поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Иванов Андрей. История российского туризма (IX-XX вв.)
Иванов Андрей. История российского туризма (IX-XX вв.)
Лозинская Вера. Русская музыка с древнейших времен до середины XX века: монография
Лозинская Вера. Русская музыка с древнейших времен до середины XX века: монография
Булкин Илья. История путешествий. Античная эпоха
Булкин Илья. История путешествий. Античная эпоха

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Выставки

«… Вечно изучать новое»

08 мая 2018 10:53

15 (27) мая исполняется 135 лет со дня рождения Д. И. Митрохина (1883-1959) – русского художника, мастера книжной и станковой графики, представителя модерна и «тихого искусства». Этому событию в жизни русской культуры посвящена выставка Центра редкой книги «… Вечно изучать новое». Она представляет ранний период творчества Дмитрия Исидоровича.

За свою творческую жизнь Д.И. Митрохин оформил и проиллюстрировал огромное количество книг, разработал несколько десятков издательских марок, торговых эмблем и этикеток, сделал почти полсотни экслибрисов, но не все знают, что еще до революции 1917 года он уже завоевал репутацию виртуоза книжно-журнального оформления.

На нашей выставке можно увидеть плоды его сотрудничества с такими издательствами, как   «И. Н. Кнебель», «М. и С. Сабашниковы», «Огни».

После 1918 года Митрохин работал во многих советских издательствах (Наркомпроса, «Земля и фабрика», «Красная новь», «Academia», Гослитиздат, Детгиз и др.) и прожил долгую творческую жизнь.

Оформив огромное число изданий, он стал живой историей русского книжного дизайна ХХ века, непосредственно продолжив принципы «мирискуснической», символистски-модернистской эстетики в изо-культуре советского периода. Рисовал в разных техниках, гравировал на дереве, на меди резцом и сухой иглой, обращался к акварели и цветному карандашу. В искусстве книги придавал особое значение не полосным иллюстрациям, а всему орнаментально-ритмическому комплексу обложки, форзаца, титула, заставок и т.д., тщательно вырисовывая каждую деталь. С 1918 года заведовал Отделом гравюр и рисунков Русского музея, В 1919–1930 плодотворно работал как педагог – преподавал в 1919–1930 в Высшем институте фотографии и фототехники и Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин, бывшая Академия художеств).

Своим ученикам он оставил  свой завет: «Рисовать каждый день, думать о том, что нарисуешь в следующий раз, наблюдать, искать, вечно искать новые способы изображения. Искать, всегда оставаясь самим собой, никогда не успокаиваясь на сделанном. Действительность вечно изменяется. Каждый день новый пейзаж в окне, по-новому группируются вещи, меняется свет, пространство, возникают новые, таинственные взаимоотношения. Появляются и опадают цветы. Кто-то привозит из дальних краев неожиданные плоды. Мимо окна проходят люди, во дворе развешивают белье, чистят ковры, играют в волейбол. Всадник следует из конюшни на ипподром, птицы слетаются за кормом, мчатся автомобили, на страницу опускается что-то крылатое. Прохожие остановились, разговаривают (вот как нынче одеваются!). Наблюдать, рисовать, вечно изучать новое» [1].