Отдел литературы по культуре и искусству приглашает ознакомиться с книжными новинками, поступившими в фонд нашей библиотеки. Большую их часть составляют исследования современных отечественных ученых, которые в своих работах обращаются к прежде не известным или малоизученным темам искусствоведения.
Они были опубликованы издательством «БуксМАрт», которое специализируется на выпуске литературы, посвященной различным видам искусства: живописи, архитектуре, дизайну, графике, скульптуре. Как утверждают его представители, к работе над монографиями и альбомами привлекаются сотрудники крупнейших музеев и научно-исследовательских институтов. Все это в сочетании с высоким полиграфическим исполнением делает книги для читателей более интересными и ценными с точки зрения содержания.
Так монография Натальи Штольдер «Либерти. Модерн по-итальянски» (2024) посвящена стилю либерти, который был распространён в Италии с 1890 по 1914 год. Это первое научное исследование на русском языке, в котором детально изучается феномен итальянского модерна. Автор книги знакомит с либерти в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, рассматривает журналы того периода, афиши и рекламу, книжную графику, делает акцент на предметах интерьера. Большое внимание уделяется его крупнейшим представителям: Джованни Сегантини, Гаэтано Превиати, Плинио Номеллини и другим. Издание богато иллюстрировано и сопровождается обширной библиографией на русском и итальянском языках.
Большой интерес для знакомства с художественным миром Раннего Возрождения представляет монография Марины Пивень «Античные образы в декоративной живописи кватроченто. Герои, триумфы, любовь и метаморфозы» (2018). В книге отражены общие принципы убранства жилого интерьера того периода, характер художественного оформления свадебных сундуков, подносов рожениц и декоративных настенных панно. Отдельные главы посвящены рассмотрению наиболее популярных в Италии образов и топосов – аллегорических композиций на тему любви, фигур мифологических герое и легендарных исторических лиц Античности. Само издание наполнено многочисленными красочными иллюстрациями, что позволяет создать целостное впечатление об искусстве того периода.
Итогом десятилетней работы в отечественных и зарубежных архивах является монография Елены Беспаловой «Бакст в Париже» (2024). В результате изучения документов жизнь мастера раскрывается во всей полноте и многообразии. Он впервые показан как портретист и живописец-монументалист, как художник-график и дизайнер интерьеров, как кутюрье и комментатор моды.
Читатели узнают о том, что Лев Бакст был не только оформителем балетов в знаменитых «Русских сезонах» Сергея Дягилева, но и сценографом других частных музыкальных антреприз – Анны Павловой, Иды Рубинштейн, Марии Кузнецовой. Своим талантом и красотой эти «три грации» вдохновляли его на создание ярчайших произведений.
Книга приоткрывает и другую прежде неизвестную страницу в жизни художника – работу в главном музыкальном театре Франции Гранд-опера в качестве сценографа и либреттиста (1917-1924). Именно Лев Бакст способствовал его спасению своей деятельностью. Он расширил репертуар труппы, привлек к работе лучших хореографов, танцовщиков, педагогов, художников-исполнителей. Балеты мастера шли в Опера до 1940-х годов.
О книжной графике четырех художников русской эмиграции рассказывает сборник статей Елены Романовой «Анненков. Бушен. Серебряков. Терешкович» (2021). Оказавшись волею судьбы на чужбине, в своем творчестве они никогда не разрывали связи с Россией. Мастерами было проиллюстрировано множество произведений русской литературы (Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, А.С. Ахматовой), а также изданий современников-соотечественников, живущих в изгнании. И теперь, спустя 100 лет благодаря этому научному труду появилась возможность прикоснуться к их наследию.
В основу исследования легло собрание книжной графики Ренэ Герра, известнейшего хранителя наследия Серебряного века. Используя работы и архивы из коллекции, Елена Романова раскрывает особенности художественных стилей мастеров, приверженность приемам, анализирует их творческие искания. Как пишет Арсен Мелитонян, член Союза литераторов России, текст издания отличают «научная четкость, великолепный слог и легкость повествования».
Книга содержит более 200 иллюстраций и рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей, интересующихся творчеством и судьбами русских художников-эмигрантов.
Среди новинок нельзя не выделить издание «Больше, чем воспоминания…» (2024). В нем представлена переписка 49 ленинградских художников, среди которых Анна Остроумова-Лебедева, Николай Тырса, Владимир Конашевич, Михаил Бунчин и другие. Документы были отобраны и систематизированы искусствоведом Борисом Сурисом, который сам прошел всю войну. Во вступительной статье он подробно рассказывает о том, как возник замысел книги, размышляет о ее значении в отечественной науке. Ведь, как подчеркивает Борис Сурис, «изданий документального плана по советскому изобразительному искусству военных лет вообще немного». И письма являются своеобразной летописью блокадного Ленинграда. Читатели узнают, чем жили художники в то время, о чем размышляли, какое значение имело для них искусство, и как война влияла на их творчество. Книга снабжена многочисленными примечаниями, пояснениями и рассказами о судьбах адресатов и адресантов, что придает ей еще большую ценность.
В заключение хочется еще раз отметить, что представленные издания имеют широкий научный интерес и актуальны в настоящее время. При работе над ними привлекались неизвестные ранее архивные материалы, публикации в прессе, воспоминания и письма современников. Кроме того, многие монографии можно смело назвать яркими образцами современного полиграфического искусства. Тем самым они заинтересуют как специалистов, так и ценителей прекрасного.
Приглашаем всех желающих за книгами!
С изданиями можно ознакомиться в отделе литературы по культуре и искусству.
Елизавета Волкова,
главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству (72-84-06)