поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Иванов Андрей. История российского туризма (IX-XX вв.)
Иванов Андрей. История российского туризма (IX-XX вв.)
Лозинская Вера. Русская музыка с древнейших времен до середины XX века: монография
Лозинская Вера. Русская музыка с древнейших времен до середины XX века: монография
Булкин Илья. История путешествий. Античная эпоха
Булкин Илья. История путешествий. Античная эпоха

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная Новости

Карточные игры в русской литературе

Азартные игры, в том числе карточные, были популярны задолго до появления привычных нам онлайн казино, как например http://booi-casino-online.com/. За картами проводили время как дворяне, так и обычные люди – данный факт неоднократно подтверждался в творениях русских классиков.

В данном материале рассказывается о том, какое место карточные игры занимали в русской литературе на протяжение истории.

"Большой шлем" Л. Н. Андреева

Андреев запомнился Серебряному веку русской литературы как первый вс России экспрессионист. Для этого течения более характерны чувства и переживания, а не отражение реальности. Андреев был протеже Максима Горького. Писатели много времени проводили вместе, и Андреев многому научился у классика. Сам Горький назвал "большой шлем" прекрасным произведением, лучшим у Андреева. А Лев Николаевич Толстой, который всегда резко высказывался о произведениях коллег, оценил его на четверку.

Идея рассказа взята у Горького. Главный герой горьковского романа "Жизнь Клима Самгина" однажды играл в карты двадцать семь часов подряд, а затем один из присутствующих тогда за столом сыграл большой шлем, и у него от радости остановилось сердце. Рассказ Андреева появился в самый последний год девятнадцатого века.

В "Большом шлеме" ведется рассказ о четырех друзьях, собирающихся поиграть в винт три раза в неделю. Шесть последних лет их игровой состав неизменен. Каждый из друзей играет по-своему и использует свои хитрости и приемы. Например, Николай Дмитриевич часто рискует, идет ва-банк и грезит о том, как соберет большой шлем. Его друг Яков Иванович - полная противоположность. Он играет осторожно и почти никогда не допускает промашек. Прокопий Васильевич, хоть и играет вместе с приятелями, однако выиграть совсем не спешит. Он уверен, что если сейчас ему крупно повезет, то в скором времени должна случиться не менее крупная беда. А сестра его, которая вместе с приятелями делит карточный стол, всегда впадает в ступор при виде больших карт у себя на руках.

Во время самой игры четверо друзей болтают ни о чем. Вспоминают погоду, интересные случаи и ведут незамысловатые беседы. Однажды в их речи всплыло дело капитана Дрейфуса, однако они быстро о нем забыли и снова вернулись к пустой болтовне.

Единственное, что действительно интересует людей за столом - это винт. Однажды Николай Дмитриевич пропускает парочку игр. От этого остальным участникам становится не по себе, ведь втроем они еще не играли. Вскоре он снова присоединяется к друзьям и рассказывает, что отсутствовал, так как его сын угодил в тюрьму. Игроки изумляются не столько этой новости, сколько тому, что у Николая Дмитриевича, оказывается, есть сын.

Развязка произведения происходит в тот момент, когда Николай Дмитриевич оказывается в шаге от победы. Всего одна карта - и ему удастся собрать большой шлем. Но когда он тянется за ней, его внезапно настигает инфаркт и смерть. Яков решает посмотреть, что за карта это была. Выясняется, что Николай и правда собрал бы большой шлем, если бы не умер. Все присутствующие в растерянности: они даже не знают, кому рассказать о смерти Николая Дмитриевича. Как выясняется, они не знают друг о друге ровным счетом ничего.

Через весь рассказ лейт-мотивом проходит метафора "Жизнь как игра". То, как приятели относятся к игре находит отражение и в их жизненных позициях. Судьба настолько же непредсказуема, как и карты. Внезапно собранная комбинация прерывается еще более внезапным сердечным приступом. Мистика, незримо присутствующая в рассказе, очень напоминает ту атмосферу, которая была в пушкинской "Пиковой даме".

"На представку" В.Т. Шаламова

Шаламов писал, в основном, о жизни тех, кто когда-либо попадал в ГУЛАГ. Писатель не по наслышке знаком с миром заключенных. Он трижды попадал в лагерь и знает всю блатную жизнь, которую и описывает в своих рассказах, изнутри. Основной темой его очерков также является молниеносная деградация личности человека, который попадает на каторжные работы. Свой знаменитый сборник "Колымские рассказы" он написал после того, как сам пятнадцать лет отработал на каторге. Писалась эта книга на протяжении восьми лет - с 1954 по 1962 года.

"На представку" описывает увлечение заключенных карточными играми. Самыми почетными среди зеков считались терц, штос и бура. Те, кто в лагерях считаются авторитетами, предпочитают играть тет-а-тет и никогда не садятся за групповые карточные игры. Поскольку денег заключенные не имеют, то в счет ставок идут их личные вещи. Чтобы обмен был равноценным, заключенные долго спорят и ругаются, ведь никому не хочется отдавать более дорогую вещь, чем его напарник.

По-честному почти никто не играет. Вся суть игры сводится к тому, кто ловчее обманет оппонента. Если ты по-настоящему опытный игрок, то ты сможешь доказать шулерство твоего напарника, но сам при этом не попадешься. Само название рассказа - "На представку" - означает игру в долг.

Основная сюжетная линия рассказа часто прерывается подробными объяснениями порядков и законов лагеря. Например, Варламов часто упоминает, что любой уважающий себя заключенный должен уметь изготавливать карты. Основой для них служат страницы книг, а масти наносятся с помощью карандаша. Процесс изготовления тюремных карт описан и в рассказе. Там за основу заключенные взяли томик Виктора Гюго. Конечно, надзирателям не нравилось это. С изготовлением незаконных карт на зоне боролись. Но постоянные обыски все равно не приносили плодов - заключенные продолжали играть.

"На представку" описывает карточную партию, в которой один из авторитетов проигрывает все свои личные вещи и начинает играть в долг. Когда и партия на представку не увенчалась успехов, блатной приказывает своим преспешникам отобрать свитер одного из интеллигентов. Завязывается потасовка, в ходе которой интеллигент умирает. На его свитер авторитет умудряется отыграть все свои вещи назад.

В отличие от повести Пушкина, здесь жизнь прерывает лишь случайное событие, которое никак не связано с мистикой. Однако и в своем рассказе Шаламов проводит тонкую грань между самой жизнью и игрой в карты. Расплатившись жизнью, интеллигент помогает авторитету расплатиться с долгом.



Читать далее:

Казино Play Fortuna- игровые автоматы онлайн
Как начать играть в казино Чемпион онлайн?
Как начать играть в игровые автоматы казино Азино777?
Сферы использования кран-балок
В казино Эльдорадо игровые аппараты на любой вкус!