Год педагога и наставника богат круглыми датами со дня рождения известных педагогов-новаторов. В очередном выпуске «Литературного четверга» мы вспомним Антона Семеновича Макаренко, 135 лет со дня рождения которого отмечается 13 марта.

makarenko antonИстория педагогики отчетливо показывает, что у каждого большого педагога свой масштаб и свои границы связей с современностью. Чем крупнее и самобытнее педагог, тем больше сила его воздействия на духовную жизнь других поколений, тем прочнее и многообразнее его связи с системами воспитания и образования последующих эпох. Большую часть своей жизни знаменитый советский педагог и писатель, автор всемирно известных методик воспитания, посвятил перевоспитанию трудных подростков, в том числе беспризорников. Макаренко руководил тремя детскими колониями-коммунами и работал с самыми обездоленными подростками. Среди его воспитанников были воры, несовершеннолетние убийцы, сироты и члены вооруженных бандитских группировок. Являясь их наставником, он открыто провозгласил и осуществил идею воспитания «нового человека».  В отделе хранения основного фонда нашей библиотеки можно найти редкие книги о жизни и педагогической деятельности этого выдающегося человека. В обзоре будут представлены некоторые из них.

Медынский, Е. Н. Антон Семенович Макаренко : жизнь и педагогические творчество / Медынский Евгений Николаевич. - 1949.

Эта книга была опубликована через 10 лет после смерти Антона Семеновича. Автор книги Евгений Николаевич Медынский — российский учёный в области педагогики и истории педагогики, доктор педагогических наук, профессор, академик АПН РСФСР (1944). Предисловие к книге написано супругой Макаренко, Галиной Стахиевной. Из книги – «Антон Семенович Макаренко родился 1 (13) марта 1888г. В г. Белополье Сумского уезда, Харьковской губернии. Его отец, Семен Григорьевич, был мастером малярного цеха в железнодорожных мастерских. «Высокий, худой и суровый человек, в своей жизни не видевший ничего, кроме труда», - так опиисывает Антон Семенович в романе «Честь» своего отца. Мать, Татьяна Михайловна, требовательная к себе и другим, была любящей, хорошей женою и матерью, отличной хозяйкой. Семья Макаренко жила бедно, но чисто, аккуратно и деловито. Ровные, сдержанные, проникнутые большой любовью отношения скрепляли всех членов семьи, у каждого из которых были свои строго определенные обязанности. Честность, сознание долга, чувство человеческого достоинства – вот качества, которые семья прививала Антону Макаренко с детства. Эти, взращенные с детства, черты проявлялись, как увидим дальше, и в педагогической деятельности Антона Семеновича. Можно предполагать, что, защищая в последствии «принцип требовательного уважения к детям», Антон Семенович учитывал, до известной степени, и впечатления своего детства.»

О годах учения и начале педагогической деятельности, о работе в Трудовой колонии им. Горького, Коммуне им. Дзержинского подробно рассказано в книге. Большое внимание уделяется работе педагога. «Макаренко указывает, что воспитательное мастерство не является каким-то исключительным свойством, присущим только особо талантливым людям. В процессе воспитания нельзя экспериментировать сомнительными средствами. Воспитание – слишком ответственный процесс, жизнь и развитие детей – слишком большая ценность, чтобы можно было вести воспитание методом «проб и ошибок.» Тот или иной метод и прием педагог вправе применить только тогда, когда он убежден в его целесообразности

О педагогической деятельности А. С. Макаренко. - 1952.

Этот выпуск «Известий Академии педагогических наук» полностью посвящён педагогической деятельности Антона Семеновича Макаренко. В статьях, написанных разными авторами, рассказывается о педагогическом опыте и теоретическом значении трудов А.С. Макаренко.  О том, как применялась разработанная им система воспитания в детских домах Алтайского края. Документальный очерк о детской трудовой коммуне имени Ф.Э. Дзержинского в которой Макаренко работал в течении восьми лет с 1927 по 1935 год. Подробно описывается само помещение, расположение кабинетов. Из книги – «На втором этаже были расположены спальни мальчиков и девочек – просторные, светлые комнаты на 4-8 человек; в каждой спальне имелся платяной шкаф для общего пользования и небольшие шкафики-тумбочки возле кроватей. Мебель была окрашена белой эмалевой краской. Постели содержались в полном порядке, на них не полагалось сидеть. Блеск паркета и чистоту в помещении коммуны воспитанники поддерживали сами. У коммунаров была единая форма одежды. Детской одежде Макаренко придавал большое значение и, несмотря на свою занятость, находил время для того, чтобы присутствовать при окончательных примерках костюмов воспитанниками. «Я считаю, что дети должны быть так красиво одеты, чтобы они вызывали удивление» - говорил он. «Это очень хороший клей для коллектива.» О быте и занятиях юных коммунаров. О первом персонале коммуны, штат которой был официально назначен 20 октября 1927 года и состоял из начальника коммуны А.С. Макаренко, его заместителя Т.Д. Татаринова, заведующего хозяйственной частью, медицинской сестры и повара. По первому набору в коммуну прибыли 60 воспитанников – 50 мальчиков и 10 девочек большинство в возрасте 13-15 лет, но были и юноши 16-17 лет. О производственных мастерских, которые появились на третьем году существования коммуны, а в 1931 началось строительство целого завода, приступившего в 1932 году к выпуску электрических сверлильных аппаратов, а затем, первой серии фотоаппаратов типа «ФЭД». В начале 1934 года в коммуне было 370 воспитанников, к концу - 510, а в 1935 году уже 600. Педагогический опыт Макаренко, осуществленный в коммуне, остается ценным вкладом в педагогическую науку.

Удивительный человечище. - 1959.

Бывшие ученики, испытавшие на себе новаторские методы Макаренко, добились заметных успехов и написали немало книг, посвященных своему наставнику. Вот и в этом сборнике опубликованы воспоминания бывших воспитанников Антона Семеновича Макаренко, который, можно с уверенностью сказать, выдал им путевку в жизнь. Характерной чертой всех рассказов бывших колонистов является то, что каждый из них не только знакомит читателя с эпизодами, в которых центральное место занимает Антон Семенович, но и знакомит с историей своей жизни и своих друзей. Читая эти истории, ещё раз убеждаешься в том, как тепло и участливо относился Антон Семенович к судьбе каждого колониста. А знакомясь с судьбами бывших колонистов приходишь к выводу, что его новая методика воспитания полностью себя оправдала.

Антон Семенович Макаренко был не только талантливым педагогом, но и писателем.makarenko book1

Макаренко, А. С. Марш тридцатого года : книга для учителя / Макаренко Антон Семенович ; А. С. Макаренко ; сост. и авт. коммент. В. Г. Бейлинсон. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1988. - 184, [3] с., [1] л. портр. - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 5-09-000252-5.

В настоящее издание вошло первое художественное произведение выдающегося педагога, определившего способ педагогического мышления в ХХ веке. Повесть о коммуне имени Феликса Дзержинского была впервые опубликована в 1932 году. Название книги полностью соответствует её содержанию, характеру и жанру. С 1929 года коммунары совершают летние походы-марши, которые становятся большим, очень ярким событием в жизни воспитанников. По насыщенности педагогическим материалом и его актуальности, книгу можно назвать одним из значительных произведений автора. Она включает цикл очерков, объединенных основными действующими лицами и повествует о жизни в воспитательной колонии новаторского типа, описывает опыт создания трудовой коммуны для трудных детей-подростков, беспризорников.

Макаренко подробно рассказывает о том, как зародилась, как функционировала колония имени Дзержинского, где жили и работали беспризорные подростки. Правда, в отличие от некоторых других подобных заведений, дзержинцы на беспризорников не походили никак. Все личные дела, которые поступали вместе с воспитанниками в колонию, тут же сжигались на их глазах вместе со старой одеждой. Макаренко не интересовало прошлое, он выдавал подросткам форму колониста и авансировал их шансом начать жизнь с чистого листа. В книге подробно рассказывается о системе отрядов, как разделяются воспитанники, как меняются дежурства, как решаются спорные вопросы, как происходит адаптация новеньких. Описывается, из каких комнат состояла трудовая колония, какие здания построены, как пришлые сотрудники работают в колонии и как они вынуждены соблюдать те строгие порядки, которые устанавливают колонисты (запрет на спиртное, карты и бардак в личных комнатах). Книга содержит больше фактов об организации жизни в советском детдоме, чем подробностей о жизни и характерах ребят-колонистов. Но все же и тут чувствуется неповторимый стиль автора, его доброта и ирония. В колониях, где руководил Макаренко, не было ни охраны, ни заборов. Никто не убегал, а если даже кто-то и уходил, то все равно возвращался. Известно, что среди тех питомцев, кто прошел через его систему перевоспитания, не было ни одного рецидива. Ни одного нового преступления или проступка. Специалисты следили за всеми колонистами Макаренко в долгосрочной перспективе их судьбы, и все они состоялись как личности.

Макаренко, А. С. Педагогическая поэма. [Кн. 1], ч. 1 и 2 / Макаренко Антон Семенович. - 1985.

Если в книге «Марш 30 года» рассказывается о жизни в коммуне имени Дзержинского, в «Педагогической поэме» Антон Семенович рассказывает о том, как возникла и развивалась колония имени Максима Горького. Роман вышел в свет в 1935 году и в кратчайшие сроки завоевал читательскую любовь. Его автор ничего не выдумывал, он описывал собственную жизнь и свое детище. Все персонажи книги существовали в действительности, а многие трудные подростки, воспитанные Макаренко, стали выдающимися людьми своего времени. Вот лишь некоторые персонажи «Педагогической поэмы» - бывший бандит, грабитель Карабанов (в жизни — Семен Калабалин) стал одним из самых известных колонистов Макаренко. Он продолжил дело учителя: после рабфака вернулся в Горьковскую колонию воспитателем. Всю жизнь Семен Калабалин посвятил педагогике, воспитанию трудных подростков. Он возглавлял несколько детских домов, написал ряд статей и автобиографию, получил звание заслуженного учителя РСФСР; один из первых воспитанников колонии Григорий Бурун (настоящее имя Григорий Супрун) под руководством Макаренко из малолетнего преступника превратился в честного и трудолюбивого человека. Командир косарей, возглавляющий праздник первого снопа, стал одним из главных персонажей «Педагогической поэмы». После колонии Григорий Супрун поступил на рабфак, затем в технологический институт. В годы войны бывший колонист трудился инженером танковой бригады. Он принимал участие в Курской и Сталинградской битвах, освобождал Прибалтику и Кенигсберг. После Победы Супрун вернулся на родину, в Харьковскую область, где прожил остаток жизни; Вершнев (Николай Шершнев) всю жизнь проработал доктором в Комсомольске-на-Амуре, трудился главврачом городской больницы; Соловьев (Антон Соловьев) выучился на электрика, в годы войны был замполитом комендатуры гарнизона, участвовал в войне с Японией, а по возвращении вернулся в профессию; Нисинов (Дмитрий Анисимов) стал пилотом военных самолетов, работал летчиком-испытателем. Без преувеличения можно сказать, что все воспитанники Макаренко и юные герои «Педагогической поэмы» не посрамили своего учителя и воплотили в жизнь главный девиз колонии: «Не пищать!»

Макаренко, А. С. Книга для родителей / Макаренко Антон Семенович. - Л. : Лениздат, 1981.

Эта книга была написана в 1937 году. Если в первых двух книгах речь идёт о воспитании в коллективе, то в этой книге А.С. Макаренко дает реальные практические советы по воспитанию ребенка в семье. Советы эти просты и разумны и могут быть актуальны для сегодняшних родителей. Вот лишь некоторые вопросы, которые затрагивает автор книги – Родительский авторитет, как он должен вырабатываться и как им правильно пользоваться, гораздо легче воспитывать правильные качества у ребенка сразу, чем его перевоспитывать, почему необходимы дисциплина и режим и как их правильно выстроить. - «Никакая философия, никакая словесная мудрость не принесет пользы, если в семье нет правильного режима, нет законных пределов для поступка».

Какая игра и какие игрушки полезны ребенку, нужно ли играть вместе с детьми и как это делать? Избалованность детей, что делать, если ребенок ворует, подросток курит или пьет, что делать, если у родителей не хватает времени на ребенка? - «Основной конфликт» — отсутствие времени — наиболее распространенная отговорка родителей-неудачников».  Труд, как средство воспитания, семейное хозяйство и какую роль в нем требуется отвести ребенку? Половое воспитание: в чем опасность «физиологического подхода», как разговаривать об «этом» с детьми и подростками? Автор пишет и о недопустимой жертвенности родителей и воспитании эгоистов, об авторитете родителей и чем настоящий авторитет отличается от насильственного. - «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству».makarenko book2

Несмотря на то, что книга написана в прошлом столетии и эпохе, сильно отличающейся от настоящего времени, многое не потеряло актуальности и в чем-то даже опередило время. - «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, и значит, и историю мира». – Антон Семенович Макаренко. Эти слова как никогда актуальны в наше время!

Макаренко, А. С. Флаги на башнях / Макаренко Антон Семенович. – 1972

Красные знамена на башнях ворот коммуны имени Дзержинского стали символом этого произведения. В начале апреля 1938 г. была написана первая часть книги, в начале мая — вторая, а третья часть была начата в мае и завершена в середине июня в Ялте. Повесть отличается от ранее написанных Макаренко «Педагогической поэмы» и «Марша 30 года» тем, что она абсолютно художественная. «Флаги на башнях» — это не сказка и не мечта, это наша действительность. В повести нет ни одной выдуманной ситуации, очень мало сведенных образов, нет ни одного пятна искусственно созданного колорита». – так писал о книге сам А.С. Макаренко. 

Книга основана на реальных событиях, на личном опыте Макаренко, а некоторые из героев ранее написанных книг перешли и в эту книгу.  Писатель сохранил фактический материал подлинной истории коммуны, но изменил ее название, фамилии некоторых воспитанников и педагогов. А в образе заведующего колонией Захарова Алексея Степановича трудно не узнать самого Макаренко: «В этом человеке не было ничего особенного: подстриженные усы, стеклышки пенсне, под машинку стриженная голова. Глаза у него были обыкновенные – серые, чуть-чуть холодные» - Алексей Степанович обладал высоким уровнем культуры общения, умел слушать и слышать собеседника, устанавливать контакты со всеми, будь то авантюрист Игорь Чернявин или отчаявшаяся Ванда Стадницкая. Он оптимист и верит в то, что нужно забыть про то, что было до колонии. В сложную минуту он всегда поддерживает воспитанника, а когда нужно – будет строгим

Стоит подчеркнуть, что автор сумел совместить в своем произведении и педагогическую идею, и описание жизни коллектива в колонии. «В «Флагах на башнях» я хотел изобразить тот замечательный коллектив, в котором мне посчастливилось работать, изобразить его внутренние движения, его судьбу, его окружение.» - говорил Макаренко. Именно коллектив тогда давал «малолетнему преступнику» возможность снова ощутить себя хорошим, достойным человеком, получить образование, освоить профессию. «Ты попал в семью и не можешь думать только о себе, каждый воспитанник должен думать обо всех колонистах. Каждый должен любить свой коллектив, познакомиться с ним, узнать его интересы, дорожить им». Ключевой здесь оказывается фигура воспитателя, его способность создать в группе растерянных и «испорченных» детей нужный настрой.

Литературное творчество замечательного педагога позволяет составить впечатление о масштабах и методах этой работы. Это последнее крупное художественное произведение Антона Семеновича Макаренко. Сейчас это кажется каким-то нереальным, придуманным, фантастическим, - а ведь всё так и было - был Антон Семёнович Макаренко, педагог по призванию и замечательный писатель, - и были ребята, которые поверили в себя, в коллектив таких же, как они, мальчишек и девчонок, поверили в Советскую власть, которая их спасла от голода, холода, бродяжничества, нищеты, безграмотности. А главное - были учителя - энтузиасты, подвижники, объединившие этих детей, подростков, юношей.

Гениальность педагогической концепции Макаренко заключалась в ее простоте. Его первым и нерушимым правилом было никогда не вспоминать о прошлом колонистов. Макаренко не исправлял своих воспитанников, он учил их, как можно жить по-другому. И главным его инструментом был честный совместный созидательный труд, не оставляющий времени ни на что другое. Он создал внутри колонии собственную управляемую демократию и самое настоящее проектное производство.

Лучше всех из современников его понимал Максим Горький, который так отозвался о Макаренко после посещения Полтавской колонии: «Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его».   Педагогический опыт Антона Семеновича Макаренко, воплощенный в книгах, стал уроком и примером для педагогов разных поколений. И этот урок продолжают осваивать современные педагоги.

Приглашаем посетить библиотеку имени Валентина Яковлевича Курбатова и познакомиться как с книгами, представленными в обзоре, так и с разнообразным педагогическим фондом нашей библиотеки. Мы находимся по адресу - Псков, ул. Профсоюзная. д.2, 1 этаж, кабинет 103.  

Главный библиотекарь отдела абонемента Ольга Крупская.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество