До 27 ноября вы успеваете посмотреть выставку «Трепет» петербургской художницы Александры Кабаковой в фойе 3-го этажа Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я.Курбатова. 

Так сложилось, что преобладающая часть экспозиции – это ботаническая иллюстрация. Поговорили с автором об этом направлении в искусстве, его тонкостях и возможностях, а также о других направлениях в творчестве Александры.

sasha kabakova

Александра Кабакова с сыном Тимофеем в Псковской областной универсальной научной библиотеке

- Саша, на выставке представлена книга Анны Алёшиной «Современное ботаническое искусство» (Изд-во Бомбора, 2021 г.). Автор – президент и основатель Ассоциации Художников Ботанического искусства, членом которого являетесь и вы, пишет, что нынешнее время – это время возрождения ботанической иллюстрации после долгих лет забвения. Как вам кажется, с чем это возрождение связано? Почему в наше технологичное время такой интерес к скрупулёзно верному изображению растений?

vystavka kabakova1

Анна Алёшина. «Современное ботаническое искусство». «Сирень обыкновенная» А. Кабаковой в книге «Современное ботаническое искусство» и на выставке в библиотеке

- На мой взгляд, возобновлению интереса к ботанической живописи и иллюстрации способствовало появление сообществ по всему миру. В 90-е годы появились профессиональные сообщества ботанических художников в США и Великобритании, в России позже – в 2018 году образовалась Ассоциация Художников Ботанического Искусства (АХБИ). Такие сообщества несут множество функций и способствуют популяризации жанра. Это и организация выставок в ботанических садах, музеях и других залах, издание книг об этом направлении, мастер-классы как для участников сообщества, так и для новичков. Участники сообщества постоянно встречаются, обмениваются опытом, выезжают на пленэры. Это большая поддержка для художников. Неудивительно, что ботаническое искусство находит своих зрителей и ценителей. Ведь оно воспевает красоту, хрупкость и разнообразие природы. Хочется рассматривать и рассматривать реалистичные портреты растений, выполненные с любовью. Они прекрасно смотрятся в разных интерьерах, и в целом сейчас ботанические иллюстрации находят широкое применение в самых разных коммерческих сферах.

ahbi

Участники Ассоциации Художников Ботанического Искусства. Александра Кабакова – крайняя слева в первом ряду

- Заказчики ботанической иллюстрации – кто они (если опустить специальные фирмы по производству и реализации соответствующей натур-продукции)?

- В основном ботаническую графику приобретают в домашние коллекции любители жанра и зрители выставок, поскольку она может быть украшением практически любого современного интерьера. Также иллюстрации заказывают для оформления полиграфии – открыток, свадебных приглашений, для печати на текстиле и т.д.

- Из чего состоит процесс работы над ботанической иллюстрацией?

- Отталкиваясь от первоначальной идеи или задачи, я сначала детально изучаю натуру, собираю необходимую информацию об особенностях растения. Среди моих рисунков часто встречаются шишки, соплодия, коробочки с семенами, сухие растения, потому что такую натуру легко сохранить для будущих рисунков и изучить детально ее строение. К тому же мне нравится показывать увядающую красоту растений, нахожу в этом что-то особенное. На следующем этапе я прорабатываю композицию будущей графической работы: делаю различные зарисовки и варианты композиции. Я работаю линёрами, этот материал, как тушь и перо, не терпит ошибок. Поэтому к чистовику я приступаю, когда композиция полностью продумана. Далее прорабатываю рисунок штрихами, используя линёры с разной толщиной наконечника – самые тонкие позволяют прорисовать мельчайшие детали.

vystavka kabakova2

Фотографии из личного архива автора

- На выставке представлены в основном одиночные объекты, которые вписаны в пространство небольшого белого листа.

- У меня есть и большие ботанические композиции, они сейчас на других выставках. А к вам попали, в основном, те, которые создавались как коммерческая иллюстрация.

- Какие особенности создания именно такой иллюстрации?

- Если говорить отдельно про коммерческую ботаническую иллюстрацию, то да, есть некоторые отличия в процессе работы. Как правило, у заказчика есть конкретная задача и свое видение, есть ограничения по сроку и бюджету проекта. Если это упаковка, то влияет и ее формат. Поэтому не представляется возможным уделить столько же времени на одну иллюстрацию, как для выставочной работы. В этом случае для меня важно выполнить конкретные пожелания заказчика, без ущерба ботанической точности. Однако, финальный результат и то, как иллюстрации будут использованы, все равно будет зависеть от команды людей, задействованных в проекте. На этой выставке представлено несколько иллюстраций, выполненных для эко-фабрики «Сибирский кедр». Это иллюстрации для чайных травяных напитков. Также я рисовала растения, ягоды, шишки, орехи для различного мёда, варенья, сиропов. Было нарисовано более 30 иллюстраций.

- Александра, а почему вы выбрали чёрно-белое направление?

-  Чёрно-белая ботаническая графика для меня естественный выбор, поскольку я работаю и за пределами ботанического жанра, именно в чёрно-белой графике линёрами уже более 10 лет. Ботаника – это одно из направлений, которым я занимаюсь последние 3 года. Но я не мыслю себя без графического пейзажа, а также без книжной иллюстрации. Еще в художественной школе я больше тяготела к графике, с того времени еще сохранились рисунки тушью и гелевой ручкой. Черно-белая графика привлекает меня из-за игры контраста. Мне нравится решать эту не всегда простую задачу – используя только два цвета, показать, например, красоту цветка. Сам цвет (колорит, окраска) является одной из главных характеристик растения. Получается, что я не могу использовать это преимущество и приходится находить другое. А в случае пейзажа я «наделяю» его каким-то особенным настроением с помощью штрихов и линий. Это не значит, что я всегда и категорично отказываюсь от цвета, иногда сочетаю графику с акварелью и другими материалами, если того требует замысел.

vystavka kabakova4

Фотографии из личного архива автора

- Справедливости ради, скажу, что сначала я обратила внимание именно на ваши пейзажные работы. В них – уютный мир, ощущение единения с природой. Это так близко и так хорошо. Ходишь где-нибудь по берегу Финского залива и представить себе не можешь, что есть какой-то человек, который настолько глух эмоционально, что не ощущает этой тонкой взаимосвязи себя и мира природы, говорящей на своем собственном языке.

- Спасибо за впечатления и ассоциации! Действительно, в моих работах часто можно увидеть какие-то места для уединения, созерцания и спокойствия. Если можно так сказать, в своих рисунках – во всех прорисованных деталях, в ветвях деревьев, листве, морских волнах, - я отдыхаю, нахожу умиротворение от повседневности, безумного темпа жизни. Мне хочется передать эти ощущения зрителю, показать какое-то особенное настроение момента взаимодействия с природой, хочется показать красоту в простых окружающих нас вещах. Приятно, если у зрителей возникают схожие эмоции от моих рисунков. Хотя я считаю, что работа после завершения живет своей собственной жизнью, взаимодействует со зрителями. И многое зависит от восприятия самого зрителя, - у всех появляются свои собственные ассоциации и эмоциональные связи с работой, и они могут отличаться от моих.

- А есть ли какие-то гуру ботанической иллюстрации?

- В истории этого жанра много выдающихся имён, из них перечислю только некоторых, которые особенно меня впечатляют.

Австрийский ботаник и ботанический иллюстратор Фердинанд Бауэр. Вместе с двумя братьями они выполнили более трёх тысяч ботанических иллюстраций, которые отличала высокая научная точность и прекрасное художественное исполнение. Интересующимся жанром рекомендую посмотреть опубликованную в 1813 году большую работу Illustrationes Florae Novae Hollandiae, которую можно увидеть в открытом доступе на сайте Библиотеки наследия биоразнообразия.

ferdinand bauer

Рисунки Фердинанда Бауэра

Известный немецкий ученый Эрнст Геккель и его потрясающие иллюстрации из книги «Красота форм в природе» (полная версия была опубликована в 1904 году). В книге – изображения растений, грибов, рыб, аммонитов, медуз и различных микроорганизмов, которые выполнены невероятно детально. Его работы легко узнаются по уникальным композиционным решениям. А в настоящее время, в связи с ростом популярности ботанического искусства, уникальных художников появилось очень много. Они ведут активную образовательную деятельность, издают книги-пособия, проводят мастер-классы, участвуют в международных выставках.

ernst gekkel

Книга и рисунки Эрнста Геккеля

- Саша, а в книжной иллюстрации вы давно?

- Примерно 5-6 лет. За это время было издано несколько книг с моими работами.

- Наиболее запомнившаяся вам работа?

- Думаю, что это работа над книгой Дэвида Алмонда «Небоглазка» для издательства «Качели». Сама история очень непростая – про детей, сбежавших на плоту из приюта в поисках свободы, про их приключения на заброшенной типографии, про необычную девочку, которую они обнаружили. Все иллюстрации к этой книге, в противовес моим обычно умиротворенным сюжетам, очень эмоциональны. К тому же важно было передать мир магического реализма Дэвида Алмонда, балансирующего на грани реальности и фантазии. Мне нравится переключаться на книжную графику, потому что это может быть неким вызовом и выходом из зоны комфорта. Это решение совсем иных задач, что всегда интересно.

neboglazka

Работы Александры Кабаковой для книги «Небоглазка»

- А что вообще вам в жизни интересно? Помимо творчества.

- Наверное, прозвучит довольно банально для художника: меня очень заряжают прогулки на природе, походы, путешествия, новые впечатления, за которыми часто следуют новые идеи и новые работы. Есть у меня какая-то особенная любовь к маякам, люблю их рисовать, собираю во время путешествий в свою «копилку маяков». Очень подпитывают музыка и живые концерты. Строчка из песни может вдохновить на новую работу. Со школьных времен я коллекционирую книги по искусству. Стоит ли упоминать коллекционирование ботанической натуры? Радуюсь, как ребенок, когда нахожу что-нибудь интересное на прогулке в ботаническом саду, в лесу, или друзья привозят для меня что-нибудь экзотическое. Ну и, конечно, общение – это важный элемент даже для художника – интроверта. Коммуникация со зрителем через рисунки и выставки, общение с коллегами-художниками, встречи с друзьями – это даёт энергию двигаться дальше.

vystavka kabakova3

 Иллюстрации Александры Кабаковой и книжная полка в ее доме

Беседовала Яна Винидиктова, главный библиотекарь отдела литературы по культуре и искусству

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество