В июне 1880 года Александр Федорович Можайский подал в департамент торговли и мануфактур прошение о выдаче привилегии или, как говорят теперь, авторского свидетельства на изобретенный им воздухоплавательный снаряд.
Это был первый случай, когда департаменту торговли и мануфактур пришлось рассматривать заявку на изобретение, касающееся авиации. Заявка сопровождалась подробной объяснительной запиской и чертежами самолета, выполненными самим Александром Федоровичем Можайским.
Самолет, изображенный на чертеже, напоминает современный. К корпусу, похожему на лодку, стоящему на рамной тележке, снабженной четырьмя колесами, прикреплены большие прямоугольные крылья. Чтобы они не прогнулись в полете и при посадке, тросы соединяют концы крыльев с вершинами двух мачт, стоящих на корпусе и со стержнями опорной тележки. В носу лодки находится большой, с четырьмя широкими лопастями, воздушный винт. Два других воздушных винта установлены в прорезях крыльев. За кормой лодки укреплены рули: один -руль поворота, другой - руль высоты.
В. Крылов в книге «Можайский» пишет: «Тот, кто внимательно всмотрится в этот чертеж - изображение самолета, поймет, что изобретение Можайского выдержало самое тяжелое испытание-временем. Великие изобретения всегда замечательны тем, что даже уже в первых эскизах отчетливо проступают черты, которые, оставаясь неизмененными, определяющими существо изобретения, продолжают жить. несмотря на многочисленные усовершенствования, внесенные тысячами последующих конструкторов».
А вот как сам Александр Федорович описывал свой самолет: «Нижеописанный и изображенный на чертеже воздухолетательный снаряд состоит из следующих главных частей: крыльев, помещенной между ними лодки, хвоста, тележки с колесами, на которую поставлен весь снаряд, машин для вращения винтов и мачт для укрепления крыльев. Крылья снаряда делаются неподвижными. Хвост состоит из плоскостей: горизонтальной и вертикальной; первая может подниматься и опускаться и предназначается для направления снаряда вверх и вниз, а вторая движется вправо и влево и заставляет снаряд поворачиваться в стороны. Лодка служит для помещения машин, материалов для них, груза и людей. Тележка с колесами, на которую поставлен весь снаряд и прочно прикреплен, служит для разбега летательного снаряда по земле перед его подъемом; в воздухе же тележка действует как балансир или отвес. При поступательном движении в воздухе винты летательного снаряда, вращаемые машиною, вследствие сопротивления воздуха, приводят снаряд в движение».
3 ноября 1881 года русскому исследователю и изобретателю Александру Федоровичу Можайскому выдали привилегию на изобретение № 2603 «Воздухоплавательный снаряд», сроком на 5 лет.
Рис. 2.3.4 Привилегия № 2603 от 03.11.1881 Привилегия, выданная из Департамента Торговли и Мануфактур в 1881 г. капитану 1-го ранга Александру Можайскому, на воздухолетательный снаряд.
В привилегии говорилось: «Капитан 1-го ранга Александр Можайский, проживающий в Санкт-Петербурге, 4 июня 1880 года вошел в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче ему пятилетней привилегии на воздухоплавательный снаряд. ……По рассмотрении изобретения сего в Совете торговли и мануфактур, управляющий министерством финансов. . . удостоверяя, что на сие изобретение прежде сего никому другому в России привилегии выдано не было, дает капитану 1-го ранга Александру Можайскому сию привилегию на пятилетнее от нижеписанного числа исключительное право, вьшеозначенное изобретение, по представленным описанию и чертежу, во всей Российской империи употреблять, продавать, дарить, завещать и иным образом уступать другому на законном основании, но с тем, чтобы изобретение сие, по 97 ст. того же Устава, было приведено в полное действие. В уверение чего привилегия сия управляющим министерством финансов подписана и печатью утверждена».
В. Крылов пишет: «Этот документ очень важен, так как представляет неоспоримое свидетельство того, что изобретение самолета составляет приоритет России. Изобретение самолета Можайским ознаменовало собой новый этап в развитии техники. Длинная цепь попыток, исканий, опытов была теперь завершена. Самолет был изобретен».
Книги о А.Ф. Можайском из фондов Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова 
Вишенков, С. А. Александр Можайский – М.: Военно-морское издательство, 1952. — 127 с.
Крылов, В. Александр Федорович Можайский - Л.: Молодая гвардия, 1951. - 272 с.
Источники:
- Крылов В. Александр Федорович Можайский - Л.: Молодая гвардия, 1951. - 272 с.
- https://fips-lib.ru/hronika-is-noyabr/
Елена Иванова, ведущий библиотекарь отдела технико-экономической и сельскохозяйственной литературы (тел: 72-84-08, каб.202)