К Году науки и технологий отдел литературы по культуре и искусству представляет новую рубрику «Искусство и наука: вместе к знаниям». В ней мы будем рассказывать об известных современных исследователях, которые посвятили свою деятельность изучению искусства, остановимся подробнее на их значимых трудах. И начнем с профессиональной жизни Нины Александровны Дмитриевой. Совсем недавно в фонд отдела поступил сборник научных трудов «Искусство постигать искусство», посвященный 100-летию со дня ее рождения. Однако обо всем по порядку.

dmitrievaНина Александровна Дмитриева (1917-2003) – одно из самых ярких и крупных имен в отечественном искусствознании XX-XXI веков. Написанные ею исследовательские работы внесли заметный вклад в науку об искусстве.

Этому поспособствовала необычайная одаренность Нины Дмитриевой. Уже с детства она писала стихи и сказки, переводила зарубежных поэтов, сочинила даже продолжение неоконченной повести Чарльза Диккенса «Тайна Эдвина Друда». Обладала и художественными способностями: рисовала акварелью, писала маслом пейзажи.

Собеседники же обращали внимание на ее взгляд, в котором светился живой, проницательный ум человека, наделенного редким даром всепонимания, и ощущали при разговоре с ней особую внутреннюю духовную силу ее характера. Все это позволило Нине Дмитриевой стать глубокоуважаемым ученым-аналитиком и просветителем в мире искусства.

Исследовательница окончила отделение искусствоведения Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ) в 1940 году. Ее учителями были известные советские ученые ‒ Михаил Алпатов, Виктор Лазарев, Михаил Лифшиц, Сергей Радциг. Впоследствии о некоторых из них Нина Дмитриева создала творческие портреты, где размышляла об их судьбах и значении в науке.

После окончания Великой Отечественной войны завершила обучение в аспирантуре отделения истории и теории искусства филологического факультета Московского государственного университета. В 50-годы работала в редакции журнала «Искусство». Затем была старшим научным сотрудником в НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. Несколько лет преподавала в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова.

Основная научно-исследовательская и просветительская деятельность Нины Дмитриевой прошла в Институте истории искусств Академии наук СССР (ныне Государственный институт искусствознания). Сначала она была сотрудником сектора эстетики (1954-1966), затем сектора современного западного искусства (1966-1984).

Неоднократно выезжала за рубеж в командировки и как турист, посетила Польшу, Финляндию, Китай, Японию, Францию, Голландию.

Нина Дмитриева является автором более 20 научных работ и множества публицистических статей. Они входят в список обязательной литературы для изучения в российских университетах и являются настольными книгами для многих исследователей искусства. Это неудивительно, так как сами современники отмечали ее удивительную способность проникнуть в суть произведения, а затем с помощью своего литературного дара ясно и лаконично донести до читателя то, что хотел сказать автор. Ей удавалось заострить внимание на самом главном, понять психологию мастера, вжиться в его творческие поиски. Как писала искусствовед Светлана Батракова: «…оставаясь блестящим аналитиком, Дмитриева, как никто другой, умела художественно анализировать художественные произведения».

Тексты работ притягивали глубиной постижения искусства, убедительностью анализов и интерпретаций мировых и отечественных шедевров, характеристиками авторов и их творений, а стиль языка отличала удивительная образность и поэтичность мыслей. В этом можно убедиться самим, обратившись непосредственно к ее исследовательским трудам, многие из которых находятся в фонде библиотеки.

Сама Нина Дмитриева не любила, когда ее называли ученым, и говорила о себе как о «литераторе, который пишет об искусстве».

Первая крупная научная публикация исследовательницы посвящена истории Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1951). Эта работа и была представлена в качестве кандидатской диссертации, хотя ей предшествовала другая – о творчестве Михаила Врубеля, одного из самых любимых живописцев Нины Дмитриевой. Однако защитить в 1950-е годы диссертацию о нем было невозможно. Лишь спустя десятилетия книги о Михаиле Врубеле увидели свет.dmitrieva knigi1

Среди зарубежных мастеров Нине Дмитриевой было близко творчество Пабло Пикассо и Винсента Ван Гога. Она стала автором первой обстоятельной монографии об удивительном испанском художнике, который в советское время представлялся малопонятным «модернистом». При работе над этой книгой Нина Дмитриева подолгу вглядывалась в репродукции его картин, неспешно раздумывала над каждой деталью, вживаясь в сложный язык произведений. Тем самым, обладая удивительным умением видеть «незримое содержание в зримых формах», исследовательница стремилась постичь внутреннюю необходимость того или иного образного решения.

В результате Пабло Пикассо, как пишет Светлана Батракова, художник драматичный, непредсказуемый, постоянно совершающий, по словам Нины Дмитриевой, «прыжки в неизвестность», предстает в монографии почти гармоничным в своих «безумствах». В книге это объясняется тем, что реалии времени тесно переплетаются с его творчеством. Таким образом в издании звучит мысль, что «чем сложнее современная действительность, тем сложнее и его искусство», которая затем получила развитие в статье «Опыты самопознания».

В монографии о Пабло Пикассо Нина Дмитриева показала, как нужно писать о художниках и живописи XX века. Мастеров ни в коем случае нельзя оценивать и судить, а нужно наоборот постараться понять их внутренний мир, который и подталкивает к созданию того или образа на полотнах. В дальнейшем многие исследователи при изучении культуры XX века опирались на опыт Нины Дмитриевой.

Одной из наиболее известных ее монографий является «Краткая история искусств», которая создавалась на протяжении многих лет. За нее в 2003 году исследовательница была посмертно удостоена Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. В книге Нина Дмитриева увлекательно рассказывает о зарождении искусства в первобытную эпоху и прослеживает его развитие в Древнем мире, Античности, Средних веках и Возрождении, Западной Европе и России XVI-XIX веков. На примере конкретных произведений рассматриваются стили, течения и особенности каждой эпохи.

Многогранный исследовательский и литературный талант Нины Дмитриевой раскрывается в сборнике статей «В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет». В них она выступает в разных амплуа: искусствоведа, литературоведа, эстетика, философа, теоретика и критика. Много внимания уделяется культурной жизни XX века. Автор размышляет о наиболее заметных выставках и книгах, рассуждает о современной живописи.

К 100-летию Нины Дмитриевой вышел замечательный сборник научных статей «Искусство постигать искусство». Он является данью памяти выдающемуся ученому XX века.

Первая его часть включает статьи, эссе и заметки, где раскрываются различные грани таланта исследовательницы, воспоминания о ней, анализируются ее труды и вклад в отечественное искусствознание и культуру. Среди авторов можно увидеть известных деятелей: Ирину Антонову, Бориса Неменского, Анри Вартанова и многих других.dmitrieva knigi2

Вторая часть представляет собой научное наследие Нины Дмитриевой. В нем освещаются основные вопросы отечественного и зарубежного искусства XIX-XX веков, творчество мастеров этого периода, а также интересовавшие ее историко-теоретические вопросы искусствознания.

В третьем разделе приводятся и комментируются фрагменты дневника Нины Дмитриевой, где она пишет жизни и творчестве Михаила Врубеля, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, Антона Чехова. В сборнике также впервые опубликованы ранее не изданные статьи.

Авторы упоминаемой книги показывают, что работы Нины Дмитриевой будут интересны и актуальны еще долгие-долгие годы. Ведь даром искусства постигать искусство могут обладать лишь единицы. Данную мысль и развивает в предисловии редактор издания, искусствовед Михаил Бусев: Секрет долговечности наследия Нины Дмитриевой таится в том, что во всем написанном ею чувствуется ее личность, ее искренность, ее гражданская, нравственная, гуманистическая позиция, духовная свобода, независимость от внешних, порой не самых благоприятных обстоятельств». И это действительно так.

Более подробно ознакомиться с научной деятельностью Нины Дмитриевой можно, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде отдела литературы по культуре и искусству.

Материал подготовлен Елизаветой Волковой,

главным библиографом отдела литературы по культуре и искусству

Библиография

  1. Дмитриева, Нина Александровна. Античное искусство : [очерки: для среднего и старшего школьного возраста] / Н. А. Дмитриева, Л. И. Акимова. - Москва : Детская литература, 1988. - 254, [1] с. : ил. - (Библиотечная серия).
  2. Дмитриева, Н. Борис Михайлович Неменский. - Москва : Советский художник, 1971.
  3. Дмитриева, Нина Александровна. В поисках гармонии : искусствоведческие работы разных лет / Н. А. Дмитриева ; М-во культуры Российской Федерации, Гос. ин-т искусствознания. - Москва : Прогресс-Традиция, 2009. - 519 с., [32] л. ил. : цв. ил. ; 25. - Библиогр.: с. 513-517.
  4. Дмитриева, Н. А. Изображение и слово / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. - [М. : Искусство, 1962]. - 314 c., [27] л. ил.
  5. Нина Александровна. Искусство Древнего мира / Н. А. Дмитриева, Н. А. Виноградова. - [2-е изд.]. - Москва : Детская литература, 1989. - 206, [1] с. : ил., цв. ил.
  6. Дмитриева, Нина Александровна.  Краткая история искусств. Кн. 1. - М. : Искусство, 1996. - 534, [1] с. : ил.
  7. Дмитриева, Нина Александровна. Краткая история искусств. Кн. 2. - М. : Искусство, 1996. - 446, [1] с. : ил. 
  8. Дмитриева, Нина Александровна. Краткая история искусств. Вып. III : страны Западной  Европы ХIХ века, Россия ХIХ века. - М. : Искусство, 1993. - 350, [1] С. : Ил. 
  9. Дмитриева, Нина Александровна. Михаил Врубель : жизнь и творчество : [для среднего и старшего школьного возраста / худож. С. Мухин]. - Москва : Детская литература, 1984. - 140, [3] с. : ил., цв. ил
  10. Дмитриева, Нина Александровна. Михаил Александрович Врубель = Mikhail Vrubel : [альбом]. - 2-е изд. - Ленинград : Художник РСФСР, 1990. - 183 с. : ил., цв. ил. - (Русские живописцы XIX века). - Библиогр. в примеч.: с. 90.
  11. Дмитриева, Нина Александровна. Послание Чехова / Н.А. Дмитриева ; Федер. агентство по культуре и кинематографии Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания. - Москва : Прогресс-Традиция, 2007. - 365,[2] с. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Список публ. Н.А. Дмитриевой: с. 362-366.
  12. Дмитриева, Нина Александровна. Училище живописи, ваяния и зодчества. - 1950.
  13. Искусство постигать искусство : сборник статей к 100-летию Н. А. Дмитриевой / отв. ред. М. А. Бусев. - Москва : БуксМАрт, 2020. - 406, [1] с. : ил., цв. ил., портр. ; 30 см. - Библиогр.: с. 390-393 и в примеч. в конце ст.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество