Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен авторам и произведениям современной «женской прозы».

 Пока писатели-мужчины продолжают анализировать историческое прошлое нашей страны в больших серьезных романах, именно женщины оказались способны художественно отреагировать на то, что происходит «здесь и сейчас».

Сегодня «слабый» пол пишет невероятно сильные вещи.  Интуитивный, эмоциональный способ познания, смелость художественного высказывания, образный язык и умение свободно оттолкнуться от традиций — вот что отличает новую российскую женскую прозу. Через личный, интимный, достоверный опыт, собственный и семейный, писательницы показывают, что представляет собой русская культура сегодня. Их проза наиболее точно передает, как русский человек реагирует на происходящее в стране и в мире, насколько остро чувствует связь со своей страной, как залечивает раны, чего опасается и на что надеется.

nikolaenko1Николаенко, А. В. Жили люди как всегда : записки Феди Булкина : [16+] / Николаенко Александра Вадимовна ; Саша Николаенко ; иллюстрации - Саша Николаенко. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021. - 379, [1] с. : ил. ; 21. - (Классное чтение). - ISBN 978-5-17-135750-4.

«Сколько света, мира передвесеннего, сходят льды, трава примятая привстает, а потом ковром одуванчики, синь небесная, грозы майские, ливни летние, листопады осенние, через вьюгу снежную и забвение – воскресение, жизнь бессмертная говорит. Ф.М. Булкин»

Маленький человек никуда не исчез со времен Гоголя и Достоевского. Он и сегодня среди нас: гуляет бульварами, ездит в метро и автобусах, ходит в безымянное учреждение. Одинокий, никем не замеченный, но в нем — вселенная. А еще он смертен. Лишь пока жив — может попадать в рай и ад, возвращаться оттуда, ловить ветер, создавать Ничего и находить Калитку Будущего… Чего с ним только не случается. А умрет — и заканчивается история, заметает метель следы среди этой смертной, бессмертной любви.

«Небесный почтальон» Федя Булкин, тот самый мальчик-философ, повзрослел и вернулся к читателю в похармсовски смешных и погоголевски пронзительных рассказах и иллюстрациях Саши Николаенко. Книга построена так же, в форме дневниковых записей и состоит из коротких заметок с разными героями.  И фамилии этих людей говорящие: Страхобожкин - человек, убегающий от чего-то неизвестного, Душелюбов, который убивал невинные души с детства, Загробушкин, Трупиков, человек, который пришёл на приём к доктору со свидетельством о своей смерти. Основной посыл, который автор пронесла через всю книгу, очень чётко сформулирован на последней странице: «Что же выбор такое есть, если этот итог меж всех нас один, и разумно ли бултыхаться? Не зовёт ли к смирению, не гласит ли «уймись!» многочисленный опыт прожитых поколений...»

«Вместе с Федей я иногда плакала, а иногда хохотала, понимая, что вот она — та самая правда жизни. Саша Николаенко не пишет, а поет свои тексты. Ее книга поможет в трудный момент, заставит улыбнуться происходящему с вами. Не зря говорят, что книги могут лечить: истории о Феде Булкине — настоящее лекарство». Ирина Рыжова, «Литературно»

Некрасова, Е. И. Домовая любовь : [рассказы, повести, поэмы : 18+] / Некрасова Евгения Игоревна ; Евгения Некрасова. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021. - 379, [1] с. ;nekrasovaevg2 21. - (Роман поколения). - ISBN 978-5-17-144906-3.

Евгения Некрасова - писательница, сокураторка Школы литературных практик. Её цикл прозы «Несчастливая Москва» удостоен премии «Лицей», а дебютный роман «Калечина-Малечина» и сборник рассказов «Сестромам» входили в короткие списки премии «НОС». Новый сборник «Домовая любовь» состоит из рассказов, нескольких повестей и поэм. Несмотря на разность форм, все они объединены не только общей темой, но и тем, что в центре повествования героиня. Как отмечает сама Евгения Некрасова: «Хотелось бы больше женской оптики (в литературе)». Так глазами ее героинь читатель видит, что происходит «за закрытыми дверьми». Многие героини живут в Москве, переезжают в нее на съемные квартиры, копят деньги на собственное жилье в столице. Но тема маленьких городов по-прежнему остается. И здесь речь идет не о противопоставлении больших и малых городов, а взгляд на жизнь и там и там.

«Домовая любовь» отличается от двух предыдущих книг Евгении Некрасовой. Но по-прежнему узнаваем художественный мир ее произведений - в реалистичные сюжеты вмешивается мистическое и сказочное. И такое переплетение сюжетов и мотивов размывает границы жанровости сборника и дает новые возможности для раскрытия темы. «Очень часто я пишу о своей собственной оптики о людях, опыт которых ко мне так или иначе близок. Или опыт, которых я понимаю и который я могу так или иначе прочувствовать. И мне кажется поэтому довольно сильно приукрасить не получится». Как и в предыдущих книгах, в изображение российской повседневности встроены фольклорные мотивы.

«Если вы, как Иван-Царевич, не побоитесь перемахнуть через крепостную стену царства Жени Некрасовой, а ее охраняют тридцать три богатыря странного, ломающегося, мятущегося вместе с героями языка, вы найдете не только живую воду и молодильные яблоки, но и друга и союзника. Некрасова идет лабиринтами спальных районов и собирает нерассказанные истории об испытании большим городом и маленькой зарплатой, любовью и нелюбовью, и, наконец, самым главным и самым трудным - самой собой». Ирина Карпова.

arbenina3Арбенина, Д. С. Снежный барс : [сборник : 18+] / Арбенина Диана Сергеевна ; Диана Арбенина. - Москва : Эксмо : Бомбора™, 2021. - 366, [1] с. ; 21. - (Диана Арбенина. Книги в самое сердце). - ISBN 978-5-04-113612-3.

Многие знают Диану Арбенину как лидера группы «Ночные снайперы». А вот как автор рассказов и стихов она знакома далеко не всем. Но, как известно, талантливый человек талантлив во всем. Первый сборник стихов и текстов под названием «Катастрофически» увидел мир в 2004 году, а спустя три года Арбенина издала книгу «Дезертир сна», в которую вошли не только стихи и проза, но и тексты песен и фотографии автора. На протяжении следующих лет Арбенина радовала поклонников своего творчества не только концертами и сольными акустическими выступлениями, но и книгами. Из-под ее пера вышли: «Колыбельная по-снайперски», «Аутодафе», «Спринтер», «Сталкер». А в конце 2020 года вышел сборник «Снежный барс».

Под одной обложкой собраны рассказы, эссе, стихи и тексты песен. Все они разные: одни из них наполнены тоской и отчаяньем, другие — надеждой и верой в светлое будущее. Но всех их объединяет один лейтмотив — любовь. «Господи, как же я тоскую по тебе… Всепоглощающая тоска такой силы и глубины, что мне постоянно не хватает воздуха. Сделав вдох, я забываю, что нужно сделать выдох. Как восьмидесятилетний старик, я хватаюсь за край стола и жду, когда пройдет очередной приступ отчаянья.»

Сборник посвящен жизни, как она есть: со взлетами и падениями, счастьем и горем, любовью и предательством. В нем описаны, наверное, все эмоции и переживания, которые испытывает каждый из нас. Возможно, поэтому творчество Арбениной всегда по-снайперски точно попадает прямиком в сердце. «Каждое слово здесь тщательно подобрано так, чтобы вы почувствовали кожей, как Диана берет вас за руку и приглашает в свой мир. Здесь прольются слезы, душу вывернет наизнанку, на вас обрушится вал эмоций. Добро пожаловать в мир «Снежного барса»!»

Рубина, Д. И. Яша, ты этого хотел? : [сборник : 18+] / Рубина Дина Ильинична ; Дина Рубина. - Москва : Эксмо, 2021. - 444, [2] с. ; 21. - (На солнечной стороне). - ISBN 978-5-04-rubina4110444-3 (в пер.)

Историческая эпоха бесцеремонно и зачастую жестоко вмешивается в течение человеческой жизни. ХХ век не был милосерден – с его мировыми войнами, революциями, нацизмом, Холокостом, ГУЛАГом, Ленинградской блокадой. Но полон сострадания и нежности взгляд писателя, вырывающий из забвения людей и сюжеты. Дина Рубина с ее всеобъемлющим гуманизмом и глубоким пониманием человеческой природы сталкивает человека и историю в новом сборнике короткой прозы «Яша, ты этого хотел?».

Дина Рубина окунает читателя в истории, способные затронуть с душу и сердце. Потому что происходят они с точно такими же людьми, как и мы с вами. С обычными мужьями и женами, простыми работягами и рядовыми обывателями нашего с вами маленького мира. Где-то героям предстоит столкнуться с настоящим чудом, где-то им придется преодолеть все трудности и перешагнуть через себя, чтобы стать лучше, а где-то целый мир уходит на второй план, когда дело касается самого важного — семьи. «… Приближается этот кортэж к дому… останавливается… И на глазах оторопевших родителей зять ссаживает молодую. Принимайте, эр зугт, свое сокровище, а заодно и все ее приданое. Ни одной чашки, эр зугт, за три недели она не помыла. Кончался один сервиз – ели на другом. А теперь, эр зугт, сервизы кончились, и таки закончилась моя семейная жизнь…»

simon5 2202Абгарян, Н. Симон : [16+] / Абгарян Наринэ ; Наринэ Абгарян. - Москва : АСТ, 2021. - 348, [2] с. : ил. ; 21. - (Люди, которые всегда со мной). - ISBN 978-5-17-127547-1.

Известность Наринэ Абгарян принесла автобиографическая повесть «Манюня», в которой писательница искренне, трогательно и смешно рассказала о своем детстве и о людях, окружающих ее в то время. Кроме «Манюни» из-под пера вышли и многие другие книги, которые с удовольствием читают взрослые и дети. Среди самых популярных ее произведений: «С неба упали три яблока», «Дальше жить», «Люди, которые всегда со мной» и прочие. Романы Наринэ Абгарян полны мудрости, доброты и любви. И книга «Симон», вышедшая осенью 2020 года, не стала исключением.

Смерть пожилого каменщика Симона стала поводом для искренней печали многих. За свою долгую жизнь ему удалось стать всеобщим любимцем — он умел подобрать ключик к сердцу каждого, кто встречался ему на пути. А еще у него была слабость — он очень любил женщин и был известен своими бесчисленными амурными похождениями. В новые отношения он всегда прыгал с головой. Он боготворил своих возлюбленных, а когда приходило время расстаться, делал это так красиво, что никто из «бывших» Симона не держал на него зла.

Проводить мужчину в последний путь собрались все женщины, которых он когда-то любил. В дом, где он жил со своей законной супругой Меланьей Айинанц, пожаловали его любовницы: Сильвия, Элиза, Сусанна, Софья. У каждой из них своя история, но всех их объединяет любовь к одному мужчине. И есть у них еще кое-что общее — Симону удалось изменить жизнь каждой из них и навсегда переписать картину их судеб. Именно он учил искалеченных жизнью женщин снова радоваться и строить планы на жизнь, он дарил им хоть и короткое, но самое настоящее счастье. И да, все это время он был женат. А его супруга долгие годы терпеливо сносила измены своего не в меру любвеобильного мужа. Но смогла ли она простить его?

На страницах этой книги вас ждут наполненные глубокими драмами истории жизней нескольких женщин. Без осуждения и порицания писательница рассказывает о непростых семейных отношениях, о предательстве и изменах, о тяжелой вдовьей доле и, конечно же, о любви. Как и другие произведения Наринэ Абгарян, эта книга очень жизненная и болезненная, но при этом в ней очень много светлого и доброго. Произведение написано легким языком, с армянским колоритом и тонким юмором.

Прюдон, С. А. Молоко львицы, или Я, Борис Шубаев : [роман : 16+] / Прюдон Стелла Анатольевна ; Стелла Прюдон. - Москва : Эксмо, 2021. - 347, [2] с. ; 21. - ISBN 978-5-04-117530-6.prudon6

В издательстве «Эксмо» вышла вторая книга Стеллы Прюдон «Молоко львицы, или Я, Борис Шубаев». Роман, сотканный из самого воздуха и культуры Пятигорска, из судеб людей и невероятных пейзажей, из древних легенд этого города. «Корни не отпускают. Кавказ – это та среда, в которой я провела детство, а детство у меня было, мягко скажем, непростое, поэтому мне важно снова и снова туда возвращаться, чтобы что-то исправить в своей сегодняшней жизни. Меня не интересует при этом Кавказ как локация, а интересует исключительно психологическая среда. Моя тема – это человек в социуме».

Роман о личности, об индивидуальности, втиснутой в рамки условностей религии и представлений о традиционной мужской роли. Борис серьезно увлекся музыкой вопреки желанию отца. Потом при нелепых обстоятельствах умерли отец с братом. Борис взял ответственность за благополучие оставшихся на его попечении матери и племянницы, отказавшись от музыкальной карьеры. Его крайне восприимчивая, а после трагедии - болезненная, фантазия, связала смерть родных с его «запретным» увлечением музыкой. Чувство вины, задвинутое словно заноза, вглубь души, продолжает разрастаться в нем вопреки его воле, кровоточит и гноится. Внешне он - успешный бизнесмен, заботливый сын и дядя, респектабельный и уважаемый. А внутри у него так и не «погашена» страсть к музыке, которая постоянно натыкается на «занозу» чувства вины.

«Борис Шубаев – это все мы. Все люди так или иначе находятся в конфликте со средой. Этот конфликт может погубить, а может и, наоборот, сделать сильнее. У людей творческих профессий этот конфликт особенно ярко выражен. По сути, мой роман – это развернутая метафора о голосе, о праве человека на себя, на свободу самопроявления». Настоящая, полнокровная и яркая проза, которая понравится поклонникам творчества Наринэ Абгарян.

repinalev7Репина, Н. А. Жизнеописание Льва : [16+] / Репина Наталия Андреевна ; Наталия Репина. - Москва : Эксмо : Inspiria, 2021. - 220, [2] с. ; 21. - ISBN 978-5-04-119441-3.

Есть люди, их немного, кожа которых очень тонка. Иногда кажется, что ее словно бы и вовсе нет, острые углы этого мира оставляют на них синяки и кровоподтеки, раны и царапины. Таков мальчик Лева. Живет с бабушкой и мамой. А папы он никогда не знал. Пухловатый, робкий, книжный. Грезит подвигами, мечтает о дружбе, об участии в общем героическом деле. Обычный советский мальчишка семидесятых. Необычно в нем желание исправить мир. Хотя бы тот кусочек, что рядом. Заложить подходящими по размеру камнями выбоины в дороге возле дачи. И быть как все. Вот как раз этого в него не положено. Лева органически не переносит вранья и сам совершенно не может, не умеет врать. Сталкиваясь с «непорядком» он испытает практически физическую боль и желание убежать, что иногда приводит его к неприятностям. Став взрослым Лев Александрович живет вполне обычной жизнью. Он помогает маме, заканчивает институт и устраивается на работу в библиотеку, место, где все организовано в определенном порядке и так, как надо. Вот только с девушками не складывается по понятным причинам. Исследуя биографию писателя по фамилии Сызранцев, он попадает в весьма странный музей его имени и знакомиться с его семьей, сближается с ними, находит новых друзей. Лева попадает в ситуацию, которую обычный человек разрешил бы с легкостью, и, возможно, без всякого ущерба для своей совести, а вот он ломается, ведь, как мы помним, лгать-то он не умеет... Чудаковатый, но мудрый и такой невероятный Лева... Он «задевает» каждого, кто еще не успел очерстветь и делает мир вокруг себя хоть немного, но лучше, хочется верить, что и нас, читателей, он тоже сделает умнее и человечнее.

Приглашаем познакомиться с книгами!

Светлана Галактионова,

заведующая отделом абонемента

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество