поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Роман Осипович Якобсон
Роман Осипович Якобсон
Россия 1917 года в эго-документах : записки репортера
Россия 1917 года в эго-документах : записки репортера
Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп. Письма. Документы. Т.3
Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп. Письма. Документы. Т.3

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Выставки

Камерная выставка картин Татьяны Альба

10 ноября 2015 00:00

8 ноября 2015 года в Псковской областной библиотеке открылась камерная выставка немецкой художницы российского происхождения Татьяны Альба. На выставке представлены всего десять работ, однако они ярко представляют важнейший 15-летний жизненный и творческий этап художницы. Экспозиция работает в конференц-зале библиотеки (ул. Профсоюзная, д. 2, второй этаж) в понедельник-четверг - с 10 до 20 часов, в выходные - с 10 до 18 часов.

Поиски себя

Татьяна родилась в корневой России, в городе Орле, на родине И. С.Тургенева и Н. С.Лескова. Мама Татьяны, прекрасно знающая русскую классику, привила всей семье особенную любовь к поэзии А. С. Пушкина. В школьные годы юная Татьяна легко получала «отлично» по литературе и рисованию, но профессию выбрала серьезную и получила диплом инженера.

Волею судьбы Татьяна в 80-е годы XX века оказалась нашем древнем городе и, очарованная его красотой, пришла работать в музей, где встретилась с замечательными людьми, открыла для себя другой мир, так что,  по её собственным словам,  с тех пор Псков стал для нее «духовной родиной». 

Загадочный мир искусства требовал больших профессиональных искусствоведческих знаний, и Татьяна выбрала лучшую русскую школу искусства - старейшую, знаменитую Академию  художеств (институт им. И. Е. Репина), основанную императрицей Елизаветой, «дщерью Петровой» в Санкт-Петербурге еще в XVIII веке. 

Переезд в Ленинград, учёба, затем работа - сначала на посту учёного секретаря в любимой Академии «трёх знатнейших художеств», затем и вовсе «у И. Е. Репина, в Пенатах» - в одном из лучших художественных музеев страны, - многое дали Татьяне.

Татьяна Альба на открытии выставки в областной библиотеке

В усадьбе, ставшей ныне мемориальным музеем, великий художник прожил три десятилетия. Здесь провел он остаток дней и здесь же осенью 1930 года был похоронен на холме, который сам определил как место будущей могилы. Чудесные пейзажи бывшей Куоккалы (Репино), маленький коллектив замечательных искусствоведов, общение с художниками и любителями искусства окончательно определили круг интересов будущей художницы.

Но путь к себе оказался непростым и неблизким. Ещё один поворот в судьбе - и Татьяна оказывается в Германии, с которой связана вся её сегодняшняя жизнь. Здесь родилась вторая дочка, здесь родились и первые полотна, здесь, входя в иную культуру, она «заговорила» не только на немецком языке, но и на особом языке живописи и графики, здесь увидела себя с кистью в руке и впервые ясно увидела себя художником. 


          

Открытие себя, осознание своего предназначения – главная задача человека, главное счастье его жизни. Как из рога изобилия, посыпались впечатления и потребовали своего живого и яркого воплощения. Вначале Татьяна делала маленькие эскизы карандашом, акварельные наброски, потом прибегала к пастели, наконец, многие мотивы, пройдя все стадии требовательного автора, удостаивались больших масляных полотен. Такие серии с последовательной разработкой одного мотива-темы в разных техниках и размерах заполнили мастерскую художницы и требовали представления публике. Татьяна Альба сделала несколько заметных выставок и открыла свою школу-студию, пользующуюся изрядной популярностью.

Выставка в Пскове.

Пейзажи

Выставка в Пскове - одном из любимых городов Татьяны - приурочена к своеобразному 15-летнему творческому юбилею, когда ей явилось счастье открытия себя и мира.

Десять работ, представленных на выставке, выполнены в технике акварели и пастели, используются бумага, карандаш и тушь, представлено 5 пейзажей и столько же портретов. Художницу интересуют почти все жанры живописи, но именно лики природы и человека привлекают ее в большей степени.



«The old man of Muchalls». Суровое  северное море  бьется о скалы Шотландии, вытачивая с каждым ударом мощную  скульптуру - каменного истукана с обликом вечного старца.                     



«Замок Даннотар». Древний замок-крепость Данноттар - слава и гордость шотландцев - царит в неприступной высоте на высоком утесе, а вокруг него «кипят и пенятся валы».


«Коста Брава». Дикий берег в  Испанской Каталонии («Коста Брава» - «скалистый берег» или «берег смелых», где с головокружительной высоты художница, невесть где примостившаяся (вот уж воистину - берег требует смелых!), пишет какую-то первобытную битву камней-великанов, утесов, скал и воды, сжатой ими, а также Бог знает как держащуюся над всем этим пространством огромную  сосну, вцепившуюся корнями-нервами прямо в скалы.

 

Очевиден интерес автора к этой первобытной вечности, подлинному началу мира в четырех стихиях, без человека… Но откуда это внутреннее волнение-движение, очевидное в работах, рождающее вихрь чувств? – Здесь «спряталась» художница, - это её мысли, её настроение, её любовь к свободному «танцу руки» с кистью, её постижение данного неповторимого «гения места». Татьяна Альба понимает смысл пейзажа как эмоциональное переживание пространства.

«Бретань. Капелла Лангвидо». Северо-запад  Франции, побережье полуострова  Бретань, или «страна у моря»-Арморика, омываемая Атлантическим океаном и проливом Ла-Манш Снова знакомые мотивы в работах Т. Альба: море-океан, нетронутая природа, земля с древнейшей историей, родина  потомков древних кельтов–бретонцев. Но настроение пейзажа - иное, он окрашен неповторимой прелестью наших впечатлений от средневековой Франции, и тон этой мелодии задает архитектурный мотив романтических руин готического храма, с изысканными ажурными проемами арок. Время рыцарей и прекрасных дам, время мушкетеров, в опасных  переправах-приключениях из Франции в Англию и обратно за алмазными подвесками королевы. Так архитектурный пейзаж с литературными отсылками создает целую серию ассоциаций по точнейшему образу времени у нашего главного поэта: «…Всё пройдет…Что пройдет, то будет мило»…



«Платан на Литценсэ». Берлин. Яркое солнце обливает старый платан, скользит по его коре, просвечивает, играет с листьями, переливается золотыми оттенками и уходит в фиолетовые рефлексы на земле, у корней старого дерева, не вмещающегося в пространство картины,  - и оттого кажущегося нам тем самым старым великаном-дубом у Л. Н. Толстого в «Войне и мире», который долго не верил весне, и счастью, и солнцу, а потом зазеленел  так мощно и победительно, что само его описание во всемирно известной русской эпопее навсегда осталось гимном  вечно обновляющейся жизни.

 

Спокойное, умиротворённое, полное солнца, света и радости состояние расцветающего мира в этой работе созвучно творческому кредо самой художницы: «Я люблю жизнь, свет, солнце, распускающиеся цветы и хочу, чтобы все открывали каждый день и ценили это счастье жизни!» (Татьяна Альба).

         

Портреты

 


«Портрет журналиста». Вызывающе-раздражающий цвет, грубовато–брутальная манера рисунка, крупный ракурс огромной руки, прикрывающий рот, сказавший лишнее, глаз, впившийся в нас из-под очков (неужели догадались–поняли, что я полусказал и выдал себя?); скрытый бликом второй - пустой глаз, отражающий  блик света, не пускающий к себе, - и вот, как на ладони, весь человек. Портрет прожжённого политика  и журналиста, желающего манипулировать людьми и скрывающего подлинные намерения.

Манера письма Т. Альбы, и без того свободная, обретает здесь особую размашистость и свободу, и в этом точно адресуется к немецкой экспрессивной традиции, работая на заостренную, почти карикатурно-разоблачительную подачу по-русски глубоко понятого образа.                  



«Мануэла». Мягкий юмор, понимание и нежность читаются в облике молодой женщины с высоко поднятой головой и задорной прядью волос («Мануэла»). Легкая, порывистая, чему-то удивляющаяся или отвечающая невидимому собеседнику, сотканная из перетекающих нежно акварельных оттенков от желто-зеленого до  вишнево-розоватого, вся она выполнена по импрессионистическим канонам мгновенного впечатления.



«Портрет в интерьере». Самая ранняя и самая классическая работа на выставке – идеализированный автопортрет художницы.   Мир любимых  петербургских музеев, Академии художеств и Эрмитажа угадывается в благородном интерьере со старинной картиной в крупной раме, на фоне которой  представлена … ожившая античная скульптура? реальная женщина? Ровный сияющий свет исходит от сидящей, обращённой к нам в сложном повороте; великолепная гибкая линия описывает силуэт полуобнаженной фигуры и торжественный, тонко-градуированный красный цвет драпировки становится пьедесталом прекрасному образу.


«Чёрный гребень». Один из последних автопортретов, он выполнен иначе, чем «Портрет в интерьере». Обе манеры – экспрессивная (в столкновении огненно-рыжей копны волос с чёрным гребнем), смягчённая плавной линией силуэта, и импрессивная (в переходах света в цвет, с оранжево-зелёными пятнами с фиолетовыми вкраплениями рефлексов, скользящих по телу), сходятся в этом портрете. Неожиданное деление фона на глухой чёрный слева и ярко-цветный справа «заковывают» модель в рефлексию, обращают её к себе – этот пристальный взгляд в невидимое для нас зеркало. Но автор не закрыт, он открыт нам и ищет диалога со своим зрителем: ведь зеркало художницы – это зрители!




«Утренний свет». Лучший портрет и одна из самых больших удач Татьяны Альбы. Это портрет её маленькой дочери. Чудесная девочка с огромными голубыми глазами  сидит на пороге дома, открытого в сад. На фоне кроватки и двери, открытой в большой сказочный мир, в потоках утреннего мягкого света, устремлённого к ней, девочка светится небесно-голубым и золотым светом Надежды. Это ещё одно, юное зеркало отражает затаённый смысл жизни и творчества нашей художницы: в нём чистота, искренность и радостная открытость миру, в нём -  Любовь!

 

Т. В. Шулакова, кандидат искусствоведения

Видеорепортаж с открытия выставки в библиотеке


Татьяна Альба и Тамара Шулакова на открытии выставки в областной библиотеке 8 ноября 2015 года