поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Материалы по диалектологии крымскотатарского языка.
Материалы по диалектологии крымскотатарского языка.
Зелинский Ф.Ф. История античных религий
Зелинский Ф.Ф. История античных религий
Бесков А.А. Язычество восточных славян перед лицом современности
Бесков А.А. Язычество восточных славян перед лицом современности

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Мероприятия

Приглашаем на семейный праздник «Время ангелов»

14 января 2019 14:26

19 января в 11.00 Псковская областная универсальная научная библиотека (ул.Вокзальная, д. 48) по традиции приглашает псковичей на семейный праздник «Время ангелов» из цикла «От Рождества до Крещения».

В программе:

выставка-презентация «Назидательные уроки Рождества» познакомит с произведениями русских писателей и поэтов, с историей православных обычаев и обрядов;

выставка православной литературы для детей;

выставка рождественских сувениров и  детских рисунков;

детская сценка «Помощники» в исполнении детей из Воскресной школы Храма Святого Василия Великого на Горке. Автор - Ольга Черствова (г.Держинск, Нижегородская область, церковь «Голос Надежды»);

концерт, в котором  прозвучат православные стихи и песенки «Рождественская звёздочка», «Рядом с нами ангелы», «Мудрецы».

Праздник продолжит проект «Сохраняя народные традиции».

Экспонаты выставки «Назидательные уроки Рождества» знакомят читателей с историей праздников в России, с новогодними и рождественскими обычаями и обрядами, с произведениями русских писателей и поэтов, посвященных Новому году и Рождеству. Многие из них были любимы и читаемы в дореволюционной России, в канун Нового года их печатали едва ли не все журналы и газеты. И сегодня, передавая аромат минувшего времени, они ничуть не утратили своей актуальности. Произведения русских классиков «Вечера на Хуторе близ Диканьки, или ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, «Рождественская ночь» К. М. Станюковича, «Ванька», «Шампанское», «Новогодняя пытка», «Ёлка» А. Чехова и другие, так или иначе связаны с этим удивительным праздником. Истории эти очень разные по стилю, настроению и мыслям, но есть одно, что в конечном итоге объединяет их все - вера в рождественское чудо. В мир новогодних чудес погружают нас «Снегурочка» А. Н. Островского, «Детство Никиты» Л. Толстого, «Рождество» И. Шмелёва, «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака. К поэтическим шедеврам принадлежит «Рождественская звезда» Б. Л. Пастернака. Это очень значимое, рубежное стихотворение: именно так восприняли его первые читатели, и - что особенно важно - именно так воспринимал его сам поэт.

 

На выставке будут представлены книги из серии «Русские писатели и православие», которая издается с 2003 года Международным общественным Фондом единства православных народов:

И. А. Крылов и православие / Алексеев В. А.: сб. ст. о творчестве И. А. Крылова. - Москва: К единству!, 2006. - 397 с.

«…Иван Андреевич Крылов был человеком глубоко русским. В этом смысле он был человеком традиции, народных корней, уходящих глубоко в православие. И хотя современники называли его загадкой, само его творчество дает нам многие ответы не только на непростой жизненный путь этого великого мастера слова и мудреца, но и на его гениальное творчество, основывающееся на русских народных культуре и быте.

Православие Крылова не показное, не афишируемое, не казенное, оно очень личное, интимное, сильное, сокровенное. Но его глубоким и религиозным чувством согрето и окрашено все его творчество. Православное самосознание питает мораль его басен – притч. «Плоды неверия ужасны…» — утверждает Крылов («Безбожники»). А в другом произведении добавляет:

 …дерзко человек

О воле судит Провиденья,

В безумной слепоте своей,

Не ведая его ни цели, ни путей. («Крестьянин и Лошадь»)

Это искренне сильное религиозное чувство тем более важно отметить, памятуя о том, что время, в которое жил и творил Крылов, было эпохой безверия, вольнодумства, заигрывания русской знати с атеизмом, безбожной философией Вольтера, взрастившей декабристов-мятежников, к деяниям которых великий баснописец относился резко отрицательно. В этой связи Крылов, как позднее и другие великие русские писатели – Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, считал православие самой главной духовной ценностью русского народа и основой его спасения от смут и потрясений…»

А. С. Пушкин и православие: сборник статей о творчестве А. С. Пушкина. - Москва: К единству!, 2007. – 542 с.

«…Пушкин – человек глубоко русский, очень страстный, многогрешный, но, по свидетельству близко знавших его людей, он никогда не обманывался на счет Божьего присутствия в мире. Он знал это твердо. «Не допускать существование Бога, — писал Пушкин, — значит быть ещё более глупым, чем народы, которые думают, что мир покоится на носороге».

Ничто в мировой и отечественной литературе не сравнимо с пушкинским «Пророком». Такие бездны мироздания в нем приоткрыты». Мы видим жертвенную цену пророческого жребия.

И внял я неба содроганье,

И горний Ангелов полет…

И Бога глас ко мне воззвал…

Пушкин, несомненно, твердо осознавал силу святых молитв, необходимость молитвенного соединения с предками, усопшими. Поэтому так часто он возвращался к этой теме. Вершиной здесь является его гениальное стихотворение «Два чувства»:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам…»

М. Ю. Лермонтов и православие: сборник статей о творчестве М. Ю. Лермонтова. - Москва: К единству!, 2010. - 509 с.

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

«…Выдающийся русский религиозный мыслитель Александр Шмеман говорил, что слова из лермонтовского стихотворения «Ангел» можно, не преувеличивая» поставить эпиграфом ко всей русской поэзии и, конечно, ко всему творчеству нашего великого национального поэта М. Ю. Лермонтова.

Религиозное чувство было от рождения даровано поэту свыше, и оно никогда его не покидало. Религиозность Лермонтова была глубокой, но сложной, таинственной, как и все творчество поэта. На Лермонтова много было обрушено клеветы как при его жизни, так и после смерти. Обвиняли в том числе и в безбожии, увлечении демонизмом. Однако время все расставляет по своим метам.

Лермонтов всегда был с Богом, до самой своей смерти. Не случайно в описи личных вещей, сделанных в Пятигорске после смерти поэта на трагической дуэли, мы встречаем Евангелие, икону Архангела Михаила, которые поэт всюду возил с собой.

Н. В. Гоголь и православие: сборник статей о творчестве Н. В. Гоголя. - Москва: К единству!, 2016. - 509 с.

В сознании большинства современников Гоголь представлял собой классический тип писателя-сатирика, обличителя общественных и человеческих пороков.

Другого Гоголя, последователя святоотеческой традиции в русской литературе, православного религиозного мыслителя и публициста, автора молитв, современники так и не узнали. За исключением “Выбранных мест из переписки с друзьями” духовная проза при жизни его оставалась неопубликованной. Правда, последующие поколения уже смогли познакомиться с ней, и к началу XX века духовный облик Гоголя был в какой-то степени восстановлен. Гоголь ― единственный из русских классиков «сознательно верующий», все его произведения православные по духу и содержанию.

«Утверждение, что Гоголь только в конце жизни обратился к вере, ― устаревший советский взгляд на писателя, не имеющий ничего общего с действительностью», — подчеркивает автор. Стихотворная молитва писателя к Богородице «К Тебе, о Матерь Пресвятая, дерзаю вознести мой глас» — самое популярное произведение Гоголя в православном мире.

Автор считает, что люди до сих пор «очень упрощенно, порой примитивно» понимают смысл произведений писателя. Например, в предсмертных записях Гоголь пояснял, что «Мертвые души» — мертвые потому, что живут без Бога. Писатель также раскрыл сокровенный смысл «Ревизора»: «Страшен тот Ревизор, который ждет нас у дверей гроба». Говоря об одном из итоговых произведений Гоголя, «Выбранных местах из переписки с друзьями», литературовед выразил мнение, что эта книга должна быть сегодня «настольной книгой всех политиков, социологов». «Там все сказано: каким путем должна идти Россия, и в чем единственное условие ее возрождения, — это необходимость воцерковления русской жизни. “Имеем сокровище, которому цены нет, и не знаем даже, где положили его”, — говорил Гоголь. Это о нашей Православной Церкви». Сегодня нет более злободневного писателя, чем Гоголь».

На празднике в библиотеке у всех желающих будет возможность прочитать вслух свои любимые рождественские произведения, поделиться впечатлениями, обменяться книгами или оставить их в дар библиотеке для новых поколений читателей.

Наталья Грищенко, заведующая отделом литературы по культуре и искусству