Следующий выпуск рубрики «Искусство и наука: вместе к знаниям» рассказывает о выдающемся критике и историке кино Нее Марковне Зоркой. Недавно в библиотеке проходила книжно-иллюстративная выставка «Кино – это всегда выход из положения», на которой были представлены некоторые известные труды исследовательницы о киноискусстве. Особый интерес у посетителей вызвало издание «История советского кино». В связи с этим хотелось бы вновь обратиться к наследию Неи Зоркой и вспомнить о ее научных достижениях в отечественном искусствоведении.

Нея Марковна Зоркая (1924-2006) – известный историк культуры и киновед с мировым именем, ученый-теоретик. Доктор искусствоведения, профессор, член Союза писателей СССР (1963), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1996), лауреат нескольких премий в области кино.

Нея Зоркая является автором двух десятков книг, часть из которых была переведена и издана за рубежом, в частности в США и Японии. Перу ученого принадлежат сотни статей, очерков, портретов, рецензий, репортажей, которые публиковались в научных сборниках НИИ искусствознания, в журналах «Искусство кино», «Советский экран», «Сеанс», «Киноведческие записки», в газетах «Советское кино», «Независимая газета» и в других периодических изданиях. Выдающимся специалистом также было организовано большое количество конференций, круглых столов, форумов и кинонедель.film1

Среди профессиональных качеств Неи Зоркой называют «глубокие знания, чистый вкус, уникальную память, редкую трудоспособность, повышенное чувство долга». К заслугам относят весомый охват фактического материала, который она самостоятельно разыскала и ввела в научный оборот; широту обзора; готовность понять все новое, что современность несет в искусство; независимость суждений и объективность в оценке отечественной культуры. Профессор Евгений Сидоров отмечал, что Нея Зоркая «из редкой породы наших ученых и литераторов, которые прошли драматичный путь познания, не согнувшись, не потеряв себя, сохранив нравственный путь личности».

В 1947 году исследовательница окончила театроведческий факультет ГИТИСа (мастерская А.К. Дживелегова и Г.Н. Бояджиева). Через несколько лет в Институте истории искусств АН СССР защитила кандидатскую диссертацию «Творческий путь А.Д. Попова», которая потом была издана отдельной книгой (1954). С режиссером Алексеем Поповым Нею Зоркую связывала «почтительная дружба и искусствоведческий интерес». И в 80-е годы она написала новую монографию о своем учителе. В книге охвачено шесть десятилетий жизни Алексея Попова на фоне развития советского сценического искусства и художественной культуры в целом. Кроме того, реконструированы и проанализированы лучшие спектакли режиссера («Виринея», «Ромео и Джульетта», «Укрощение строптивой» и другие).

С 1958 года и до конца дней Нея Зоркая являлась ведущим сотрудником Института истории искусств АН СССР. Помимо этого, преподавала историю российского кино на Высших курсах сценаристов и режиссеров и в высших учебных заведениях Москвы.

Несмотря на полученное образование, именно кинематограф, а не театр стал основным предметом изучения для Неи Зоркой. В 50-е годы театроведение как наука разочаровало ее своей необъективностью, а кинопленка показалась «чудом достоверности и неопровержимости». Этому поспособствовали и закрытые просмотры зарубежных фильмов, которые проводил в то время Сектор кино. Тогда исследовательница искренне считала изучение кино «настоящим искусствоведением», которое не обладает теми пороками, что театроведение. «Пересматривай сколько хочешь, изучай, предъявляй неоспоримые доказательства своей правоты в анализе, в оценке – то есть безобманную пленку», – вспоминала Нея Зоркая в эссе «Как я стала киноведом». Однако со временем, как она признавалась, все оказалось не так.ney zorkay1

Нея Зоркая стеснялась называть себя киноведом и везде в документах писала о себе как о критике. Однако ею были созданы замечательные очерки об известных кинорежиссерах и актерах, которые исследователи называли «творческими портретами». Современники восхищались удивительной способностью Неи Зоркой находить новые имена. Например, она вновь открыла таких забытых деятелей немого кино, как Евгения Бауэра и Ивана Мозжухина.

Написанные ею работы отличались одновременно научным стилем и простотой в изложении. В очерках киновед останавливалась подробнее на тех событиях, которые сыграли важную роль в жизни того или иного деятеля культуры и поспособствовали раскрытию их таланта. Во всех текстах чувствовался искренний интерес Неи Зоркой к судьбе описываемого героя, а драматические события рассматривались сквозь призму личных переживаний автора.

В 1966 году была издана первая крупная книга «Портреты», посвященная семи советским кинорежиссерам, среди которых можно увидеть такие имена, как Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн, Яков Протазанов, Юлий Райзман, Михаил Ромм, Григорий Чухрай, Марлен Хуциев. Нея Зоркая выбрала их неслучайно. В предисловии к изданию автор рассказывала о том, что попыталась увидеть историю советского кино в смене лиц и движении. Подробный анализ этой книги можно прочитать в статье кандидата педагогических наук Романа Сального «Творческий портрет медиакритика Н.М. Зоркой».

Часть исследований Неи Зоркой посвящены распространению в популярных кинолентах фольклорных структур и форм ˗ сказки, лубочных сюжетов. Так в 1976 году вышла в свет монография «На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910-х годов». В ней подробно рассматривались «фольклорные истоки популярности у зрителей первых отечественных кинокартин мелодраматического и детективного жанра». В продолжение этой темы в 1994 году была опубликована книга «Фольклор. Лубок. Экран».

В фонде библиотеки находится итоговый труд Неи Зоркой «Кино. Театра. Литература. Опыт системного исследования» (2010). В нем автор делает попытку рассмотреть культуру XX века как систему взаимосвязанных явлений, исторических событий и лиц.ney zorkay3

Так одна из глав рассказывает о классическом треугольнике Арлекин – Коломбина – Пьеро. Эти персонажи со временем претерпели множество метаморфоз, но их можно узнать в современных героях. Например, Арлекин, как считает Нея Зоркая, послужил прототипом Фантомаса, Зорро, Бэтмена и даже Гарри Поттера.

В своем творчестве киновед уделяла много внимания изучению влияния поэтов, писателей, режиссеров театра на отечественное киноискусство. И на страницах этой книги читатели найдут размышления о месте экранизации в наследии Юрия Тынянова, кинематографе в творчестве Осипа Мандельштама, феномене Василия Шукшина, авторском кинематографе Киры Муратовой и на другие темы.

Одним из главных достижений Неи Зоркой является издание «История советского кино». Оно обобщает обширные и фундаментальные исследования, начавшиеся более полувека назад со статей и популярных журналов.ney zorkay2

На сегодняшний день книга считается наиболее полной энциклопедией советского кино, которая может быть интересна и киноведам, и историкам кино с культурологами, и поклонникам этого вида искусства.

Как пишет Роман Сальный, в монографии «подробно проанализированы средства киновыразительности, появляющиеся на заре кинематографа в соперничестве с театром, литературой и изобразительным искусством: первые открытия в построении кадра, мизансцены, актерской игры, символы».

Невозможно не отметить представленный в книге богатый иллюстративный материал: кадры из фильмов, фотографии ярких представителей киноискусства, изображения киноаппаратуры, афиш и плакатов.

Тем, кто хочет больше узнать о личности Неи Зоркой и ее пути как критика и историка кино, следует обратить внимание на сборник «Как я стала киноведом», составителем которого является дочь ученого – Мария Зоркая. В книге читатели увидят исследовательницу глазами современников: Михаила Ульянова, Инны Вишневской, Аллы Демидовой и многих других. Все они отзываются о ней с большим уважением и теплотой. Ведь, как рассказывает в предисловии Мария Зоркая, встречи с киноведом оставили «четкий след в памяти, в жизни, в творческих исканиях многих и многих коллег, друзей, учеников, слушателей».

В сборник вошли воспоминания самой Неи Зоркой о людях, которые были ей близки (Илье Авербахе, Михаиле Глузском, Татьяне Бачелис). Благодаря душевности повествования эти записи по праву называют литературными портретами.

Центральное место в книге занимают автобиографические эссе и тексты об искусстве, которые ранее не публиковались. Эти материалы занимают важное место в творчестве киноведа. Ведь они позволяют увидеть работы автора, написанные в разных жанрах. Здесь и учебная рецензия на спектакль «Мадмуазель Нитуш» в Театре Вахтангова, и фестивальный репортаж о Фредерико Феллини «Музыка спасет нас» (1987), «наполненный интеллектуальными изысками», и фрагмент последней главы книги «А.Д. Попов» (1983) в оригинальном виде, до редакции в издательстве.

В настоящее время наследие Неи Зоркой является предметом изучения современных ученых. В связи с этим хочется вспомнить упоминаемую ранее в тексте статью Романа Сального «Творческий портрет медиакритика Н.М. Зоркой». Эта работа интересна для понимания значения вклада киноведа в исследование российского кинематографа. В ней автор анализирует эстетические, культурологические и искусствоведческие взгляды Неи Зоркой, отмечает оригинальные идеи ученого о взаимосвязи фольклорного и экранного искусства, влиянии литературы и театра на кинематограф. Роман Сальный также размышляет о том, как книги и статьи исследовательницы можно использовать на занятиях по медиаобразованию со школьниками и студентами. Все это говорит о том, что ее творчество не устареет и будет интересно будущим поколениям.

Завершить публикацию хочется словами Неи Зоркой о том, кто же такой «истинный киновед». По ее мнению, это «тот, кто не «бегает» ни в культурологию, ни в стилистику балагана, а преданно сидит на кинофонде, старом и сегодняшнем. Тот, для кого фильм — это собственная жизнь от рождения до печатания нового тиража, поскольку пленка недолговечна».

Более подробно о творчестве Неи Зоркой читайте в изданиях, которые находятся в фонде библиотеки.

Информация подготовлена по материалам книги «Как я стала киноведом» и открытых интернет-источников.

Елизавета Волкова, главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству

Библиография

1. Власов М. П. История отечественного кино / Власов М.П. , Громов Е.С.; Зак М.Е.; Золотухина А.Н.; Зоркая Н.М. / М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Федер. агентство по культуре и кинематографии, Гос. ин-т искусствознания ; ред. Л.М. Будяк. - М. : Прогресс-Традиция, 2005. - 523, [2] с. - (Academia XXI / редкол.: А.З. Бондурянский [и др.]). - Библиогр.: с. 521-524.

2. Зоркая Нея Марковна. Алексей Попов. - Москва : Искусство, 1983. - 303 с., ил., 24 л. ил. - (Жизнь в искусстве).

3. Зоркая, Нея Марковна. Евгений Вахтангов. - Москва : Знание, 1963. - 32 с., 2 л. ил.; 22 см. - (Новое в жизни, науке, технике. 6 серия. Литература и искусство; 8).

4. Зоркая Нея Марковна. История советского кино / Зоркая Нея Марковна / М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Федер. агентство по культуре и кинематографии. - СПб. : Алетейя : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. - 541, [1] с. : ил. - Библиогр. в примеч.: с. 534-539. - Фильмогр.: с. 513-519. - Имен. указ.: с. 520-533.

5. Зоркая Нея Марковна. Как я стала киноведом : биографическая проза / Зоркая Нея Марковна / Нея Зоркая. - Москва : Аграф, 2011. - 447 с. : портр. - (Символы времени). - Библиогр. в подстроч. примеч.

6. Зоркая Нея Марковна. Кино. Театр. Литература : опыт системного анализа / Зоркая Нея Марковна / Нея Зоркая. - Москва : АГРАФ, 2010. - 398, [1] с., [1] л. портр. : ил. - (Символы времени). - Библиогр. в подстроч. примеч. и в тексте.

7. Зоркая, Нея Марковна. Крутится, вертится шар голубой... : Десять шедевров совет. кино / Нея Марковна Зоркая. - Москва : Знание, 1998. - 191,[1] с. : ил.; 20 см. - (Серия "Мир искусств"; N 3).

8. Зоркая, Нея Марковна. Портреты. - Москва : Искусство, 1966. - 312 с., 16 л. ил. : ил.; 21 см.

 

9. Зоркая, Нея Марковна. Советский историко-революционный фильм / [Акад. наук СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР]. - Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - 219 с., 5 л. ил. : ил.; 22 см.

 

10. Музы XX : Худож. пробл. средств массовой коммуникации : [Сб. статей / ВНИИ искусствознания ; Отв. ред. Н. Зоркая, Ю. Богомолов]. - Москва : Искусство, 1978. - 304 с.; 20 см.

Статьи

1. Зоркая, Нея Марковна. Вещие сны Алма-Аты : [Русское кино в эвакуации] / Н. Зоркая // Искусство кино. - 1999. - N 7. - С. 125-139.

Статья посвящена программе фильмов Центральной объединенной киностудии, которая была эвакуирована во время войны в Алма-Ату.

2. Зоркая, Нея Марковна. Государственный кинематограф 1970-х как подсистема культуры: путь фильма от творца к зрителю и далее / Н. М. Зоркая // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. - СПб. : "Алетейя", 2001. - С. 178-193.

3. Зоркая, Нея Марковна. Два русских романа начала XXI века. Опыт системного анализа "Приключения Эраста Фандорина" Б. Акунина и "Орфографии", "Оперы в трех действиях" Дмитрия Быкова / Н. М. Зоркая // Системные исследования культуры, 2005 / научн. ред. В.С. Жидков. - СПб. : Алетейя, 2006. - С. 319-342. - Библиогр.: с. 342.

4. Зоркая, Н. Литературный быт / Н. Зоркая ; Н. Зоркая ; публ. и предисл. М. Зоркая // Искусство кино. - 2008. - N 3. - С. 121-145.

Воспоминания и бытовые записки Неи Марковны Зоркой, автора десятков книг по истории и теории русского и советского киноискусства, лауреата премии "Ника" 2006 г.

5. Зоркая, Нея Марковна. "Ничто не утешает лучше музыки" / Н. Зоркая ; Н. Зоркая // Музыкальная жизнь. - 2007. - N 1. - С. 33-36.

Творчество великого итальянского режиссера Лукино Висконти.

6. Зоркая, Нея Марковна. "Фрекен Жюли" Августа Стриндберга как кинобестселлер / Н. Зоркая // Ибсен, Стриндберг, Чехов : сб. ст. / сост. М. М. Одесская. - М. : РГГУ. - 2007. - С. 344-350.

Становление шведского кино прямо связано с своением опыта национальной литературы, переживающий на рубеже веков творческий подъем. Одна из первых национальных фирм посвятила себя экранизации драм Стриндберга.

7. Зоркая, Нея Марковна. Шесть високосных месяцев : в диалогах, протоколах, арабесках и заметках / Нея ; Нея Зоркая ; Мария Зоркая // Новый мир. - 2008. - N 8. - С. 64-115.

Журнальный вариант документальной повести о том, как автора Нею Зоркую в 1968 году исключали из рядов КПСС.

8. Зоркая, Нея Марковна. Шостакович на "Ленфильме" / Н. Зоркая // Музыкальная жизнь. - 2006. - № 9. - С. 19-21.

9. Зоркая, Нея Марковна. Чудо судьбы / Зоркая Нея // Искусство кино. - 2002. - N 1. - С. 53-55.

10. Зоркая, Нея Марковна. Я давно мечтала сыграть благородную старушку : Алла Демидова на съемках фильма "Настройщик" / Н. Зоркая // Искусство кино. - 2005. - № 1. - С. 23.

11. Сальный Роман Викторович. Творческий портрет медиакритика Н.М. Зоркой // Медиаобразование. - 2015. - № 2. - С. 132-144. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskiy-portret-mediakritika-n-m-zorkoy/viewer (дата обращения: 10.11.2021). 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество