поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки
ЛитРес Библиотека
Электронно-библиотечная система Лань
Библиотека Grebennikon
Библиотека Non-fiction
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Акция "Подари ребенку книгу"
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Ниеми Микаель. Сварить медведя
Ниеми Микаель. Сварить медведя
Бине Лоран. Седьмая функция языка
Бине Лоран. Седьмая функция языка
Арамбуру Фернандо. Родина
Арамбуру Фернандо. Родина

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Мероприятия

Год памяти и славы: литературные встречи. Блок-Ада

23 января 2020 14:16

В одной из школ Пскова состоялась встреча старшеклассников и сотрудников отдела литературы по культуре и искусству, посвященная Году памяти и славы.

Мероприятие продолжило реализацию социального проекта «Седые дети» в рамках «Международной школы социального проектирования».

Накануне 27 января, Дня воинской славы России — Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады (1944 год) библиотекари рассказывали о книге Михаила Кураева «Блок-Ада» из серии «Писатели на войне, писатели о войне».

Тяжесть быта ленинградцев не поддаётся разумному осмыслению. И даже тогда люди продолжали бороться за существование. Какие бы они ни использовали методы, позволим друг другу посмотреть немного иначе. В тех условиях человек позволял себе оставаться человеком. Заботился он не столько о собственной жизни, сколько уделял внимание другим. В то время матери делали сложный выбор — кому из детей позволить продолжать жить. Дети задумывались — каким образом суметь накормить родителей. И все они вместе находили возможность для поддержания блокадного города, не задумываясь о нехватке денежных средств и не придумывая других причин, лишь бы забыть о присущей им человечности.

Кураева интересует: почему в мирное время находятся люди, готовые продать всё и вся, ибо не имеют способности для поддержания у них имеющегося? А если случится война, неужели современное поколение бросит города, сбежав от ответственности? Отовсюду слышатся слова гордости за страну, гражданам России внушаются громкие речи о трудных годах их предков, побуждая тем мыслить, ни в чём не уступая в реалиях дня каждого из потомков давно отгремевшей войны. Или действительно необходима война, чтобы в человеке пробудилось человеческое? Не слишком ли это будет неблагоразумным поступком? Глядя на обыденность, иного вывода сделать не можешь! Если никак иначе не пробудить в человеке человеческое, тогда можно окончательно потерять это самое человеческое, как и самого человека. Приходится признать, на войне человек является человеком, но в мирное время — он зверь среди зверей.

Дабы лучше донести мысль до читателя, Михаил написал произведение «Блок — ада», рассказав о лично им испытанном. На глазах читателя развернётся полная картина, начиная от высылки немцев из города, вплоть до последующий тягот, разрушивших будущее каждого из тех, на чью долю они пришлись. В том числе жертвой блокады станет брат писателя, бывший талантливым художником, умело рисовавший талоны на питание, не сумевший в последующем дать продолжение ниспосланному ему провидением призванию.

Нашлись слова у Кураева и про бойцов, оборонявших Ленинград. Читатель знает, какое тяжелое положение было у той же 2-й Ударной армии, о кровавых стычках близ места, над которым у немцев не было контроля, — Мясным бором. Описывать события тех дней тяжело. Нужно иметь особое мужество. Но и его не хватит, чтобы отразить трагедию человеческой жизни. Именно человеческой! Весьма далёкой от философии мирного времени, более опасного для людей. И опять возникает вопрос: почему зверь пробуждается в человеке тогда, когда возникают лучшие из возможных условий для налаживания существования без агрессии и войн?

Довольно неожиданно Михаилу Кураеву удалось рассказать о былом. Причина того, надо понимать, в его личном участии. Пусть ему удаётся поднимать исторические документы, создавать промежуточное между документальной и художественной литературой, но в качестве очевидца в нём следует признать мастера слова.

 По материалам сайта trounin.ru

Учитель русского языка и литературы Наталья Николаевна Болдырева предложила старшеклассникам выдержки из книг, представленных на выставке, для написания эссе к 75-летию Победы.

Больше о тех трагичных днях можно узнать из книг, представленных на выставке «Репортаж из блокадного Ленинграда» в фойе Псковской областной универсальной научной библиотеки.

Большую часть экспозиции составляют издания, рассказывающие о том, как блокада отразилась в творчестве композиторов, художников, скульпторов, фотографов, многие из которых оказались в то время в осажденном городе на Неве.

Посетители увидят и узнают о наиболее известных музыкальных произведениях и их авторах, скульптурах и архитектурных памятниках, картинах и плакатах, фотодокументах.

Среди представленных альбомов особо выделяется «Репортаж из блокадного Ленинграда. Фотографии военного корреспондента Сергея Струнникова». Выпускник Государственного техникума кинематографии в годы войны работал в газете «Правда», снимал на Западном, Брянском, Ленинградском, Первом Прибалтийском и других фронтах. Сделанные корреспондентом фотодокументы свидетельствуют о трагических днях осажденного Ленинграда зимой 1942-43 года, показывают подробности городского быта той поры. Часть снимков посвящена именно жизни детей в блокадном Ленинграде: «Школьница Алексеева Люся», «Тимуровец Виктор Смирнов», «Воздушная тревога, «Неспокойный сон», «Граждане города Ленина».

О музыкальном воспитании школьников и значении музыки в жизни населения повествует Андрей Крюков в своей книге «Ради спасения. Дети и музыка в осажденном Ленинграде». Автор пишет: «Детей-блокадников спасали всеми способами, не забывая о благотворной силе музыкального искусства. Велась отчаянная борьба за сохранение их жизней, но также, по возможности, оберегался и насыщался их внутренний мир».

При ее создании автор опирался на собственные воспоминания, так как его юность пришлась на военные годы. При этом он много лет работал в архивах и выявил ценные документы по избранной теме.

Книга сопровождается большим количеством фотографий блокадного времени. Все издания можно взять в отделе литературы по культуре и искусству!

Ваш комментарий

Даю свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"
Подтверждение