В декабре 2019 года крупнейший в России и мире художественный и культурно-исторический музей Государственный Эрмитаж отмечает свое 255-летие.

Президентская библиотека представляет новую коллекцию уникальных матералов, посвященных этому событию. В масштабную электронную подборку вошли издания XIX–XX веков об истории Эрмитажа и его художественного собрания.

В сочинении «Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге» (1839), посвящённом восстановлению главной царской резиденции после пожара 17 декабря 1837 года, А. Башуцкий задаётся не праздными вопросами: «А если заветы веры сердечной связаны с существованием этого памятника? Если он – средоточие надежд, счастья и спокойствия многих? Если в нём издавна совершалось всё великое и прекрасное? Если из него, как от источника жизни, наливались на великий народ: благость, милость, сила и счастие? Дворец-Зимний невыразимо драгоценен; каждый камень дворца освящён для воспоминаний нашего сердца нерушимым заветом удивления, любви, преданности и благодарности!».


К 255-летию Государственного Эрмитажа – крупнейшего в России и мире художественного и культурно-исторического музея,  которое отмечается в декабре 2019 года,  Президентская библиотека представила  на своём портале новую коллекцию «Государственный Эрмитаж», состоящую из пяти разделов: «Издания по истории Зимнего дворца и Эрмитажа»«Архивные материалы»«Открытки»«Фотографии»«Видеоматериалы».

В масштабную электронную подборку вошли издания XIX–XX веков об истории музея и его художественного собрания; архивные документы о формировании коллекции Эрмитажа и комплектовании штата сотрудников музея; записи об организации балов и маскарадов во дворце; информация об издательской деятельности учреждения; свидетельства о пожаре 1837 года и положении музея во время революции 1917 года; изобразительные материалы  (открытки и фотографии с видами зданий Эрмитажа, его залов и коллекций); документальный фильм о музее и историческая кинохроника 1906 года.

Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина II приобрела в Берлине у прусского купца Иоганна Эрнста Гоцковского, в счёт его долга за неудачную поставку зерна для русской армии, собрание живописи, состоявшее из 317 картин фламандских, голландских и итальянских художников первой половины XVII века. Картины разместили в уединённых апартаментах Зимнего дворца под названием «Эрмитаж» (от франц. Ermitage – место уединения, жилище отшельника, уединённый уголок), а затем это наименование перешло на всю музейную коллекцию.

«Одна часть дворца была назначена, собственно, для картинной галереи, – написано в «Путеводителе по Петербургу» (1886). – Впоследствии императрица присоединила к этому зданию галерею Рафаэлевских лож, которая по архитектурным размерам и живописи составляет верную копию с Ватиканских лож в Риме с тою разницею, что оригинальные фрески этих лож, находясь вплоть до 1813 года на открытом воздухе, подверглись порче, тогда как наши копии, написанные по заказу императрицы, имеют то преимущество, что были сделаны в то время, когда оригиналы были ещё в удовлетворительном состоянии. Императрица присоединила к упомянутым зданиям Эрмитажный театр, построенный архитектором Кваренги и соединённый с картинной галереей аркой, переброшенной через Зимнюю канавку».

Для пополнения собрания Эрмитажа производились закупки за границей крупных частных коллекций картин именитых авторов: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолпола (1779) и др. К 1774 году каталог картин Зимнего дворца насчитывал уже 2080 произведений. Помимо живописи в собрание поступали коллекции гравюр и рисунков античной древности, произведения западноевропейского декоративно-прикладного искусства, монеты и медали, а также книги, например, библиотека Вольтера.

«Украшение Зимнего дворца составляет Сокровищница, находящаяся в одной из зал второго этажа, – продолжает просвещать гостей Северной столицы  «Путеводитель по Петербургу». – В стеклянном ящике посреди залы лежат атрибуты Императорской власти; самая драгоценная между ними вещь – Скипетр со знаменитым бриллиантом Орлова. Существуют различные предания о его судьбе; согласно самому распространённому из них, брильянт этот – глаз золотого льва от трона Великого Монгола в Дели, украденный одним сипаем и несколько раз перепроданный; затем бриллиант перешёл в руки армянского купца Лазарева, у которого купил его граф Орлов в Амстердаме и подарил Императрице Екатерине II. Он заплатил за камень 450.000 р., дал, кроме того, ренту в 2.000 р. и дворянский диплом».

«Военно-портретная галерея, всем знакомая, составляющая неоценимый памятник знаменитой отечественной войны, воссоздана, как всё во дворце, на основании прежней идеи, но с большими улучшениями: она увеличена настолько же, как белая Зала; теперь более места для знамён гвардейских полков, всегда стоящих при начале этой галереи, как бы охраняемых изображениями тех, которыми они прославлены во дни бессмертной борьбы России с надменным исполином побед и баловнем счастия. Потолок поднят, дано более света сверху (сквозь «фонари» – просветы потолка)», – пишет уже упоминавшийся выше А. Башуцкий в статье «Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге».

В XIX веке собрание Эрмитажа начало пополняться материалами археологических раскопок, составившими, в частности, основу знаменитой скифской коллекции, а также произведениями русских живописцев, часть из которых в 1895 году была передана Русскому музею.

До середины XIX века Эрмитаж оставался закрытым музеем, и посещать его могли только избранные. Для широкой публики художественная коллекция стала доступна при императоре Николае I 5 февраля (17 числа по новому стилю) 1852 года в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. С этого времени Эрмитаж занимает пять связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец (1754–1762, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764–1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771–1787, архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839–1852, архитектор Л. фон Кленце) и Эрмитажный театр (1783–1787, архитектор Дж. Кваренги).

Вклад императора Николая I в развитие Эрмитажа, с одной стороны, неоспорим, с другой стороны, вызывает вопросы у историков культуры. Искусствовед, художественный критик Николай Николаевич Врангель, прежде чем дать оценку состояния Эрмитажа в период правления Николая I, рисует его психологический портрет: «Ум небольшого кругозора, всегда непреклонный, почти упрямый и никогда и ни в чём не сомневающийся; мощный властитель часто с не русскими мыслями и вкусами, но с размахом всегда чисто русским; император во всём, и в военном деле, и в искусстве. В последнем он мнил себя особым знатоком, «каким должен быть всякий в его положении». Но прежде всего император был военным во всё, в том числе в манерах и вкусах.

Не желая терпеть ничего, что напоминало ему «спорные» эпизоды из собственной жизни или его предков, Николай изгонял из царских покоев такого рода воспоминания. Известно, что им были преданы сожжению многие драгоценные рукописи и мемуары членов царской семьи. Не желая видеть ничего, что напоминало бы ему о фаворитах его августейшей бабки, Государь приказал унести из Эрмитажа и отдать потомкам все портреты любимцев Екатерины II. Так были сосланы портреты Зубовых, Дмитриева-Мамонова, Александра Ланского. К счастью, все они, пройдя ряд мытарств, через много лет заняли места в Музее Императора Александра III и, таким образом, эти портреты кисти Лампи, Шибанова и Левицкого сохранились и доныне».

Плачевной могла стать судьба и портретов декабристов, хотя практически все они были героями войны 1812 года. Николай Павлович, не желая вспоминать о трагическом эпизоде его вступления на царство, велел убрать из Галереи героев Двенадцатого года портреты всех участвовавших в декабрьском восстании. Десятилетия картины хранились в подвалах Зимнего дворца, а в 1903 году были возвращены на экспозицию.

Сегодня Эрмитаж является одним из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев мира. В его собрании представлены богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии и русской культуры VIII–XIX столетий.

По материалам Президентской библиотеки 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество