Сельская библиотека, обладая огромным духовным богатством, выработанным человечеством на протяжении всей истории, связывает село, человека, где бы он ни жил, со всем миром, открывает ему через книгу окно в мир знаний, информации, дает возможности для духовного развития, образования и самообразования.

В августе 2016 г. отделом координации деятельности библиотек области ПОУНБ проведено исследование  общественного мнения: «Сельская библиотека: жителям села». Целью исследования являлось изучение информационных потребностей жителей села в целях улучшения качества предоставления сервисных и библиотечных услуг, изучение эффективности деятельности, определение задач, стоящих перед современной сельской библиотекой на основе анализа мнений и предпочтений ее читателей.

Проводя исследование общественного мнения, мы ставили своими задачами получение информации о взглядах и предпочтениях читателей (пользователей) сельских библиотек, определение уровня удовлетворенности читателя сельской библиотеки библиотечным обслуживанием, его различными формами, уточнение отношения сельского читателя к библиотеке.

Основные задачи мониторинга - установить, что для жителей села значит библиотека; с какой целью посещают библиотеку жители; какие они дают оценки работе библиотеки, библитекарю; что устраивает, а что не устраивает в работе библиотеки; какие формы мероприятий наиболее интересны; какие проблемы нужно решить для улучшения деятельности библиотеки.

В исследовании приняло участие 149 человек, в возрасте до 30 лет – 25 человек, от 30 до 55 лет – 68 человек и свыше 55 лет и старше – 56 человек.

Имеют среднее образование - 42 человека, среднее специальное – 73 человека, высшее – 34 человека. Читательский стаж: до 10 лет имеют 20 человек, больше 10 лет – 129 человек. Результаты исследования говорят о том, что большинство читателей нашей области сохраняют преданность библиотеке, являются ее  постоянными читателями.

Для каждого муниципального образования предлагалось заполнить по 5 анкет, Дедовичский район прислал 45 анкет. Анкеты были анонимные, но некоторые муниципальные образования подписали анкеты. Респондентам предложено было ответить на 14 блоков вопросов.

На 1 вопрос: «Как часто Вы посещаете библиотеку? Из 149 респондентов, 67 человек (45%) ответили, что посещают библиотеку часто 1-2 раза в неделю; 69 человек (46%) - 1-2 раза в месяц; 1-2 раза в год - 7 человек (5%); 3-4 раза в неделю - 1  человек; 2-3 раза в неделю – 1 человек.

Каждый день  посещают  библиотеку 2 человека; 1 раз в 2 месяца - 2 человека. Можно сделать вывод, что сельские жители довольно часто посещают библиотеку. 

На 2 вопрос: «Лично для Вас библиотека - это…». Было предложено 4 варианта ответов или написать свой вариант. Респонденты выбирали в основном от 2 до 3 вариантов ответов.

  • «Библиотека - источник информации и знаний» ответили 114 человек (77 %),
  • «Храм культуры» ответили 34 человека (23 %),
  • «Центр межличностного общения» - 52 человека (35 %).
  • Для 1 человека библиотека является «непривлекательным скучным учреждением.

По-видимому, интересы данного респондента лежат в другой плоскости, а чтение книг и библиотечные мероприятия не предсталяют интереса.

Свои варианты ответов были разнообразны:  «люблю читать» ответил 1 человек, единственный центр досуга (Дновский район) – 1 человек,
место работы – 1 человек,  отдушина от житейских проблем ответил 1 человек (Плюсский район).

Вывод: В первую очередь для жителей села «Библиотека - источник информации и знаний». Следовательно, библиотека для сельского читателя, в первую очередь, источник книг, и уже затем - место, гдe он может посетить массовые мероприятия, место для общения. 

На 3 вопрос: «С какой целью Вы приходите в библиотеку? Было предложено 6 вариантов ответов и свой вариант ответа. Респонденты выбирали от 2 до 3 вариантов ответов. Мнения разделились. 

  • «Для пополнения профессиональных знаний» ответило 16 человек (11%);
  • «За литературой в помощь учебе» - 23 человека (15%);
  • «С целью самообразования» - 43 человека (29%);
  • «Для удовлетворения интересов по увлечениям» - 94 человека (63%);
  • «Для знакомства с новинками литературы» - 44 человека (30%);
  • «Как-то провести свободное время» - 26 человек (17%). 

На свой вариант: «для чтения,  от скуки, для общения» ответили 3 человека.

На первом месте стоит цель «Для удовлетворения интересов по увлечениям», но также 30% респондентов посещают библиотеку для знакомства с новинками литературы. 

На 4 вопрос: «Как Вы чувствуете себя в библиотеке?»

  • «Чувствую себя в библиотеке как в родном доме» ответили 58 человек (39 %),
  • «Библиотека - дом, где согреваются сердца, работают добрые, внимательные люди»  60 человек (40 %),
  • «Хожу в библиотеку для общения» ответили 44 человека (30 %),
  • «Меня здесь ждут» - 57 человек (38%).
  • Свой вариант:  1 человек ответил  «затрудняюсь ответить».

Одной из основных задач, которые мы ставили перед собой при проведении исследования, было определение качества библиотечного обслуживания в сельской библиотеке. Сюда входят взаимоотношения между библиотекарем и читателем, комфортность условий в библиотеке, удовлетворение информационных запросов читателей. Несмотря на то, что более 70% респонтентов определяют библиотеку как источник информации и знаний, 30% респондентов приходя в библиотеку для общения или как ответили на предыдущий вопрос 63% респондентов – для удовлетворения интересов по увлечениям. 

На 5 вопрос: «Кто помогает решить проблемы в пользовании библиотекой?»

Было предложено 3 варианта ответов. Респонденты выбирали от 1 до 2 вариантов ответов. 95% респондентов (142 чел.) ответили, что
проблемы помогает решить «библиотекарь».

  • Информационно-рекламные стенды – 21 человек (14%).
  • Картотеки и каталоги - 15 человек (10%).
  • Самостоятельно ищут выход из ситуации  7 человек (5%). 

В ответах читателей сельских библиотек прослеживается доброе, хорошее отношение к библиотекарю. Они «приходят к нему как к другу, каждый со своими интересами», заботами», а библиотекарь «всегда готов прийти на помощь в выборе литературы, посоветовать, отдать частицу своих знаний». Прекрасно, что так востребован библиотекарь, но, полученные данные очень наглядно говорят и о том, что библиотекам есть, над чем работать в плане предоставления читателям более полной информации по рекламе библиотечных услуг, о проводимых мероприятиях, как планировать дальнейшую работу по пропаганде справочного аппарата.

На 6 вопрос: «С каким чувством уходите из библиотеки?

Было предложено 2 варианта и написать свой вариант.

  • С чувством удовлетворения уходят из библиотеки - 132 человека (89%).
  • С чувством разочарования, «если нет нужной литературы» - 16 человек (11%).
  • Свой вариант: с желанием вернуться вновь - ответил 1 человек (Плюсский район).

Опрос показал, что несмотря на отсутствие достойного комплектования и подписки, респонденты уходят из библиотеки (142 чел.) с чувством удовлетворения, в этом, безусловно, сказывается роль библиотекаря, его привлекательные личностные и профессиональные качества. 

На 7 вопрос: «Как работает библиотека в последний год?» На данный вопрос большинство респондентов ответили:

  • «Библиотека работает лучше» - ответили 90 человек (60%).

Вывод: Абсолютное большинство читателей высоко ценит труд сельского библиотекаря. Лишь 5% опрошенных (7 респондентов) оценили работу библиотекаря «хуже». В ответах на данный вопрос респонденты оценивали в первую очередь труд сельского библиотекаря и абсолютное большинство высоко его ценит. Во вторую очередь была оценка материально-технической базы комплектования и подписки, поэтому 5% опрошенных ответило «хуже» и 23% - ничего не изменилось. Недостатки библиотечного обслуживания читатели не связывают с работой библиотекаря, а объясняют это экономическими трудностями.

В Плюсском районе в графе «свой вариант» респонденты ответили, что библиотека работает хорошо, с полной отдачей сил, энергии. 

На 8 вопрос: Дать свою оценку работы библиотеки (устраивает или не устраивает в %) мнения разделились.

Для оценки удовлетворенности качеством обслуживания в библиотеке респондентам был предложен обширный список характеристик услуг и условий работы в библиотеке. Было предложено 13 вопросов. Респондеты выбрали от 2 до 5 вариантов ответа.

Так что же думают наши сельские читатели о библиотеке, как они оценивают ее работу?

Часы работы  устраивают 80% читателей (114 человек); интерьер библиотеки  устраивает 50 % (71 чел.); разнообразие форм работы  устраивает 75% (107 чел.); система информации об услугах, предоставляемых библиотекой  устраивает 70% (99 чел.); полнота предоставляемой информации устраивает 70% (99 чел.);
профессиональные качества библиотекаря  устраивают 90% пользователей (128 чел.); отношение работников библиотеки к читателям устраивают 90% (128 чел.);
состав книжного фонда  не устраивают 65% (92 чел.); обеспеченность журналами и газетами  устраивает 70% (99 чел.); техническое оснащение библиотеки устраивает 60% (85 чел.).

Общий вывод: всех респондентов не устраивал состав книжного фонда и обеспеченность газетами и журналами, техническое оснащение библиотеки, платные услуги и возможность выхода в Интернет. Очень высоко оценили читатели профессиональные качества библиотекаря, отношение работников библиотек к читателям, оперативность обслуживания.

В целом результаты анализа демонстрируют сложную ситуацию с комплектованием фондов и технической оснащенностью сельских библиотек области.

Сельские библиотеки, работая как информационные центры, стараются формировать у читателей и творческие, интеллектуальные способности, обеспечивать духовные потребности. 

На 9 вопрос «Что Вам мешает более активно посещать библиотеку?»

Было предложено 6 вариантов ответов. Респонденты выбирали от 2 до 3 вариантов.

  • «Нет необходимости»  ответили 42 человека (28%),
  • Нехваткой свободного времени  страдают 75 человек (50%).
  • На отсутствие нужной информации в библиотеке пожаловались 7 человек (4,7%).

Большое расстояние до библиотеки отмечают прдставители 10 районов области: Дедовичского района, Дновского района, Куньинского района, Опочецкого района, Печорского района, Плюсского района,  Псковского района, Пушкиногорского района, Cебежского района, Усвятского района.

График работы библиотек  устраивает всех; на плохое обслуживание пожаловались 5 человек в Плюсском и в Псковском районах.

На 10 вопрос «Если Вы посещаете массовые мероприятия, то какие формы для Вас наиболее интересны?» Было предложено 6 вариантов ответов. Многие респонденты выбирали по 4-5 вариантов ответа.

  • Вечера встречи выбрали  - 46 человек (31%).
  • Круглые столы - 12 человек (8%).
  • Литературно-музыкальные вечера  - 46 человек (31%).
  • Библиотечные посиделки   - 67 человек (45%).
  • Заседания библиотечных клубов - 44 человек (30%).
  • Народные праздники и гуляния  - 68 человек (46%).

Чаще всего назывались «народные праздники и гуляния  и библиотечные посиделки». Все эти формы не требуют от зрителей активного участия, предварительной подготовки, проходят в атмосфере легкого непринуждённого общения, в простой для восприятия форме. На таких мероприятиях можно отдохнуть, пообщаться, развлечься.

Когда сельский читатель приходит на библиотечное мероприятие, он стремится к приятному проведению досуга, это необходимо учитывать в работе библиотеки. Важно сделать так, чтобы мероприятия не проходили впустую, для галочки, чтобы каждое из них имело свою аудиторию, отвечало ее запросам и интересам, несло в себе не только нужную, полезную информацию, но и большой заряд духовной энергии. Напрашивается вывод, что читатели могут посещать массовые мероприятия библиотек, они интересны для них и полезны.

На 11 вопрос «Как Вы оцениваете работу библиотекаря?»

  • На «Отлично» - ответили  88 человек (59%).
  • На «Хорошо» -  59 человек (40%).
  • «Так себе» - ответил  1  человек (Псковский район).
  • Плохо - никто не ответил.

Свой вариант «Мне нравится», «общение с библиотекарем».

Вывод: 59% оценивают труд сельского библиотекаря «на отлично». На «хорошо» - 40%. Высокая оценка вполне объяснима: читатель сельской библиотеки знает, с какими трудностями приходится сталкиваться этому учреждению культуры - нет поступлений новой литературы, мизерная подписка на периодические издания (а иногда и полное отсутствие таковой), проблемы с ремонтом и отоплением, неполный рабочий день и т.п. Поэтому читатели заранее благодарны библиотекарю уже за то, что библиотека на селе сохранена и продолжает работать даже в таких условиях.

На 12 вопрос «Что положительного Вы можете отметить в работе библиотеки?» Было предложено 9 вариантов ответов, респонденты выбирали от 3 до 5 вариантов.

Ответы распределились следующим образом:

  • «доброжелательная атмосфера в библиотеке» отметили 121 человек (81%),
  • «добросовестное отношение персонала к своим обязанностям» 88 человек (59%),
  • «уют, комфорт, чистота» 82 человека (55%),
  • «профессионализм» 51 человек (34%),
  • «оперативное, качественное и четкое обслуживание, благодаря компьютерным технологиям» отметили 40 человек (27%),
  • о том, что «ведется интересная работа по патриотическому воспитанию подростков» отметили 34 человек (23%),
  • «внедрение новых информационных технологий» 33 человека (22%),
  • «постоянный поиск новых форм работы»  31 человек (21%),
  • работу МБА  отметили 20 человек (13%),
  • свой вариант: 1 человек ответил, что нужна целая ставка. 

На 13 вопрос: «Какие проблемы, на Ваш взгляд, необходимо решить библиотеке для улучшения ее деятельности»? (в отсутствии финансирования): Предложено 9 вариантов, многие респонденты выбирали от 2 до 4 вариантов ответов.

Респонденты (40%) предложили активно искать спонсоров для улучшения материальной базы» и «оказать посильную помощь библиотеке» (40%).

Кроме того, 26% респондентов считают, что библиотеке надо активнее «привлекать внебюджетные источники финансирования», «организовать акцию «Подари книгу библиотеке» (17%), организовать компьютерные курсы для пенсионеров (13%), «улучшить рекламу ресурсов и услуг библиотеки» (11%), наладить связь с Администрацией (6%) и  с другими учреждениями культуры» - (4%). 

Общие выводы:

В глазах сельского читателя библиотека является символом культуры. Библиотечные работники могут быть уверены, что читатели с радостью встретят и высоко оценят любые преобразования, которые хоть как-то изменят работу библиотек к лучшему.

Библиотека для читателя, прежде всего, источник книг, информации и является информационно-просветительским центром.

Читатели чувствуют себя комфортно в библиотеке, в основном, благодаря усилиям библиотекаря. Зачастую, они не находят здесь нужную информацию, их не совсем устраивают материально-бытовые условия работы в библиотеке, но они не винят в этом библиотекаря, а наоборот поддерживают.

У читателей сельских библиотек сложилось доброе, теплое отношение к библиотекарю. Он выступает для них другом, советчиком, человеком, «который выслушает, все поймет и поможет».

Читатели испытывают недостаток в новой художественной, учебной, отраслевой литературе. Сельскому жителю нужна оперативно получаемая разнообразная информация, поэтому без хорошего фонда, постоянно обновляемого и пополняемого, без хорошего подбора периодических изданий не может быть современной библиотеки.

Опрос читателей показал положительное отношение к сельским библиотекам, которое можно расценить как кредит доверия, поэтому основной задачей для библиотеки должно стать не только сохранение ее в существующем виде, но и стремление улучшить, развить свою деятельность по всем направлениям.

Главная цель этих изменений - обретение собственного стиля, «лица», поиск той «изюминки», благодаря которой каждая библиотека будет отличаться от множества других, чтобы читатели могли сказать о своей библиотеке так же, как сказал это Виктор Петрович Астафьев о своей: «...А библиотека села - это окошко родного дома, где всегда светит приветливый огонек».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество