Галанцева Елена Ивановна,

зав. Информационным центром

Псковской областной универсальной научной библиотеки

Самооценка деятельности Информационного центра

 ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»

Самооценка деятельности Информационного центра проводилась по модели и критериям премии Правительства РФ в области качества.

Основной целью самооценки является улучшение работы отдела. Однако сам по себе процесс самооценки еще не обеспечивает этого улучшения, он дает лишь «моментальный снимок» состояния дел и предоставляет информацию о сильных сторонах деятельности центра и об областях, где можно ввести улучшения.

Первые пять критериев оценивают, как отдел добивается результатов в области качества, какими потенциальными возможностями обладает.

 

КРИТЕРИЙ 1:  Лидирующая роль руководства

Информационный центр работает в системе менеджмента качества в рамках «Политики высшего руководства в области качества» и как структурное подразделение библиотеки существует с 2012 года. В него входят: Справочно-библиографический отдел и Центр социальной, деловой и правовой информации. Работа Информационного центра регламентируется Федеральным законом «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ (с изменениями от 2 июля 2013 года),  Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов» № 77-ФЗ от 29 декабря 1994 года (с изменениями), Законом Псковской области «О библиотечном деле и обязательном бесплатном экземпляре документов» от 31 января 1996 года, Уставом библиотеки и Положением об Информационном центре.

Возглавляет отдел заведующая, которая находится в этой должности с июня 2014 года, имеет высшее профессиональное образование, общий библиотечный стаж 16 лет. Заведующая определяет приоритеты, которые находят отражение в ежегодном плане отдела, разрабатывает стратегию деятельности структурного подразделения, сформулированную в "Политике высшего руководства в области качества, доводит цели и  задачи отдела и библиотеки в целом до сотрудников в рамках установленной ответственности (по итогам производственных совещаний при директоре), ежемесячно анализирует эффективность руководства на основе статистических отчетов работы отдела по основным ключевым процессам и анализа личных планов сотрудников.

Заведующая предоставляет сотрудникам возможность участия в деятельности Информационного центра по улучшению качества обслуживания пользователей,  ежемесячно проводит производственные совещания в отделе.

Своевременно оцениваются усилия сотрудников по улучшению качества деятельности отдела: один сотрудник возглавляет Центр социальной, деловой и правовой информации, три сотрудника имеют ставку главного библиографа.  

Заведующая и сотрудники Информационного центра принимают участие в программах и проектах библиотеки – Международном книжном форуме «Русский Запад», Международной школе качества, программе ПРОФИ, «Здоровье от А до Я».

Заведующая осуществляет руководство сотрудничества отдела с внешними профессиональными партнерами, такими как АРБИКОН по проекту МАРС (Межрегиональная аналитическая роспись статей), с муниципальными библиотеками области по всем направлениям работы отдела. Заведующая отделом руководит организацией обучающих семинаров, проводит диагностические проверки библиографической работы библиотек области, а также консультации и практические занятия для специалистов.

Заведующая отделом имеет сертификат за участие в научно-практической конференции «Компетенции библиотекаря в цифровой среде», почетные грамоты Государственного комитета по культуре, привлекается в качестве преподавателя для подготовки кадров библиотеки.

 

КРИТЕРИЙ 2: Политика и стратегия в области обеспечения качества деятельности и услуг

Политика и стратегия в области обеспечения качества деятельности и услуг Информационного центра осуществляется на основе планирования работы отдела, которое в свою очередь ориентируется на «Стратегический план Псковской областной универсальной научной библиотеки». В течение года отслеживаются перемены в обществе в силу различных факторов, собирается и обобщается информация для определения  информационного пространства, которая находит отражение в  плане работы отдела на год. План состоит из описательной части по основным направлениям работы,  запланированных статистических показателей, и календарного плана по месяцам. Он ежемесячно корректируется с определением приоритетных групп пользователей, динамики их информационных потребностей.

Основными направлениями работы Информационного центра являются: справочно-библиографическое обслуживание пользователей, в том числе виртуальное (ВСС, онлайн-консультирование); организация и проведение мероприятий, направленных на поддержку и развитие информационной и правовой культуры пользователей; издание библиографических и методических пособий для повышения квалификации библиографов области; оказание методической помощи специалистам муниципальных библиотек.

Приоритетными группами пользователей наших услуг являются специалисты различных отраслей науки и культуры, учащиеся общеобразовательных, средних специальных,  студенты высших учебных заведений города Пскова, пенсионеры.

При планировании деятельности отдел учитывает информацию от реальных партнеров. Количество и качество создаваемых библиографических записей в месяц по проекту МАРС определяются на основе рекламаций, поступающих от АРБИКОНа, темы информационно-правовых мероприятий  - на основе «Книги отзывов и предложений»,а  темы вебинаров для муниципальных библиотек - по предложениям библиографов библиотек области.

При планировании деятельности отслеживаются достижения библиотек страны на сайтах этих библиотек и по ежегодным отчетам, которые представлены в Базе данных «Центральные библиотеки субъектов РФ», используются инновации библиотек других регионов (например, введено онлайн-консультирование на сайте ПОУНБ), а также данные и информация публикаций российской профессиональной печати. Кроме того, Информационный центр возобновляет библиографическое информирование преподавателей вузов, педагогов общеобразовательных школ о новых поступлениях в фонды библиотеки.

Внутренние показатели деятельности сотрудников Информационного центра анализируются на основе ежемесячных статистических отчетов каждого сотрудника, которые он предоставляет заведующей, и личного плана.

Для реализации политики и стратегии отдела определен комплекс ключевых производственных процессов, разработана матрица ответственности.

На производственных совещаниях в отделе проходит обсуждение плана работы, итогов деятельности, корректируется текущий план работы, перераспределяется ответственность за основные процессы, определяются задачи на ближайший период. Все этапы обсуждения отражаются в специальной тетради производственных совещаний.

Итоги работы за год обсуждаются на итоговом собрании в отделе в присутствии директора библиотеки.

Пользователи могут анализировать итоги нашей работы на сайте ПОУНБ используя  пост-релизы.

 

КРИТЕРИЙ 3: Использование потенциала сотрудников, пользователей для обеспечения качества деятельности и услуг библиотеки

От сотрудников отдела требуются определенные профессиональные знания и умения. Требования к квалификации и характер работ определены в Положениях об Информационном центре, о Справочно-библиографическом отделе, о Центре социальной, деловой и правовой информации, должностными инструкциями, в матрице ответственности.

На данный момент в штате отдела трудится семь человек: заведующая Информационным центром, заведующая ЦСДПИ, три главных библиографа, ведущий библиотекарь и юрист. Все сотрудники имеют высшее образование, один – высшее специальное. Четыре сотрудника имеют стаж от 10 до 25 лет.

Обучение и развитие персонала регулируется «Целевой комплексной программой повышения квалификации и переподготовки кадров ПОУНБ». Четыре сотрудники имеют сертификаты Международной школы качества, серебряные сертификаты обладателя, успешно прошедшего базовое дистанционное тестирование на знание возможностей использования системы «ГАРАНТ», один сотрудник имеет сертификат на знание возможностей использования системы «КОНСУЛЬТАНТ Плюс», три сотрудника прошли дистанционное обучение по созданию аналитической библиографической записи в соответствии с методикой проекта АРБИКОН МАРС. Фролова Н. А. прошла краткосрочное обучение в ПОИПКРО, имеет удостоверение о повышении квалификации  на курсах Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова. Румянцева А. В., заведующая ЦСДПИ, принимала участие во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер 2014», в Третьем российском молодежном библиотечном конвенте, получает среднее специальное библиотечное образование.

Все сотрудники награждены грамотами и благодарственными письмами Государственного комитета по культуре и Псковской областной универсальной научной библиотеки.

Также  в отделе действует система непрерывного образования. Ежегодно составляется план производственной учебы сотрудников библиотеки и производственной учебы в отделе. Специалисты прошли обучение по темам: «Организация научно-исследовательской работы», «Новое программное обеспечение Библиотеки диссертаций», Заказ книг из отдела основного хранения», «Создание списка литературы для выставки в автоматизированном режиме», «Работа с читателями Регионального центра Президентской библиотеки», "Технологии ретроконверсии".

Персонал внутри производственных процессов обменивается знаниями и опытом между собой, что позволяет поддерживать систему взаимозаменяемости внутри производственного цикла.

В отделе проводилась анкета по оценке качества работы Информационного центра, которая выявила, что в целом сотрудники понимают цели структурного подразделения и принимают их, серьезно относятся к качеству работы, знают показатели интенсивности и эффективности, но свои ресурсы используют не в полной мере, мало проявляют инициативу. Но, самое главное, все чувствуют долю ответственности за успех и не успех отдела, ощущают себя членами команды.

КРИТЕРИЙ 4: Партнерство и рациональное использование ресурсов

Информационный центр имеет два помещения.

Зал каталогов - для непосредственного обслуживания пользователей и доступа к информационным электронным ресурсам - снабжен двумя компьютерами для дежурного библиографа и ЦСДПИ, шестью компьютерами Центра общественного доступа к государственным услугам (Электронное правительство), пятью компьютерами для доступа к электронному каталогу, базам данных внутренних ресурсов библиотеки и справочно-правовым системам, десятью машинами с доступом к Интернету, справочно-правовым системам и Электронному залу диссертаций. 

Отдельное помещение занимает Справочно-библиографический отдел, где каждый сотрудник имеет компьютер,  подключенный к Интернету и входящий в единую локальную сеть, что обеспечивает доступ сотрудников к служебной информации. Информационный центр имеет три ксерокса (на данный момент работает только один), два сканера, три принтера. 

Информационный центр располагает универсальным фондом библиографических и справочных изданий. К услугам пользователей - Электронные ресурсы: электронный  каталог (ведет Отдел обработки литературы), библиографическая база «Статьи», которая находится в ведении СБО, база данных МАРС, электронный АПУ. Библиографы  занимаются редакцией традиционной (карточной) картотеки, а также – "ключа" (алфавитно-предметного указателя) к БД «Статьи».

Сетевые ресурсы представлены

  • Электронной библиотекой диссертаций РГБ (Виртуальный читальный зал),
  • Базой данных Polpred.com. Обзор СМИ,
  • Базой данных Федеральной службы охраны РФ «Государственная система правовой информации «Законодательство России»»,
  • Справочно-правовыми системами «Гарант и Консультант Плюс»,
  • Электронной библиотекой Издательского дома «Гребенников» GrebennikOn, электронно-библиотечной системой издательства «Лань».

Отдел отвечает за Виртуальную справочную службу (ВСС) и онлайн-консультирование на сайте библиотеки. Как следствие, количество выполненных справок с помощью электронных источников преобладает над количеством справок, выполненных с помощью традиционных каталогов и картотек, справочно-библиографического фонда. В 2014 году выполнено 20016 справок, в числе которых 14922 – электронные, что составляет 75% от общего объема справок.

В соответствии с общей политикой библиотеки отдел налаживает внешние и внутренние партнерские связи, участвует в корпоративном проекте МАРС для улучшения качества работы.

Внешними партнерами Информационного центра являются:

  • АРБИКОН МАРС;
  • ООО «Гарант-Сервис»;
  • ООО «Консультант Плюс»;
  • Центр специальной связи и информации ФСО Росси по Псковской области;
  • Управление ФСКН России по Псковской области;
  • Псковское региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»;
  • Региональное отделение «Союз пенсионеров России» Университет III возраста;
  • Магазин «Компьютер Плаза»;
  • ГБУЗ Псковской области «Областной центр медицинской профилактики».

Сотрудничество с АРБИКОНОМ предполагает обеспечение оперативности, полноты и качества наполнения библиографической базы «Статьи» и базы «Межрегиональная роспись», а партнерство с ООО «Гарант-Сервис», «Консультант Плюс», Центром спецсвязи ФСО – частоту пополнения справочно-правовых систем и возможность использования этих ресурсов библиотекой.

Информационный центр является также методическим центром по своему профилю для муниципальных библиотек области. Сотрудники отдела организуют и проводят обучающие семинары, вебинары, консультации, ездят в командировки по области, издают методические пособия. Мы также оказываем методическую помощь ведомственным библиотекам города.

КРИТЕРИЙ 5: Управление процессами обеспечения качества деятельности и услуг

Исходя из политики и стратегии Информационного центра, а также полного удовлетворения потребностей своих пользователей и других заинтересованных сторон, были определены ключевые процессы.

Этими процессами являются: справочно-библиографическое обслуживание пользователей, аналитическая роспись газет и сборников, аналитическая роспись журналов в проекте МАРС, формирование электронных баз данных, ведение электронного АПУ, ведение справочно-библиографического аппарата, виртуальное справочное обслуживание, онлайн-консультирование, информационное обслуживание, издательская деятельность, выставочная работа в рамках информационного обслуживания, методическая работа.

По каждому процессу распределены полномочия и определены ответственные.

Осуществляется систематическое управление процессами, оценка результативности проводится на основе анализа системы показателей на итоговом совещании в отделе.

Основными показателями работы являются количество выполненных справок по видам; информационно-библиографических мероприятий, мероприятий по формированию правовой культуры пользователей и антинаркотической направленности; объем росписи, пополнение баз   данных, количество изданных библиографических и методических пособий, выполненных методических консультаций.

Участие в корпоративных проектах дало толчок к внедрению нововведений в процесс справочно-библиографического обслуживания пользователей (ВВС, онлайн-консультирование, увеличение количества полей аналитической библиографической записи).

Внедрение инноваций способствует привлечению внутренних и внешних партнеров.

 

Вторая группа критериев оценивает результаты проделанной работы.

 

КРИТЕРИЙ 6: Удовлетворенность потребителей качеством деятельности и услуг библиотеки

Информационный центр имеет широкий спектр услуг. На сайте библиотеки выставлена библиографическая база «Статьи», работает Виртуальная справочная служба (53 запроса в 2014 году выполнено сотрудниками отдела, 25 запросов - в 2013 году), онлайн-консультирование.

Об удовлетворенности потребителей качеством наших услуг может говорить статистика проведенных библиографических уроков и экскурсий, различных мероприятий по формированию правовой культуры, мероприятий в рамках программы «Здоровье от А до Я».   2014 год – проведено 54 библиографических урока и экскурсий, посещения составили 1074 человека, эта цифра не меняется на протяжении трех лет. В 2012 году проведено 26 Дней информации, в 2014 году – 36.

Взаимодействие сотрудников библиотеки с потенциальными и реальными потребителями происходит во время библиотечного и информационного обслуживания в зале каталогов в режиме "запрос-ответ", в рамках различных мероприятий. Сотрудники оперативно реагируют на вопросы и жалобы пользователей, используют их мнения о качестве деятельности и услуг библиотеки, изложенные в Тетради отзывов  и предложений.

 

КРИТЕРИЙ 7: Удовлетворенность сотрудников работой в отделе

Проводился опрос сотрудников по удовлетворенности работой для совершенствования деятельности  и направлений ее развития. В ходе опроса сотрудники отметили стимулы для дальнейшего саморазвития, дополнительного образования и карьерного роста, повышения квалификации.  Сотрудники информированы о тактических и стратегических задачах отдела и библиотеки в целом, удовлетворены возможностью изучения новых технологий, использования Интернета и электронной почты на каждом рабочем месте.

В ходе общения в отделе сотрудники отметили возможность использования при необходимости гибкого графика, важность позитивного психологического климата.

Неудовлетворенность прослеживается в напряженном темпе работы, нехватке кадров со специальным профессиональным образованием.

 

КРИТЕРИЙ 8: Влияние на общество

Свое влияние на общество мы видим, в первую очередь, в информационной открытости отдела и библиотеки в целом. Информационный центр включен в жизнь общества: работает Центр социальной, деловой и правовой информации, проводятся мероприятия по повышению информационной и правовой культуре пользователей. Отдел принимает участие в разработке программы по здоровому образу жизни, а одним из приоритетных направлений работы является антинаркотическое.

 

КРИТЕРИЙ 9: Результаты работы организации

Результаты работы Информационного центра представлены в ежемесячных, полугодовых и годовых отчетах. Представлю результаты по основным процессам за последние три года:

  • количество читателей: 2012 год – 9,2 тыс., 2013 – 8,4 тыс., 2014 год – 8,4  тыс. пользователей;
  • справочно-библиографическое обслуживание пользователей: в 2012 году выполнено 18,3 тыс. справок, 2013 – 22,7 тыс., 2014 год – 20,0 тыс. справок;
  • методические консультации – 2012 – 3,5 тыс., 2013 – 4,3 тыс., 2014 – 4,2 тыс.
  • в проекте МАРС библиографами в течение трех лет расписывается более 2 тыс. статей, мы не получали пока ни одной рекламации;
  • возобновлено информирование о новых поступлениях преподавателей вузов и педагогов общеобразовательных школ.

Заведующая Информационным центром
Галанцева Е.И.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество