Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен российским новинкам женской прозы. «Женская проза» официально была признана литературным явлением в конце ХХ века и сегодня выделяется как устойчивый феномен отечественной литературы. Творчество писательниц анализируется, публикуются специальные исследования, рассматривающие различные аспекты женской прозы, проходят дискуссии, собираются конференции.
Явление исследуется филологами, историками и социологами. Решаются вопросы о том, существуют ли особые женская эстетика, женский язык, женская особенность письма. Но, в основном, исследователи приходят к выводу о том, что в «женской прозе» происходят те же самые процессы, что и в остальной литературе, процессы, направленные на поиск новых отношений в искусстве и новых приемов их фиксации. Критик и писательница Ольга Славникова считает, что женщины практически всегда выступали первопроходцами в открытии нового содержания. Сегодняшний расцвет женской прозы в России свидетельствует о том, что литература в стране есть и будет. Полностью разделяем это мнение и знакомимся с новыми книгами! Здесь и реальная жизнь, и мистика, и философия, и тонкий психологизм.
Даровская, О. Неоконченный танец : роман : [18+] / Даровская Оксана ; Оксана Даровская. - Москва : Азбука, Азбука-Аттикус, 2025. - 381, [2] с. ; 21. - (Имена. Российская проза). - ISBN 978-5-389-26905-7.
«У каждого вот здесь, — она приложила ладонь к солнечному сплетению, — сидит свой собственный локатор. У кого-то он способен улавливать лишь грубые, низкие частоты, у кого-то частоты наивысшей тонкости. В этом заключается вечная разность человеческой природы»
Оксана Даровская вновь погружает читателя в атмосферу московских улиц и переулков: Старого Арбата, Поварской, Малого Кисловского… Но в «Неоконченном танце» мелодия любимого города обретает иной ритм, иное дыхание, становясь то ностальгическими воспоминаниями бывшей актрисы, то молодежным хип-хопом.
Берте Генриховне Ульрих чуть за семьдесят. В прошлом театральная прима, ныне — постоялица интерната заслуженных работников культуры. Выглядит моложаво, стройна, легка, по-прежнему хороша собой. И в преклонные годы Берта остаётся женщиной. Есть в ней та утончённость и простая элегантность, которая бесит хабалистых тёток. И ладно бы она промолчала, стерпела, но нет. Ульрих не сглаживает углов, защищается, режет правду матку в глаза, за что постоянно конфликтует и с соседкой по комнате, и с директором интерната.
Из-за своей импульсивности, необдуманно, одиннадцать лет назад Берта ушла из театра. Молодой режиссёр-новатор предложил ей сыграть роль старухи-алкоголички. Берта возмутилась и «хлопнула дверью». Ни один человек не остановил, ни один не поддержал. Все предали. Годы после ухода из театра были полны одиночества, не востребованности и долгов. Потом стало ещё хуже; она, лишившись всего, оказалась в интернате, где всё так же была никому не нужна.
Однажды на улице при довольно пикантных обстоятельствах Берта Генриховна познакомилась со студентом Кириллом, и предрекла молодому человеку скорое знакомство с девушкой его мечты. Случайно брошенная фраза оказалась пророческой. Вскоре Кирилл встретил Катю и между ними сразу пробежала искра. Когда молодой человек рассказал девушке о Берте, та захотела с нею встретиться. Состоялось знакомство, которое повлияло на судьбы каждого из героев.
Такова завязка романа Оксаны Даровской «Неоконченный танец». И, кажется, что из этого можно выстроить. Двое двадцатилетних студентов, семидесятилетняя бабушка... Однако, история у автора сложилась и характеры удались. У каждого из этой троицы оказались свои сложности. Каждый видел (в той или иной степени) предательство, каждый сталкивался с непонимаем и неприятием. Неудивительно, что они потянулись друг к другу.
О чём эта история? О любви, силе духа, человечности и их отсутствии. О том, что птицу можно посадить в клетку, но нельзя запретить ей петь, о том, что целостного человека можно гнуть, но невозможно сломать.
Герден, Т. Стрекоза : роман : [16+] / Герден Татьяна ; Татьяна Герден. - Москва : Азбука, Азбука-Аттикус, 2024. - 428, [2] с. ; 22. - (Имена. Российская проза). - ISBN 978-5-389-26386-4.
Татьяна Герден заселяет романное пространство очень харизматичными персонажами. Она наделяет их необычными способностями, увлечениями и характерами, не боится смешивать стили и жанры, ломать стереотипы и игнорировать правила: «Говорят, что у японских мастеров икебаны существует пятьдесят одно правило составления букета. Мне больше всего нравится пятьдесят первое правило: "Ум и сердце художника не должны быть скованы предыдущими правилами"».
Конец 1950-х. Обычный провинциальный город Песчанск, где живет обычный с виду парень — Сева Чернихин. Обычный он действительно только с виду. Дело в том, что днем Сева работает на заводе, а по вечерам играет на старинном трофейном контрабасе по имени Амадеус и сочиняет музыку. А еще Сева — заядлый преферансист и художник. И музыка, и преферанс, и мимолетные романтические увлечения — это попытка уберечься от кошмаров, которые преследуют его после трагической гибели матери. В том же городке живет Людвика, которой учитель рисования дал прозвище Стрекоза — за хрупкость и большие голубые глаза. Несмотря на женственность и хрупкость, у Людвики стальной характер, она отлично разбирается в оружии, которое коллекционирует ее отец, прекрасно стреляет в тире и мечтает стать врачом. На первый взгляд, ничего общего у этих двоих быть не может. Но судьба любит причудливые переплетения, особенно ей нравится соединять тех, у кого нет ничего общего.
Кречман, Е. Н. Возраст согласия : [роман : 18+] / Кречман Елена Николаевна ; Елена Кречман. - Москва : Эксмо, Inspiria, 2024. - 253 с. ; 21. - ISBN 978-5-04-189864-9.
Елена Кречман мастерски погружает читателя в атмосферу эпохи «нулевых» и петербургских окраин, искусно переплетая суровую действительность и мечты о лучшей жизни. Это не просто история о взрослении, а эмоциональное путешествие внутрь себя и напоминание о том, что жизнь ― это вечный путь самораскрытия и поиска смысла.
Ксюша ― обычная школьница из неполной семьи, которая безуспешно пытается найти свое место в мире и друзей среди сверстников. Когда в ее жизни появляется Юра, женатый мужчина, который старше ее на несколько десятков лет, пустота в ее сердце немного смягчается, однако туман вопросов о настоящей природе их отношений с каждым днем все больше тревожит ее. Обернутся ли эти чувства истинной любовью или же так и останутся попыткой заместить фигурой Юры зияющую дыру на месте отца?
История Ксюши — это история о том, как легко попасть в ловушку общественных ожиданий и личных предубеждений. Как сложно вырваться из круга обыденности и малодушия, чтобы обрести настоящую силу и независимость. «Мир не плачет вместе с тобой. В проживании любого горя наступает момент, когда ты просыпаешься и говоришь себе: «Хватит плакать, теперь я буду жить».
Златорунская, Е. Осенняя охота : рассказы : [16+] / Златорунская Екатерина ; Екатерина Златорунская. - Москва : Азбука, Азбука-Аттикус, 2024. - 300, [3] с. ; 21. - (Имена. Российская проза). - ISBN 978-5-389-25267-7.
Екатерина Златорунская – писатель и драматург; автор нескольких книг прозы и шорт-листер драматургических конкурсов, публиковавшаяся в журналах «Сноб», «Сеанс», «Знамя», «Дружба народов» и других. Ее новая книга – сборник рассказов и повестей «Осенняя охота», объединенных темой путешествия – пусть порой довольно иллюзорного. Это истории о непрестанном движении вперед, о скитании по заснеженному лесу, о побеге, полете в турбулентность и погоне за мечтой.
Четыре части книги названы в честь саамских времён года: Месяц охоты, Месяц пурги, Лебединый месяц, Месяц первого олененка. И десять историй, так или иначе связанных с путешествиями. В каждой истории - своя драма и свои удивительные наблюдения, которые дают дополнительный пласт смысла. И ещё есть узнавание. То тут, то там мелькает что-то невероятно знакомое. Ведь жизненные истории читателей тоже просты лишь на первый взгляд и не в меньшей степени наполнены любовью, эмоциями и переживаниями. И так в каждой из частей книги. Отправляются герои в путешествие, каждый в своё. Разные цели, по-разному заканчивается их путь, свои выводы делает читатель. Интересная литературная форма - собрать все эти истории в альманах, объединенный одной темой и провести читателя следом за героями из начала их путешествия до конца.
Основу сборника составляет одноименная повесть, о замысле которой сама Златорунская рассказывает так: «С самого раннего детства я любила книжную Швецию Астрид Линдгрен: тихую очаровательную зимнюю летнюю, с крышами Стокгольма, фермами Виммербю, девочками и мальчиками с густыми соломенными волосами, жуликами, призраками, мумиями, перерывами на фике с плюшками и крендельками.
Взрослея, мой шведский книжный мир расширялся детективными сагами о комиссаре Мартине Беке: мрачном детективе с вечным насморком, больным желудком, ранимой душой, днем - бесстрастно рассматривающем трупы в разных злачных районах Стокгольма, а вечерами читающем книги о яхте. У него была дача на острове, нелюбимая жена и любимые дети.
Где-то там, по соседству, книжные миры легко соприкасаются, жила и героиня-следовательница - Ингер Геран из моей «Осенней охоты». Она ездила с отцом на рыбалку, незаметно взрослела, вышла замуж, устроилась в стокгольмскую полицию, скучала по своему отцу и летнем доме, где прошло ее детство.
Так началась история о детективе Ингер Геран и следом за ней - Йохане Мартинссоне, придумалось преступление, что они расследуют холодной осенью: дело об исчезновении молодой женщины, примерной матери и жены – Астрид Линдман (привет Астрид Линдгрен).
Дожди, осень, любовь – взаимная и невзаимная, сигареты, протоколы следственных действий, и Швеция, Швеция, снова Швеция, обретающая цвета, запахи, прокладывающая реальные маршруты сквозь мои фантазии, и пусть названия населенных пунктов не всегда совпадают со своими топонимами, как не совпадает жизнь и воспоминания, но это все по-настоящему».
Маркосян-Каспер, Г. Пенелопа : роман : [16+] / Маркосян-Каспер Гоар ; Гоар Маркосян-Каспер. - Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2024. - 412, [2] с. ; 21. - (Имена. Российская проза). - ISBN 978-5-389-26414-4.
Гоар Маркосян-Каспер родилась в Армении, жила в Эстонии, любила Италию. Но и стихи, и прозу она писала на русском языке. И чувствовала его, как мало кто другой. Кандидат медицинских наук, врач, талантливый поэт и прозаик, она соединила в своих текстах легкость, свойственную поэзии, глубину и психологизм, отличающие настоящую прозу, и особый взгляд на мир, который бывает только у тех, кто на самом деле знает, что такое жизнь и смерть и как они иногда близко подходят друг к другу.
Что мы знаем о Пенелопе? Верная жена Одиссея, которая в ожидании его возвращения на Итаку ткала бесконечный саван для свекра и отказывала многочисленным женихам, добивавшимся ее руки. Пенелопа Гоар Маркосян-Каспер живет не на солнечной Итаке, а в зимнем Ереване 90-х годов, где электричество — роскошь, а горячая ванна — мечта, и надо изрядно постараться, чтобы эта мечта осуществилась. Женихов у Пенелопы не так много, как у античной тезки, зато ее сердце пытается завоевать одноклассник, рассекающий по городу на «мерседесе». И, конечно, есть у нее и Одиссей — Армен, врач, уехавший на войну.
«Пенелопу разбудил солнечный луч». Так начинается этот остроумный, искрометный, полный словесной игры роман об одном дне, который нам предстоит прожить с героиней, странствуя из одного ереванского дома в другой и наслаждаясь тем теплом, которое разлито по этим страницам.
Воронова, М. Дорога, которой нет : [16+] / Воронова Мария ; Мария Воронова. - Москва : Эксмо, 2024. - 317, [1] с. ; 21. - (Суд сердца). - ISBN 978-5-04-202189-3.
Что мы знаем о тех людях, которые под личиной добропорядочного гражданина живут у нас в стране — и передают сведения своим хозяевам? Как относиться к тому, кто публикует за границей тексты, которые негативно описывают Родину? В любом государстве таких людей презирают. А если поймают — сажают в тюрьму. Так произошло и с Тимуром — после шумного судебного процесса он полностью признал свою вину, отсидел 5 лет, потерял уважение семьи. Да только никакого преступления он не совершал! Только нет смысла это доказывать… Хорошо, что судья в декрете Ирина Полякова и кремень-старушка Гортензия Андреевна взялись встряхнуть это дело, шитое не то что белыми, а практически несуществующими нитками. И разлетелись клочки по закоулочкам, по окрестностям Ленинграда и его дачным окрестностям! Выходит, не того и не там искали — а неприятная правда находилась в другом месте?
Соковенина, Е. Ф. Импровизаторы. Саквояж мадам Ренар : роман : [для старшего школьного возраста : 16+] / Соковенина Елена Федоровна ; Елена Соковенина. - Москва : Самокат, 2020. - 387, [2] с. : ил. ; 21. - (Читать далее). - Др. романы авт. в конце кн. - ISBN 978-5-91759-921-2.
«Веревка повешенного принесет вам удачу, рубашка утопленника обережет дом от грозы, чулок падшей женщины поможет обрести семейное счастье, и так далее, и тому подобное! Только три дня! Заходите, не пожалеете!». Только сегодня и только у нас! Уникальная возможность! Настоящий авантюрный роман о двух благородных жуликах-рекламщиках, написанный в лучших традициях романов XX и XXI веков!
Авантюрный роман - жанр, давно пропавший с полок. Да и сатирой негусто. А уж если говорить о подобных книгах для юношества - и вовсе беда. А ведь невозможно жить с серьёзным лицом! Все самые большие глупости делаются именно так, с серьёзным лицом! Но не таковы герои этой книги. Они находят способ превратить унылую реальность в цирк. Единственный способ не потерять себя в мире, где всё продаётся и всё покупается, где на каждом шагу так и норовят всучить нам товары или услуги, превратить нас в бесконечный поток покупателей - а зачем такому миру те, кто думает? - такой мир можно победить только превратив его в цирк. Шоу профессора МракОбеса, величайшего целителя двадцать первого века. Музей-аукцион "Знаменитые вещи". Чудодейственный бальзам Пупиня по старинному латышскому рецепту, помогающий похудеть. Эксперты по духовному росту и авантюристка Алиса Куилти - всё это детища двоих благородных жуликов. Которые живут в два разных временах, в двух разных странах - а история всё-таки одна. Одна на всех. Наша.
Познакомиться с книгами вы можете в отделе абонемента.
Светлана Галактионова, заведующая абонементом
Источники:
- dzen.ru
- godliteratury.ru
- livelib.ru
- labirint.ru