поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Дары «Гранд-Фаир». Володихин Дмитрий   Пожарский
Дары «Гранд-Фаир». Володихин Дмитрий Пожарский
Дары «Гранд-Фаир». Болушевский Сергей 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче
Дары «Гранд-Фаир». Болушевский Сергей 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче
Дары «Гранд-Фаир». Шолохова Елена. Ниже бездны, выше облаков
Дары «Гранд-Фаир». Шолохова Елена. Ниже бездны, выше облаков

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Выставки

В мае на книжную выставку «Ах, женщины, загадочный народ» приглашает областная библиотека

14 мая 2015 00:00

13 мая 2015 года в отделе абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки (ПОУНБ) открылась книжная выставка «Ах, женщины, загадочный народ», посвящённая творчеству русских поэтесс 19 века.

Творчество русских писательниц XIX века является неотъемлемой частью русской культуры, однако в ХХ веке оказались забыты не только их произведения, но даже имена, которые между тем являются яркими вехами литературы того времени. Писательницы заявили о своём праве на творчество в ту пору, когда для подавляющего большинства людей в России эрудированная, социально активная женщина казалась явлением неестественным. И всё-таки, кто как не сами женщины, с их обострённым восприятием мира могли лучше рассказать о своей судьбе, о своих чувствах и переживаниях, мечтах и стремлениях.

«Ты сердца чуткого прозреньем
те правды можешь угадать,
которых нам ни размышленьем,
ни долгой жизнью не дознать».
                      поэт Н. Ф. Щербина

В начале XIX века Анна Петровна Бунина и Анна Алексеевна Волкова первыми в России издают свои книги и вступают в существовавшие тогда литературные объединения. После Отечественной войны 1812 года возросла тяга к родному языку. Один за другим, в особенности в столицах (Москве и Петербурге), возникают литературные и музыкальные салоны, в которых известную роль играли и стихотворцы-женщины. Помимо салонов княгини 3. Волконской, графини Е. Ростопчиной, поэтессы Каролины Павловой в 20-30-х годах славились салоны переводчицы А. П. Елагиной, поэтессы Е. А. Тимашёвой, а также салоны С. Д. Пономарёвой, А. О. Смирновой, Е. А. Карамзиной.

                  Анна Бунина

                 Анна Волкова


Вспомним имена Юлии Жадовской, Мирры Лохвицкой, 3инаиды Волконской, Анны Готовцевой, Екатерины Тимашёвой. Но и названными именами список женщин, причастных к стихотворству, не исчерпывается. Писали стихи жена поэта Фёдора Глинки Авдотья, жена писателя А. Вельтмана Елена, переводила стихи русских поэтов на иностранные языки и издавала эти переводы за границей жена брата Баратынского Ираклия А. Д. Абамелек-Баратынская.

               Юлия Жадовская

                 Мирра Лохвицкая

                   Зинаида Волконская

 

Эти поэтессы уже претендуют в поэзии на роль, равную роли мужчин; их принимают в своё братство, ценят и даже возвеличивают самые блестящие, крупнейшие деятели тогдашней литературы, начиная с Пушкина и Жуковского, Баратынского и Языкова. Надо ли говорить о том, как резко на таком фоне женской поэзии 20-30-х годов выделялось творчество Евдокии Ростопчиной и Каролины Павловой. Стремление Ростопчиной раскрыть свою душу, передать психологические и бытовые подробности, в которых постигается самый аромат эпохи, придаёт интерес её стихам.

Поэтесса Каролина Павлова, если сравнить её с Ростопчиной, проявляет большее мастерство, лучше владеет формой и ищет в своих стихах решения более сложных вопросов. В её даровании были заложены куда большие потенции саморазвития, изменения и совершенствования, и не случайно Валерий Брюсов, с увлечением занимавшийся изучением наследия поэтессы и в 1915 году издавший её произведения, считал Каролину Павлову одним из выдающихся русских поэтов XIX столетия.

«Я не из тех, которых слово
всегда смиренно, как их взор,
чьё снисхождение готово
загладить каждый приговор.
Я не из тех, чья мысль не смеет
облечься в искреннюю речь,
чей разум всех привлечь умеет
и все сношения сберечь …»
 (К. Павлова, конец 1840-х годов)

                 Евдокия Ростопчина

                            Каролина Павлова

 

Читатели прошлого века искали в произведениях поэтесс раскрытия особенностей женского восприятия жизни, или, как выражались историки литературы, «лирику женского сердца». «В женских исповедях есть особая прелесть», - говорил поэт П. Вяземский.

Несущие печать несомненного таланта стихотворения Юлии Жадовской, такие, как «Нива» и несколько других, когда-то знала вся читающая Россия — они входили в популярные школьные хрестоматии. Одним из ярких наследников поэзии Некрасова выступала в лучшую пору своего творчества Анна Барыкова, тем самым внося достойный вклад в литературу демократического лагеря в царской России.

Творчество русских поэтесс XIX столетия открыло дорогу деятельности поэтесс XX века, среди которых Анна Ахматова и Марина Цветаева, ставшие в ряд крупнейших творцов художественного слова. Незримые нити тянутся из XIX века и к нашим дням, когда женщины заняли в поэзии столь значительное место.

Вниманию читателей на выставке «Ах, женщины, загадочный народ», посвящённой творчеству русских поэтесс 19 века, будут представлены книги из фондов областной универсальной библиотеки. С ними можно ознакомиться до конца мая в отделе абонемента (ул. Профсоюзная, д. 2, первый этаж, кабинет 18) в часы работы библиотеки. Контактный телефон: 72-84-03.


Ольга Камнева,

главный библиотекарь отдела абонемента

Псковской областной универсальной научной библиотеки