3 октября исполняется 130 лет со дня рождения Сергея Есенина. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляюще свежие образы - почти всегда настоящее художественное открытие. Как писал Максим Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии».
Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен книгам, рассказывающим о жизни и творчестве поэта.
Прилепин, З. Есенин: обещая встречу впереди : 18+ / Захар Прилепин. - Москва : Молодая гвардия, 2023. - 1025, [2] с., [8] л. ил., портр. - Библиография: с. 1019-1026. - ISBN 978-5-235-05074-7.
"Есенин - православный, крестьянский, имажинистский, кабацкий, советский - и как сумма всех составляющих - русский поэт".
Сергея Есенина любят так, как, наверное, никакого другого поэта в мире. Причём всего сразу - и стихи, и его самого как человека. Но если взглянуть на его жизнь и творчество чуть внимательнее, то сразу возникают жёсткие и непримиримые вопросы. Есенин - советский поэт или антисоветский? Христианский поэт или богоборец? Поэт для приблатнённой публики и томных девушек или новатор, воздействующий на мировую поэзию и поныне? Крестьянский поэт или имажинист? Кого он считал главным соперником в поэзии и почему? С кем по-настоящему дружил? Каковы его отношения с большевистскими вождями? Сколько у него детей и от скольких жён? Кого из своих женщин он по-настоящему любил, наконец? Пил ли он или это придумали завистники? А если пил - то кто его спаивал? За что на него заводили уголовные дела? Хулиган ли он был, как сам о себе писал, или жертва обстоятельств? Чем он занимался те полтора года, пока жил за пределами Советской России? И наконец, самоубийство или убийство?
Книга даёт ответы не только на все перечисленные вопросы, но и на множество иных. Захар Прилепин с присущей ему яркостью и самобытностью детально, день за днём, рассказывает о жизни Сергея Есенина, делая неожиданные выводы и заставляя остро сопереживать. «Есенин - всё русское разом. Святость - и расхристанность, воинственность - и добролюбие, нежность - и наглость, стремление к порядку - и страсть к разгрому, широкая имперская всепрощающая душа - и дерзкая привычка называть вещи своими именами, беспутство судьбы - и высокая, пожизненная, смертная ответственность за всё содеянное и сказанное».
Сергей Есенин глазами современников / [вступ. ст., сост., подгот. текста, коммент. Н.И. Шубниковой-Гусевой] ; редкол.: Н.Н. Скатов (пред.) [и др.]. - СПб. : Росток, 2006. - 637, [1] с. : портр. ; 21 см. - (Серия "Неизвестный ХХ век"). - Указ. имен: с. 424-636. - ISBN 5-94668-050-1 (В пер.)
Редкий поэт вызывал такие полярные оценки своих современников и одновременно был так популярен и любим своим народом. Есенина называли «певцом голубени», «цветком неповторимым», «беспутным гением», «Дон-Кихотом деревни и березы». Одни превращали его в большевистского поэта, другие — в самого яркого представителя антибольшевизма и религиозного мистика. Предлагаемый сборник будет интересен всем, кто хочет увидеть Есенина, этого сложного и самобытного поэта и человека, глазами современников и почувствовать живую атмосферу того времени.
Издание объединяет известные и ценные воспоминания с редкими и неизвестными. Впервые предлагаются воспоминания К. Ляндау (пер. с нем.), Л. Норд, Ивана Андреева, А. Бахраха, по архивным материалам публикуются мемуарные очерки Анны Берзинь, Августы Миклашевской, Н. Радван-Рыжинской, Варвары Костровой. Завершает книгу хроника жизни и творчества С.А. Есенина, дающая четкую канву событий.
Есенин глазами женщин : антология / [сост., предисл. и коммент. П.Е. Фокина]. - Санкт-Петербург : Амфора, 2006. - 426, [3] c. : портр. - (Амфора-антология). - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-367-00114-9.
«Пленительный Лель, голубоглазый и златокудрый, беспечный пастушок, поющий задушевные песни, компанейский парень, всеобщий любимец, растрава девичьих сердец – казалось, пришел он из волшебной сказки Островского, прямо из царства мудрого Берендея. В самом имени его – Сергей Есенин – столько весеннего света, ясности, тепла, сердечности.
Поэтесса и журналистка Зоя Бухарова в ноябре 1915 года в репортаже «Петроградской газеты» о поэтическом вечере группы «Краса» просто млела, описывая дебют Есенина на столичном Парнасе: «Робкой, застенчивой, непривычной к эстраде походкою вышел к настороженной аудитории Сергей Есенин. Хрупкий девятнадцатилетний крестьянский юноша, с вольно вьющимися золотыми кудрями, в белой рубашке, высоких сапогах, сразу, уже одним милым, доверчиво-добрым, детски-чистым своим обликом властно приковал к себе все взгляды. И когда он начал с характерными рязанскими ударениями на „о“ рассказывать меткими, ритмическими строками о страданиях, надеждах, молитвах родной деревни („Русь“), когда засверкали перед нами необычные по свежести, забытые по смыслу, а часто и совсем незнакомые обороты, слова, образы, – когда перед нами предстал овеянный ржаным и лесным благоуханием „Божией милостью“ юноша-поэт, – размягчились, согрелись холодные, искушенные, неверные, темные сердца наши, и мы полюбили рязанского Леля».
Это первое впечатление прочно вошло не только в сознание современников, но и на долгие годы мифом приросло к противоречивой, мятущейся личности поэта – вопреки последовавшему вскоре имажинизму, беспутному разгулу, «половодью чувств», вопреки цилиндрам и Айседоре, «Москве кабацкой» и «Черному человеку».
«Я все себе позволил!» – любил говорить Есенин. И это не было пустой фразой. С карамазовским безудержем прожил он свои тридцать лет, а потом – «кубок об пол»! «Донжуанский список» Есенина вполне мог бы соперничать с пушкинским».
Книга Павла Фокина – уникальный проект, где женщины, близко знавшие этого белокурого гения, делятся своими воспоминаниями. В антологию включены воспоминания женщин, в разные годы входивших в окружение Сергея Есенина и по-разному повлиявших на его жизнь и творчество. Особый интерес представляют мемуары А.А. Берзиной, ранее полностью не публиковавшиеся.
Тер-Газарян, О. Есенин и Айседора Дункан : одна душа на двоих : [16+] / Ольга Тер-Газарян. - Москва : РИПОЛ классик, 2014. - 254, [1] с. ; 21 см. - (Величайшие истории любви). - ISBN 978-5-386-06908-7.
«Я не могла отвести от него глаз, словно неведомая сила приковала меня к нему. Вокруг перестало существовать все. Мне казалось, я знаю этого человека много-много лет».
История Айседоры Дункан и Сергея Есенина знакома, пожалуй, многим. Но знаете ли вы, как начинался их роман? Когда Есенин увидел свою будущую музу, танцующую знаменитый танец с шарфом, он был покорен ее пластикой, хотел кричать о том, что он влюблен, но Сергей не знал английского языка: Он изъяснялся жестами, корчил рожи, ругался по-русски, но Дункан не понимала, что хочет сказать поэт. Тогда Есенин сказал: «Отойдите все», - снял ботинки и начал танцевать вокруг богини дикий танец, в конце которого просто упал ниц и обнял ее колени. Улыбнувшись, Айседора погладила поэта по льняным кудрям и нежно произнесла одно из немногих знакомых ей русских слов: «Ангелъ», но уже через секунду, заглянув ему в глаза, добавила: «Чиорт». Их сумасшедшая, непредсказуемая, загадочная, полная страсти, счастливая и в то же время трагичная история никогда не перестанет интересовать тех, кто стремится познать невероятные тайны любви.
Зинин, С. И. Сергей Есенин и Софья Толстая / Сергей Зинин. - Москва : Алгоритм, 2008. - 220, [2] с. - (Любовные истории великих). - Библиогр.: с. 218-221. - ISBN 978-5-9265-0564-8.
Взаимоотношениям Есенина и Софьи Толстой, через призму которых брошен взгляд на завершающий период жизни поэта, посвящена книга Сергея Зимина, вышедшая в серии «Любовные истории великих». Роман Есенина и Толстой развивался стремительно. Они познакомились в марте 1925 года, последнего в жизни поэта, а уже в конце декабря Сергей Есенин, покинув жену (их брак был зарегистрирован 18 сентября), уехал из Москвы в Петроград, чтобы свести счеты с жизнью. Но именно Софья Толстая привезла тело мужа в Москву, где с Есениным смогли попрощаться его близкие, друзья и многочисленные поклонники. Смерть поэта стала началом подвижнической жизни Софьи Андреевны «без Есенина». Отстояв в нескольких судебных разбирательствах свои права законной вдовы (Есенин женился на Толстой, не будучи разведен с Айседорой Дункан), она делала все возможное для сохранения творческого наследия поэта. Собирала материалы для первого «Музея жизни и творчества Есенина», добивалась переиздания произведений, инициировала написание воспоминаний его друзей, - и все это в атмосфере набиравшей обороты кампании по борьбе с «есенинщиной». Благодаря Софье Толстой не прервалась связь времен. Она успела оказать неоценимую помощь новому поколению исследователей творчества Есенина, щедро делясь с ними тем, что хранила ее память, знакомя с материалами своего уникального архива.
Перед автором книги стояла нелегкая задача. В воспоминаниях о поэте был создан крайне противоречивый образ Софьи Толстой, ее право на место в истории русской литературы «рядом с Есениным» часто оспаривалось. Зимин отдает должное силе чувства Софьи Андреевны, испытанной ею «радости любви», которой служила она до конца своей жизни. По справедливому суждению одной из современниц, Софья Толстая была женщиной своего века - прекрасного и трагического, личностью неординарной, впечатлительной и волевой, со своими взлетами и падениями. Ее любили и ненавидели, но одновременно восхищались ее умением быть самой собой, даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях.
Зинин, С. И. Неизвестный Есенин. В плену у Бениславской / Сергей Зинин. - Москва : Эксмо : Алгоритм, 2010. - 270, [1] с., [8] л. ил., портр. - (Гении и злодеи). - Библиогр.: с. 268-269. - ISBN 978-5-699-44235-5.
«В последний день своей жизни Галина Артуровна Бениславская была спокойной и сосредоточенной. Уходя из дома, она еще раз мысленно проверила, не забыла ли чего. Успокоилась. Кажется, все, что могла, сделала. К вечеру добралась до Ваганьковского кладбища. Уверенно по снежной тропинке дошла до нужной могилы. Пристально оглядела место погребения поэта. Это была простая, почти деревенская, летом заросшая травой, а зимой засыпанная снегом могила. Неухоженной была недалеко видневшаяся могила поэта Александра Ширяевца, друга Есенина. Вздохнув, Галина подумала, что уже скоро год будет, как умер Сергей, а на могиле нежнейшего русского лирика нет даже надгробной плиты с именем «Есенин». Ей говорили, что некоторые любители есенинской поэзии не раз поднимали вопрос о начале сбора средств на памятник любимому поэту и установку его на месте захоронения. Один сибирский журналист, чтобы перейти от слов к делу, для начала предложил поставить хотя бы маленький, простенький черный камень с Алтайских гор. Но дальше разговоров дело не двигалось. Ни у родственников поэта, ни у нее самой денег для приличного надгробия на могиле поэта не было. Вздохнув, подумала, что сейчас не это для нее главное. В мыслях она была в плену скорой встречи с дорогим и любимым человеком».
В публикациях о Сергее Есенине Галине Бениславской обычно отводится роль любимой женщины, верного друга и литературного секретаря поэта. Между тем, статус Г.А. Бениславской как его гражданской жены подтверждается многими данными, и она имеет явное преимущество по продолжительности совместной семейной жизни в сравнении с зарегистрированными и гражданскими женами С.А. Есенина. Сергей Александрович неоднократно предлагал Бениславской и официально оформить с ней брачные отношения.
Летом 1925 года перед женитьбой поэта на С. А. Толстой между ними произошел разрыв. Галина тяжело переживала это, лечилась от нервного расстройства, на время уезжала из Москвы. А в декабре 1926 года покончила с собой на могиле Есенина на Ваганьковском кладбище, оставив записку: "3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое...".
Безруков, В. С. Есенин : [роман : 18+] / Виталий Безруков. - Москва : АСТ, 2024. - 506, [5] с., [12] л. ил., портр. ; 22. - (Территория судьбы). - ISBN 978-5-17-169746-4.
О нем писали много и долго. Одни - с подобострастным обожанием, прикрывая нелицеприятные моменты из жизни стихами, другие - с удовольствием выставляя скандалы напоказ. Его восхваляли, критиковали. Но так о нем еще не писал никто!
Роман Виталия Безрукова «Есенин» - это эпическая история трагической любви к Родине поэта Сергея Есенина. Тонко, драматично и шокирующе правдиво автор раскрывает загадки трагической гибели великого русского гения. С этих страниц на вас будет смотреть не только русский классик, но и поражающий своей искренностью и самозабвенностью простой человек, одержимый земными страстями.
Талантливый актер Виталий Безруков демонстрирует новую грань своего таланта. Его роман «Есенин» – это, несомненно, яркое слово в художественном осмыслении трагической судьбы поэта. Очищая имя Есенина от клеветы и грязных наветов, сфабрикованных из личной корысти или в политических целях, Виталий Безруков нарисовал живой образ великого русского поэта и мыслителя, роль и значение которого в истории России трудно переоценить. Художник не стремился хронологически точно воссоздать историю жизни Есенина. Он попытался заглянуть в его эмоционально-душевный мир, и это ему, на мой взгляд, во многом удалось.» (СВЕТЛАНА ЕСЕНИНА)
Все представленные в обзоре книги вы найдете на абонементе.
Светлана Галактионова, заведующая отделом абонемента
Источники:
- den-za-dnem.ru
- royallib.com
- livelib.ru