В 2023 году 26 октября отмечается Всемирный день балета. В честь этого праздника мы хотели бы вспомнить известного советского исследователя – Юрия Иосифовича Слонимского. Его справедливо считают крупнейшим историком отечественного балета. Им было написано большое количество монографий, несколько сотен статей. Часть из них находится и в фонде нашей библиотеки. Однако обо все по порядку.

Слонимский Юрий Иосифович (1902-1978) ‒ советский историк театра, балетовед, театральный критик, драматург-либреттист. Педагог, кандидат искусствоведения (1948), профессор (1962). Член Союза писателей СССР (1939). Почетный доктор Парижского университета танца (1959).slonimskiy

С творчеством Юрия Слонимского связывают целую главу в истории советского балета. Современники называли исследователя «первооткрывателем по призванию». Ведь он открыл неведомые страницы истории балета, забытых, но великих мастеров танца. Разыскал и опубликовал неизвестные материалы, мемуары, документы. Благодаря ему теперь звучат имена таких русских художников танца, как Лев Иванов, Адам Глушковский, Иван Вальберх и многие другие.

Юрий Слонимский стоял у истоков целого ряда изданий, будучи их и автором, и критиком, и редактором. Он первым обобщил опыт советского балета в монографии 1950 года. Это книгу неоднократно критиковали. Однако на протяжении многих лет никто не написал другой научной работы об истории отечественного балета.

Именно Юрий Слонимский предложил рассматривать драматургию, музыку, хореографию в единстве как неотъемлемые части целого. Этот метод исследователь успешно применил для воскрешения мало известного балета «Сильфида». Ученый внимательно изучил его либретто, музыку, проанализировал режиссерские заметки в нотах, описания очевидцев и рецензии. В результате спектакль снова стали ставить в известных театрах.

Юрий Слонимский вошел в историю советского балета и как автор многих сценариев, по которым в разные годы были созданы постановки, получившие широкую известность и признание. Среди них: «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1940), «Весенняя сказка» (1947), «Юность» (1949), «Семь красавиц» (1952), «Тропою грома» (1958), «Берег надежды» (1959), «Икар» (1965-1971).

По словам знаменитого советского хореографа Юрия Григоровича, исследователь придавал большое значение содружеству сценариста, балетмейстера и композитора. Юрий Слонимский практически сразу задумывался о том, кто будет воплощать его замысел. Так ему удалось привлечь в балетный театр композиторов Кара Караева, Михаила Чулаки, Андрей Петрова. Все это было неслучайно. Юрий Григорович отмечал, что ученый обладал удивительной способностью устанавливать связи с людьми разных возрастов, поколений и побуждать их к творчеству. Для многих мастеров танца он стал мудрым советчиком и наставником, к которому всегда можно было обратиться за помощью.                                                                           

Окружающие подчеркивали такие черты Юрия Слонимского, как профессионализм, самоотверженность, преданность любимому делу. Как писал известный советский балетный деятель Петр Гусев: «Он прошел с советским балетом весь его путь, делил с ним радости и невзгоды, победы и поражения. Он писал историю балета и в то же время делал ее сам, ошибался и находил истину». В своей деятельности Юрию Слонимскому удалось удивительным образом совместить черты теоретика и практика, быть одновременно исследователем, критиком и сценаристом.

Несмотря на то, что всю свою жизнь ученый посвятил служению балету, он происходил совсем из другой среды, а деятельность его была достаточно разнообразной.

В 1918 году Юрий Слонимский поступил на юридический факультет Петроградского университета (в наст. время Санкт-Петербургский государственный университет). Одновременно учился в Школе русской драмы и брал частные уроки у воспитанников Петербургского балетного училища ‒ Александра Сакселина, Василия Вайнонена, Георгия Баланчивадзе (впоследствии Джорджа Баланчина).

Свою первую из многочисленных статей он опубликовал еще в 1919 году под псевдонимом «Ю. Мамонтов». Вскоре начал выступать с лекциями о балете и со временем стал одним из ведущих критиков того времени. slonimskiy knigi

В начале 20-х годов числился вольнослушателем в Институте истории искусств (ныне Российский институт истории искусств) и продолжал учиться в Петроградском университете. В то время Юрий Слонимский написал небольшие монографии о балетах «Сильфида» и «Жизель», положившие начало советскому балетоведению.

Петр Гусев отмечал, что книга о «Жизели» породило целую литературу на французском и английском языках, развивающую принципы хореографического анализа, предложенные советским ученым. Ведь в ней исследователь проанализировал собственно танцевальную композицию постановки, выявил ее пластические лейтмотивы, показав, как из отдельных па формируются образы действующих лиц. Через 40 с лишним лет в свет вышла дополненная монография о «Жизели», которая была вновь издана в 2017 году. В этой работе Юрий Слонимский попытался воспроизвести историю создания балета, рассказал об известных его русских и советских постановках.                                                                                                 

После демобилизации (1925) служил в органах милиции, откуда уволился по состоянию здоровья в 1934 году и занялся литературно-педагогическим трудом по специальности – теакритика, изучение истории балета, сочинение балетных сценариев.

С 1932 года (с перерывами) преподавал в Ленинградском хореографическом училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), где с Федором Лопуховым организовал первое в истории балетного театра балетмейстерское отделение и читал на нем курс анализа балетного спектакля.

В тот период Юрий Слонимский написал ряд книг, брошюр и немало статей для различных газет и журналов, среди которых такие известные издания, как «Ленинградская правда», «Рабочий и театр», «Искусство и жизнь», «Театр», Советское искусство» и другие.

Тогда же совместно с Иваном Соллертинским он разработал первые печатные программы по специальным предметам. С Андреем Лопуховым и другими авторами работал над учебником «Основы характерного танца» (1938), который, став библиографической редкостью, был переиздан в 2006 году. Несмотря на время написания, содержание книги до сих пор не утратило своего значения в качестве методического пособия, а само издание по-прежнему пользуется популярностью среди педагогов балетных школ и кружков.

Юрий Слонимский также преподавал историю балета в Ленинградской консерватории (в наст. время Санкт Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского Корсакова) и Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии), был старшим научным сотрудником по театральному сектору в Институте театра и музыки, где прежде учился,

Во время войны писал очерки и рассказы патриотического характера для журнала «Пограничник».

После победы начался новый длительный творческий путь Юрия Слонимского. Им были написаны и подготовлены многочисленные книги: «П. И. Чайковский и балетный театр», «Дидло», сборник мемуаров и статей Михаила Фокина «Против течения», исследование о «Раймонде», брошюры, посвященные лучшим балетам советского репертуара, новое издание «Писем о танце» Жан-Жоржа Новерра.

Высокую оценку среди современников получило учебное пособие «Семь балетных историй. Рассказ сценариста» (1967). Юрий Григорович называл его первым литературным опытом рассказа об особенностях профессии сценариста, о процессе зарождения, формирования и реализации замысла того или иного балета, о коллективной природе театрального творчества. В книге читатели знакомятся с историей возникновения ряда постановок («Весенняя сказка», «Семь красавиц», «Юность», «Тропою грома» и другие), созданных в содружестве с разными балетмейстерами: Федором Лопуховым, Алексеем Ермолаевым, Петром Гусевым, Игорем Бельским, Борисом Фенстером. Каждая глава сопровождается фотографиями сцен из спектаклей, их репетиций, а также ведущих солистов.

Сборник статей «В честь танца» (1968) объединил работы 20-60-х годов. Многие из них прежде не печатались. По словам автора, они представляют собой цепь раздумий о балетной правде и фальши, о поэзии танца, о специфике балетного образа, о современном герое и тому подобное.

Несмотря на столь разное время создания, все статьи свидетельствуют о единстве и последовательности взглядов автора и имеют общую тему: «утвердить танец в качестве главного выразительного средства балета, в качестве рода мышления автора, в качестве носителя идеи и образа».

В 1977 году вышла в свет книга «Драматургия балетного театра XIX века». Она была написана еще до войны, но в дни ленинградской блокады ее тираж погиб. В монографии впервые прослежена история сценарного дела в балете от Жан-Жоржа Новерра и Сальваторе Вигано, приведены тексты старинных и современных сценариев, либретто балетов с авторским комментарием. Представленный материал должен был помочь мастерам танца создавать новые произведения, опираясь на знания первоисточников классических спектаклей, которые явились основой хореографического движения в XX веке.

Еще в то время Петр Гусев писал в предисловии к книге, что ей суждена долгая жизнь в качестве пособия для сценаристов, балетмейстеров, композиторов, художников, педагогов театральных вузов, сотрудников редакций газет и журналов. Его мысль подтвердил тот факт, что спустя столько лет, в 2023 году, монография получила новую жизнь в издательстве «Планета музыки».

Последний труд Юрия Слонимского «Чудесное было с нами» был опубликован в 1984 году. В нем исследователь рисует яркую картину жизни балетного театра 20-х годов в Петрограде. Одновременно он уделяет большое внимание музыке и живописи. Перед глазами читателей возникает галерея образов видных деятелей искусства того времени. Это художники Владимир Дмитриев и Борис Эрбштейн, композиторы Александр Глазунов и Борис Асафьев, музыкальный критик Иван Соллертинский, представители балетного «цеха» ‒ Михаил Фокин, Лидия Иванова, Ольга Спесивцева, Елена Люком и другие.

При подготовке материалов были использованы воспоминания современников, личные архивы, благодаря чему автору удалось показать творчество отдельных мастеров на протяжении длительного промежутка времени, охватившего 30-е и 40-е годы, послевоенный период. 

Таким образом, своими достижениями Юрий Слонимский навсегда вписал свое имя в историю советского балетоведения. И в последние годы труды этого замечательного ученого активно переиздаются, что подтверждает значимость и актуальность его исследований в настоящее время.

Как писал Юрий Григорович в предисловии к монографии «Семь балетных историй. Рассказ сценариста»: «Книги Слонимского ‒ не из тех, что бегло перелистываешь или прочитываешь всего один раз, чтобы потом на вечные времена поставить обратно в шкаф. Их перечитываешь помногу, всякий раз извлекая нечто новое, с интересом отмечая, как меняется восприятие написанного с ходом лет, по мере развития балетного театра».

Подробнее о деятельности Юрия Слонимского читайте в книгах, которые находятся в фонде библиотеки.

Информация подготовлена по материалам книг из предложенного ниже списка и открытых интернет-источников.

Источник фото: https://www.belcanto.ru/slonimsky_jury.html

Елизавета Волкова,

главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству

Библиография

  1. Ивановский, Николай Павлович. Бальный танец ХVI-XIX веков : учебное пособие /  Н. П. Ивановский ; под ред. Ю. И. Слонимского. - Издание 3-е, стереотипное. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2018. - 253, [1] с. : ил., нот. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Библиография: с. 229-234 (27 назв.).
  2. Ленинградские писатели - фронтовики 1941 - 1945 : Автобиографии. Биографии. Книги / автор-составитель В. Бахтин. – Ленинград : Советский писатель, .Ленингр. отделение, 1985. - 518 с.: ил.
  3. Лопухов А., Андрей В. Основы характерного танца / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров. - Изд. 2-е. - Санкт-Петербург-Москва-Краснодар : Лань, 2006. - 343 с. : ил. - (Мир культуры, истории и философии). - Имен. указ.: с. 339. - Предм. указ.: с. 340-342.
  4. Слонимский, Юрий Иосифович. Балетные строки Пушкина / Ю. И. Слонимский. - Ленинград : Искусство, Ленинградское отделение, 1974. - 182, [2] с., [4] л. : ил.
  5. Слонимский, Юрий Иосифович. В честь танца / Ю. И. Слонимский ; [предисл. П. Гусева]. - Москва : Искусство, 1968. - 371 с., 17 л. ил.
  6. Слонимский, Юрий Иосифович. Дидло : вехи творческой биографии / Ю. И. Слонимский. - Ленинград - Москва : Искусство, 1958. - 261, [1] с.
  7. Слонимский, Юрий Иосифович. Драматургия балетного театра XIX века : очерки, либретто, сценарии / Ю. И. Слонимский. - Москва : Искусство, 1977. - 343 с. : ил.
  8. Слонимский, Юрий Иосифович. Жизель : учебное пособие : [12+] / Ю. И. Слонимский. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2017 (макет 2018). - 209, [1] с. : ил., портр. ; 21. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Библиогр.: с. 205-208 и в подстроч. примеч.
  9. Слонимский, Юрий Иосифович. Жизель : этюды / Ю. И. Слонимский. - Ленинград : Музыка, 1969. - 159 с., 4 л. ил.
  10. Слонимский, Юрий Иосифович. Лебединое озеро : учебное пособие : [12+] / Ю. И. Слонимский. - Изд. 3-е, стер. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2018. - 107, [3] с. : ил. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Библиография в конце книги.
  11. Слонимский, Юрий Иосифович. Мастера балета : К. Дидло, Ж. Перро, А. Сен-Леон, Л. Иванов, М. Петипа / Ю. И. Слонимский. - Ленинград : Искусство, Ленинградское отделение, 1937. - 288 с. : ил. - Лит. в примеч.: с. 280-286.
  12. Слонимский, Юрий Иосифович. П. И. Чайковский и балетный театр его времени / Ю. И. Слонимский ; Гос. науч.-исслед. ин-т театра и музыки. - Москва : Музгиз, 1956. - 335 с., 24 л. ил. ; 22 см.
  13. Слонимский, Юрий Иосифович. Петрушка : Потешные сцены в 4 карт. : [либретто, пояснения к постановке и краткий очерк творчества композитора] / музыка Игоря Стравинского ; Ленингр. гос. акад. театр оперы и балета. - [Ленинград] : Лен. гос. акад. театр оперы и балета, 1935 (тип. им. Ив. Федорова). - Обл., 27 с., 1 вкл. л. портр.; 19х14 см.
  14. Слонимский, Юрий Иосифович. Семь балетных историй : рассказ сценариста / Ю. И. Слонимский. - Ленинград : Искусство, Ленинградское отделение, 1967. - 258 с. : ил. - Список балет. сцен.: с. 256-257.
  15. Слонимский, Юрий Иосифович. Советский балет : материалы к истории советского балетного театра / Ю. И. Слонимский. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1950. - 365, [2] с. : ил., портр.
  16. Слонимский, Юрий Иосифович. Чудесное было рядом с нами : заметки о петроградском балете 20-х гг. / Ю. И. Слонимский ; [предисл. Ю. Григоровича]. - Ленинград : Советский композитор. Ленинградское отделение, 1984. - 262, [2] с., [8] л. ил. : ил. - Список опубл. работ о балете Ю. И. Слонимского: с. 261-263.
  17. Слонимский, Юрий Иосифович. Щелкунчик : [балет в 3-х действиях и 7 картинах] / Ю. Слонимский ; музыка П. И. Чайковского ; Ленингр. Государст. академ. театр оперы и балета ; [марка театра на обложке работы художника Л. С. Хижинского]. - 2-е издание. - Ленинград : издание Лен. Гос. Акад. театра оперы и балета, 1934. - 23 с., 1 л. портр. : портр.

Статьи

  1. Слонимский, Ю. И. Искусство балета и народный танец / Ю. И. Слонимский
    // Народное творчество. - 2007. - N 6. - С. 55-56. - фото. Автор статьи 1938 года пишет о том, что сценическую хореографию балетов того времени отделяет от народного танца большое расстояние. О необходимости реорганизации балета, создании высокохудожественных хореографических пьес.
  2. Соколов-Каминский А. А. Ю. И. Слонимский - родоначальник советского балетоведеният / А. А. Соколов-Каминский // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2017 - № 2. - С. 131-135. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yu-i-slonimskiy-rodonachalnik-sovetskogo-baletovedeniya/viewer (дата обращения: 23.10.2023) В статье дается характеристика деятельности Юрия Иосифовича Слонимского ‒ крупнейшего историка, теоретика и сценариста советского балетного театра, автора фундаментальных трудов о великих хореографах XIX века и спектаклях-шедеврах, в том числе ‒ романтических балетах «Сильфида» и «Жизель». Автор считает Слонимского причастным к рождению балетмейстерского образования в Ленинградском хореографическом училище и в ГИТИС-е, где он преподавал драматургию балета; дает новую оценку книге Слонимского «Советский балет: Материалы к истории советского балетного театра» (1950) как первому обзору первых трех десятилетий истории советского балета.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество