поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки
ЛитРес Библиотека
Электронно-библиотечная система Лань
Библиотека Grebennikon
Библиотека Non-fiction
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Акция "Подари ребенку книгу"
БиблиоРоссика
Афиша выставок
Библиотека в социальных сетях

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Ниеми Микаель. Сварить медведя
Ниеми Микаель. Сварить медведя
Бине Лоран. Седьмая функция языка
Бине Лоран. Седьмая функция языка
Арамбуру Фернандо. Родина
Арамбуру Фернандо. Родина

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Мероприятия

Ирина Языкова: об истории иконописи и Марке Шагале

03 февраля 2020 13:28

В Пскове прошли лекции известного российского искусствоведа, богослова, проректора Библейско-Богословского института имени святого апостола Андрея Первозванного Ирины Константиновны Языковой

Первая лекция была посвящена творчеству знаменитого живописца, графика и поэта Марка Шагала.


«Можно сказать, что все его творчество было библейским посланием миру, художник верил, что должен рассказать людям о величии Творца и красоте мира, о любви и смерти, о небе и земле, созданными Богом на радость людям, - говорит о самобытном мастере Ирина Константиновна. - Искусствоведы будут еще долго искать истоки своеобразия шагаловского искусства, но сам художник был твердо уверен, что Бог поручил ему воспевать созданный Им мир, и он никогда не изменял этому призванию, он рано нашел свой язык и оставался верен себе всю свою жизнь»

Тема второй лекции -  история иконописи.

ХХ столетие вошло в историю, как век разрушения храмов, иконоборчества, гонений на церковь. Однако к концу столетия православная церковь вновь обретает свободу, а вместе с этим появляется возможность возрождения церковного искусства. Но каковы плоды этого возрождения? С чем вошло иконописание в III тысячелетие? Только ли с воспоминанием о великом прошлом Древней Руси и попытками вернуть былое величие или с новым видением традиции и творческими поисками нового языка? Как развивается икона в условиях свободы? Чему и как учат в иконописных школах? Как влияет массовая культура на развитие иконописания? Существует ли понятие «икона XXI века»?

На все эти вопросы Ирина Константиновна Языкова ответила в ходе лекции.  Она представила свои размышления о том, в каком состоянии мы находимся сейчас, через 20 лет после начала церковного возрождения, какие возможны дальнейшие шаги в искусстве, и с чем они связаны.

«Совершенно очевидно, что священное и литургическое искусство не статичны, они развиваются, - отметила искусствовед. - Увидеть в каком направлении идет это развитие, с какими проблемами сталкивается сегодня и литургическое, и внелитургическое искусство в самых разных формах – это одна из наших задач».

Ирина Константиновна рассказала об основоположнике иконописной школы Спасо-Преображенского Мирожского монастыря отце Зиноне, который долгое время работал в Пскове, и о современных мастерах – Александре  Соколове, Александре Чашкине, Александре Солдатове и Ирине Зарон. Искусствовед подчеркнула, что задача современного иконописца гораздо сложнее, чем просто перекопировать изображение святого лика. Он должен заложить новую традицию и привнести  что-то свое, несмотря на, казалось бы, жесткие рамки канона. Икона не пишется, а рождается - это, пожалуй, главное отличие иконописцев о современных художников.       

           

Сотрудники библиотеки подготовили для слушателей лекций выставку литературы. В частности, в фонде Псковской областной универсальной  научной библиотеки находится одна из книг Ирины Языковой «Со-творение образа. Богословие иконы».

Она обращена к самому широкому кругу людей, интересующихся проблемами христианского искусства. По мнению доктора филологических наук, профессора Сегедского университета в Венгрии Валерия Лепахина, автор удачно сочетает богословский и эстетический подходы. Благодаря этому изданию читатель откроет для себя мир иконы, которая, будучи окном в «мир иной», может помочь ему понять себя и свое предназначение в жизни.

Первоначально книга была написана как учебник для духовных школ, но оказалась востребованной иконописцами, студентами светских учебных заведений и просто людьми, интересующимися православным искусством. И до сих пор читательский интерес к ней не иссякает.

Понять и осмыслить творчество Марка Шагала поможет его документально-поэтичная автобиография «Моя Жизнь», которую он называл «романом своей жизни». Книга охватывает небольшой, но самый важный период времени, когда у мальчика появляется стремление рисовать. Мысли о творчестве переплетаются с теплыми воспоминаниями о родителях, историями и переживаниями из детства в Витебске.

В своей творческой деятельности мастер соприкасался с основными течениями в мировом искусстве – экспрессионизмом, кубизмом, футуризмом. Персонажи картин, эпизоды, вещи – все это может существовать лишь при определенном условии особого шагаловского сюжетообразования.  В произведениях соединяются одновременно и гротеск, и ирония, и мечта, и доброта: «Над городом», «Прогулка»«Я и деревня». Человек большой и доброй души, он как будто помогает нам оторваться от мирских забот и вместе с ним подняться над миром, над собой, ощутить себя в свободном полете.

На выставке представлено первое исследование наследия живописца на русском языке. Прежде только были опубликованы в 1918 году очерк искусствоведов Абрама Эфроса и Якова Тугендхольда и этюд теоретика  авангарда Бориса Аронсона в 1923 году.

Вниманию читателей предложен труд известного историка искусства и художественного критика Александра Каменского «Марк Шагал и Россия». Автор лично встречался с выдающимся мастером и состоял с ним в длительной переписке. Он считается первым советским исследователем II половины ХХ века, который поставил перед собой задачу системного изучения и рассказа о творческом пути одного из самых известных представителей авангарда.

Сам очерк Абрама Эфроса о Марке Шагале можно найти в сборнике эссе «Профили», посвященном русским художникам – современникам автора.

 Так же на выставке вниманию слушателей были предложены издания, которые содержат уникальный материал по иконографии, знание которого научит «прочитывать» иконы и постигать тайное значение, скрытое в них; книги и альбомы, знакомящие с историей различных школ иконописи и коллекциями икон музеев России.

В книге «Иконы России» собраны классические работы об иконописи и иконах величайших русских мыслителей и исследователей христианской культуры и древнерусского искусства: Евгения Трубецкого, Сергея Булгакова, Николая Покровского и других. Их сочинения дают целостное художественное, историческое и религиозное истолкование древнерусской иконы. Из них читатели могут прочитать, как создавались иконы и как понимать их символический язык, какое место они занимали в жизни русского человека, какие поверья и обычаи связаны с ними.

Академик Российской академии художеств Юрий Бобров в монографии «Основы иконографии древнерусской живописи» детально излагает систему живописного оформления православного храма, основные сюжетные циклы и варианты их изобразительной интерпретации в древнерусской живописи. Некоторые главы ученый посвящает происхождению и эволюции форм русского высокого иконостаса, сюжетам страстного цикла, персональным изображениям Иисуса Христа и Богоматери.

Отдельные исследования, представленные на выставке, посвящены выдающимся мастерам икон и фресок – Феофану Греку и Андрею Рублеву, чьи произведения занимают особое место как в русской, так и зарубежной культуре. Так же можно было познакомиться с альбомами репродукций их шедевров и материалами, повествующими о творческих периодах художников и раскрывающие их неоценимое значение в истории иконописи.

Добавим, Ирина Константиновна Языкова – искусствовед, богослов. Много лет она участвовала в программе по обследованию и паспортизации памятников церковной архитектуры и искусства, поставленных на государственный учет, в основном ее объектами были московские храмы и монастыри.

С 1991 года преподает в богословских вузах. Первым среди них был Общедоступный Православный Университет (ОПУ), основанный отцом Александром Менем в 1990 году. Затем в 1995 году перешла в Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ), который выделился из ОПУ как самостоятельный аккредитованный богословский вуз. Ныне она занимает в ББИ должность зав. кафедрой христианской культуры. С 2001 года преподает в Коломенской духовной семинарии, где читает курс по церковному искусству. С 2002 года преподает также в Российском православном институте св. Иоанна Богослова, на факультете церковно-исторической живописи. Ныне она декан этого факультета.

Добавим, что встреча прошла  при финансовой  поддержке Псковской  митрополии Русской  Православной  церкви.   

Наталья Грищенко, заведующая отделом литературы по культуре и искусству,

Елизавета Волкова, главный библиограф

Алевтина (05 февраля 2020 00:00)

Спасибо Наталье Грищенко за организацию и проведение таких мероприятий!

Ваш комментарий

Даю свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"
Подтверждение