поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Солженицын: материалы к библиографии
Солженицын: материалы к библиографии
Носков В. Американские дипломаты в Санкт – Петербурге в эпоху Великих реформ
Носков В. Американские дипломаты в Санкт – Петербурге в эпоху Великих реформ
Деятели русской науки XIX – XX вв.: коллективная монография
Деятели русской науки XIX – XX вв.: коллективная монография

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Выставки

Декаденская мадонна

07 ноября 2019 17:10

20 ноября 2019 года исполняется 150 лет со дня рождения русской поэтессы и писательницы, драматурга и литературного критика, одной из видных представительниц Серебряного века Зинаиды Николаевны Гиппиус.

О златокудрой представительнице серебряного века Зинаиде Гиппиус говорили, что Бог удостоил ее «ручной выделки», выпуская остальных людей «пачками» и «сериями». Писательница любила эпатировать публику откровенными нарядами, шокирующими заявлениями и неординарным поведением. Участники литературной жизни двух столиц России на рубеже веков считали творчество писательницы олицетворением декаданса, а саму ее – декадентской мадонной.

«Люблю я себя, как Бога» - эту фразу любила повторять Зинаида Гиппиус. Биография поэтессы очень интересна с точки зрения смены масок, ролей. Спустя столетия интерес к творчеству и биографии Декадентской Мадонны значительно вырос, и сейчас произведениями поэтессы зачитывается как великовозрастная аудитория, так и молодежь.

В честь дня рождения писательницы в отделе абонемента открылась книжная выставка «Декаденская мадонна».

Поэтесса родилась в 1869 году в городе Белев недалеко от Тулы. Однако их семейство прожило в этом городе всего полгода, а затем переехало в Тулу в связи с тем, что отца Зины назначили товарищем прокурора. Затем начались опять переезды, и девочка практически не получила систематического образования. Единственным утешением для нее были книги, которые она читала, и даже пробовала писать стихи. Свои серьезные работы она уничтожала, а стихи, написанные в шутливой форме, читала окружающим.

Уже для первых поэтических упражнений девочки были характерны самые мрачные настроения. «Я с детства ранена смертью и любовью», — позже признавалась Гиппиус. Как отмечал один из биографов поэтессы, «…время, в котором она родилась и выросла — семидесятые-восьмидесятые годы, не наложило на неё никакого отпечатка. Она с начала своих дней живёт как бы вне времени и пространства, занятая чуть ли ни с пелёнок решением вечных вопросов». Впоследствии в шуточной стихотворной автобиографии Гиппиус признавалась:

«Решала я — вопрос огромен —

Я шла логическим путём,

Решала: нумен и феномен

В соотношении каком?»

Первый поэтический дебют состоялся в 1888 году в Боржоми, под псевдонимом «З. Г.» выходят ее первые произведения. Златовласой красавице удалось покорить молодежь Тифлиса. Дьяволица с русалочьими глазами влекла к себе взоры, мысли, чувства всех, кто с нею сталкивался. Зинаиду прозвали «поэтессой», признавая тем самым ее литературный талант. В кружке, который она собрала вокруг себя, все писали стихи, подражая популярнейшему в то время Семену Надсону. Поэзия Гиппиус уже тогда выделялась из общей массы лишенных эмоциональной составляющей произведений товарищей.

Летом того же года она познакомилась с Мережковским, который впоследствии изменит ее жизнь. Вскоре они поженились, и вместе прожили 52 года.

В 1890 году она создала прозу «Простая жизнь», рассказывающую о женщине, которая влюбилась в двух мужчин из разных слоев общества. Тематика написанного «способствовала» тому, что прозу долго не хотели печатать ни в одном журнале. Благодаря Мережковскому ее премьера состоялась в «Вестнике Европы». Вдохновленная маленькой победой, поэтесса Зинаида Гиппиус создает «Два сердца», «В Москве», «Без талисмана», «Мелкие волны». Редакторы журналов уже сами стают в очередь с предложением издаваться у них.

Позже для публикации литературно-критических статей она взяла себе псевдоним – Антон Крайний. Литераторша писала обо всем: о жизни («Почему», «Снег»), о любви («Бессилие», «Любовь одна»), о Родине («Знайте!», «14 декабря», «Так и есть», «Она не погибнет»), о народе («Крик», «Стекло»). Стихи Зинаиды Гиппиус, как и проза Дмитрия Мережковского, не вписывалась в рамки общепринятой литературы, поэтому издатели печатали их произведения на свой страх и риск.

В литературных кругах столицы Зинаида Николаевна была на передовых позициях: при ее содействии состоялся литературный дебют Александра Блока, она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама, ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина.

Гиппиус оказалась у истоков зарождающегося в России символизма. Наряду с Федором Сологубом, Валерием Брюсовым, Николаем Минским, Константином Бальмонтом, Иннокентием Анненским ее возвели в ранг «старшего символиста» еще при жизни.

Основные мотивы ранней поэзии Гиппиус – проклятия скучной реальности и прославление мира фантазии, тоскливое ощущение разобщенности с людьми и в то же время жажда одиночества. В рассказах двух первых книг «Новые люди» (1896 год) и «Зеркала» (1898 год) господствовали идеи Достоевского, которые Гиппиус пропустила через призму собственного декадентского мировосприятия.

Гиппиус вместе со своим мужем Мережковским была сторонницей Февральской революции и верила, что она освободит народ от насильственной власти. Супруги поддерживали революционеров, а их квартира была филиалом Государственной Думы, где каждый вечер проходили дебаты и обсуждения. В этот период вышли сборники такие рассказов как «Черное по белому» «Лунные муравьи», романы «Чертова кукла» и «Роман-царевич». В произведениях поэтесса утверждала, что без «революции духа» социальное преображение невозможно.

Вслед за Февральской последовала Октябрьская революция. Октябрьскую революцию Гиппиус не приняла. В статье для газеты «Общее дело» она писала: «Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение». Гиппиус даже разорвала отношения с Валерием Брюсовым, Александром Блоком и Андреем Белым.

Настроения, владевшие ею, отразились в книге Гиппиус «Последние стихи. 1914-1918», а также в «Петербургских дневниках», которые были частично опубликованы в 1920-е годы в эмигрантской периодике, а затем изданы на английском языке (в 1975 году) и на русском (в 1982).

Дневники стали хроникой духовного и телесного умирания старого мира. К ним Зинаида Гиппиус относилась как к литературному жанру, который обладает одной уникальной особенностью – способностью запечатлеть и передать «само течение жизни». Письма фиксируют мелочи, «исчезнувшие из памяти», по которым в дальнейшем потомки составят достоверную картину событий, ставших трагедией в истории страны. Эти будни были настолько чудовищны, что у Зинаиды Николаевны возникало желание «ослепнуть и оглохнуть». «Громадное безумие» лежит в корне происходящего, как считала поэтесса. Тем важнее, по ее мнению, сохранить «твердую память» и «здравый ум».

Как скользки улицы отвратные,

                     Какая стыдь!

Как в эти дни невероятные

                      Позорно жить!

Лежим, заплеваны и связаны,

                      По всем углам.

Плевки матросские размазаны

                      У нас по лбам.

Встретив враждебно Октябрьскую революцию 1917 года, Гиппиус вместе с мужем эмигрирует в Париж. Эмигрантское творчество Зинаиды состоит из стихов, воспоминаний и публицистики. Она выступала с резкими нападками на Советскую Россию и пророчила ей скорое падение.

«Я знаю, - писала Гиппиус, оказавшись в Варшаве, - и теперь, за эти месяцы, в могиле Петербурга ничто не изменилось. Только процесс разложения идет дальше, своим определенным, естественным, известным всем путем. Первая перемена произойдет лишь вслед за единственным событием, которого ждет вся Россия, - свержением большевиков. Когда… Не знаю времени и сроков. Боюсь слов. Боюсь предсказаний. Но душа моя все-таки на этот страшный вопрос «когда» - отвечает скоро...»

В 1927 году в Париже Зинаида Гиппиус создает общество «Зеленая лампа» - своего рода продолжение одноименного сообщества начала XIX века, в котором участвовал Александр Пушкин. Оно должно было сплотить эмигрантов-писателей, вынужденных покинуть родную страну. Собрания общества были закрытыми, гости приглашались по списку. Среди постоянных участников значились Марк Алданов, Борис Зайцев, Алексей Ремизов, Иван Бунин, Николай Бердяев и Надежда Тэффи.

В период эмиграции творчество Гиппиус начинает затухать. Зинаида Николаевна все больше убеждается в том, что поэт не может работать, находясь вдали от своей родины: «тяжелый холод» воцаряется в его душе, она мертва, будто «убитый ястреб». Последняя метафора является ключевой в заключительном сборнике стихов «Сияния», созданном в 1938 году. В нем мотивы одиночества являются преобладающими, поэтесса видит все взглядом «идущего мимо». Поэтесса пытается примириться с миром перед близким прощанием с ним, однако эти попытки сменяются позицией непримиримости со злом и насилием. Иван Алексеевич Бунин, говоря о стилистике Зинаиды Гиппиус, назвал творчество поэтессы «электрическими стихами».

На выставке будут представлены сборники стихов и прозы Зинаиды Гиппиус: «Мечты и кошмар», «Чего не было и что было», «Арифметика любви». В этом году на абонемент поступила книга «Эпистолярное наследие З.Н. Гиппиус. Кн. 1».

Переписка З.Н. Гиппиус весьма обширна и представляет яркое явление не только в русской эпистолярной культуре, но и вообще в русской культуре конца XIX и начала XX в. Она принадлежала к тому поколению литераторов, которое умело и любило писать письма, фактически делая их литературным жанром. По мнению некоторых критиков, письма З.Н. Гиппиус — лучшее, что она написала, наиболее интересная часть ее творческого наследия. Несмотря на то, что уже довольно много ее писем опубликовано, каждая следующая публикация раскрывает новые грани Гиппиус как писателя, деятеля русского религиозного движения, отчасти политического мыслителя.

Среди адресатов З.Н. Гиппиус, представленных в этом томе, такие видные фигуры, как А.С. Суворин, Н.М. Минский, Ф. Сологуб, Д.В. Философов, А. Белый, В. Иванов, А.М. Ремизов, Г.В. Адамович и другие. В приложения и комментарии к публикациям включены письма лиц из ближайшего окружения З.Н. Гиппиус, в частности, ее сестры — Татьяны Николаевны и мужа — Дмитрия Сергеевича Мережковского.

Приглашаем познакомиться с выставкой.

Галактионова Светлана Алексеевна, заведующая отделом абонемента

Ваш комментарий

Даю свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"
Подтверждение