3 мая исполняется 155 лет со дня рождения Александра Николаевича Бенуа, живописца, историка, театрального декоратора и художественного критика. В преддверии юбилейной даты отдел литературы по культуре и искусству представляет обзор книг из фонда библиотеки, рассказывающие о многогранной деятельности этого великого человека.
Александр Бенуа − прекрасный художник театра и иллюстратор, живописец и график, создавший множество историко-бытовых картин, пейзажей, портретов. Выдающийся критик, поразительно эрудированный исследователь, историк искусства, видный музейный деятель. Это еще не полный перечень его профессий и творческих граней. Сам мастер и в шутку, и всерьез говорил, что правильнее его было бы называть «служителем Аполлона», бога света и искусства.
Творчество Александра Бенуа вызывало интерес у исследователей на протяжении всего XX века. В фонде библиотеки хранится первая серьезная монография о художнике известного искусствоведа Марка Эткинда. Несмотря на то, что книга вышла в свет в 1965 году, ее содержание не утратило актуальности до сих пор. В ней автор впервые в советском искусствознании детально обрисовал жизненный и творческий путь Александра Бенуа. Особое внимание он уделил деятельности мастера как историка и критика.
Написанию книги предшествовала тщательная подготовка. Марк Эткинд скрупулёзно изучил произведения художника и документы, хранящиеся в музеях, библиотеках и частных собраниях Ленинграда и Москвы. Кроме того, ему удалось ознакомиться с эпистолярным материалом, который предоставил Николай Александрович Бенуа. Неоценимую помощь при создании монографии оказали беседы с художниками и искусствоведами, близко знавшими мастера, – Георгием Верейским, Владимиром Левинсоном-Лессингом, Марией Щербачевой, Владимиром Макаровым.
В 1975 году Марк Эткинд завершил докторскую диссертацию «А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца ХIХ – начала ХХ вв.», которая через 10 лет стала самостоятельным изданием. Она представляет собой фундаментальное исследование, основанное на богатом фактическом материале. Творчество Александра Бенуа рассматривается на фоне художественной жизни России конца XIX – начала XX века. Ценность данной книги в том, что автору удалось подчеркнуть всю значимость и масштабность разносторонней деятельности мастера.
Александр Бенуа оставил после себя богатое литературное наследие. На протяжении многих лет он публиковал в газетах и журналах обзоры художественной жизни России. В результате им было написано несметное количество статей, в которых анализировались важнейшие события в области изобразительных искусств, архитектуры, театра, музыки.
Значительное место среди них занимают «Художественные письма», с которыми Александр Бенуа выступал в газете «Речь» с 1908 по 1917 годы. В настоящее время они считаются классическим образцом отечественной критики, ценным источником для изучения искусства. В начале XXI века возникла идея опубликовать их отдельным изданием. Так в 2006 году вышел первый том, включающий письма с 1908 по 1910 годы. С ним можно ознакомиться в нашей библиотеке.
Александр Бенуа является автором большого количества серьезных искусствоведческих книг. Одной из первых значимых работ является «История русской живописи в XIX веке». Она вышла в двух выпусках в 1901 и 1902 годах и была переиздана в 1995 году.
Эта талантливая книга стала не только классикой отечественного искусствоведения, но и замечательным памятником Серебряного века в русской художественной культуре. На ее страницах перед читателями разворачивается панорама развития живописи в XIX веке, возникают яркие образы мастеров искусства того времени с их индивидуальными творческими характеристиками. Наличие цветных иллюстраций делает чтение монографии более увлекательным, так как, по словам театрального деятеля Сергея Дягилева, книга изначально создавалась «для многотысячных читателей».
Особый интерес представляет научный труд «Русская школа живописи». Он был написан художником в начале XX века по заказу фирмы «Голике и Вильборг» и включал 10 выпусков большого формата.
В этой работе Александр Бенуа попытался осмыслить русскую живопись петровского времени и историю отечественного искусства до 1906 года. На протяжении всей книги автор сопоставляет русских и европейских мастеров, что подчеркивает богатый творческий опыт исследователя и его глубокие знания зарубежной культуры.
В фонде библиотеки находится издание 1997 года, сохранившее художественное оформление первоисточника. Написанная прекрасным языком и дополненная цветными иллюстрациями книга, несомненно, будет интересна и тем, кто только знакомится с русской живописью, и тем, кто совершенствует свои знания о ней.
В библиотеке читатели также имеют возможность увидеть последнее прижизненное издание Александра Бенуа, которое вышло на его родине. Это небольшая монография «Возникновение «Мира искусства» (1928), рассказывающая о том, как из узкого юношеского кружка постепенно формировалось творческое содружество единомышленников, будущих создателей духовной атмосферы Серебряного века.
Самым главным литературным трудом художника считается двухтомник «Мои воспоминания». Александр Бенуа придавал большое значение данному произведению и писал сыну: «…эта работа будет, пожалуй, единственной из всех моих работ, достойной пережить меня и остаться, как представляющая некий общий и детальный интерес». Книга знакомит с семейным укладом и окружением мастера, художественной и театральной жизнью Петербурга той эпохи.
Изучение русской культуры начала XX века невозможно без дневников Александра Бенуа. В них рассказывается не только о жизни художника, его семьи и окружения, но и о событиях, определивших ход истории. В библиотеке находится несколько выпусков дневников Александра Бенуа, опубликованных в издательстве «Захаров». Многие из них прежде никогда не печатались и долгое время хранились в частном собрании – у наследников искусствоведа Степана Яремича. Так читатели могут впервые прочитать «Воспоминания о русском балете», большая часть которых была восстановлена по черновикам.
Александр Бенуа вошел в историю искусства и как прекрасный книжный иллюстратор. Наиболее ярко талант художника раскрылся в «Азбуке в картинках» (1905). Мастер задумал книгу для своего сына в 1903 году. Каждой букве он посвятил отдельную страницу, украсив ее великолепно выполненными композициями, погружающими в удивительный сказочный мир.
«Собрание очаровательных картинок. Бодрые, веселые, полные юмора, а иногда и насмешки. В них играет неиссякаемый источник фантазии, выдумки и остроумия», - вспоминала художница Анна Остроумова-Лебедева об «Азбуке в картинках».
Тем самым Александр Бенуа выступил не только автором замысла, иллюстратором и оформителем, но и создал одну из самых замечательных детских книг начала ХХ века.
В заключение хочется отметить, что в фонде библиотеки находится много других интересных изданий, посвященных гениальному представителю Серебряного века.
С книгами о жизни и творчестве Александра Николаевича Бенуа можно ознакомиться на выставке «Служитель Аполлона» в отделе литературы по культуре и искусству!
Елизавета Волкова,
главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству (72-84-06)
Источник фото: