поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Коммерческое судопроизводство на Псковской земле
Коммерческое судопроизводство на Псковской земле
Финист Ясный Сокол и прочие местные чудеса
Финист Ясный Сокол и прочие местные чудеса
Иванов В.Н. Шахницы: история деревни
Иванов В.Н. Шахницы: история деревни

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области

Исследование общественного мнения «Сельская библиотека: жителям села»

Сельская библиотека, обладая огромным духовным богатством, выработанным человечеством на протяжении всей истории, связывает село, человека, где бы он ни жил, со всем миром, открывает ему через книгу окно в мир знаний, информации, дает возможности для духовного развития, образования и самообразования.

В августе 2016 г. отделом координации деятельности библиотек области ПОУНБ проведено исследование  общественного мнения: «Сельская библиотека: жителям села». Целью исследования являлось изучение информационных потребностей жителей села в целях улучшения качества предоставления сервисных и библиотечных услуг, изучение эффективности деятельности, определение задач, стоящих перед современной сельской библиотекой на основе анализа мнений и предпочтений ее читателей.

Проводя исследование общественного мнения, мы ставили своими задачами получение информации о взглядах и предпочтениях читателей (пользователей) сельских библиотек, определение уровня удовлетворенности читателя сельской библиотеки библиотечным обслуживанием, его различными формами, уточнение отношения сельского читателя к библиотеке.

Основные задачи мониторинга - установить, что для жителей села значит библиотека; с какой целью посещают библиотеку жители; какие они дают оценки работе библиотеки, библитекарю; что устраивает, а что не устраивает в работе библиотеки; какие формы мероприятий наиболее интересны; какие проблемы нужно решить для улучшения деятельности библиотеки.

В исследовании приняло участие 149 человек, в возрасте до 30 лет – 25 человек, от 30 до 55 лет – 68 человек и свыше 55 лет и старше – 56 человек.

Имеют среднее образование - 42 человека, среднее специальное – 73 человека, высшее – 34 человека. Читательский стаж: до 10 лет имеют 20 человек, больше 10 лет – 129 человек. Результаты исследования говорят о том, что большинство читателей нашей области сохраняют преданность библиотеке, являются ее  постоянными читателями.

Для каждого муниципального образования предлагалось заполнить по 5 анкет, Дедовичский район прислал 45 анкет. Анкеты были анонимные, но некоторые муниципальные образования подписали анкеты. Респондентам предложено было ответить на 14 блоков вопросов.

На 1 вопрос: «Как часто Вы посещаете библиотеку? Из 149 респондентов, 67 человек (45%) ответили, что посещают библиотеку часто 1-2 раза в неделю; 69 человек (46%) - 1-2 раза в месяц; 1-2 раза в год - 7 человек (5%); 3-4 раза в неделю - 1  человек; 2-3 раза в неделю – 1 человек.

Каждый день  посещают  библиотеку 2 человека; 1 раз в 2 месяца - 2 человека. Можно сделать вывод, что сельские жители довольно часто посещают библиотеку. 

На 2 вопрос: «Лично для Вас библиотека - это…». Было предложено 4 варианта ответов или написать свой вариант. Респонденты выбирали в основном от 2 до 3 вариантов ответов.

  • «Библиотека - источник информации и знаний» ответили 114 человек (77 %),
  • «Храм культуры» ответили 34 человека (23 %),
  • «Центр межличностного общения» - 52 человека (35 %).
  • Для 1 человека библиотека является «непривлекательным скучным учреждением.

По-видимому, интересы данного респондента лежат в другой плоскости, а чтение книг и библиотечные мероприятия не предсталяют интереса.

Свои варианты ответов были разнообразны:  «люблю читать» ответил 1 человек, единственный центр досуга (Дновский район) – 1 человек,
место работы – 1 человек,  отдушина от житейских проблем ответил 1 человек (Плюсский район).

Вывод: В первую очередь для жителей села «Библиотека - источник информации и знаний». Следовательно, библиотека для сельского читателя, в первую очередь, источник книг, и уже затем - место, гдe он может посетить массовые мероприятия, место для общения. 

На 3 вопрос: «С какой целью Вы приходите в библиотеку? Было предложено 6 вариантов ответов и свой вариант ответа. Респонденты выбирали от 2 до 3 вариантов ответов. Мнения разделились. 

  • «Для пополнения профессиональных знаний» ответило 16 человек (11%);
  • «За литературой в помощь учебе» - 23 человека (15%);
  • «С целью самообразования» - 43 человека (29%);
  • «Для удовлетворения интересов по увлечениям» - 94 человека (63%);
  • «Для знакомства с новинками литературы» - 44 человека (30%);
  • «Как-то провести свободное время» - 26 человек (17%). 

На свой вариант: «для чтения,  от скуки, для общения» ответили 3 человека.

На первом месте стоит цель «Для удовлетворения интересов по увлечениям», но также 30% респондентов посещают библиотеку для знакомства с новинками литературы. 

На 4 вопрос: «Как Вы чувствуете себя в библиотеке?»

  • «Чувствую себя в библиотеке как в родном доме» ответили 58 человек (39 %),
  • «Библиотека - дом, где согреваются сердца, работают добрые, внимательные люди»  60 человек (40 %),
  • «Хожу в библиотеку для общения» ответили 44 человека (30 %),
  • «Меня здесь ждут» - 57 человек (38%).
  • Свой вариант:  1 человек ответил  «затрудняюсь ответить».

Одной из основных задач, которые мы ставили перед собой при проведении исследования, было определение качества библиотечного обслуживания в сельской библиотеке. Сюда входят взаимоотношения между библиотекарем и читателем, комфортность условий в библиотеке, удовлетворение информационных запросов читателей. Несмотря на то, что более 70% респонтентов определяют библиотеку как источник информации и знаний, 30% респондентов приходя в библиотеку для общения или как ответили на предыдущий вопрос 63% респондентов – для удовлетворения интересов по увлечениям. 

На 5 вопрос: «Кто помогает решить проблемы в пользовании библиотекой?»

Было предложено 3 варианта ответов. Респонденты выбирали от 1 до 2 вариантов ответов. 95% респондентов (142 чел.) ответили, что
проблемы помогает решить «библиотекарь».

  • Информационно-рекламные стенды – 21 человек (14%).
  • Картотеки и каталоги - 15 человек (10%).
  • Самостоятельно ищут выход из ситуации  7 человек (5%). 

В ответах читателей сельских библиотек прослеживается доброе, хорошее отношение к библиотекарю. Они «приходят к нему как к другу, каждый со своими интересами», заботами», а библиотекарь «всегда готов прийти на помощь в выборе литературы, посоветовать, отдать частицу своих знаний». Прекрасно, что так востребован библиотекарь, но, полученные данные очень наглядно говорят и о том, что библиотекам есть, над чем работать в плане предоставления читателям более полной информации по рекламе библиотечных услуг, о проводимых мероприятиях, как планировать дальнейшую работу по пропаганде справочного аппарата.

На 6 вопрос: «С каким чувством уходите из библиотеки?

Было предложено 2 варианта и написать свой вариант.

  • С чувством удовлетворения уходят из библиотеки - 132 человека (89%).
  • С чувством разочарования, «если нет нужной литературы» - 16 человек (11%).
  • Свой вариант: с желанием вернуться вновь - ответил 1 человек (Плюсский район).

Опрос показал, что несмотря на отсутствие достойного комплектования и подписки, респонденты уходят из библиотеки (142 чел.) с чувством удовлетворения, в этом, безусловно, сказывается роль библиотекаря, его привлекательные личностные и профессиональные качества. 

На 7 вопрос: «Как работает библиотека в последний год?» На данный вопрос большинство респондентов ответили:

  • «Библиотека работает лучше» - ответили 90 человек (60%).

Вывод: Абсолютное большинство читателей высоко ценит труд сельского библиотекаря. Лишь 5% опрошенных (7 респондентов) оценили работу библиотекаря «хуже». В ответах на данный вопрос респонденты оценивали в первую очередь труд сельского библиотекаря и абсолютное большинство высоко его ценит. Во вторую очередь была оценка материально-технической базы комплектования и подписки, поэтому 5% опрошенных ответило «хуже» и 23% - ничего не изменилось. Недостатки библиотечного обслуживания читатели не связывают с работой библиотекаря, а объясняют это экономическими трудностями.

В Плюсском районе в графе «свой вариант» респонденты ответили, что библиотека работает хорошо, с полной отдачей сил, энергии. 

На 8 вопрос: Дать свою оценку работы библиотеки (устраивает или не устраивает в %) мнения разделились.

Для оценки удовлетворенности качеством обслуживания в библиотеке респондентам был предложен обширный список характеристик услуг и условий работы в библиотеке. Было предложено 13 вопросов. Респондеты выбрали от 2 до 5 вариантов ответа.

Так что же думают наши сельские читатели о библиотеке, как они оценивают ее работу?

Часы работы  устраивают 80% читателей (114 человек); интерьер библиотеки  устраивает 50 % (71 чел.); разнообразие форм работы  устраивает 75% (107 чел.); система информации об услугах, предоставляемых библиотекой  устраивает 70% (99 чел.); полнота предоставляемой информации устраивает 70% (99 чел.);
профессиональные качества библиотекаря  устраивают 90% пользователей (128 чел.); отношение работников библиотеки к читателям устраивают 90% (128 чел.);
состав книжного фонда  не устраивают 65% (92 чел.); обеспеченность журналами и газетами  устраивает 70% (99 чел.); техническое оснащение библиотеки устраивает 60% (85 чел.).

Общий вывод: всех респондентов не устраивал состав книжного фонда и обеспеченность газетами и журналами, техническое оснащение библиотеки, платные услуги и возможность выхода в Интернет. Очень высоко оценили читатели профессиональные качества библиотекаря, отношение работников библиотек к читателям, оперативность обслуживания.

В целом результаты анализа демонстрируют сложную ситуацию с комплектованием фондов и технической оснащенностью сельских библиотек области.

Сельские библиотеки, работая как информационные центры, стараются формировать у читателей и творческие, интеллектуальные способности, обеспечивать духовные потребности. 

На 9 вопрос «Что Вам мешает более активно посещать библиотеку?»

Было предложено 6 вариантов ответов. Респонденты выбирали от 2 до 3 вариантов.

  • «Нет необходимости»  ответили 42 человека (28%),
  • Нехваткой свободного времени  страдают 75 человек (50%).
  • На отсутствие нужной информации в библиотеке пожаловались 7 человек (4,7%).

Большое расстояние до библиотеки отмечают прдставители 10 районов области: Дедовичского района, Дновского района, Куньинского района, Опочецкого района, Печорского района, Плюсского района,  Псковского района, Пушкиногорского района, Cебежского района, Усвятского района.

График работы библиотек  устраивает всех; на плохое обслуживание пожаловались 5 человек в Плюсском и в Псковском районах.

На 10 вопрос «Если Вы посещаете массовые мероприятия, то какие формы для Вас наиболее интересны?» Было предложено 6 вариантов ответов. Многие респонденты выбирали по 4-5 вариантов ответа.

  • Вечера встречи выбрали  - 46 человек (31%).
  • Круглые столы - 12 человек (8%).
  • Литературно-музыкальные вечера  - 46 человек (31%).
  • Библиотечные посиделки   - 67 человек (45%).
  • Заседания библиотечных клубов - 44 человек (30%).
  • Народные праздники и гуляния  - 68 человек (46%).

Чаще всего назывались «народные праздники и гуляния  и библиотечные посиделки». Все эти формы не требуют от зрителей активного участия, предварительной подготовки, проходят в атмосфере легкого непринуждённого общения, в простой для восприятия форме. На таких мероприятиях можно отдохнуть, пообщаться, развлечься.

Когда сельский читатель приходит на библиотечное мероприятие, он стремится к приятному проведению досуга, это необходимо учитывать в работе библиотеки. Важно сделать так, чтобы мероприятия не проходили впустую, для галочки, чтобы каждое из них имело свою аудиторию, отвечало ее запросам и интересам, несло в себе не только нужную, полезную информацию, но и большой заряд духовной энергии. Напрашивается вывод, что читатели могут посещать массовые мероприятия библиотек, они интересны для них и полезны.

На 11 вопрос «Как Вы оцениваете работу библиотекаря?»

  • На «Отлично» - ответили  88 человек (59%).
  • На «Хорошо» -  59 человек (40%).
  • «Так себе» - ответил  1  человек (Псковский район).
  • Плохо - никто не ответил.

Свой вариант «Мне нравится», «общение с библиотекарем».

Вывод: 59% оценивают труд сельского библиотекаря «на отлично». На «хорошо» - 40%. Высокая оценка вполне объяснима: читатель сельской библиотеки знает, с какими трудностями приходится сталкиваться этому учреждению культуры - нет поступлений новой литературы, мизерная подписка на периодические издания (а иногда и полное отсутствие таковой), проблемы с ремонтом и отоплением, неполный рабочий день и т.п. Поэтому читатели заранее благодарны библиотекарю уже за то, что библиотека на селе сохранена и продолжает работать даже в таких условиях.

На 12 вопрос «Что положительного Вы можете отметить в работе библиотеки?» Было предложено 9 вариантов ответов, респонденты выбирали от 3 до 5 вариантов.

Ответы распределились следующим образом:

  • «доброжелательная атмосфера в библиотеке» отметили 121 человек (81%),
  • «добросовестное отношение персонала к своим обязанностям» 88 человек (59%),
  • «уют, комфорт, чистота» 82 человека (55%),
  • «профессионализм» 51 человек (34%),
  • «оперативное, качественное и четкое обслуживание, благодаря компьютерным технологиям» отметили 40 человек (27%),
  • о том, что «ведется интересная работа по патриотическому воспитанию подростков» отметили 34 человек (23%),
  • «внедрение новых информационных технологий» 33 человека (22%),
  • «постоянный поиск новых форм работы»  31 человек (21%),
  • работу МБА  отметили 20 человек (13%),
  • свой вариант: 1 человек ответил, что нужна целая ставка. 

На 13 вопрос: «Какие проблемы, на Ваш взгляд, необходимо решить библиотеке для улучшения ее деятельности»? (в отсутствии финансирования): Предложено 9 вариантов, многие респонденты выбирали от 2 до 4 вариантов ответов.

Респонденты (40%) предложили активно искать спонсоров для улучшения материальной базы» и «оказать посильную помощь библиотеке» (40%).

Кроме того, 26% респондентов считают, что библиотеке надо активнее «привлекать внебюджетные источники финансирования», «организовать акцию «Подари книгу библиотеке» (17%), организовать компьютерные курсы для пенсионеров (13%), «улучшить рекламу ресурсов и услуг библиотеки» (11%), наладить связь с Администрацией (6%) и  с другими учреждениями культуры» - (4%). 

Общие выводы:

В глазах сельского читателя библиотека является символом культуры. Библиотечные работники могут быть уверены, что читатели с радостью встретят и высоко оценят любые преобразования, которые хоть как-то изменят работу библиотек к лучшему.

Библиотека для читателя, прежде всего, источник книг, информации и является информационно-просветительским центром.

Читатели чувствуют себя комфортно в библиотеке, в основном, благодаря усилиям библиотекаря. Зачастую, они не находят здесь нужную информацию, их не совсем устраивают материально-бытовые условия работы в библиотеке, но они не винят в этом библиотекаря, а наоборот поддерживают.

У читателей сельских библиотек сложилось доброе, теплое отношение к библиотекарю. Он выступает для них другом, советчиком, человеком, «который выслушает, все поймет и поможет».

Читатели испытывают недостаток в новой художественной, учебной, отраслевой литературе. Сельскому жителю нужна оперативно получаемая разнообразная информация, поэтому без хорошего фонда, постоянно обновляемого и пополняемого, без хорошего подбора периодических изданий не может быть современной библиотеки.

Опрос читателей показал положительное отношение к сельским библиотекам, которое можно расценить как кредит доверия, поэтому основной задачей для библиотеки должно стать не только сохранение ее в существующем виде, но и стремление улучшить, развить свою деятельность по всем направлениям.

Главная цель этих изменений - обретение собственного стиля, «лица», поиск той «изюминки», благодаря которой каждая библиотека будет отличаться от множества других, чтобы читатели могли сказать о своей библиотеке так же, как сказал это Виктор Петрович Астафьев о своей: «...А библиотека села - это окошко родного дома, где всегда светит приветливый огонек».