поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки
ЛитРес Библиотека
Электронно-библиотечная система Лань
Библиотека Grebennikon
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Акция "Подари ребенку книгу"
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Куннас Маури. The Beatles. Рождение легенды.
Куннас Маури. The Beatles. Рождение легенды.
Халлинг Ингмари. ABBA. История легенды
Халлинг Ингмари. ABBA. История легенды
Перез Себастьян. Элиза в сердце лабиринта
Перез Себастьян. Элиза в сердце лабиринта

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Мероприятия

Ирина Языкова: об истории иконописи и Марке Шагале

03 февраля 2020 13:28

В Пскове прошли лекции известного российского искусствоведа, богослова, проректора Библейско-Богословского института имени святого апостола Андрея Первозванного Ирины Константиновны Языковой

Первая лекция была посвящена творчеству знаменитого живописца, графика и поэта Марка Шагала.


«Можно сказать, что все его творчество было библейским посланием миру, художник верил, что должен рассказать людям о величии Творца и красоте мира, о любви и смерти, о небе и земле, созданными Богом на радость людям, - говорит о самобытном мастере Ирина Константиновна. - Искусствоведы будут еще долго искать истоки своеобразия шагаловского искусства, но сам художник был твердо уверен, что Бог поручил ему воспевать созданный Им мир, и он никогда не изменял этому призванию, он рано нашел свой язык и оставался верен себе всю свою жизнь»

Тема второй лекции -  история иконописи.

ХХ столетие вошло в историю, как век разрушения храмов, иконоборчества, гонений на церковь. Однако к концу столетия православная церковь вновь обретает свободу, а вместе с этим появляется возможность возрождения церковного искусства. Но каковы плоды этого возрождения? С чем вошло иконописание в III тысячелетие? Только ли с воспоминанием о великом прошлом Древней Руси и попытками вернуть былое величие или с новым видением традиции и творческими поисками нового языка? Как развивается икона в условиях свободы? Чему и как учат в иконописных школах? Как влияет массовая культура на развитие иконописания? Существует ли понятие «икона XXI века»?

На все эти вопросы Ирина Константиновна Языкова ответила в ходе лекции.  Она представила свои размышления о том, в каком состоянии мы находимся сейчас, через 20 лет после начала церковного возрождения, какие возможны дальнейшие шаги в искусстве, и с чем они связаны.

«Совершенно очевидно, что священное и литургическое искусство не статичны, они развиваются, - отметила искусствовед. - Увидеть в каком направлении идет это развитие, с какими проблемами сталкивается сегодня и литургическое, и внелитургическое искусство в самых разных формах – это одна из наших задач».

Ирина Константиновна рассказала об основоположнике иконописной школы Спасо-Преображенского Мирожского монастыря отце Зиноне, который долгое время работал в Пскове, и о современных мастерах – Александре  Соколове, Александре Чашкине, Александре Солдатове и Ирине Зарон. Искусствовед подчеркнула, что задача современного иконописца гораздо сложнее, чем просто перекопировать изображение святого лика. Он должен заложить новую традицию и привнести  что-то свое, несмотря на, казалось бы, жесткие рамки канона. Икона не пишется, а рождается - это, пожалуй, главное отличие иконописцев о современных художников.       

           

Сотрудники библиотеки подготовили для слушателей лекций выставку литературы. В частности, в фонде Псковской областной универсальной  научной библиотеки находится одна из книг Ирины Языковой «Со-творение образа. Богословие иконы».

Она обращена к самому широкому кругу людей, интересующихся проблемами христианского искусства. По мнению доктора филологических наук, профессора Сегедского университета в Венгрии Валерия Лепахина, автор удачно сочетает богословский и эстетический подходы. Благодаря этому изданию читатель откроет для себя мир иконы, которая, будучи окном в «мир иной», может помочь ему понять себя и свое предназначение в жизни.

Первоначально книга была написана как учебник для духовных школ, но оказалась востребованной иконописцами, студентами светских учебных заведений и просто людьми, интересующимися православным искусством. И до сих пор читательский интерес к ней не иссякает.

Понять и осмыслить творчество Марка Шагала поможет его документально-поэтичная автобиография «Моя Жизнь», которую он называл «романом своей жизни». Книга охватывает небольшой, но самый важный период времени, когда у мальчика появляется стремление рисовать. Мысли о творчестве переплетаются с теплыми воспоминаниями о родителях, историями и переживаниями из детства в Витебске.

В своей творческой деятельности мастер соприкасался с основными течениями в мировом искусстве – экспрессионизмом, кубизмом, футуризмом. Персонажи картин, эпизоды, вещи – все это может существовать лишь при определенном условии особого шагаловского сюжетообразования.  В произведениях соединяются одновременно и гротеск, и ирония, и мечта, и доброта: «Над городом», «Прогулка»«Я и деревня». Человек большой и доброй души, он как будто помогает нам оторваться от мирских забот и вместе с ним подняться над миром, над собой, ощутить себя в свободном полете.

На выставке представлено первое исследование наследия живописца на русском языке. Прежде только были опубликованы в 1918 году очерк искусствоведов Абрама Эфроса и Якова Тугендхольда и этюд теоретика  авангарда Бориса Аронсона в 1923 году.

Вниманию читателей предложен труд известного историка искусства и художественного критика Александра Каменского «Марк Шагал и Россия». Автор лично встречался с выдающимся мастером и состоял с ним в длительной переписке. Он считается первым советским исследователем II половины ХХ века, который поставил перед собой задачу системного изучения и рассказа о творческом пути одного из самых известных представителей авангарда.

Сам очерк Абрама Эфроса о Марке Шагале можно найти в сборнике эссе «Профили», посвященном русским художникам – современникам автора.

 Так же на выставке вниманию слушателей были предложены издания, которые содержат уникальный материал по иконографии, знание которого научит «прочитывать» иконы и постигать тайное значение, скрытое в них; книги и альбомы, знакомящие с историей различных школ иконописи и коллекциями икон музеев России.

В книге «Иконы России» собраны классические работы об иконописи и иконах величайших русских мыслителей и исследователей христианской культуры и древнерусского искусства: Евгения Трубецкого, Сергея Булгакова, Николая Покровского и других. Их сочинения дают целостное художественное, историческое и религиозное истолкование древнерусской иконы. Из них читатели могут прочитать, как создавались иконы и как понимать их символический язык, какое место они занимали в жизни русского человека, какие поверья и обычаи связаны с ними.

Академик Российской академии художеств Юрий Бобров в монографии «Основы иконографии древнерусской живописи» детально излагает систему живописного оформления православного храма, основные сюжетные циклы и варианты их изобразительной интерпретации в древнерусской живописи. Некоторые главы ученый посвящает происхождению и эволюции форм русского высокого иконостаса, сюжетам страстного цикла, персональным изображениям Иисуса Христа и Богоматери.

Отдельные исследования, представленные на выставке, посвящены выдающимся мастерам икон и фресок – Феофану Греку и Андрею Рублеву, чьи произведения занимают особое место как в русской, так и зарубежной культуре. Так же можно было познакомиться с альбомами репродукций их шедевров и материалами, повествующими о творческих периодах художников и раскрывающие их неоценимое значение в истории иконописи.

Добавим, Ирина Константиновна Языкова – искусствовед, богослов. Много лет она участвовала в программе по обследованию и паспортизации памятников церковной архитектуры и искусства, поставленных на государственный учет, в основном ее объектами были московские храмы и монастыри.

С 1991 года преподает в богословских вузах. Первым среди них был Общедоступный Православный Университет (ОПУ), основанный отцом Александром Менем в 1990 году. Затем в 1995 году перешла в Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ), который выделился из ОПУ как самостоятельный аккредитованный богословский вуз. Ныне она занимает в ББИ должность зав. кафедрой христианской культуры. С 2001 года преподает в Коломенской духовной семинарии, где читает курс по церковному искусству. С 2002 года преподает также в Российском православном институте св. Иоанна Богослова, на факультете церковно-исторической живописи. Ныне она декан этого факультета.

Добавим, что встреча прошла  при финансовой  поддержке Псковской  митрополии Русской  Православной  церкви.   

Наталья Грищенко, заведующая отделом литературы по культуре и искусству,

Елизавета Волкова, главный библиограф

Алевтина (05 февраля 2020 00:00)

Спасибо Наталье Грищенко за организацию и проведение таких мероприятий!

Ваш комментарий

Даю свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"
Подтверждение