Личный кабинет
 Межбиблиотечный абонемент  Заимствование
 поиск по базам библиотеки  поиск по сайту




Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Валерий Турчин От романтизма к авангарду. Лица. Образы. Эпоха. Т.1
Валерий Турчин От романтизма к авангарду. Лица. Образы. Эпоха. Т.1
Социальная политика в России и Китае
Социальная политика в России и Китае
Николай Овчинников  Поиски понимания: избранные труды по истории и философии науки
Николай Овчинников Поиски понимания: избранные труды по истории и философии науки

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная Коллегам Воспоминания сотрудников

Из воспоминаний Зои Ивановны Егоровой, г. Остров

Совершим экскурс в прошлое организационно-методической деятельности в Островском районе.

1963 год. Начало моей работы заведующей Островской центральной районной библиотекой.

Не прошло и полгода, как мне предложили выступить на областном совещании библиотечных работников с докладом о методической работе ЦРБ.

Выступление получилось неплохим, потому что были уже интересные наработки по данному вопросу у Нины Александровны Николаевой, прежней заведующей, переведённой на должность заведующей отделом культуры райисполкома.

Как известно, методическая работа сложная, многообразная, творческая и интересная. Важно правильно спланировать и организовать её. Одним из главных направлений организационно-методической работы были: повышение квалификации библиотечных работников, анализ состояния библиотечного дела, изучение, обобщение и внедрение передового опыта, методическая помощь библиотекам всех ведомств, оформление методического кабинета, где всегда можно было найти нужный материал по любому вопросу библиотечной работы.

Организационно-методическое руководство осуществлял методический совет, в состав которого входили высококвалифицированные библиотекари района, представители библиотек других ведомств. В 60-70 годы прошлого столетия зона обслуживания населения книгой была большой - в неё входила часть сельских библиотек Пыталовского и Палкинского районов.

Были разные библиотекари на селе. Читаешь отчёт о работе, а там библиотекарь пишет, что проводит беседы на тему «Высокопродуктивное гусеводство», а в округе нет ни одного гуся, кроме перелётных пернатых на болоте. Да и в хозяйстве не собираются гусей разводить.

Или: областная проверка по состоянию и использованию книжного фонда, во главе с требовательной и строгой Сахаровой Людмилой Сергеевной, находят брошюру общества «Знание» о Докучаеве В.В., поставленную в отдел научного атеизма. Спрашивают: «Почему брошюра стоит в этом отделе?» Следует ответ библиотекаря: «Да кто его знает? Вижу - с бородой. Думала, что святой какой-то».

Но благодаря налаженной и продуманной системе обучения таких библиотекарей становилось всё меньше. Следовательно, особое внимание обращалось на подбор кадров, профессиональное обучение их.

Вновь принятые на работу проходили 5-ти дневный практикум на базе ЦРБ и 1-дневный - на базе лучших сельских библиотек. В течение всего периода практикумов новички осваивали все процессы библиотечной работы, получали консультации по основам библиотечной деятельности.

Действенной формой обучения была школа передового опыта и повышения квалификации культпросветработников. По плану, предложенному областным управлением культуры, с внесёнными коррективами, необходимыми для района, ежемесячно проводились занятия в данной школе. Первый день занятий проходил совместно с клубными работниками, второй - по секциям.

Практиковались 1-2 раза в год выездные занятия на базе лучших учреждений культуры. В работе школы непременно должны были участвовать все слушатели: собеседование по актуальным вопросам, обмен опытом работы, выполнение домашних заданий (общих и индивидуальных), с чего и начиналось каждое очередное занятие.

Кроме занятий школы проводились взаимопосещения соревнующихся библиотек, конкурсы: на лучший библиографический обзор литературы, библиотечный плакат, оригинальное массовое мероприятие, лучший круг чтения для определённой группы читателей. Каждая библиотека стремилась к тому, чтобы называться «Лучшая библиотека года». Часто проводились показательные мероприятия на базе ЦРБ.

Обращалось внимание на самообразование библиотекарей: велись дневники чтения по схеме, предложенной Публичной библиотекой им. Салтыкова-Щедрина, периодически делались анализы чтения библиотекарями профессиональной и другой литературы. Кстати, в районе был введён один день в месяц для ознакомления с новой литературой, поступившей в библиотеку, для определения дальнейшей работы с книгой: «Каждой книге - свой адрес».

В основном библиотечные работники того времени к работе относились добросовестно, стремились внедрить в практику полученные знания. Но были и курьёзные случаи. Например, такой девиз был: «Книгу - в каждый дом». Мария Алексеевна, заведующая сельской библиотекой, брала книги и шла в дома тех, кто ещё не пришёл в библиотеку. И если хозяйка говорила, что она неграмотная, то Мария Алексеевна в ответ говорила, что у нас неграмотных нет, просто есть малограмотные. Так что, книга должна быть в каждом доме, велела читать, а через месяц придёт и принесёт новую книгу. Возражений никаких и слышать не желала: хоть кринку с молоком накрывай, а в каждом доме, по единому плану библиотечного обслуживания, должна быть книга!

На селе в 70-е годы ещё много было населения. Объём работы у библиотекаря был большой, а зарплата небольшая. Однажды, при выезде в глубинку района, проверяющие стали спрашивать работу по всем направлениям, а библиотекарь в ответ им: «Надо работу менять. Как моя мать говорит: «Ты день и ночь работаешь, а получаешь мало. Вон физрук в школе с ребятам в факей поиграя, шайку каку-то погоняя, и сто писят рублёв в кармане».

Таким библиотекарям, если что не получалось в работе, впадать в уныние не позволяли наставники. В районе широко практиковалось наставничество (шефство). Все работники ЦРБ м ДБ занимались методической работой, имели своих подшефных, были в курсе их деятельности, и всегда могли прийти на помощь.

Действенной формой методической работы являлись выезды в библиотеки. График выездов составлялся ежеквартально, цель выездов была заранее известна библиотекарям: фронтальная проверка, обобщение опыта работы, оказание практической помощи, проверка работы по актуальным вопросам и т.д.

В течение года выездов было от 90 до 100. Итоги выездов обсуждались на открытых методических советах, вырабатывались определённые рекомендации и осуществлялся строгий контроль за их выполнением с помощью картотеки контроля, где предложения фиксировались за разделителями по срокам выполнения: срочно, 10 дней, месяц.

Ежемесячно, ежеквартально (на основе отчётов библиотек) делался анализ работы. Результаты анализа обсуждались на секционных занятиях, на методических советах; вставала необходимость разработки консультаций по ряду вопросов и направлений в работе.

Таким образом, кроме устных консультаций, ежегодно разрабатывались и в письменном виде рассылались во все библиотеки до 20 консультаций. Примерно столько же получали из областных методических центров.

До централизации библиотек (1976г.) методический кабинет размещался в отдельном помещении - 27м2 , где на выставочных стеллажах «Методические материалы в помощь работе библиотек», «Наши будни», «Сравни и сделай вывод», «Это интересно: проведите у себя», «Опыт передовых библиотек», «В помощь начинающему библиотекарю» можно было найти всё необходимое в помощь совершенствованию профессионального мастерства: примерные планы работы, лучшие отчёты, сценарии мероприятий, образцы всех форм учёта библиотечной работы, схемы всевозможных картотек, плакатов и книжных выставок, образцы других библиотечных документов; консультации по разным направлениям были сосредоточены в 15 папках. Здесь же проводились занятия библиотечной секции, заседания методического совета и практикумы. Материалы методического кабинета всегда были востребованы библиотекарями. Периодически изучалась эффективность используемых материалов.

Вводились элементы НОТ. Например, на основе введения тетрадей учёта рабочего времени был выявлен резерв времени, нерационально используемый, сделаны рекомендации по итогам анализа.

Благодаря командировкам на совещания, семинары в библиотеки области, другие регионы страны (Новгород, Вологда, Орёл, Казань, Рига) обязательно в работу вносилась «свежая струя», появлялось что-нибудь интересное, более эффективное, зачастую надолго приживающееся в районе. Например, объединения по интересам. Клуб интересных встреч «Лира» при ЦРБ существует и плодотворно работает вот уже 40 лет.

Однажды возвращались из командировки по учреждениям культуры южных районов области. Расставаясь в Новгородке с заведующим отделом культуры Пушкиногорского района Николаем Александровичем Ершовым, спрашиваем: «Николай Александрович, ещё только первая половина дня, на работу пойдёшь?» А он с юмором отвечает: «Что, я ломом опояхан? Конечно, не пойду».

А мы с Ниной Александровной, зав. отделом культуры, «неслись» на работу с новыми идеями, чтобы быстрее осуществить задуманное и твёрдо верили, что наша деятельность необходима людям: кому-то в работе, учёбе поможет, другим - будет моральной поддержкой, началом переосмысливания своей жизни.

Неизгладимое впечатление оставила поездка в Москву на 10-дневный Всесоюзный семинар. Днём - учёба в Ленинке, после занятий - посещение достопримечательностей Москвы (ВДНХ, Мавзолей, Оружейная палата, музеи), а каждый вечер - посещение спектаклей в разных столичных театрах, концертов знаменитостей во Дворце съездов. Остаток ночи оставался для кратковременного отдыха, но предпочтение отдавалось общению с коллегами из разных уголков нашей огромной страны. В комнату общежития консерватории поселили меня, ещё две Зои и Ханум из Сумгаита. Очень много полезного для работы я получила от моих увлечённых, творческих коллег, общаясь с ними в течение тех незабываемых 10 дней.

Непременно появлялась какая-то «изюминка» в работе после общения на областных встречах с коллегами: Зинаидой Петровной Пугачёвой (Опочка), Валентиной Захаровной Васильевой (Локня), Верой Николаевной Ивановой (Струги Красные), Верой Арсентьевной Лизуновой (Великие Луки), Марией Адамовной Зелипуза (Порхов).

Кроме этого, мне выпало долговременное счастье работать с такими удивительными людьми, прирождёнными методистами, как Светлана Васильевна Дударева, Людмила Ивановна Удалова, Ольга Евгеньевна Балкова, Майя Георгиевна Масалова, Ольга Вадимовна Акинфиева, Евгения Ивановна Сойгина, Алла Алексеевна Михеева, Антонина Фёдоровна Васильева.

Этот список можно продолжить. В каждом отделе областной библиотеки работали высококвалифицированные специалисты, от которых всегда можно было получить любую консультацию, а замечания о пробелах в работе исходили в спокойной, корректной форме, так что не выполнить - просто стыдно было.

Любили мы и гостей встречать. Нет, не с целью «показухи». Каждая такая встреча гостей вносила коррективы в работу, не давала расслабляться, постоянно поддерживала порядок - вдруг внезапно кто пожелает посетить библиотеку. Старались, чтобы гости получали удовлетворение и пользу от посещения.

Например, запомнилась встреча высоких гостей, возможно, это были представители областных методических центров Северо-запада. Заранее знали, что гостей будет не менее 40 человек.

Подготовили большой пакет методических материалов, 6 циклов мероприятий по ведущим темам, брошюры по обобщению передового опыта и т.д. А какой же памятный сувенир преподнести? Это было 13 апреля, год не помню. Расцвели подснежники. Умельцам из Дуловки заказали изготовить из ивового прута мини-корзиночки, примерно на 1 литр. Сельские библиотекари собрали клюкву, наполнили клюквой корзиночки, сверху положили букетики подснежников, и библиотекари в русских народных костюмах преподнесли такие сувениры гостям. Со слезами восторга гости принимали эти сувениры. Не меньшую радость испытывали и островские библиотекари.

Для работы библиотек района были созданы неплохие условия. Благодаря руководителям областного управления культуры Анне Ивановне Медведевой, Александру Александровичу Разумовскому, при поддержке Анатолия Николаевича Михайлова, директора областной библиотеки, в короткий срок, в течение 9-ти месяцев было построено хотя и небольшое, но типовое уютное здание, а с помощью Михаила Егоровича Калины библиотека оснащалась специальным современным библиотечным оборудованием. Достаточно средств выделялось на приобретение литературы. Для обслуживания населения был выделен библиобус, в одном из первых районов была проведена централизация библиотек, что дало возможность улучшить методическую работу в ЦБС.

В структуре ЦРБ появились новые отделы, в том числе методико-библиографический.

В данный отдел были направлены выпускницы Ленинградского библиотечного института им. Н.К. Крупской: Татьяна Петровна Лоппер (Андреева), которая в настоящее время, с 1989 года, возглавляет ЦРБ, Нина Ивановна Тарасова и Зинаида Ивановна Сидорова, выпускница Ленинградского библиотечного техникума.

Многосторонним, более адресным и творческим стало планирование методической работы, усилился контроль за работой всех структурных подразделений ЦБС, а особенно более своевременной и квалифицированной стала методическая и практическая помощь библиотекарям района.

Благодаря частым выездам, методистам нового отдела удалось более сплотить коллектив, ближе узнавать чаяния и способности коллег на местах, что способствовало более эффективной работе.

Положительно и то, что в течение почти 3-х десятилетий руководила в районе учреждениями культуры Нина Александровна Николаева, знающий, принципиальный и творческий человек.

Еженедельные совещания ведущих специалистов ЦРБ при зав.отделом культуры позволяли оперативно решать все вопросы, касающиеся работы ЦБС.

Много времени прошло... Библиотека продолжает быть моим дорогим вторым домом, где я и работаю по сей день.

Двадцать первый век. Изменяется не только привычная библиотечная терминология, но и сама деятельность библиотек, но ничто не может заменить самое прекрасное изобретение человечества на Земле для становления личности - книгу.