующая девушка, духовная дочь известного оптинского старца Иосифа, способствовала нравственному перерождению Виктора Алексеевича. После ее внезапной смерти Виктор становится монахом Оптиной Пустыни.
Это роман о человеческих чувствах и нравственном выборе, о тайнах духовного пути и духовном возрождении. Иван Шмелев уже давно снискал себе славу писателя, который в своем творчестве выражает православный взгляд на мир. Но это книга и для тех, кто не отвык еще от обаяния хорошей русской прозы.
 Зайцев Борис Константинович - русский писатель, драматург, переводчик. С 1924 года Борис Константинович находился в эмиграции в Париже. Страдания и потрясения революционных лет привели Зайцева к осознанному принятию православной веры и к Церкви, верным чадом которой он остался до конца своей жизни. В его творчестве, по собственным словам писателя, "хаосу, крови и безобразию" противостояли "гармония и свет Евангелия, Церкви".
Зайцев Борис Константинович - русский писатель, драматург, переводчик. С 1924 года Борис Константинович находился в эмиграции в Париже. Страдания и потрясения революционных лет привели Зайцева к осознанному принятию православной веры и к Церкви, верным чадом которой он остался до конца своей жизни. В его творчестве, по собственным словам писателя, "хаосу, крови и безобразию" противостояли "гармония и свет Евангелия, Церкви".
 Православное мировоззрение автора отразилось во многих его произведениях, вершинами из которых являются "Преподобный Сергий Радонежский", "Афон", "Валаам".
Православное мировоззрение автора отразилось во многих его произведениях, вершинами из которых являются "Преподобный Сергий Радонежский", "Афон", "Валаам".
 Произведение “Преподобный Сергий Радонежский” было написано в 1925 году в эмиграции. Это жизнеописание самого почитаемого на Руси святого старца. По признанию автора, такая тема — “никак не явилась бы автору и не завладела бы им в дореволюционные годы”. Именно во времена потрясений могут появляться такие произведения, дышащие страданием и надеждой, печалью и любовью — всеми высокими чувствами, которые могут возникнуть в душе человека, болеющего за свое Отечество.  Творчество Бориса Зайцева несет в себе духовные ценности, веру в доброе предназначение человека и продолжает традиции золотого века нашей классики.
Произведение “Преподобный Сергий Радонежский” было написано в 1925 году в эмиграции. Это жизнеописание самого почитаемого на Руси святого старца. По признанию автора, такая тема — “никак не явилась бы автору и не завладела бы им в дореволюционные годы”. Именно во времена потрясений могут появляться такие произведения, дышащие страданием и надеждой, печалью и любовью — всеми высокими чувствами, которые могут возникнуть в душе человека, болеющего за свое Отечество.  Творчество Бориса Зайцева несет в себе духовные ценности, веру в доброе предназначение человека и продолжает традиции золотого века нашей классики.

 
  
 
Приглашаем всех желающих посетить нашу выставку.
Ведущий библиотекарь отдела абонемент О.А. Камнева


















