Константин Яковлевич Листов (1900-1983) ˗ известный советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1950), народный артист РСФСР (1973).

Он считается одним из старейших мастеров отечественной оперетты и песенного жанра. Отличительной чертой его произведений является сочетание мелодической яркости и лирической задушевности с лаконичностью и простотой формы.

Константин Листов внес неоценимый вклад в песенную летопись Великой Отечественной войны. Ведь в них можно было легко обнаружить приметы того страшного времени, а тематика произведений убедительно раскрывала те места, где побывал композитор во время службы. По словам исследователя Александра Тищенко, «каждая песня стала результатом большого творческого напряжения и личного участия в общенародной борьбе».

Благодаря искренности отраженных чувств, его творчество имело широкий успех на фронте.

Когда началась война, Константин Листов находился в отпуске в Кисловодске. Однако он сразу отправился в Москву, так как считал, что его место на фронте. Как и многие деятели искусства, композитор живо откликнулся на события, происходившие в стране.

Константин ЛистовСреди первых сочинений можно вспомнить армейские походно-строевые песни на стихи Александра Жарова «В бой, сыны народа» и «Бей врага и в пух и в прах». В соавторстве с Василием Лебедевым-Кумачом были сочинены композиции «Огонь» и «Ни шагу назад», а на стихи Михаила Голодного появилось такое произведение, как «Нет, никогда мы не будем рабами».

С декабря 1941 года Константин Листов служил музыкальным консультантом Политуправления Военно-Морского Флота. В связи с этим ему много приходилось выступать в воинских частях и подразделениях.

И тогда на фронте создавались произведения местного назначения. Как писал музыковед Александр Тищенко: «Каждая дивизия, полк, корабль или соединение стремились иметь «свою» именную песню, в которой воспевались бы их боевые дела». Подобные сочинения составили значительную часть военного творчества Константина Листова. Каждая песня обладала своим характерным ритмом и интонацией. В качестве примеров можно привести такие произведения, как «Песня 37-й стрелковой дивизии» (стихи сержанта Муратова), «Песня 41-й кавалерийской дивизии», «Крюковская конногвардейская» (стихи Владимира Замятина), «Песня 3-й гвардейской дивизии» (стихи Владимира Крахта) и многие другие.

Одной из основных тем творчества Константина Листова стал подвиг бойца. «Я всегда считал первым своим делом, ˗ отмечал композитор, ˗ писать песни о тех, кто, не жалея сил и не щадя жизни, защищал Родину от врага...».

Его песни стали своеобразным памятником советским воинам. Константин Листов стремился запечатлеть образ героя, который стал бы примером для молодого поколения, и сохранить воспоминания о его героических поступках. На фронте особо полюбились такие композиции, как «Песня о танкисте Тониани» (стихи Михаила Рудермаиа), «Песня о комсомольце-танкисте» (стихи Цезаря Солодаря), «Песня о герое» (стихи Сергея Острового).

В произведениях композитора, конечно, нашла отражение и ненависть к врагу. После публикаций очередных зверств фашистов возникали так называемые «песни мщения» и «песни гнева».

Во время войны Константин Листов писал не только патриотические, но и лирические произведения. Композиции «Провожала мать сыночка» и «Материнский наказ» (стихи Сергея Алымова), «Песня о сестре» (стихи Владимира Замятина), «Девушка с Матросской тишины» (стихи И. Руднева), «Девичья песня» (стихи Цезаря Солодаря), «О тебе, любимая сестра» (стихи И. Смирнова) предвосхитили знаменитую песню «В землянке».

Константин Листов вспоминал: «Стихи захватили меня своей лирической силой, забрали искренностью, отозвались в сердце. Время было бесконечно тревожное ‒ немцы под Москвой, я ˗ один, семья моя в эвакуации. Думаю, не было тогда человека, у которого душа бы не болела. Песню я написал с ходу. А через несколько дней спел ее в редакции…».

«Землянку» опубликовали в «Комсомольской правде», и она мгновенно затронула сердца бойцов. Ее исполняли крупнейшие мастера и самодеятельные коллективы. Песня стала родной для каждого советского человека. Это подтверждали и воспоминания фронтовиков, и художественные произведения (роман «Волгины» Георгия Шолохова-Синявского).

«Землянка» стала одной из самых известных и любимых лирических песен на фронте.

В совсем творчестве Константин Листов обращался и к жанру сатиры. В самом начале войны был написан ряд антифашистких песен: «Арапские сказки немецкого верховного главнокомандования» и «Чудеса-чудеса» (на стихи Самуила Маршака), «А вот, а вот, крестовый поход» (стихи М. Адуева), «Московские калачи» (стихи И. Доронина), «Пускай фашист отведает» (стихи Владимира Замятина). Их целью было разрушить миф о непобедимости вражеских войск.

Сатирические песни, созданные в 1942 году, были еще более наполнены разоблачительным духом («Чистота арийской крови» на стихи Самуила Маршака, «Фашистский петух» и баллада «Поросята» на стихи И. Доронина). Эти «боевые листки» не претендовали на высокие музыкальные достоинства, но делали свое полезное дело: помогали формировать у фронтовиков сознание морального превосходства над врагом, вызывали презрение к нему и страстное желание его победить.

Хочется отметить, что в творчестве композитора были и шуточно-сатирические песни о боевых делах советских воинов, «сдобренные насмешливой интонацией, пронизанные добрым мягким юмором». Например, задорная песня «Флотский борщ» (стихи А. Софронова) и близкие ей по настроению «Веселый друг гармонь» (стихи В. Тихонова) и «Про Лушечку и пушечку» (стихи Цезаря Солодаря).

С особой теплотой в песнях были нарисованы картины фронтового быта, которые возникали в окопе, походной колонне или на привале. В качестве примеров можно привести «Бушлат» (стихи Николая Флерова) и «Три трубки» (стихи И. Снегирева).

Наиболее широко талант и мастерство Константина Листова проявились в морских произведениях военного времени. В песнях, по словам исследователя Александра Тищенко, преобладали «образы значительной притягательной силы, раскрывающие внутреннюю красоту и духовное богатство облика моряков». Они были наполнены мужественной энергией, особого «морского» духа и проникновенного лиризма.

По заданиям Главного политического управления Военно-Морского Флота композитор постоянно выезжал на действующие флоты и флотилии. Он выступал с творческими отчетами в специальном выпуске «Краснофлотский журнал», участвовал в радиопередачах по заявкам моряков, разучивал песни, помогал участникам самодеятельности.

Командиры и матросы очень ценили и уважали Константина Листова за отзывчивость, теплоту и душевность, за дружеские беседы, а главное, за написанные по их просьбе сочинения.

Некоторые из бойцов становились авторами слов к произведениям Константина Листова. Например, в соавторстве с молодым поэтом, штурманом-подводником лейтенантом И. Снегиревым им были написаны такие композиции, как «Если не вернусь», «Три трубки», «Песня подводников Балтики», «Марш краснознаменной подлодки Щ-406», которые пользовались популярностью у подводников. Более подробно об истории этих и других «морских» песен можно прочитать в книге Александра Тищенко «Константин Листов».

После окончания Великой Отечественной войны композитор продолжил сочинять музыку. Им было создано множество произведений на разные темы.

Однако воспоминания о событиях прошлых лет всегда находили отражение в творчестве мастера. Как и многие советские композиторы, он описал в своих песнях возвращениеКонстантин Яковлевич Листов воина-победителя, радость Победы, былые походы и трудный фронтовой путь, солдатские и матросские судьбы, славные боевые традиции.

Одним из самых известных таких сочинений стала мужественная композиция «Ходили мы походами» на стихи Алексея Жарова. В ней был создан образ советского моряка, героя-победителя, воспет подвиг во имя Родины. Среди близких ей по духу произведений можно вспомнить песню «Морские орлы», написанную в 1947 году на стихи А. Азарова.

Подвигу во имя Родины была посвящена и вокально-симфоническая новелла «Обелиск неизвестному матросу» на стихи С. Медового для солистов, тенора и баса, смешанного хора и симфонического оркестра.

Константин Листов написал немало песен-воспоминаний о героических поступках советских солдат. Это «Стояли насмерть под Москвой» (стихи М. Карамушко), героико-эпическая баллада «Матросов ˗ солдат рядовой» (стихи Петра Градова) и многие другие. Все они прославляли воинскую доблесть и отвагу бойцов.

Радость от долгожданной Победы и возвращения на родную землю прозвучала в таких сочинениях, как «Победная песня» (стихи Юрия Каменецкого), «Большая весна» (стихи И. Эйдиновой), «Жив герой солдат» (стихи В. Бордиловского, перевод с белорусского А. Жарова).
После войны Константин Листов писал много композиций о воинском долге. Он утверждал, что песня должна обогащать армию. Это были боевые, полные удали и доблести произведения, имеющие походно-строевые признаки.

В советских войсках особую любовь получили песни: «Матушка-пехота» (стихи Я. Белинского), «По фронтовым дорогам» (стихи С. Никифорова), боевой марш «Идет советский флот» (стихи В. Гурьяна), «Сердце балтийца» (стихи Е. Гальпериной и Ю. Анненкова), «Морская пехота» (стихи П. Градова).

Константин Листов создал большое количество строевых произведений. Сред них, по мнению Александра Тищенко, наиболее популярной стала песня «Эх, Ваня, Ваня» на стихи Льва Ошанина, в которой был с юмором раскрыт образ воина, похожего на Василия Теркина.

Однако всеобщее признание среди всего послевоенного наследия композитора завоевал поэтичный «Севастопольский вальс» на стихи Георгия Рублева, написанный 1955 году. «Мне хотелось писать о Севастополе наших дней, восставшем, как птица Феникс, из пепла, светлом, чистом и бесконечно близком всем советским людям», ˗ говорил Константин Листов.

«Севастопольский вальс» ˗ первая песня о городе-герое, в котором лирические воспоминания переплелись с героическим началом. В газетах ее нередко называли неофициальным гимном Крыма.

Воспоминания об отшумевших боях, о пройденном пути, о фронтовых друзьях-товарищах стали излюбленной темой композитора. Она воплотилась в таких песнях, как «Беспокойное сердце» («Солдатское сердце»), «Город первых свиданий» (стихи М. Карамушко), «Песня ˗ душа» (стихи А. Жарова) и других.

Константин Листов был одним из первых композиторов, который нарисовал в своих произведениях образ женщины в годы войны. Одной из самых известных песен стала «Боевые подруги». Она была написана в 1975 году на стихи М. Карамушко. В ней перед слушателями возникли портреты бесстрашных женщины, мечтающих о светлой любви в суровые фронтовые годы.

Таким образом, Константин Листов нашел свое творческое признание именно в песенном жанре, в котором раскрылись его душа, талант и мастерство. Он создал множество разноплановых произведений, которые служили вместе с советскими бойцами на фронте. Большинство песен до сих пор живы в памяти народа и исполняются многими известными артистами.

Более подробно о жизни и творчестве Константина Листова можно узнать, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде отдела литературы по культуре и искусству.

 

Библиография

Книги

1. Советские композиторы - фронту : самоотчеты-воспоминания / сост. Г.А. Поляновский. - М. : Советский композитор, 1989.

2. Тищенко, Александр Андреевич. Константин Листов. - М. : Советский композитор, 1987.

Статьи

1. Бирюков, Ю. "Бьется в тесной печурке огонь... " : быть ли музею песни "В землянке"? / Юрий ; Юрий Бирюков // Родина. - 2007. - N 5. - С. 26-28.
Судьба песни "Землянка".

2. Музы не молчали // Музыкальная жизнь. - 2010. - N 4. - С. 2-26. - фото.
Воспоминания деятелей искусства - композиторов, актеров, певцов о выступлениях на фронтах Великой Отечественной войны.

3. Оссовский, Л. М. Он отражался в собственной музыке [Текст] : к 110-летию композитора Константина Листова / Л. М. Оссовский ; Л. М. Оссовский ; беседовал А. Колесников // Музыкальная жизнь. - 2010. - N 12. - С. 10-13. - фото.

О композиторе К. Я. Листове вспоминает в беседе первый режиссер оперетты "Севастопольский вальс", народный артист Лев Оссовский.

Нотные издания

1. Листов, К. В землянке [Ноты] : лир. песня : для голоса в сопровожд. фп. / сл. А. Суркова. - М. : Музыка, 1967. - 3 с. - (Советская массовая песня).

2. Листов, К. В землянке [Ноты] : сб. песен с сопровожд. баяна / ред. С. Смирнов. - М. : Воениздат, 1968. - 142 с.

3. Листов, К. Морская душа [Ноты] : песни для голоса, хора в сопровожд. фп. / ред. В. Григоренко. - М. : Советский композитор, 1982. - 39 с.

4. Листов, К. Избранные песни [Ноты] : с сопровожд. фп. Вып.2 / ред. М. Иорданский. - М. : Советский композитор, 1959. - 72 с.

5. Листов, К. Песни [Ноты] : для голоса и хора с фп. / ред. П. Теплов. - М. : Музгиз, 1955. - 18 с.

6. Листов, К. Песни [Ноты] : в сопровожд. фп. (баяна) / ред. В. Кикта. - М. : Советский композитор, 1969. - 83 с.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество