Продолжаем цикл публикаций о людях, посвятивших свою жизнь библиотечному делу. Наш сегодняшний рассказ о Наталье Степановне Волковой – бывшем директоре областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина, руководителе музея романа «Два капитана».

yfndjkrghtdПоговорим с ней о книгах, которые влияют на судьбы, о судьбах, достойных книг и неслучайных случайностях, меняющих жизнь.          

В конце августа наша героиня ушла на заслуженный отдых. Но это не значит, что она поставила точку. Человек, который 48 лет отдал любимой работе и пережил столько, что воспоминаний хватит на целую остросюжетную драму с элементами иронического детектива, не может просто взять и уйти. Он уходит, чтобы остаться.

Утро Натальи Степановны начинается с чашечки кофе и любимых библиотечный сайтов. Но, как говорится, не книгой единой. В числе ее фаворитов – интернет-ресурс русского географического общества, из которого она узнает о многочисленных экспедициях, открытиях и проектах.  Любовью к географии нашу героиню заразил отец – Степан Андреевич Бут. Каждый вечер он открывал карту и «гонял» Наташу по странам и континентам. Просил назвать не только столицу государства, но и форму правления. Впрочем, о самой захватывающей и романтической стороне географии девочка узнала задолго до того, как эта дисциплина появилась в учебном расписании. Первым литературным гидом по северным землям стал для нее роман Вениамина Каверина «Два капитана».

Книга поразила воображение маленькой девочки. Вместе с «Робинзоном Крузо» Даниэля Дефо  и «Таинственным островом» Жюля Верна Наташа перечитывала ее каждый год. Могла ли она тогда представить, какой судьбоносной окажется для нее история Сани Григорьева и отважного капитана Татаринова!  Книга вела Наталью, как нить Ариадны, а в определенный период стала главным делом ее жизни. 

Саня Григорьев был ей, как брат. Окажись Наталья на его месте, она бы, наверное, поступила  точно так же. Их объединяли прямота, искренность и умение добиваться своей цели. А еще невероятное, пробивающееся сквозь толщу прилежания-послушания упрямство. «Хочу и буду», - время от времени говорила Наташа папе с мамой.  Как правило такие заявления оканчивались серьезным родительским внушением. «Хочу и буду», - продолжала настаивать девочка, но уже мысленно. И если не всегда, то очень часто – не мытьем, так катаньем – добивалась своего.  

- Наталья Степановна, в те годы было не принято перечить взрослым. Что придавало Вам смелости, если не сказать дерзости? 

- На самом деле я была суперпослушным и суперисполнительным ребенком, заниматься моим воспитанием родителям не было никакой необходимости. Видимо в минуты бунта во мне просыпалась казачья кровь. Мои предки по материнской линии были оренбургскими казаками, которые еще во времена царской России уехали на Дальний Восток для укрепления границы с Китаем. Казачки только казались тихими и покорными. На самом деле всё и всех они держали под контролем, домом руководили, как государством, а их благоверные за непослушание могли сковородкой получить.

Бабушка Соломонида Карповна была женщиной властной и очень предприимчивой. Пока ее муж – мой дед Кузьма – воевал с японцами, она получила военный заказ на пошив нательного белья для русской армии. На вырученные деньги бабуля построила дом, купила коня и содержала помощника по хозяйству, за что имела проблемы с советской властью.

- Кем были и чем занимались Ваши родители?

- Оба родом из Приморского края. Когда родители поженились, им едва исполнилось 18. Мама окончила 9 классов и работала в школе, папа был высококлассным бухгалтером. Жили душа в душу, воспитывали двоих детей, но в 1937 году над семьей сгустились тучи. 7 ноября родители ждали гостей, а приехал черный воронок. Отца арестовали за контрреволюционную пропаганду (печально известная статья УК 58 прим.) и сослали в Коми АССР. Наказание он отбывал в лагере города Печора, где в военные годы велось стратегически важное строительство железной дороги «Москва-Воркута». Об ужасах, которые пережил отец в лагере, я рассказывать не буду. Замечу лишь, что его бухгалтерский талант в местах лишения свободы оказался востребован. Папу под конвоем усаживали за стол, ждали, пока закончится рабочий день, и уводили назад, в лагерь. Кстати, спустя много лет я узнала, что в это же время в том же месте отбывал наказание родной брат Вениамина Каверина – Лев Александрович Зильбер. Возможно, они друг друга знали…

В 1947 году у папы закончился срок, и мама с детьми и бабушкой переехала к нему в Печору. А через 5 лет родилась я. Папа продолжал работать по специальности – первое время в лесхозе, а после реабилитации и развенчания культа личности Сталина его пригласили в управление «Печорстроя». Мама занималась домом, мной и бабушкой, которая в то время уже нуждалась в уходе. Почему-то запомнилось, как она стряпала папе ростбиф и сложный гарнир. А знакомая эстонка научила ее делать вкуснейший «Наполеон». Это до сих мой любимый рецепт. Ну, и если мы заговорили о еде, то одно из самых ярких гастрономических воспоминаний детства - лепка пельменей. Это было похоже на священный ритуал. Собиралась вся семья. Делали штук по 200-300, хранили в тамбуре у входа, заменявшим нам холодильник в первые послевоенные годы.  

ltncjdjdjkrjdjq

Детские забавы

- Судя по тому, что Вы стали библиотекарем, хорошие книги окружали вас с детства…

- Да, было много подписных изданий, классики, приключенческих романов, детских сказок и стихов. Мое первое впечатление от книг: какие же они красивые! Я уже не помню, кто из взрослых научил меня читать, но это точно было до школы. Первой любимой книжкой стал сборник стихов Сергея Михалкова. Многие я до сих пор знаю наизусть. Потом были Драгунский, Носов, Жюль Верн и конечно, Каверин. Его роман «Два капитана» я перечитывала каждый год под одеялом с фонариком, как и полагается настоящему книголюбу.

Запомнилось, как в начале 60-х годов у нас дома появился один из номеров журнала «Новый мир», где был опубликован первый рассказ Александра Солженицина «Один день Ивана Денисовича». Тогда я это произведение не читала, но по реакции отца поняла, что оно какое-то особенное, глубоко личное, важное и очень болезненное для моих родителей. «Это еще что», - сказал папа, окончив чтение, и надолго замолчал. Такую же фразу он повторил в камере Морозова в Петропавловской крепости, когда мы были там на экскурсии.

- В школьные годы Вы, наверное, жили в библиотеке…

- Если честно, гораздо больше сил и времени я отдавала музыкалке. Училась по классу фортепиано. А книги читала для души, в свободное от уроков и домашних заданий время. Но это не значит, что я не любила ходить в школьную библиотеку. Там работала совершенно чудная женщина Валентина Семёновна Пузыня, о которой я написала статью в одном из профессиональных журналов. Она была идеальным детским библиотекарем: много знала, во всем разбиралась, всегда приветливо улыбалась, не ставила оценок, не ругала за задержанную книгу. Валентина Семеновна не просто нас хорошо понимала – она была одной из нас. Ей можно было доверить любую тайну.

- Наверное, глядя на нее, Вы и решили стать библиотекарем?

- Я эту профессию всерьез не рассматривала. Хотелось чего-то более романтичного. В конце концов, остановилась на Ленинградском государственном педагогическом институте имени Герцена. Когда поняла, что пройти по конкурсу не получится, собиралась попытать счастья в Ярославле. Но хозяйка, у которой мы снимали квартиру, оказалась преподавателем института культуры имени Крупской и посоветовала поступать к ним. Внимательно изучив перечень специальностей, я решила, что реальнее всего будет поступить на отделение детских и школьных библиотек библиотечного факультета. Вступительные экзамены сдала на 19 баллов из 20 возможных. Скажу откровенно, став студенткой, я до конца не осознавала, чем буду заниматься. О призвании речи вообще не шло. Однако не зря говорят, аппетит приходит во время еды. У нас был прекрасный профессорско-преподавательский состав, благодаря которому появился не только интерес к будущей профессии, но и желание работать по специальности.

yffkrjytbycnbnen  

На балконе ЛГиК им. Крупской, 1971 год 

- В Псков Вы попали по распределению?

- Не совсем. Сразу после института я должны была работать в поселке Зашеек Мурманской области. Там была сельская библиотека и предоставлялось жилье, что для меня было очень важно. Но пришлось на ходу переиграть. Сестра с мужем, которые жили в Пскове, отправлялись в длительную заграничную командировку и не захотели, чтобы их служебная квартира на Рижском проспекте полтора года пустовала. Попросили меня там пожить. Надо было выручать родственников и искать работу здесь. Председатель областного управления культуры Александр Александрович Разумовский видимо что-то во мне разглядел. Он предложил мне место старшего библиотекаря в недавно созданном отделе искусств областной детской библиотеки. Кроме того, однажды я сопровождала поезда дружбы в Геру.

- Новичкам в любой сфере бывает трудно. Как прошло Ваше боевое крещение?

- В нашем отделе я оказалась единственным сотрудником, имеющим музыкальное образование, и это очень помогло в работе. Помимо книговыдачи, было общение с детьми и попытки найти какие-то интересные формы работы. У нас имелась прекрасная фонотека и проигрыватели с наушниками, которые пользовались большой популярностью у маленьких читателей. Два раза в месяц я проводила заседания клуба любителей искусства «Отблески», на которых мы беседовали на самые разные темы, встречались с интересными людьми, слушали классику. Дети ходили ко мне с удовольствием. Думаю, им нравились свободная, непринужденная обстановка, возможность, никого не боясь, высказывать свое мнение. Ну и, конечно, то, что никто не ставил плохих оценок. Кстати, некоторые читатели (сами уже весьма почтенного возраста) до сих пор узнают меня на улице и благодарят. Это очень приятно.

hwrjdjlcndjfhrrnbrjq

Псков. Сопровождение практики студентов ЛГИК им Крупской

- Я так поняла, работа в отделе искусств была только началом стремительного профессионального роста. Как развивалась ситуация дальше?

- Ушла в декрет заведующая нашим отделом, и годовой отчет о работе пришлось писать мне. Он понравился директору библиотеки Екатерине Михайловне Путиловой. В то время как раз создавалась должность заместителя директора, ее предложили мне. Конечно, я могла бы не соглашаться. Все-таки 23 года, такая большая ответственность и никакого административного опыта. Но был велик соблазн попробовать себя в именно в библиотечном деле. Я ведь этому целых четыре года училась! В то время у нас были специалисты самого разного профиля, но детскую литературу в вузе углубленно изучала только я. Грех было не применить полученные знания на практике.

Согласившись, я стала изучать работу библиотеки с точки зрения управленца: как там все организовано, чего не хватает, а от чего, может быть, стоит отказаться. Наверное, аналитика – это одна из моих самых сильных сторон. Мой мозг так устроен с детства. По-другому не получается.        

gbhfktrcfylhfПервые Александро-Невские чтения. Пир времен А.Невского, 1996 год                                

- Расскажите, пожалуйста, о своих наставниках.

- Для меня это три замечательных директора детской библиотеки. Первый – Екатерина Михайловна Путилова – была красивейшей женщиной, любившей детей и книги. Она часто говорила: «Главное – «индуальная» работа с детьми». «Индуальная» – значит индивидуальная. И с этим трудно не согласиться. Ведь детский библиотекарь (он же педагог и психолог в одном лице) обязан знать о своих читателях гораздо больше, чем взрослый: круг их интересов, особенности характера, успеваемость. Чтобы понять ребенка, с ним нужно правильно разговаривать. Кстати, в советские годы среднестатистический школьник должен был минимум 14 раз в год посещать библиотеку и прочитать не менее 28 книг… В общем, раньше с чтением все было очень серьезно.      

Второй директор – Екатерина Александровна Куличкова. Мы называли ее Екатериной Второй. Она была ветераном войны, достойнейшим человеком. Екатерина Александровна часто говорила нам: «Девочки, останьтесь наедине со своей совестью», что означало быть честным, порядочным, работать на совесть, анализировать. Для меня, молодой и идейной, эти слова легко ложились на душу и вызывали сильный эмоциональный отклик. 

И, наконец, третий директор - Алла Алексеевна Михеева. Это был человек-фонтан, человек-фантазер, человек-стратег. Работалось с ней в хорошем смысле неспокойно. Она всегда придумывала что-то экстраординарное, заставляющее сотрудников (и меня в том числе) выйти из зоны собственного комфорта. У Аллы Алексеевны было много интересных, образованных, влиятельных знакомых, которые часто приходили в библиотеку и помогали решать разные вопросы. Она умела вовлекать в работу и заражать идеями. А еще Михеева любила наводить красоту. С ее приходом библиотека стала заметно уютнее. На окнах появились шторы, стало больше цветов. Но ей всегда хотелось чего-то большего. Однажды Алле Алексеевне пришла в голову мысль поменять драный линолеум на паркет. Его надо было где-то раздобыть. Именно это, прямо скажем, непростое дело она поручила мне.

- Знаю, что Вы с ним справились. Результатом я неоднократно любовалась, когда приводила дочерей в библиотеку. Но я боюсь представить, чего Вам это стоило. Ведь во времена всеобщего дефицита просто купить было нельзя – только достать по большому блату или выбить. Тем более паркет! Как вам это удалось?

- Начинать пришлось не на пустом месте. Алла Алексеевна досконально продумала логистику моих действий, чем значительно облегчила задачу. Оставалось всего «ничего» - получить разрешение Минстроя. И оно у нас появилось. Затем понадобилось всего каких-то шесть поездок в Северную столицу. Главное строительное управление Ленинградского горисполкома находилось на Невском проспекте. Фамилия руководителя было Цопах. К нему я и отправилась в коротенькой юбчонке, на шпильках и с вдохновенной речью о том, что паркет просто жизненно необходим детской библиотеке. Для убедительности показывала фотографии наших интерьеров. Хотя на самом деле на снимках был не Дом губернатора, а внутреннее убранство Дома дворянского собрания. Но ведь Цопах об этом знать не мог.

Когда мы, проявив дипломатическую смекалку, изготовили для начальника именную юбилейную спецмедаль, он сдался. Отправил меня на паркетный завод, который, как сейчас помню, находился в Приморском районе города Ленинграда. Там сказали, что через неделю придет корабль из Вьетнама с наборным паркетом из красного дерева. Цена вопроса – 25 тысяч рублей. Это были сумасшедшие деньги. Но Алла Алексеевна нашла для руководителя финуправления Псковской области нужные слова, и он дал добро.              

Но история на этом не закончилась. Наш новый пол приглянулся руководителю управления культуры Александру Александровичу Разумовскому. Тому самому, что занимался моим трудоустройством после института. Он немедленно распорядился отдать паркет в вышестоящую инстанцию – в зал коллегии управления культуры на улице Пушкина. На что Алла Алексеевна ему ответила: «Я партбилет положу, но ничего не отдам». Отстояла паркет! На него потом приходили смотреть, как на чудо. Ни у кого в городе такого не было… Не будет теперь и у нас. Его благополучно выломали во время реставрации здания.   

cdfqythjv

Конгресс интеллигенции России. С писателем Вайнером. Москва, 1994 год. 

- Наталья Степановна, Вы - герой. Однозначно! Но рискну предположить, что многие на Вашем месте отказались бы выбивать паркет, ссылаясь на то, что это обязанность завхоза, но никак не библиотекаря.

- Никакой я не герой. Просто в решении архисложных задач есть своя неповторимая прелесть. Мне, как Сане Григорьеву из «Двух капитанов», очень хотелось победить. Я ведь не зря в детстве говорила «хочу и буду». Упрямство – двигатель прогресса. А еще для меня всегда был важен посыл «если не я, то кто же». Взять на себя ответственность, создать что-то новое - эти задачи не обещают спокойной жизни.  Идти за кем-то проще, чем вести за собой. Но если ничего не делать – ничего и не будет.

cffkby2009

Сахалин,2009 год.  Участие в Региональной конференции

- Именно поэтому Вы взялись за создание секции детских библиотек при Российской библиотечной ассоциации?

- Меня подтолкнули к этому старшие коллеги – руководители областных детских библиотек России, в том числе и наш директор Алла Алексеевна Михеева. До определенного времени в рамках РБА работали секции научных, публичных и юношеских библиотек, а вот секции детских библиотек не было. Правда, существовала ассоциация детских библиотекарей, но по причинам юридического характера она не могла быть зарегистрирована. Организационную часть работы взяла на себя я и созданный в этом же году Совет секции.  Созвонилась с коллегами из других регионов, убедила их в необходимости секции, пригласила к сотрудничеству. Был разработан соответствующий пакет документов. В 2004 году секция успешно прошла процедуру регистрации.

 Началась, а точнее продолжилась активная работа. Всего, что удалось сделать, не перечислишь. В частности, мы стали инициаторами и организаторами I съезда детских библиотек Северо-Западного федерального округа «Норд-Ост: векторы чтения», который проходил в Пскове в 2005 году, приняли участие в работе парламентских слушаний по обсуждению Федерального закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» и в информационной кампании по оказанию помощи Республиканской детской библиотеке Чеченской республики. Одним из самых важных достижений я считаю разработку секцией руководства для детских библиотек всех российских регионов. Это был первый документ, который регламентировал ключевые понятия: что такое детская библиотека, каковы ее функции, направления деятельности и уровни взаимодействия с другими организациями. Секцией детских библиотек в РБА я руководила до 2015 года, но в связь с коллегами поддерживаю до сих пор.  

djkrjdfctvmz1

Наталья Степановна Волкова с мужем, сыном и дочерью 

- Обычно любимые книги детства занимают свое почетное место в памяти, как музейные экспонаты. Но Вас «Два капитана» сопровождали всю жизнь и вдохновили на создание единственного в России музея одной книги. Как это было?

- Я уверена, что в моей судьбе не было случайных встреч и событий, а то, что казалось удивительным совпадением, на самом деле являлось закономерностью. Все складывалось бусинка к бусинке, колечко к колечку. Кто-то словно вел меня за руку. Я должна была стать именно детским библиотекарем и работать именно в Пскове, где когда-то родился автор моего любимого романа Вениамин Александрович Каверин.

Это долгая, но захватывающая история началась в середине 80-х годов. Алла Алексеевна Михеева выступила с инициативой установки памятника двум капитанам у областной детской библиотеки. Тогда еще жив был Каверин, который с радостью поддержал эту идею. Он же во время своего последнего визита в Псков оставил автограф на эскизе будущего монумента: «Мне кажется, этот проект прекрасно передает содержание и нравственную цель моего романа «Два капитана». Памятник открылся в июле 1995 года. Но Алла Алексеевна вместо того, чтобы выдохнуть, замахнулась на большее: захотела создать уголок Каверина в библиотеке. К тому времени в нашем распоряжении были письма Вениамина Александровича, адресованные Михеевой, экземпляры «Двух капитанов» на разных языках и многое другое.

А потом случился неожиданный поворот. Вдохновленная идеями Аллы Алексеевны, я села писать очередной отчет.  Пальцы сами собой напечатали: «Велась работа по созданию музея романаhzycr2008 «Два капитана». Чтобы вы понимали, тогда речи об этом не шло и в помине. Эта фраза появилась неосознанно. Видимо, она уже давно была на подкорке, но терпеливо ждала своего дня и часа. Заметив ее, Михеева спросила: «Что ты здесь такое написала?». И тогда, решив, что отступать поздно, я поделилась с директором своими сокровенными мыслями. Предположила, что для многих поколений это знаковое произведение. Книга с большой буквы, достойная того, чтобы ей посвятить целый музей. Алла Алексеевна меня услышала и тоже прониклась этой идеей, за что я ей очень благодарна.    

В 1999 году мы с Михеевой поменялись местами. Меня назначили директором, а ее – моим заместителем. Но ничего не изменилось. Мы вместе с ней и группой единомышленников продолжали работать над проектом. Ключевое слово – вместе. Поэтому если услышите где-нибудь (в одном из псковских СМИ эта мысль уже звучала), что музей создавала Волкова, а не Михеева, и наоборот - не верьте. Сила нашего коллектива в том, что никто не тянул одеяло на себя. Между нами не было конкуренции, мы делали общее дело. Мозговой штурм рождал идеи, у которых потом появлялся конкретный план воплощения. И, конечно, все решения принимались совместно.   

«Генеральной репетицией» музея романа «Два капитана» стал литературно-патриотический клуб с одноименным названием. Он открылся в 1996 году и объединил школьников Псковского педагогического комплекса и лицея «Развитие». Занятия проводили большой друг детской библиотеки, капитан первого ранга, заместитель командира морской пограничной бригады Владимир Владимирович Иванов, псковский поэт Станислав Александрович Золотцев и другие известные псковичи. На заседаниях клуба речь шла не только о книге Каверина. Говорили о службе на Северном флоте, о походах и экспедициях, об истории освоения Северного морского пути и гляциологии – науке о льдах.

Все это время продолжалась работа над созданием музея. Мы заручились поддержкой Министерства культуры России и управления культуры Псковской области, который тогда возглавлял Александр Иванович Голышев, добились софинансирования региона в размере 300 тысяч рублей. Пришлось на ходу изучать основы музейного дела, продумывать текст экскурсии, составлять экспозицию и наполнять ее экспонатами. Долгожданное открытие музея состоялось 19 апреля 2002 года, в день и год столетия Вениамина Александровича Каверина, а в 2017 году я была назначена его руководителем.  Надеюсь, в ближайшее время музей возобновит свою работу. Но уже не со мной.  

У нашего музея никогда не было проблем с посетителями. На экскурсии приезжали гости из разных регионов России. А вот разместить их в маленькой комнатке оказалось непросто. Из-за дефицита квадратных метров группы приходилось разделять. Поэтому музейные площади в отремонтированном здании должны быть однозначно больше. И я очень благодарна генеральному директору Псковской областной универсальной научной библиотеки Вере Ивановне Павловой, что она это понимает и воспринимает музей как одно из важных структурных подразделений ПОУНБ. 

trfnthbyehu2008

конференция РБА. Екатеринбург, 2006 год.

- Судя по нашему разговору, библиотека отпустит Вас еще не скоро…

- Детское библиотековедение – это, то, я знаю, могу и люблю. Если я умею делать вкусный торт «Наполеон», то я буду делать его и дальше, а не покупать в магазине. Если я знаю библиотечное дело, то я буду им заниматься и помогать коллегам, когда им это потребуется. Я говорю им до свидания, а прощанье не для нас!

После интервью с Натальей Степановной Волковой у меня осталось приятное послевкусие, которое лучше всего измеряется словами ее любимого писателя Вениамина Александровича Каверина: «Жизнь поворачивает туда и сюда и падает, пробиваясь, как подземная река в темноте, в тишине вечной ночи, и вдруг выходит на простор, к солнцу и свету, выходит, и оказывается, что ничто не пропадает даром!»     

     Ульяна Михайлова, 

главный специалист пресс-службы 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна.
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Россия начинается здесь! Псковская область Российское военно-историческое общество