Детство – это самая яркая и незабываемая пора в жизни каждого человека. Мы открываем для себя мир, учимся общаться с окружающими, познаем свои возможности и способности. В это время мы можем быть самими собой, а наши мечты и желания не ограничены рамками взрослой жизни. Как говорил писатель и сценарист Сергей Лукьяненко – «А в детстве все по-другому. И драки кончаются лишь слезами, и краски чище и ярче, и любовь может быть только одной и навсегда…». В сегодняшнем «Литературном четверге» будут представлены новые книги о детях разных возрастов и национальностей, написанных писателями нашей страны и зарубежных стран.
Линдо, Э. Манолито Очкарик : [повесть : для младшего и среднего школьного возраста : 6+] / Линдо Эльвира, Морозова Наталья, Урберуага Эмилио ; Эльвиро Линдо ; перевод с испанского Натальи Морозовой ; иллюстрации Эмилио Урберуага. - Москва : Самокат, 2022. - 199, [5] с. : ил. ; 21. - (Классика Самоката). - ISBN 978-5-00167-078-0 (в пер.)
Автор книги Эльвира Линдо испанская журналистка и писательница. Она работала на телевидении и радио, прежде чем её истории о мальчике Манолито Очкарике стали классикой детской испанской литературы. В 1998 году Эльвира Линдо получила Национальную премию в области литературы для детей и юношества за эту книгу. Впервые герой появился в детской передаче на радио в озвучивании автора. Популярность смешного малыша росла и перекочевала в книжки и кино. Автор просто и честно показывает обычную жизнь глазами обычного ребёнка. Повествование ведется от лица главного героя, и он постоянно обращается к читателю напрямую. Поэтому появляется ощущение, что ты либо бегаешь с ним во дворе и слушаешь бесконечные истории, или читаешь его знаменитые исписанные вдоль и поперек тетрадочки.
Мальчик за короткое время успевает рассказать почти всю историю своей жизни во всех подробностях. Мы узнаем членов его семьи, друзей, и местных задир. И даже задир, которые становятся друзьями. Манолито обычный восьмилетний мальчик, он не обладает никакими уникальными способностями, зато он наделен непосредственностью и живой фантазией. Наблюдательный, полный энергии и неуемного юмора мальчик поделится историями из своей богатой на события жизни. Разбитые в драке очки, двойка за списанную у отличника контрольную, ссора с лучшим другом и свидание с девочкой из класса. Для ребенка это события мирового масштаба. Ставший символом современной испанской литературы для детей, Манолито олицетворяет собой ребенка нашего времени, независимо от того, в какой стране он живет.
Турнье, М. Пятница, или Дикая жизнь / Турнье Мишель ; [пер. с фр. Е. Бунтмана ; худож. Т. Кормер]. - М. : Самокат, 2003. - 144 с. : ил. - (Лучшая новая книжка). - ISBN 5-902326-02-8.
Мишель Турнье (1924-2016) – французский писатель и философ, лауреат Гонкуровской премии 1970 года, предлагает читателю переосмысленную бессмертную историю Робинзона. В основе произведения – робинзонада, а именно первоисточник в данном жанре, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо. Поначалу история разворачивается точно, как в оригинале. Робинзон оказывается на необитаемом острове, приходит в отчаяние, пытается спастись, а затем смиряется с новым положением и входит в иную роль. Он становится хозяином острова, на который его забросило кораблекрушение. А затем автор делает ход конем: выводит на первый план именно слугу, неугомонного Пятницу.
Если в первоисточнике главный герой пытается «приобщить» своего товарища по острову к цивилизованной жизни, то здесь все происходит с точностью до наоборот: теперь уже Пятница обучает Робинзона своей дикой жизни и становится тем, кто, открыв другому путь в новую жизнь, сам же легко с ней расстается, поддавшись соблазну спасения. Не Робинзон учит Пятницу жить в цивилизованном обществе, а дикарь учит Робинзона простой жизни. Но самым неожиданным здесь становится финал. Пятница покидает остров на корабле «Белая птица», а Робинзон остается на острове с юнгой, который сбежал с этого корабля. Из книги - «Как тебя зовут? – спросил Робинзон у юнги. – Меня зовут Ян Неляпаев. Я родился в Эстонии, - добавил тот, будто извинялся за трудное имя. – Отныне, - сказал Робинзон, - тебя будут звать Воскресенье. Это день праздника, смеха и игр. Для меня ты всегда будешь воскресным ребенком.». Вот так заканчивается эта книга, являющаяся пересказом для детей оригинального произведения Турнье под названием «Пятница, или Тихоокеанский лимб». Книга рекомендована для чтения в школе министерством образования Франции. Люди по всему миру изучают по ней французский язык и литературу и осваивают другую, более важную, науку - науку жить в равновесии с природой, в гармонии с другими и в мире с самим собой.
Ляхович, А. Черти лысые : [для старшего школьного возраста : авторский перевод с укр. языка : 16+] / Ляхович Артем ; Артём Ляхович. - Москва : Самокат, 2019. - 149, [1] с. ; 21. - (Серия Недетские книжки). - ISBN 978-5-91759-823-9.
Артем Ляхович – пианист, педагог, музыковед, композитор, фотограф, писатель. Он является пятикратным финалистом и двукратным лауреатом конкурса «Книгуру» (конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества. Учрежден в 2010 году). Повесть «Черти лысые» получила 2-е место в 2016 году на этом конкурсе. Перед вами очень пронзительная, бунтарская, подростковая повесть. История двух одиноких душ, которые не находят понимания в своих семьях. Герои-подростки, казалось бы ничем не связанны между собой. Лянка живёт в «золотой клетке», у неё богатые родители, которые готовы платить за что угодно, лишь бы их дочь взяла от жизни всё. Она поёт, занимается плаванием, изучает арабский и японский языки. Но дома напряженная обстановка. Родители постоянно ругаются между собой и совсем не интересуются мечтами дочери. Марк не чувствует душевного родства с матерью. Родители развелись, и он вместе с мамой все время переезжает из одного города в другой, потому что мама устраивает свою личную жизнь. Со стороны мальчик кажется белой вороной, друзей у него нет. Дети чувствуют себя одинокими в своих семьях. Однажды эти двое встречаются, и мечта о Синем озере – месте, куда давным-давно водил Марика родной отец, становится общей. Осталось только найти это озеро, которого нет на карте. На их пути встретятся немало испытаний, ведь в действительности мир намного шире и опаснее, чем кажется. Каких людей они встретят? Справятся ли со всеми трудностями? Найдут ли то Синее озеро о котором мечтают? Ответы на вопросы вы найдете прочитав эту интересную книгу, выпущенную в серии «Недетские книжки».
Демар, Б. Удар под дых : 2 повести : [для старшего школьного возраста : 16+] / Демар Бенжамен, Дешаванн Пьер, Дешаванн Пьер ; Бенжамен Демар, Пьер Дешаванн ; перевод с французского Марии Брусовани, Александры Васильковой ; [рисунки Пьера Дешаванна]. - Москва : Самокат, 2020. - 144, [4] с. : ил. ; 20. - (Серия Недетские книжки). - ISBN 978-5-91759-970-0.
Эта книга так же выпущена в серии «Недетские книжки». В книгу включены две повести французских писателей. Повесть «Три удара под дых» написана Бенжаменом Демаром, «Жалкая личность» написана Пьером Дешаванном. Под одной обложкой две короткие повести о подростках и их взаимоотношениях с отцами. Повести о бессилии и агрессии, принятии и непонимании, любви и одиночестве. Герой первой повести Блез, раздираемый неприятием своей жизни, дерется, пьет, слоняется по улицам, пытаясь разгадать загадку исчезновения своего отца. Его боль, что сохраняется внутри, выражается в гневе и агрессии. Подросток не может выразить себя иначе, как только с помощью кулаков, но в течение нескольких дней и в результате некоторых встреч, Блез находит слова, чтобы выразить свои страдания и причины агрессии. Повесть была признана лучшим произведением для подростков и получила Премию Книжного салона в Париже в 2017 году.
Вторая повесть больше напоминает очень личный дневник. Герой повести Пьер нежно заботится об отце-алкоголике и хотя мечтает стать путешественником, полностью принимает свою жизнь такой, какая она есть: запущенный дом, любимая еда и блюз. Отец тоже любит своего сына, но «побочный эффект» от лекарства не дает возможности провести прекрасно время с сыном, помочь ему сделать уроки, да и просто навести порядок в жизни ребенка. Сын, в силу своего возраста, благодарен отцу за то, что он есть и верит, что папа выздоровеет. Люди, выросшие в таких же условиях и обстоятельствах, что и главные герои, могут обратиться к этой книге как к своему другу и помощнику в самые трудные времена. Истории совсем не похожи друг на друга. Две очень честные повести, которые помогут подростку лучше понять себя и своих друзей, а родителям есть над чем задуматься.
Соковенина, Е. Ф. Импровизаторы. Саквояж мадам Ренар : роман : [для старшего школьного возраста : 16+] / Соковенина Елена Федоровна ; Елена Соковенина. - Москва : Самокат, 2020. - 387, [2] с. : ил. ; 21. - (Читать далее). - Др. романы авт. в конце кн. - ISBN 978-5-91759-921-2.
Елена Соковенина - писатель, журналист, копирайтер, финалист Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру» (2014, 2015, 2018) и конкурса «Новая детская книга» (2016). Работа над романом «Импровизаторы. Саквояж мадам Ренар» заняла долгих 10 лет. Это истории двух друзей – рыцарей без стыда и совести с формулой счастья - «любимое дело, верный друг и деньги». Действие авантюрного романа происходит сразу в двух эпохах. Америка, 1905 год, и Россия, 2015 год. Герои похожи, 2 молодых парня. Домашние, тепличные, хорошо воспитанные мальчики, за которых очень переживают родители, ведь от жизни они ничего не хотят и ничем не интересуются, а больше лежат на диване. Но на самом деле от жизни они хотят многого! Главным образом - приключений! И такая возможность им представляется, пережить авантюру, правда абсолютно безопасную и тщательно спланированную родителями.
Двоим балбесам предстоит начать взрослую жизнь. Но «работать на дядю» они не хотят. Их мечта - заниматься любимым делом и зарабатывать много денег. Благодаря смекалке и редкому дару убеждения друзья становятся рекламщиками и без зазрения совести проворачивают одну авантюру за другой, обманывая доверчивых людей. В мире, где всё продаётся и всё покупается, где на каждом шагу так и норовят всучить вам товары или услуги, превратить вас в бесконечный поток покупателей - а зачем такому миру те, кто думает? - такой мир можно победить только превратив его в цирк. Шоу профессора МракОбеса, величайшего целителя двадцать первого века. Музей-аукцион «Знаменитые вещи». Чудодейственный бальзам «Пупиня» по старинному латышскому рецепту, помогающий похудеть. Эксперты по духовному росту и авантюристка Алиса Куилти - всё это детища двоих благородных жуликов, которые живут в разных временах и разных странах, но история у них одна. Куда заведут их такие приключения? Реальное счастье погребено под рекламой вместе со всем остальным и героям не остается ничего другого, кроме как создать свое из того что под рукой.
Макарова, Е. Г. Цаца заморская : [18+] / Макарова Елена Григорьевна, Макарова Мария ; Елена Макарова ; ил. Елены Макаровой, Марии Макаровой. - Москва : Самокат, 2018 (макет 2019). - 421, [2] с. : ил., портр. ; 21. - ISBN 978-5-91759-777-5.
Елена Макарова родилась 18 октября 1951 года в семье поэтов Григория Корина и Инны Лиснянской. Русский прозаик, скульптор, педагог-искусствотерапевт, куратор международных выставок. С 1990 года живёт в Израиле. В списке публикаций Елены Макаровой книги по истории Холокоста, воспитанию и искусствотерапии, художественные каталоги, статьи, романы, повести, рассказы, пьесы. В книге «Цаца заморская» Елена Макарова искренне, без умалчиваний рассказывает о своем детстве. Брак ее родителей трещал по швам. Мама, творческая личность, склонная к богемной жизни, не могла сидеть на одном месте, ее бурная энергия должна была находить выход, а рядом был отец, который хотел только, чтобы они были вместе. Как пишет сама Елена Макарова в предисловии, она понимала всю зыбкость отношений своих родителей и понимала, что они живут вместе только ради нее, поэтому старалась как можно больше радовать их.
«Цаца заморская» - такую кличку дали Лене обитатели интерната, куда девочку оформили, чтобы она была под присмотром. Девочку приходилось постоянно куда-то пристраивать, ведь маме нужна была Москва, а в Москве в любые времена было не просто. Лена оказывалась у чужих людей, в интернате, в больницах, при этом больше всего ей хотелось вернуться в Баку, где все были счастливы. В книге три части - три повести. «Рыжий муравей» о дошкольном детстве. Маленькая девочка пытается понять, куда она попала, что это за мир такой, где взрослым не слишком-то уютно.
Москва входит в жизнь Лены в повести «Цаца заморская» вместе с тревогой и бедой, с семейным разладом. Москва не парадная, не отпускная - туристическая, не гостевая, а будничная и хмурая, неприветливая и не верящая ничьим слезам, с ее общежитиями, съемными квартирами, интернатом, подмосковным дачным поселком. Но везде есть люди, рядом с которыми можно согреться, оттаять, которые становятся твоими людьми. Тощий Гоги, старая хромая Алиса, суровый и гордый Петька Калиткин, все они важны для девочки, а она для них.
«Через каждые шесть дней воскресенье» - это уже средняя школа, больница, жизнь в корсете, исправляющем позвоночник, среди других таких же детей и постоянное ожидание встреч с родителями. Там своя жизнь - уроки, прогулки, осмотры, процедуры, разговоры, фильмы, книги, еда. И во всем этом - очень обнаженные отношения с ровесниками, с теми, с кем свели больничные стены. В конце книги «Летопись детства» - письма, странички подросткового дневника, списки чтения. Это совсем не легкое увлекательное чтение. Трудное. Порою горькое. Но важное и заставляющее о многом задуматься.
Ряховский, Б. П. Отрочество архитектора Найдёнова : [автобиографическая повесть : для среднего и старшего школьного возраста : 12+] / Ряховский Борис Петрович, Найдёнов Иван, Ремизова Елена ; Борис Ряховский ; послесловие Марина Щукина, Станислав Дудкин ; иллюстрации Елена Ремизова. - Москва : Самокат, 2016 (макет 2017). - 160 с. : ил., портр., к., факс. ; 21. - (Серия "Как это было"). - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-91759-372-2.
Перед вами ещё одна автобиографическая повесть, которую можно назвать драмой взросления. Борис Ряховский рассказывает о послевоенном детстве в Актюбинске — городе, где сходятся земли русского Приуралья и казахской степи, населённом потомками казаков и казахов, казанскими татарами и сосланными немцами Поволжья, раскулаченными крестьянами и эвакуированными москвичами. Пестрота племён и культур, пересечение миров: приблатнённые голубятники, жители района с говорящим названием Оторвановка — и бывшая прима Московского камерного театра или музыкант (ученик Рахманинова), дающий герою повести уроки игры на рояле, стоящем в глинобитном домике. Здесь царят совсем не детские законы, процветает воровство, подхалимаж, вот в таких декорациях и взрослеет Ваня Найденов. Он тоже вынужден стать и грубым, и жестоким, чтобы отстоять свою правду, чтобы повзрослеть и закалиться в горниле окружающей действительности. Сюжет разворачивается вокруг тогдашнего повального увлечения разведением голубей. Этой страсти были подвержены равно и подростки, и взрослые, и репутацию знатного голубятника мог заслужить совсем желторотый юнец. Герой книги Иван Найденов по кличке «Седой» голубятник-любитель. Однажды он, рискуя жизнью, поймал случайно прилетевшую откуда-то бесхозную белую голубку. Но слишком много желающих иметь эту птицу и нажиться с ее продажи! В нешуточном соперничестве выковывался характер главного героя. И дело тут не в том, кто станет победителем в схватке характеров, кто не уступит, не струсит, а в том, чтобы устоять.
Эта книга, едва ли не единственное в русской литературе художественное исследование сразу нескольких феноменов: тут и голубятничество — городская субкультура предвоенной и послевоенной поры, и подобные Актюбинску 1940-х «плавильные котлы» культур и народов. Но прежде всего это книга о мужестве, о нежелании склонить голову перед насилием, о силе духа и о взрослении личности, то есть настоящий роман воспитания, который показывает, как из странного степного мальчика вырос архитектор Найденов. В этом издании вы найдёте саму повесть, редкие архивные фотографии, историческую справку об авторе, его семье, подробности о русском форпосте в казахской степи городе Актюбинске и рассказ-послесловие «Последний ташкарь», о породистом ташкентском голубе. Для полноты картины, тема голубятничества дополнена воспоминаниями истовых голубятников из разных городов страны. Есть даже воспоминания актера Льва Константиновича Дурова о суровости этого хобби. Эта книга — бесценный клад для тех, кому важно понимать, как и чем жили их предшественники. В 1986 году режиссер Сергей Соловьёв экранизировал повесть. Его фильм «Чужая белая и рябой» на Венецианском фестивале получил Большой специальный приз.
Демьяненко, А. Н. Шёл художник по планете. Петербург : [аллегорические сказки для детей и взрослых : к 320-летию Санкт-Петербурга] / Демьяненко Андрей Николаевич, Валериус ; Андрей Демьяненко ; иллюстрации Валериуса. - Санкт-Петербург : Графо, 2023. - 164, [2] с. : ил., цв. ил. ; 21x21. - ISBN 978-5-6047664-9-1.
Эта книга для тех, кто любит Петербург. Она родилась из любви к Северной столице и появилась в 2023 году к 320-летию города на Неве. С этой книгой вы пройдетесь по Невскому проспекту и узнаете больше о городе. Необычные философские истории про город на Неве вошли в книгу писателя Андрея Демьяненко и художника Валериуса. Андрей Демьяненко родился в Ленинграде в семье инженеров. И уже в пятом классе сочинил первую сказку по заданию учителя литературы. Но писателем он себя не ощущал и после школы выбрал инженерную специальность, параллельно совершенствуясь в создании рассказов и стихов. Позже, ненадолго примерив роль драматурга, отправился сочинять дымные оды механиком на асфальтовый завод. Именно там он понял, насколько важно заниматься любимым делом, и окончательно ушёл в писатели. Валериус - Валерий Николаевич Иванов — современный художник, иллюстратор книг, дизайнер. Член Союза художников РФ. Он изобрел свой стиль, который искусствоведы назвали этноинфанс. Его картины текут, как реки, дуют, как ветер, светят, как солнце, не замечая границ. Картины Валериуса представлены в 12 галереях по всему свету.
В аллегорических сказках о Северной столице для детей и взрослых, город показан с нового ракурса. Здесь слово взяли не только соборы, дворцы, музеи, крепости, парки, статуи, метро и вокзалы, но и сам Петр I. Яркие и необычные иллюстрации сопровождают повествование и помогают увидеть город в совершенно необычном ключе. А смешные и милые истории про город на Неве будут интересны и детям, и взрослым. Из книги- «Электрички очень любят сидеть в депо и играть в карты с поездами, попивая электричество из больших розеток. Электрички и поезда очень неохотно куда-то прибывают и ещё более неохотно убывают. Зато очень любят людей: у них такие интересные истории – заслушаешься. А людям как раз почему-то убывать и прибывать необходимо как воздух, поэтому поезда и электрички откладывают карты и бегут на вокзалы к людям, весело и беззаботно виляя вагонами». Художник смотрит на мир иначе. И не видит ничего странного в том, что здания оживают, а скульптуры разговаривают. Наверное, поэтому крейсер «Аврора» открывает герою свои сны, Витебский вокзал поет. – «Поет Витебский очень красиво. Тот, кто не торопится и умеет слушать, обязательно услышит. Чтобы понять, насколько красиво поет этот вокзал, достаточно присмотреться к его облику. Художник определил его как «ажурный», и поет вокзал ажурно».
Кроме таких замечательных историй-сказок, в книге представлены небольшие исторические зарисовки о Медном всаднике, петербургских дворах, Чижике-Пыжике, Доме Зингера, Казанском соборе и других достопримечательностях Санкт- Петербурга. И вновь вернемся к Витебскому вокзалу. Вот что написано о нем в книге. «Витебский вокзал открылся в 1837 году и является первым и старейшим в Петербурге и России. Станция была построена для связи с Царским Селом. Одним из первых пассажиров царскосельской дороги стал император Николай I. Здание, с которым мы знакомы сейчас, построено в 1904 году. Витебский вокзал – модерновый, им восхищались многие современники и, видимо, передали свое восхищение нам.» Это лишь небольшие выдержки из книги. Подробнее познакомиться со всеми историями и частью достопримечательностей города вы сможете прочитав эту необычную, познавательную и очень интересную книгу, потому что такого Петербурга, вы точно еще не видели!
Приходите за книгами, представленными в обзоре, в отдел абонемента.
Ольга Крупская,
главный библиотекарь отдела абонемента