Андрей Яковлевич Эшпай (1925-2015)  ̶  советский и российский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист РФСР и СССР, Лауреат Ленинской и Государственной премий, член Союза композиторов России, почётный член Союза композиторов Республики Марий Эл.

Он успешно работал в академических жанрах, достиг высот в кино и театре. Однако наибольшую известность получил как автор знаменитых песен: «А снег идет», «Сережка с Малой Бронной»«Ты одна в моей судьбе» и другие.

В начале войны Андрей Эшпай вместе с родителями уехал к родственникам в Мариинский посад, где окончил среднюю школу. Он очень хотел попасть на фронт, но его не взяли из-за юного возраста.

Андрей Яковлевич Эшпай (1925-2015)  ̶  советский и российский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист РФСР и СССР, Лауреат Ленинской и Государственной премий, член Союза композиторов России, почётный член Союза композиторов Республики Марий Эл.

Он успешно работал в академических жанрах, достиг высот в кино и театре. Однако наибольшую известность получил как автор знаменитых песен: «А снег идет», «Сережка с Малой Бронной», «Ты одна в моей судьбе» и другие.

В начале войны Андрей Эшпай вместе с родителями уехал к родственникам в Мариинский посад, где окончил среднюю школу. Он очень хотел попасть на фронт, но его не взяли из-за юного возраста.

После композитор вспоминал: «Именно тогда я понял, что занятия музыкой (к которой я совсем недавно относился как к чему-то само собой разумеющемуся и не главному) помогают мне быть полезным. Я много выступал в госпиталях, аккомпанировал певцам и, глядя на раненых, видел, как они рады нам, как моя музыка нужна им».

В 1943 голу Андрей Эшпай поступил в Чкаловское (Оренбургское) пулеметное училище. С детства он хорошо владел немецким языком. В связи с этим в ходе учебы Андрей Эшпай был отобран представителями Военного института иностранных языков, открывшегося в Ставрополе, на курсы переводчиков и вскоре вновь оказался в Москве.

В 1944 году отправился на 1-ый Белорусский фронт. От Магнушевского плацдарма (на Висле) в составе Третьей ударной армии лейтенант взвода разведки Андрей Эшпай прошел путь до Берлина. Он был на передовой и участвовал в боях за освобождение Варшавы, брал Померанский вал (западнее Быдгоща), принимал участие в окружении и преследовании противника в районе Польцина и Кольберга на Балтийском море, на реке Одер и побережье Померанской бухты. Его взвод вел бои как на подступах к вражескому логову, так и в самом Берлине (район Маобит, театр «Комише Опер», Рейхстаг).

Тогда в последние дни войны погибли два лучших друга Андрея Эшпая, разведчики Владимир Никитинский из Архангельска и Геннадий Новиков из Ташкента. Эти трагические события наложили отпечаток на мировоззрение будущего композитора. Впоследствии он говорил: «Дружба бойцов  ̶  совершенно особенное чувство, я хорошо понял это там, под Берлином. «Я»  ̶  само это понятие как-то исчезает, остается только «мы».

Когда закончилась война, Андрей Эшпай до конца жизни оставался верен фронтовой дружбе. Он поддерживал отношения с однополчанами, с родственниками погибших, с Советом ветеранов, устраивавшим встречи. Композитор также активно общался с молодым поколением и участвовал в патриотических мероприятиях.

После Победы и до сентября 1946 года Андрей Эшпай служил в управлении информации в Берлине.

За боевые заслуги он был удостоен правительственными наградами, получил благодарность от Советского правительства за мужество, проявленное в боях против немецко-фашистких захватчиков. В 1945 году его наградили орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За освобождение Варшавы» и «За взятие Берлина», а также польской медалью «За Варшаву 1939-1945 гг.».

Великая Отечественная война стала сквозной темой в творчестве Андрея Эшпая. Ее звучание слышно во многих его произведениях.

Под влиянием того периода в 1958 году Андрей Эшпай написал музыку к песне «Москвичи», более известную как «Сережка с Малой Бронной». Стихи поэта-фронтовика Евгения Винокурова композитору принес сам Марк Бернес. Певец увлек его желанием создать песню о невернувшихся с войны молодых ребятах, и вскоре появилось знаменитое произведение.

Андрей Эшпай рассказывал, что когда впервые прочитал текст, то очень удивился тому, насколько точно в нем отражены события из его жизни, хотя с автором стихов он тогда еще не был знаком. Композитор тоже уходил на фронт с Бронной улицы, правда, с Большой, находившейся рядом с Малой, принимал участие в боях на берегах Вислы. В строчках стихотворения он увидел свою мать, которая до последних дней продолжала ждать его старшего брата, погибшего в самом начале войны.

Композиция  «Сережка с Малой Бронной» до сих пор считается одним из лучших советских произведений, посвященных памяти погибших фронтовиков.

Тема войны звучит и в других вокальных сочинениях Андрея Эшпая:  «Песня о тишине» из телефильма «Майор Вихрь», «Непришедшие с войны» (из кинофильма «Парашюты на деревьях»), «Уходили парни на войну», «Я не забуду». О последнем из них Андрей Эшпай вспоминал: Песня «Я не забуду» была написана для радиопостановки «Мой дневник», рассказывающей о военных годах. Главный герой  ̶  школьник, эвакуированный в тыл. Он очень глубоко чувствует свою причастность к событиям, происходящими на фронте. Об этом и написана песня. Это память о погибших, о счастье продолжения жизни».

В конце 50-х годов Андрей Эшпай обратился к такому серьезному музыкальному жанру, как симфония. Созданные произведения были наполнены философски-трагедийным содержанием и получили высокую оценку среди деятелей искусства. Известный дирижер Евгений Светланов отмечал, что в них можно было услышать отголоски Великой Отечественной войны, думы о сегодняшнем дне и о будущем своего народа, о судьбах человечества.

Первая Симфония, написанная в 1959 году, была создана композитором очень быстро. Сочинение предварял эпиграф «Надо вырвать радость у грядущих дней». Сама симфония состояла из двух частей. Первая представляла собой реквием павшим, память о фронтовом братстве, вторая – радость будущих дней. Все это достигалось благодаря особенностям музыки, авторским находкам. Мрачные, печальные образы постепенно сменялись танцевальными и лирическими. В этом движении, как писала исследователь Алла Богданова, раскрывался смысл эпиграфа «Надо вырвать радость у грядущих дней!».

Впервые произведение было исполнено в Большом зале консерватории 10 ноября 1959 года Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Геннадия Рождественского.

Первая симфония стала известной не только в России, но и за рубежом. Ее с удовольствием слушали в Зальцбурге, Брюсселе, Антверпене, Карловых Варах, Остраве, Варшаве, Будапеште, Загребе и других городах.

О вере в победу добра и света над злом и тьмой повествует Вторая Симфония. Она была написана Андреем Эшпаем в 1962 году и имела подзаголовок «Хвала свету». Современники композитора называли ее гимном преодолению, мужеству и надежде.

Премьера состоялась 4 ноября 1962 года в исполнении Государственного симфонического оркестра Союза СССР под управлением Константина Иванова.

Андрей Эшпай сумел раскрыть тему войны и в произведениях легкого жанра. Так, в 1968 году он закончил работу над опереттой  «Нет  меня счастливее». В тот период как раз наметилась тенденция к драматизации этого жанра.

Оперетта была создана по пьесе Bладимира Константинова и Бориса Рацера, в которой нашли отражение дни мужественного сопротивления советских людей фашизму.

Военные эпизоды, рассказывающие о подвигах в борьбе с врагом, сменяются сценами современной мирной жизни. В оперетте персонажами исполняются героические монологи и хоровые лирические песни, непритязательные куплеты и развернутые арии. Спектакль обрамляет песня фронтовиков, звучащая в прологе и эпилоге: «Мы память тех далеких дней храним в душе с тобою!».

Несмотря на трагическую тему, пронизывающую сочинение, оперетта привлекла зрителей своей живой, мелодичной музыкой, написанной в стиле эстрадных произведений Андрея Эшпая.

Сочинение было удостоено премии на Всесоюзном конкурсе, посвященном 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Произведение стало популярным как в Советском Союзе, так и за рубежом. В 1972 году спектакль поставили на сцене Пражского музыкального театра в Карлине под измененным названием «Седьмое небо». В нем приняла участие труппа артистов Московского театра оперетты. Постановка высоко была оценена публикой и прессой.

Оперетта «Нет меня счастливее» обрела не только сценическую, но и экранную жизнь. В 1974 году на киностудии имени М. Горького была снята музыкальная кинокомедия «Звезда экрана».

По мнению музыковеда Людмилы Новоселовой, «"Нет меня счастливее"  ̶  один из ярких образцов советской оперетты, где сложнейшая драматическая ситуация не теряет своей достоверности и остроты».

Наиболее значительным произведением Андрея Эшпая о Великой Отечественной войне считается Пятая "Военная" симфония для большого симфонического оркестра. Она повествует о судьбах людей и о мире, где не должно быть места злу и насилию. По мнению современников, симфония является «музыкальным переосмыслением боевого пути».

Толчком к ее созданию послужила поездка в Берлин в феврале 1985 года. Когда композитор спустился в метро на Александер-плац, то нахлынуло множество воспоминаний о военном периоде. В результате возникли музыкальные идеи, воплотившиеся в знаменитом сочинении.

По масштабу художественного воплощения войны и по силе эмоционального воздействия на слушателей исследователи сопоставляют произведение Андрея Эшпая с Седьмой симфонией Дмитрия Шостаковича.

Впервые сочинение было исполнено 1 апреля 1986 года в Большом зале консерватории Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Евгения Светланова.

В настоящее время Пятую «Военную» симфонию считают ярчайшим произведением отечественной инструментальной музыки.

Она получила известность и за рубежом. Осенью 2014 года в Германии состоялась премьера балета Антуана Жюлли «Deca-Deci». За основу постановки была взята выдающаяся Пятая «Военная» симфония Андрея Эшпая.

Таким образом, перу композитора принадлежит множество произведений различных жанров: песни, балеты, оперетты, симфонии, концерты, камерная музыка и другие. До сих пор они привлекают слушателей со всего мира своей искренностью, жизнелюбием, сердечной теплотой, глубокой эмоциональностью. В них утверждаются высшие духовные ценности и идеалы, торжество добра над злом.

Несмотря на поэзию чувств, лирическую одушевленность, обилие светлых красок, все произведения Андрея Эшпая созданы под влиянием событий Великой Отечественной войны. В своих интервью композитор подчеркивал: «Даже если вы не пишете конкретно о войне, она все равно присутствует в творчестве художника, который был на фронте».

Более подробно о жизни и творчестве Андрея Эшпая можно узнать, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде отдела литературы по культуре и искусству. 

 

Библиография 

Книги 

1. Андрей Эшпай. Беседы. Материалы. Очерки / сост. Е. Гульянц. - М. : Советский композитор, 1988. 

2. Богданова Алла Владимировна. Андрей Эшпай / Богданова Алла Владимировна - Москва : Советский композитор, 1986. 

3. Новоселова Л. Творчество А. Эшпая / Новоселова Л. / общ. ред. С.В. Аксюка. - Москва : Советский композитор, 1981.

4. Шапкин Виталий Владимирович. Эшпай в моей жизни : хроника встреч и творческой дружбы с Андреем Яковлевичем Эшпаем : (письма, интервью, воспоминания, дневники) / Шапкин Виталий Владимирович / Виталий Шапкин. - Йошкар-Ола : Газета "Марий Эл", 2014. - 143 с.

 

Статьи 

1. Корев, Ю. Отмечая юбилей Андрея Яковлевича Эшпая / Корев, Ю. // Музыкальная академия. - 2010. - N 2. - 2-я с. обл.

О российском композиторе Андрее Яковлевиче Эшпае говорят его коллеги - композиторы, поэты. К 85-летию композитора. 

2. Цельность натуры // Музыкальная жизнь. - 2010. - N 4. - С. 14-20.

О значении творчества российского композитора Андрея Яковлевича Эшпая. 

 

Нотные издания 

1. Эшпай, А. Нет меня счастливей [Ноты] : оперетта в 2-х д. : клавир / либр. В. Константинова, Б. Рацера. - М. : Советский композитор, 1973. 

2. Эшпай, А. Песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. / ред. Л. Присс. - М. : Советский композитор, 1982. - 144 с. 

3. Эшпай, А.  Песни из кинофильмов [Ноты] : для фп. - М. : Музыка, 1973. 

4. Эшпай, А. Три симфонии [Ноты] / перелож. для фп. в четыре руки Т. Абольян. - М. : Музыка, 1982. 

5. Эшпай, Андрей Яковлевич. Пятая симфония [Ноты] : для большого симф. орк. : партитура. - М. : Советский композитор, 1987. 

6. Эшпай, А.  Сочинения для фортепиано [Ноты]. - М. : Музыка, 1977. 

7. Эшпай, Я. Хоры [Ноты] : без сопровожд. / ред. С. Булатов. - М. : Советский композитор, 1961. - 26 с.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество