поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Коммерческое судопроизводство на Псковской земле
Коммерческое судопроизводство на Псковской земле
Финист Ясный Сокол и прочие местные чудеса
Финист Ясный Сокол и прочие местные чудеса
Иванов В.Н. Шахницы: история деревни
Иванов В.Н. Шахницы: история деревни

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Мероприятия

К 206-летию Царскосельского лицея Президентская библиотека представляет на интернет-портале раритетные материалы

18 октября 2017 14:18

19 октября 2017 года исполняется 206 лет со дня основания Императорского Царскосельского лицея. Псковский региональный центр доступа к ресурсам Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина предлагает псковичам ознакомиться на интернет-портале Президентской библиотеки с редкими материалами, которые касаются не только истории лицея, но и людей, имена которых навсегда связаны с этой школой.

Мысль об учреждении Лицея зародилась ещё в 1808 году. Как пишет в своей работе «Императорский Царскосельский лицей» бывший лицеист Д. Ф. Кобеко, «ближайшим поводом к учреждению Лицея послужило, по-видимому, намерение Императора Александра I создать учебное заведение, в котором могли бы, совместно с несколькими сверстниками, пройти курс наук малолетние великие князья, братья Императора».

Автором проекта выступил реформатор и законотворец Михаил Михайлович Сперанский. На портале Президентской библиотеки представлена отдельная коллекция, где можно познакомиться не только с биографией государственного деятеля, но и с электронными копиями изданий, освещающих преобразования, которые проводились под его руководством. Д. Ф. Кобеко ссылается на сохранившуюся записку Сперанского, озаглавленную «Первоначальное начертание особенного Лицея», из которой узнаём, что «предметы учения разделяются на два курса: словесности и знаний. В числе предметов преподавания указаны науки математические в пространном смысле со всеми приложениями к военному искусству». Особо отмечено, что «все учащиеся в Лицее составляют одно общество без всякого различия в столе и одежде».

Мысль о воспитании в лицее великих князей не осуществилась. Тогда решено было дать ему узкопрактическую цель: «Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной» – таков первый пункт Устава учебного заведения. С его проектом, утверждённым впоследствии, можно познакомиться в раритетном издании 1810 года, электронная копия которого доступна на портале Президентской библиотеки. Здесь же находится и копия «Грамоты, жалованной Императорскому Царскосельскому Лицею Императором Александром I», где приводятся такие слова: «Ныне отверзаем новое Святилище Наук! Склонности и познания, здесь приобретенные, решат, какой путь потом избрать должно к ознаменованию себя истинными сынами Отечества».

Из уже упомянутого проекта лицейского Устава можно узнать, что в учебное заведение принимали дворянских детей 10–12 лет. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Предметы делились на два курса: начальный и окончательный. Первые три года изучались предметы старших классов гимназии, три последующих – основные предметы трёх факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического.

В своей книге «Пушкин, его лицейские товарищи и наставники» Я. К. Грот, бывший не только выпускником, но и преподавателем лицея, рассказывает: «Порядки в новооткрытом заведении не благоприятствовали или, вернее, мешали учёбе» и приводит переписку одного из первых лицеистов с приятелем: «Учимся в день только семь часов, и то с переменами, которые по часу продолжаются: на местах никогда не сидим; кто хочет учится, кто хочет гуляет. У нас царствует свобода (а свобода дело золотое)…».

Занятия изящными искусствами, куда входило и литературное творчество, относились к категории отдыха, но это время использовалось лицеистами сполна. Тот же Грот пишет: «Дружное соединение стольких молодых талантов в возникающем учебном заведении представляет явление необыкновенное. Эти отроки на 14-м и 15-м году жизни вступают уже в сношения с редакторами журналов, которые охотно принимают и печатают их труды», при этом «учителем своих товарищей был Пушкин, младший из них по летам, но на которого они невольно смотрели как на старшего. Можно сказать, что он, поступая в лицей двенадцати лет от роду, по своим занятиям и связям уже был литератором».

Самый известный выпускник Царскосельского лицея, Александр Сергеевич Пушкин, считал альма-матер колыбелью своего таланта. Говоря словами самого поэта, это были годы, когда он «в садах лицея безмятежно расцветал»:

Те дни, когда ещё не знаемый никем,

Не зная ни забот, ни цели, ни систем,

Он пеньем оглашал приют забав и лени

И царскосельские хранительные сени.

В лицее Пушкин написал около 130 стихотворений, в которых, как отмечает Грот, «ярко отразилась его игривая и кипучая молодость, в которых талант его уже является с таким изумительным блеском. Мы видим в них первые взмахи крыльев могучего орла, мы в них уже предчувствуем и предвкушаем его будущее величие». Он добавляет: «Едва ли есть в истории литературы другой пример, чтобы годы воспитания, благодаря их поэтической обстановке, в такой степени отразились в творчестве писателя, как лицейский период жизни Пушкина в его поэзии: он с любовью вспоминает это время и в посланиях своих, и в поэмах, и в мелких лирических стихотворениях, не говоря уже о тех, которые особо посвящены празднованию лицейской годовщины», подводит итог Грот.

Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года

Картина Ильи Ефимовича Репина, 1911 год

Другой знаменитый выпускник Царскосельского лицея, ставший ещё одним русским классиком, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, «был далёк от богатой дворянской молодёжи лицея, из числа которой вышли будущие министры Толстые, Лобановы, Бобринские, Рейтера. Необщительность и замкнутость сближали его с другой группой лицеистов – он оказался в числе мыслящих лицеистов, жадно ловивших новые веяния в литературе, науке и общественной жизни». Мы узнаём об этом из работы Б. Папковского «М. Е. Салтыков-Щедрин» (1943), хранящейся в фонде Президентской библиотеки. В стенах лицея будущий писатель увлёкся поэзией, начал писать стихи, печатался в «Современнике». «Влияние литературы было в Лицее очень сильно: воспоминание о Пушкине обязывало; в каждом курсе предполагался продолжатель Пушкина», цитирует издание воспоминания самого Салтыкова-Щедрина.

Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Это дипломат и последний канцлер Российской империи Александр Горчаков, поэты Вильгельм Кюхельбекер и Антон Дельвиг, адмирал и полярный исследователь Фёдор Матюшкин, директор Санкт-Петербургской библиотеки Модест Корф, русский мыслитель и общественный деятель Михаил Петрашевский, социолог, культуролог и основатель цивилизованного подхода к истории Николай Данилевский и многие другие.

В сентябре 1843 года Царскосельский лицей был переведён в Санкт-Петербург и разместился в здании Александринского сиротского дома на Каменноостровском проспекте. После переезда он был переименован в Императорский Александровский.