В очередном выпуске «Литературного четверга» будут представлены издания, переданные в дар библиотеке имени Курбатова на XVII Международном форуме «Русский Запад» в рамках издательской программы Правительства Москвы.

Познакомимся с Прекрасными Дамами Конан Дойла, дядей Пушкина, Москвой Булгакова,  Андреем Белым, Наташей Тургеневой, а так же узнаем, кого известный российский писатель Юрий Поляков называет «моей Вселенной» (и это не женщина, хоть и женского рода).     

Перед вами две новые книги о музах великих писателей и поэтов. Первые упоминания о музах встречаются у древнегреческих поэтов. Это были не просто очаровательные вдохновительницы, а дочери Зевса. Ни одно художественное произведение не создавалось без их участия — выдающиеся идеи возникали не в результате мысленного процесса творца, а даровались богами свыше. Музы же выступали посредниками. Спустя тысячелетия великие произведения все еще рождаются благодаря музам, вдохновляющим творцов неземной красотой, умом, обаянием. Какие женщины становятся музами и чем для них заканчивается жертвенная преданность творцу? Многие истории известны.          

donskovaДонскова, И. И. Рыцарь Конан Дойл и его Прекрасные Дамы : 12+ / Донскова Ирина Ивановна ; Ирина Донскова. - Москва : Вече, 2021. - 382, [1] с. : ил. ; 21. - (Любовные драмы).

Все мы знаем детективные истории с участием Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Они принесли автору мировую славу и известность. Но Конан Дойл был автором не только детективных рассказов, он писал исторические и приключенческие романы, книги по спиритизму и оккультизму. А своим лучшим произведением считал исторический роман о Столетней войне «Белый отряд». Хотя именно успех детективных циклов позволил ему оставить врачебную практику и полностью сосредоточиться на литературном творчестве.

Конан Дойл до последних своих дней оставался рыцарем. Рыцарем по отношению к своей Родине, за которую он мог отдать жизнь, находясь на Англо-бурской войне в качестве военного хирурга. И по отношению к своим Прекрасным дамам. Первой и главной женщиной в жизни Конан Дойла была его мама. Мэри Дойл – женщина сильного характера, дальняя родственница Вальтера Скотта, души не чаяла в своём сыне и возлагала на него большие надежды. Она интересовалась литературой и поощряла путешествия сына в мир книг. Всю свою жизнь он хранил преданность этой маленькой и сильной женщине, прислушиваясь к её советам, отчитываясь в своих письмах, которые он с неизменной нежностью писал ей раз в неделю, об всём, что с ним происходило и что было на душе. «Лучшая из мам», «любимая матушка» - так он называл её в письмах, и вряд ли это совпадение, что и его первую дочь, и милую любящую жену доктора Ватсона он назовёт Мэри.

6 августа 1885 года Конан Дойл вступает в брак с Луизой Хоукинс. Она не имела образования, которым можно было бы блеснуть, ни изысканного воспитания, не могла похвастаться и благородным происхождением. Всё в ней было просто и естественно. Ей было чуждо жеманство, кокетство, капризы и своеволие. Мечтая об идеальной семье, она делала всё, чтобы соответствовать той модели, которую сама для себя сформировала: идеальная жена и мать, маленький ангел-хранитель для своей семьи, главная задача которого - уберегать мужа от волнений, избавлять от бытовых проблем, окружать заботой и любовью. Трогательная и беззащитная, она была из тех женщин, чьи силы удваиваются, когда надо защитить других. Этот брак продлился почти 20 лет, до самой смерти Луизы. А в автобиографии Конан Дойл так напишет о своей первой жене: «Ни у одного человека не могло быть более милой и привлекательной спутницы жизни», «…пока мы были вместе, не было ни единого случая, чтобы наша привязанность нарушалась какой-либо серьёзной размолвкой или расхождением».

15 марта 1897 года Конан Дойл будет отмечать всю свою довольно ещё долгую оставшуюся жизнь. В этот день он встретил Джин Лекки и влюбился без памяти. Ему было в то время 38, ей 24. «Это было похоже на вспышку молнии, а затем последовали раскаты грома, ибо ситуация была поистине безнадёжная: влюбленные при всём своём желании не могли бы жить дальше своими прежними жизнями, но и вместе быть тоже не могли. Сэр Артур был женат, а его жена Луиза смертельно больна. Дойл впитал дух рыцарства, по сути, ещё с молоком матери, а потому его личный кодекс чести никогда не позволил бы ему бросить слабую и беспомощную женщину и мать его детей». Артур и Джин обвенчались только через год после смерти жены. Семейная жизнь по-прежнему была главным источником радости и вдохновения. В одном из дневников Конан Дойла есть запись, сделанная рукой Джин уже после его смерти. Целуя супругу перед сном в новогоднюю ночь 31 декабря 1913 года, Артур сказал ей: «Спасибо за всё, что ты сделала для меня в этом году, дорогая. Ни у одного мужчины в этом мире нет такой жены. Ты совершенство. Я ничего не хотел бы изменить в тебе даже самую малость. Господь был очень милостив ко мне. Это был счастливый год». История сохранила трогательное описание последних минут жизни создателя самого известного в мире детектива: «До самой старости он вел активный образ жизни: много занимался спортом и путешествовал. Однако весной 1930 года возраст взял свое: самочувствие не позволяло писателю жить в привычном темпе, большую часть времени он проводил в постели. 7 июля 1930 года Артур Конан Дойл, гуляя по своему саду, внезапно почувствовал себя плохо и упал. Он лежал на земле, держась одной рукой за сердце, а второй сжимая цветок. Когда над ним склонилась испуганная жена, писатель прошептал ей: "Ты замечательная", - после чего потерял сознание и вскоре скончался. Артуру Конан Дойлу был 71 год».    

Всем, кто интересуется творчеством Артура Конан Дойла, книга будет чрезвычайно интересна. Здесь вы найдете интересные сведения о создании Конан Дойлом его выдающихся произведений. Узнаете, кто являлся прототипами его героев и какие события подталкивали его к написанию. Очень познавательная книга о замечательном писателе и человеке.  

belyi turgenevaАндрей Белый и Наташа Тургенева : роман в письмах : материалы из архива Гетеанума (Дорнах) / Байер Томас [и др.] ; составление, вступительная статья, подготовка текста и примечания Томаса Байера и Моники Спивак ; ответственный редактор: Максим Амелин. - Москва : Рутения, 2020. - 383, [1] с., [20] л. ил., цв. ил., портр., факс. ; 21. - (Издательская программа Правительства Москвы). - Библиогр.: с. 378-379, в примеч. и в подстроч. примеч. - Указ. имен: с. 380-384. - ISBN 978-5-6043658-8-5.

Книга Томаса Байера и Моники Спивак приоткрывает нам немало тайн и неизвестных страниц из жизни не только Андрея Белого, но и других представителей Серебряного века. У этого издания любопытная предыстория. Несколько лет назад профессор из колледжа Мидельберри в штате Вермонт, блестящий переводчик русской литературы на английский язык (его перу принадлежат переводы Достоевского, Соловьёва, Белого, Солженицына), Томас Байер, обнаружил в одном из европейских архивов 13 писем Андрея Белого к сестре его жены. Некоторые из этих писем, были явно любовного содержания. Байер опубликовал заметку о переписке в филологическом сборнике «Арабески Андрея Белого» (2017); в 2019 году вышло немецкое издание писем. Основываясь на этих письмах, Томас Байер совместно с Моникой Спивак - известным филологом, исследователем литературы Серебряного века, директором «Мемориальной квартиры Андрея Белого» на Арбате, подготовили к изданию данную книгу.

Письма, публикующиеся впервые, проясняют довольно сложные отношения Андрея Белого с сестрами Тургеневыми. Опубликованная переписка раскрывает нам основу конфликта, по сути, разрушившего союз Аси Тургеневой и Андрея Белого. Послесловием к этому сюжету служит пространное послание Белого к М. Я. Сиверс (Штейнер) от 13 января 1916 года с подробным разъяснением его взглядов на проблему "любви из свободы" и детальным анализом отношений с Асей и Наташей. Андрей Белый – символист, и к чтению нужно приступать, держа в голове эту мысль. Вместе с женой Асей и её сестрой Наташей они были последователями антропософии и учениками Рудольфа Штейнера, австрийского доктора философии, педагога, лектора и социального реформатора; эзотерика, оккультиста, ясновидящего и мистика XX века. И на первый взгляд простая история супружеского адюльтера в исполнении этих увлечённых «духовными науками» людей приобретает масштабы не то шекспировской трагедии, не то гротеска.

Сами письма составляют лишь малую часть издания. Более трех четвертей книги - это подробные научные комментарии, объясняющие читателю связь событий, о которых говорится в книге, с культурным и жизненным контекстом той эпохи. Занимающие большую часть книги комментарии Томаса Байера и Моники Спивак делают эту книгу интересной и увлекательной для очень широкого круга читателей. Роман Андрея Белого и Наташи Тургеневой не назовешь красивым, но это действительно кульминационный момент в жизни знаменитого символиста и автора «Петербурга», и под знаком этих событий и их последствий прошла вся дальнейшая художественная и мемуарная деятельность Андрея Белого.

А теперь мы совершим прогулки по Москве, вместе с известными писателями России. В 2023 году, в выходные дни 9 и 10 сентября, Москва отмечает день города - 876 лет исполняется столице нашей Родины.

tormozovaТормозова, Л. И. Василий Львович Пушкин в Москве : [литературно-историческое исследование] / Тормозова Людмила Илларионовна, Пушкин Василий Львович ; Людмила Тормозова. - Москва : У Никитских ворот, 2014. - 109, [2] с., [8] л. цв. ил., портр. : ил., портр. ; 21. - (Издательская программа Правительства Москвы). - Библиогр.: с. 106-110. - ISBN 978-5-91366-924-7.

В Москве много сохранившихся старинных зданий, связанных с именами известных русских писателей и поэтов. В книге рассказывается об истории дома № 36 на Старой Басманной улице. В этом доме с 1824 по 1828 год жил дядя Александра Сергеевича Пушкина - Василий Львович Пушкин. Много ли мы знаем о дяде Александра Сергеевича Пушкина? Специалисты – да, простые читатели – навряд ли. Перед нами интересное литературно-историческое исследование, посвящённое жизни и творчеству поэта конца XVIII – начала XIX века. Издание основано на документальных и архивных материалах.

Василий Львович был не только дядей великого русского поэта, но и его наставником, учителем, первым открывшим его талант стихотворца и писателя. С большим уважением относился к дяде и Александр Сергеевич Пушкин. Впервые он приехал к дядюшке 8 сентября 1826 года, после встречи с императором Николаем I в Чудовом дворце Кремля. Десять лет поэт не видел дорогого дядюшку. «Парнасский мой отец», «Писатель нежный, тонкий, острый, мой дядюшка», – так называл его Александр Пушкин. Позднее Александр часто навещал Василия Львовича.  Любопытна история самого дома. Которому в 2020 году исполнилось 200 лет. Какое-то время дом был жилым с коммунальными квартирами. В начале 30-х годов в одной из комнат разместился ЗАГС Бауманского района, потом его перевели в другое помещение. После войны постепенно жильцы этого коммунального дома переезжали в новостройки. И когда наконец в 1974 году уехали последние жильцы, дом какое-то время оставался бесхозным, что, увы, сказалось на его сохранности: он пережил три пожара... В 1975 году дом был взят в аренду трестом Министерства жилищно-гражданского строительства РСФСР. В 1998 году было принято постановление Правительства Москвы «О неотложных мерах по сохранению памятника истории и культуры «Дом Василия Львовича Пушкина» по адресу: ул. Старая Басманная, 36, строение 1, и по созданию в нем филиала Государственного музея А.С. Пушкина».

В настоящее время здесь находится Дом-музей Василия Львовича Пушкина. Расположено здание в пешей доступности от метро «Бауманская». Прогуляться придётся минут 10-15, зависит от того, каким шагом вы любите ходить. Но во время прогулки успеете полюбоваться и сохранившимися постройками XIX века, красивыми церквями и храмами. В уютной гостиной этого дома, хозяин принимал своих гостей, среди которых, были Вяземский, Дельвиг, Мицкевич и другие известные поэты и писатели. Василий Львович слыл ярым модником, любителем прекрасных дам и остроумным собеседником. Он увлечённо рассказывал гостям о своём заграничном путешествии во Францию. Здесь будущий поэт Александр Пушкин зачитывал свое сочинение, в последствии вошедшее в сборник под названием «Путешествие в Арзрум». Из гостиной мы попадаем в столовую. Экспозиции данной комнаты рассказывают о гостеприимстве хозяина дома. Стол сервировали самыми лучшими приборами и посудой, подавались самые лучшие блюда, шампанское «лилось рекой». В кабинете Василия Пушкина на письменном столе лежат самые известные произведения любимого племянника - «Евгений Онегин», «Кавказский пленник», «Руслан и Людмила». Василий Львович очень гордился своим племянником, восхищался его сочинениями. Да что говорить, именно он повлиял на поэтическую карьеру будущего великого поэта. Сначала дядюшка «устроил» Александра Сергеевича в Царскосельский лицей, поощрял его начинания в поэзии. А в дальнейшем зачитывал его стихотворения перед лучшими и известными писателями и поэтами того времени. Все это способствовало популяризации поэзии А. С. Пушкина, и становлению его как лучшего поэта. Интересна в книге не только история конкретного дома, но и факты биографии, свидетельства современников о характере Василия Львовича. Близкие и родные признавали его добросердечность и простодушие, которые он не раз доказывал по отношению к ним. Книга будет интересна не только историкам и литературоведам, но и широкому кругу читателей, интересующихся творчеством и личностью Василия Львовича Пушкина.

progulkiПрогулки по Москве с Василием Львовичем Пушкиным : [к 250- летию со дня рождения В. Л. Пушкина] / Михайлова Наталья Ивановна, Пушкин Василий Львович ; Гос. музей А. С. Пушкина ; [вступ. ст., аннот. и примеч. к письмам А. С. Пушкина: Н. И. Михайлова ; cост.: Н. И. Михайлова, Ф. Ш. Рысина]. - Москва : Планета, 2016. - 118, [1] с. : ил., цв. ил., портр., факс. ; 24. - (Издательская программа Правительства Москвы). - Библиогр. в примеч.: с. 114-119 и в тексте. - ISBN 978-5-9907466-4-0.

Данное издание приурочено к 250-летию со дня рождения Василия Львовича Пушкина.  Читателям предоставлена возможность вместе с ним совершить увлекательную прогулку по Москве. Можно представить, как выйдя из дома Василий Львович идёт по городу и видит Большой театр, Тверскую улицу, Петровский дворец, Кузнецкий мост и Арбат. Слышит звон колоколов Елоховского собора и храма Никиты Мученика. Вместе с ним мы посетим и некоторые подмосковные усадьбы, где он встречался со своими друзьями. А помогут нам в этом редкие акварели, гравюры и литографии 19 века, запечатлевшие первопрестольную пушкинского времени, путеводители по Москве, объявления в газете «Московские ведомости», стихи и письма самого В.Л. Пушкина, стихи А.С. Пушкина и других поэтов той эпохи, а также дневники и мемуары их современников. Благодаря красочным иллюстрациям, мы сможем увидеть, как выглядело то или иное здание в то время и как оно выглядит сейчас.  Как написал Василий Львович в одном из своих стихотворений:

«Но я живу ещё для искренних друзей,

Душе и сердцу милых;

Живу ещё для Муз и в хижине моей

Не знаю скуки я, не вижу дней унылых.

С спокойной совестью быть можно одному!

Молчу по суткам – и мечтаю,

Я счастья всякому желаю,

А зла, Бог видит, никому.

К чему мне пышные обеды,

Где в винах дорогих купают стерлядей?

Живу для мирныя, приятныя беседы

И добрых, ласковых людей.»

Всем, кто интересуется историей Москвы, эта книга будет интересна и как путеводитель.

jablokovЯблоков, Е. А. Москва Булгакова : [12+] / Яблоков Евгений Александрович, Булгаков Михаил Афанасьевич ; Е. А. Яблоков. - Москва : Кучково поле, 2020. - 366, [1] с. : ил., портр. факс. ; 21. - (Издательская программа Правительства Москвы) (Московская библиотека). - Библиогр.: с. 363. - Указ. имен: с. 364-366. - ISBN 978-5-907171-18-3.

Это книга о том, как столица отражалась в произведениях писателя, его дневниках и письмах. В своих книгах Михаил Булгаков уделяет столице столько внимания, что город можно назвать полноправным героем его произведений. Причем глядит он в нее, говоря блоковским языком, «и с ненавистью, и с любовью». Не будучи москвичом по рождению, Булгаков стал одним из самых «московских» писателей. Образы Москвы 1920-х - 1930-х годов воплотились в его художественных и публицистических произведениях, дневниках и письмах, а также в воспоминаниях тех, кто был рядом с ним. Отдельные главы книги посвящены столичному транспорту. - «Известнейший трамвайный маршрут «А» - «Аннушка» - был открыт в 1911 г. И существовал 20 лет. Кольцом «А» именовалось Бульварное кольцо, по которому проходила основная часть маршрута.» И здесь же приводятся строки из произведения Булгакова «Москва краснокаменная» - «Жужжит «Аннушка», звонит, трещит, качается. Во что попало одеты граждане. Блузы, рубахи, френчи, пиджаки. Больше всего френчей – омерзительного наряда, оставшегося на память о войне. Кепки, фуражки. Куртки кожаные. На ногах большей частью подозрительная стоптанная рвань с кривыми каблуками. Но попадается уже лак. Советские сокращенные барышни в белых туфлях. Катит пестрый маскарад в трамвае.» Или фотография Брянского вокзала, под которой читаем булгаковский текст из фельетона «Сорок сороков» - «По гроб моей жизни не забуду ослепительного фонаря на Брянском вокзале и двух фонарей на Дорогомиловском мосту, указывающих путь в родную столицу.» Таких архивных фотографий в книге много. И в сочетании с порой горькими, порой смешными, всегда очень точными цитатами из произведений Булгакова, рассматривать этот документальный материал крайне интересно.

В трех повестях Булгакова первой половины 1920-х. годов – «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце» - город является одним из важнейших «персонажей». Автор книги предлагает последовательно пройти по городскому пространству этих повестей, повторяя передвижения героев повестей Михаила Булгакова. «Мастер и Маргарита» - этот роман считается самым «московским» произведением. Фотографии Малой Бронной, аллеи на Патриарших прудах, Страстная площадь и другие фото, упоминаемых в произведении московских мест, дают возможность ближе проникнуться атмосферой того времени. Используя фрагменты из книг и писем Булгакова, летопись столицы, фотографии, Евгений Яблоков рисует яркий и красивый образ и старая Москва спрятана в самой его сердцевине. После знакомства с книгой хочется снова перечитать произведения Булгакова, погулять по Москве и взглянуть на знакомые ландшафты — вокзалы, дома, набережные — его глазами. Кто знает, может, мелькнет на Патриарших суетливая Аннушка или покажется на миг на крыше дома Пашкова темная фигура Воланда. Научно-популярное издание предназначено всем интересующимся биографией и творчеством Булгакова, и историей Москвы начала XX века.

polyakovМоя вселенная - Москва : Юрий Поляков: личность, творчество, поэтика : [сборник : к 60-летию со дня рождения / Калитин Петр Вячеславович, Поляков Юрий Михайлович ; отв. ред, сост.: проф., д.филос.н. П. В. Калитин]. - Москва : Литературная газета : У Никитских ворот, 2014. - 511 с., [8] л. портр. : портр. ; 22. - (Издательская программа Правительства Москвы). - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-5-91366-943-8.

Выпуск книги был приурочен к 60-летию Юрия Михайловича Полякова. Оригинальные мнения известных писателей, таких, как Лариса Васильева, Александр Проханов, Владимир Личутин, Павел Басинский, Сергей Шаргунов и др. о творчестве, произведениях и личности самого Юрия Полякова, являются главными составляющими книги. Юрий Поляков – коренной москвич. Из книги – Владимир Куницын «Феномен Юрия Полякова» - «Юрий Михайлович родился в 1954 году в Москве в семье рабочих и до шестнадцати лет имел возможность вникать во все многообразные радости заводского общежития. Думаю, этот факт в его биографии оказал мощное влияние на последующую творческую жизнь. Кто прошёл через коммунальный рай, тот по себе знает, что уж чему-чему, а умению постоять за себя он учит. Жизнестойкость и врожденная наблюдательность, напитанная богатыми впечатлениями бытового коммунизма, - это уже кое-какая оснастка для предстоящих литературных заплывов.»

Подробнее о детских годах Юрия Полякова и о том, как выглядела и чем жила Москва в то время, можно узнать из его романа «Совдетство», изданном в 2021 году. Город Москва и люди, живущие в нём, являются главными действующими лицами произведений Юрия Полякова. Из книги - «Стоит сказать, что проза Юрия Полякова совершенно по-новому показывает нам москвича. Для Полякова москвич – родной человек, современник, земляк, человек общей с ним доли. А Москва Полякова – это город, где живут люди, построившие свою судьбу на том, чтобы никому сознательно не делать зла. Своим фактом рождения в первопрестольной они отвечают за этот город, за его настроение и за его микроклимат, за то, чтобы зло в нем не восторжествовало. Таков Башмаков из «Замыслил я побег…», таков Свирельников из «Грибного царя», таков Кокотов из «Гипсового трубача», таков герой «Козлёнка в молоке».

Москвич Полякова с детства потрясён величием своего города и охвачен желанием жить с ним в гармонии, поскольку он вечен, а рядом с вечностью надо выглядеть соответствующе. При этом Москва для него не что-то изолированное, с ней никак не сочетается новое словечко «мегаполис». Она многолика, в ней всё: и уют и необъятность одновременно. Она концентрированный образ страны. Конечно же все обращения автора к городу не оторваны от содержания, они всегда интегрированы в сюжет и поэтому не выглядят вычурно – каждое место, каждая уличная сцена происходит там, где нужно и когда нужно. Московская вселенная Юрия Полякова – это во многом вселенная подтекста, вселенная размышлений. У этой вселенной свои короли и принцессы, свои шуты, свои чернорабочие. И если кому-то покажется, что она организована через чур хаотично, то это лишь от того, что всю сразу её невозможно охватить.» - Максим Замшев «Московская вселенная Юрия Полякова.» В 2024 году Юрию Михайловичу Полякову исполнится 70 лет. Будем ждать новых книг автора, где наряду с героями, одним из действующих лиц будет город Москва.

Со всеми представленными в обзоре книгами можно познакомиться в отделе абонемента.

Ольга Крупская, главный библиотекарь отдела абонемента (Кабинет № 103, первый этаж. Тел. 72-84-03)

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество