15 апреля 2020 года исполняется 134 года со дня рождения Николая Степановича Гумилёва (1886–1921), поэта Серебряного века, создателя школы акмеизма и «Цеха поэтов», драматурга, литературного критика, переводчика, путешественника, офицера уланского полка, кавалера двух Георгиевских крестов.

В фонде Президентской библиотеки размещены авторефераты диссертаций, раскрывающих богатейшее творческое наследие Н.С. Гумилёва.

«Гумилёв, как и большинство поэтов-романтиков, выстраивает свой художественный мир вокруг путешествия и перемещения в удалённые области. „Здесь“ – это мир действительности – обыденный, приземлённый, трагический, полный неблагополучия. „Там“ – различные разновидности мира иного: идеального, таинственно-прекрасного, возвышенного, и т. д. Окружающий мир в творчестве поэта поделён на мир обыденный и мир священный, и из первого во второй перманентно устремляется лирический герой Гумилёва», – пишет филолог Евгения Раздьяконова в автореферате диссертации на тему «Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н. С. Гумилёва» (2014) из электронного фонда Президентской библиотеки.

15 апреля 2020 года исполняется 134 года со дня рождения Николая Степановича Гумилёва (1886–1921), поэта Серебряного века, создателя школы акмеизма и «Цеха поэтов», драматурга, литературного критика, переводчика, путешественника, офицера уланского полка, кавалера двух Георгиевских крестов. В фонде Президентской библиотеки размещены авторефераты диссертаций, раскрывающих богатейшее творческое наследие Николая Степановича Гумилёва.

Из мира «обыденного» в мир «священный» «перманентно устремляется лирический герой Гумилёва». Но устремлялся не только лирический герой поэта, но и он сам, причём с подросткового возраста. Сначала на бумаге, потом – в жизни.

Родился Николай Степанович в Кронштадте, в семье корабельного врача, а детские годы ему выпало счастье провести в Царском Селе. После трёхгодичного пребывания семьи в Тифлисе Гумилёв поступил в седьмой класс Царскосельской Николаевской гимназии. Надо сказать, учился он плохо (при этом любил читать), регулярно попадал в списки неуспевающих.

Слабого ученика собирались отчислить, но на педагогическом совете за него вступился директор гимназии – поэт-символист Иннокентий Анненский. Ему удалось убедить коллег, что неуспеваемость подростка компенсируется отменными стихами. Между педагогом и учеником возникло понимание и восхищение друг другом, они дружили. В стихотворении «Памяти Анненского» 1911 года Николай Гумилёв писал: «Десяток фраз, пленительных и странных, / Как бы случайно уроня, / Он вбрасывал в пространство безымянных / Мечтаний – слабого меня».

В 1905 году вышел первый сборник поэта «Путь конквистадоров» – и сразу обратил на себя внимание читателей и критики; его персонажи, от которых веяло пряным духом Абиссинии, были непривычно экзотичны, крепки телом и шли напролом к поставленной цели. «В книге есть и несколько прекрасных стихов, действительно удачных образов. Предположим, что она только путь нового конквистадора и что его победы и завоевания впереди», – откликнулся на сборник молодого поэта в журнале «Весы» Валерий Брюсов. Гумилёв отправил ему письмо с благодарностью. Так началась их многолетняя переписка.

В конце 1912 года акмеисты создали собственное издательство – «Гиперборей» – и начали выпускать одноимённый журнал. В январе 1913 года вышел номер «Аполлона» со статьями «Некоторые течения в современной русской поэзии» Сергея Городецкого и «Наследие символизма и акмеизм» Николая Гумилёва. Так было продекларировано новое литературное направление.

В автореферате диссертации Анастасии Кулагиной  «Жизнетворческая концепция и принципы создания образа в лирике и драматургии Н. С. Гумилёва» (2012) отмечается, что любой художник существует в двух пространствах бытия: пространстве жизни и пространстве искусства. С эпохи немецких романтиков в искусство вошло новое понятие – жизнетворчество. В отличие от символистов, реалистов, футуристов, продолжает автор, для акмеистов (акмеизм – литературное течение, противостоящее символизму; акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова) жизнь художника имеет свою собственную ценность, составляет его биографию. «Жизнетворчество» выступает как сознательное структурирование собственной жизни, когда человек предстаёт автором-героем своего жизненного повествования.

Этим путём – путём структурирования собственной жизни, отважился пойти и Гумилёв, устремившийся навстречу приключениям, в процессе которых рождались образы конквистадоров, монахов-абиссинцев; так был создан «Дон Жуан в Египте». Новые поэтические образы рождались не только на бумаге или в воображении. Осенью 1908 года Гумилёв совершает свою первую поездку в Африку – и становится первооткрывателем африканской темы в русской поэзии. Он был трижды в этой неведомой ранее читателю стране: собирал народные песни, другие этнографические материалы. Впоследствии это великолепно и полно отобразилось в цикле «Абиссинские песни».

Именно африканскими поездками было навеяно одно из самых лучших стихотворений Гумилёва: «Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд / И руки особенно тонки, колени обняв, / Послушай: далёко, далёко, на озере Чад / Изысканный бродит жираф». Эти строки он посвятил будущей жене, поэтессе Анне Горенко, известной своим почитателям как Ахматова. И весь сборник «Романтические цветы» был посвящён ей. Однако совместная жизнь оказалась им не по силам, их недолгий брак распался…

После скитаний по жаркой, фантастически прекрасной Африке продолжать богемную жизнь в Петербурге Николаю Степановичу уже не хотелось. И когда прогремели трубы Первой мировой войны, Гумилёв поступил добровольцем в уланский полк, в действующую армию. «Войну он принял с простотою совершенной, с прямолинейной горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу война застала в наибольшей боевой готовности. Патриотизм его был столь же безоговорочен, как безоблачно было его религиозное исповедание», – писал о нем сотрудник журнала «Аполлон» Андрей Левинсон. Сослуживцы вспоминали, что у Гумилёва было как бы ослаблено чувство самосохранения, его влекло к опасности, он нередко первым бросался в атаку из окопа.

Он был награждён двумя Георгиевскими крестами за храбрость и получил офицерское звание. В газете «Биржевые ведомости» публиковались его хроникальные очерки «Записки кавалериста». В 1916 году вышла книга «Колчан», в которой итальянские путевые зарисовки отступают на второй план, и впервые обретает звучание пронзительная русская тема.

Но никакие военные заслуги поэта не были приняты во внимание Петроградской чрезвычайной комиссией, которая арестовала его по подозрению в участии в заговоре Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева, как выяснилось позднее, сфабрикованном. Поэт был расстрелян. Остались неизвестными точная дата и место захоронения. Один из участников расстрельной команды впоследствии вспоминал, что у Гумилёва не дрогнул ни один мускул лица по дороге к месту казни, иногда по его губам пробегала понимающая усмешка, он успел попросить у солдат папиросу и докурил её до конца… А через несколько десятилетий, в 1991 году, дело поэта Николая Гумилёва было прекращено за отсутствием состава преступления.

«Творчество Н. Гумилёва лишь недавно стало возвращаться не только к читателю, но и к исследователю. Этого художника не издавали больше шести десятилетий, его табуированное имя вычёркивалось цензорами и редакторами из книг и статей. Последние два десятилетия стали появляться работы о Н. Гумилёве-человеке, путешественнике, этнографе, основателе акмеизма и литературном критике, наконец, поэте», – пишет Д. Грачёва в автореферате диссертации на тему «Философско-эстетическая концепция и её интертекстуальная реализация в прозе Н. Гумилёва (сборник рассказов „Тень от пальмы“)» (2006) из электронного фонда Президентской библиотеки.

Настоящее открытие Гумилёва читателями ещё только начинается, и Президентская библиотека продолжит оцифровывать связанные с ним исследовательские материалы и документы, изоматериалы и сборники его стихов.

По материалам Президентской библиотеки

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество