В актовом зале библиотеки открылась художественная выставка портретов. В этой связи мы решили вспомнить один любопытный исторический факт, подтверждением которому служит 5-томное издание из фонда Псковской областной универсальной научной библиотеки.

portret jana 1

В 1905 году в Таврическом дворце Петербурга усилиями Сергея Дягилева открылась «Историко-художественная выставка русских портретов». Она представила публике более 2-х тысяч работ отечественных и зарубежных художников от парсуны до XX века. Экспозиция была разделена на исторические эпохи – царствования. Дягилев привлек к оформлению залов известных художников и архитекторов: Льва Бакста, Ивана Билибина, Мстислава Добужинского, Николая Лансере. Стилистика каждого зала отсылала к определенной эпохе.

Пожалуй, самым главным подвигом стал подход Сергея Дягилева к организации выставки. В поисках материала он колесил по усадьбам России, не обходя вниманием и те, которые уже в начале XX века находились в упадке. В частных собраниях он обнаруживал экспонаты будущей выставки – портреты предков известных или мало знакомых фамилий.

portret jana 2

Личные живописные сокровища соседствовали в экспозиции с шедеврами из Исторического музея. Целью этой выставки было не только показать историю жанра в России, но и наглядно представить зрителю «цвет нации»: от государей до помещиков.

Все отобранные для выставки работы были сфотографированы, а затем воспроизведены с помощью фототипии и гелиогравюры -  самым высококачественным на тот момент способом. После этого великий князь Николай Михайлович Романов, заручившись научной поддержкой Александра Бенуа, инициировал выпуск многотомного издания «Русские портреты XVIII и XIX столетий».

portret jana 3

Основываясь на своих собственных предпочтениях, Николай Михайлович предельно сузил хронологические рамки книги, в отличие от Таврической выставки. Издание должно было содержать портреты людей эпохи Екатерины II, Павла и Александра I, в то время как сама Таврическая выставка представляла собой масштабную антологию русского портретного искусства от XVII до рубежа XIX-XX вв.  Несмотря на ограничение исторического периода, издание разрослось до пяти объемных томов.  

По каждой изображенной на портрете личности приводилась увлекательная и иногда очень едкая биографическая справка. Не только об очевидных достоинствах исторических персонажей, но также о недостатках их характеров писали историки и ученые: Б. Модзалевский, К. Военский, А. Голомбиевский и др.

«Цель будет достигнута, если <…> удастся сохранить навсегда изображения, оригиналы которых, быть может, погибнут затем от времени и неблагоприятных условий хранения или бесследно исчезнут, как это часто случается, в составе целых, обширных и ценных фамильных собраний».   Множество оригиналов действительно исчезли, но по другой причине – из-за революции и массовой эмиграции русских дворян за рубеж. Так многотомное издание великого князя стало единственной памятью о существовавших некогда портретах.

portret jana 4

В нашей библиотеке хранится репринтное издание этого истинно подвижнического труда, вышедшее в 1999 году в издательстве «Три века истории». Как и в оригинале князя Романова, все тексты здесь приводятся на двух языках: русском и французском. Оригинальное издание с самого начала укоряли за недостатки: узкие исторические рамки, неудачный формат (листы, вложенные в папки) и отсутствие сведений о техническом исполнении портретов.

Редакторская группа, работавшая над переизданием 1999 года, устранила один из недочетов, выбрав более удобный в использовании книжный формат. Кроме того, каждый из 5-ти томов снабдили алфавитным указателем имен, чьи портреты там размещены. Это существенно упростило поиск на страницах издания нужной личности.

Упрекая великого князя Николая Михайловича в отсутствии систематизации портретов, публика была абсолютно права. Понятно, что человек, родившийся при Екатерине II, должен был бы дожить и до царствования Павла, и до Александра I. Но порядок публикации портретов не поддается какому-либо объяснению, а только подтверждает мнение Александра Бенуа «об упрямстве и даже самодурстве составителя».

Портреты вышеназванных трех правителей даны составителем в разном, чуждом хронологии порядке. Открывает 1-й том и все издание в целом портрет Александра I, написанный французским художником Жан-Лораном Монье. Первый портрет 2-го тома демонстрирует один из многочисленных образов Екатерины II, созданных Дмитрием Левицким. Зато Павел I появляется на страницах издания два раза: парадный портрет в рост в 1-м томе и малоизвестное изображение вместе с супругой Марией Федоровной в 5-м.

portret jana 5

К сожалению, ни оригинальное, ни репринтное издание не могут рассказать о колористических достоинствах или недостатках воспроизводимых портретов. Все, чем мы можем довольствоваться – это композиция картины, костюм, прическа и выражение лица героя. Но даже этого становится много, если представить, что портрет оказался утрачен.

Любопытно пробежаться по именам художников. Им бы не помешал отдельный указатель. Под каждым портретом стоит фамилия мастера, даже без имени: «Пис: Боровиковский», «Пис: Лампи», «Пис: Виже-Лебрен» и т.д. Инициалов удостоились лишь немногие: Н. Аргунов, В. Тропинин, Г. Дау, Петр Галль, О. Кипренский, А. Кауфман, Ф. Будкин. Чем обусловлена такая избирательность – сказать невозможно. Разве только имена обделенных слишком известны, чтобы их называть.

«Русские портреты XVIII и XIX веков» (в оригинальном издании используется термин «столетия») будут интересны даже тем, кто хорошо ориентируется в истории живописи. Ведь некоторые из приведенных здесь работ известных мастеров редко можно встретить в альбомах.  Довольно солидная часть портретов требует уточнения авторства. Но это уже дело будущего. А пока ждем вас в библиотеке – посмотреть выставку «Портрет», на которой представлены люди нашего времени, и полистать издание о лицах давно ушедших.   

Добавим, работы на выставке «Портрет» выполнены членами Псковского отделения Творческого Союза Художников России, рассказывают о важных людях в их жизни и случайных, но ярких встречах.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество