поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Жибра Жан-Пьер. Отстрочка
Жибра Жан-Пьер. Отстрочка
Ларсон Эрик. В саду чудовищ. Любовь и террор в гитлеровском Берлине
Ларсон Эрик. В саду чудовищ. Любовь и террор в гитлеровском Берлине
Грабенстейн Крис. Библиотечная Олимпиада мистера Лимончелло
Грабенстейн Крис. Библиотечная Олимпиада мистера Лимончелло

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Виртуальные выставки

Времён переплетенье

05 мая 2014 12:01

Издания произведений Модеста Мусоргского и Николая Римского-Корсакова из библиотеки Василия Яшнева

 

В марте 2014 года исполняется 175 лет со дня рождения М. П. Мусоргского и 170 лет со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова. В своём творчестве оба композитора разрабатывали сюжеты из русской истории. Жизнь их связана с Псковской землей. Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в сельце Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне Куньинского района), здесь в Кареве и соседнем Наумове прошло его ранее детство, сюда он неоднократно возвращался. Композитора интересовали особенности народной жизни, интонации речи, фольклор. Глубоко волновала его история Псковской земли.В 1894 году Николай Андреевич Римский-Корсаков приехал в небольшое имение Вечаша неподалеку от станции Плюсса, известное как бывшее имение Огарёвой. Здесь его привлекает старый парк, озеро, живописные окрестности. Николай Андреевич начинает впоследствии регулярно приезжать сюда на летний отдых, хотя отдыхом пребывание в этих местах, столь полюбившихся ему, назвать можно только условно: здесь композитор много и плодотворно работает. Можно сказать, что здесь, в Плюсском крае, он нашел то, что давно искал: не только возможность работать вдали от городской суеты, но и многоцветье, многоголосье, полноту жизни русской природы. Римский-Корсаков обладал исключительной способностью глубоко чувствовать её внутреннюю жизнь, и все впечатления его исключительно чуткой натуры обретали богатую и многогранную музыкальную форму. На авторской партитуре «Золотого петушка» сохранились его заметки: «Мошкара жужжит на фа диез, пчела - на си, жуки - на ре, а шмели на до и до-диез». Вечаша и Любенск – два имения, которые связаны с именем великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Здесь рождались многие знаменитые произведения. В Любенске композитор обрел вечный покой.В Центре по работе с редкими и ценными документами ПОУНБ хранится библиотека ещё одного музыканта, жизнь которого неразрывно связана с Псковом – Василия Ивановича Яшнева. В декабре 2014 года исполняется 135 лет со дня его рождения.Примечательно: в Санкт-Петербургской консерватории в начале ХХ века Василий Яшнев учился у Николая Римского-Корсакова.

Объединяя этих трёх композиторов, жизнь которых связана с Псковским краем, представляем выставку наиболее интересных нотных изданий произведений М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова  из библиотеки В.И. Яшнева.

         

 

Мусоргский, Модест Петрович.   Сорочинская ярмарка [Ноты] : опера в 3 д. по Гоголю : перелож. для пения с фп. / сост. и прораб. по автографам композитора П. Ламм ; недостающие сцены досочинил В. Шебалин. - Клавир. - Москва : Музгиз, 1957. - 251, [1] с. Интересное издание 1957 года в твердом переплете и с цветными иллюстрациями. В приложениях помещены различные варианты сцен из оперы, что демонстрирует, как тщательно Мусоргский прорабатывал практически каждый эпизод своего сочинения.

Клавир напечатан по изданию 1933 года с некоторыми изменениями:а) Текст вокальных и хоровых партий, заголовков и примечаний даётся на русском языке;б) Сцена «Сонное видение паробка» из третьего действия оперы печатается с сопровождением фортепиано в две руки, сделанным по оригинальному тексту С. Э. Павчинским, в то время как в первом издании был помещен автограф М. П. Мусоргского, изложенный в четыре руки.

 

Мусоргский, Модест Петрович.   Песня Марфы Раскольницы [Ноты] : из нар. муз. драмы «Хованщина» ; сцена 2 : для меццо-сопрано [с фп.]. - Санкт-Петербург ; Москва : Василий Бессель и К, [1882]. - 5, [1] с. - (Хованщина : народная музыкальная драма в пяти действиях М. П. Мусорского, 4).Дореволюционное издание одной из сцен из оперы «Хованщина», выпущенное поставщиками двора Его Императорского Величества Василием Бесселем и К.  Год издания определен по цензурной метке: «Дозв. Цензурою. Спб, 8 Сентября 1882 г.»

Бессель, Василий Васильевич, основатель издательской фирмы «В. Бессель и К» в СПБ. Родился 13 апреля 1843 в Санкт-Петербурге; в 1865 окончил курс Санкт-Петербургской консерватории, в 1867—74 был альтистом петербургского балетного оркестра. В 1869 открыл вместе с братом Иваном Васильевичем музыкальную торговлю, а в 1871 нотопечатню. В 1872—77 издавал еженедельный журнал «Музыкальный листок», а в 1885—89 журнал «Музыкальное обозрение». Фирмой «В. Бессель и К» изданы многие крупные сочинения (в том числе и оперные партитуры) русских композиторов: Рубинштейна, Римского-Корсакова, Кюи, Мусоргского, Чайковского, Соловьева и других. Бессель состоял председателем «Русского Общества музыкальных издателей и торговцев нотами и музыкальными инструментами».

Мусоргский, Модест Петрович.   Полководец [Ноты] : [для пения с фп.] / сл. Графа Ар. А. Голенищева-Кутузова. - Санкт-Петербург ; Москва : Василий Бессель и К, [1882]. - 7, [1] с. - (Романсы и песни М. Мусоргского).Еще одно издание того же издателя. Опять же год издания определен по цензурной метке. Интересно то, что романс и посвящается графу Арсению Аркадьевичу Голенищеву-Кутузову, и он же является автором слов.

Мусоргский, Модест Петрович.   Забытый [Ноты] : баллада для голоса с фп. / сл. А. А. Голенищева-Кутузова ; ред. П. Ламм ; нем. текст Д. Усова. - Москва : Музгиз, 1937. - 5, [1] с. - (Полное собрание сочинений ; 13, Том 5. Выпуск 4). Довоенное издание небольшой баллады «Забытый». Текст баллады представлен на двух языках – русском и немецком. На обложке есть владельческая помета «Г. Веритнер?». Баллада посвящается В.В. Верещагину.

 

Мусоргский, Модест Петрович.   Сцена Марфы [Ноты] : (Гаданье) : из оперы «Хованщина» : для голоса с фп. (меццо-сопрано). - Москва : Музгиз, 1945. - 8 с.Сразу после войны, в 1945 году уже издают фрагмент из оперы М.П.Мусоргского.

 

Мусоргский, Модест Петрович.   Монолог Марины [Ноты] : («Скучно Марине...») : из оперы «Борис Годунов» : для меццо-сопрано в сопровожд. фп. - Москва : Музгиз, 1960. - 7, [1] с.В 50-е – 60-е годы выходит большое количество изданий отдельных партий из опер М.П. Мусоргского. Их можно назвать серией, т.к. они близки по дизайну – на обложке помещен портрет композитора. Некоторые из этих изданий есть и в библиотеке Василия Ивановича Яшнева.

 

 

 

Список нотных изданий произведений М. П. Мусоргского представлен здесь.

 

 Римский-Корсаков, Николай Андреевич.   Царская невеста [Ноты] : опера в 4 д. : [для пения с фп.] / Содержание заимствовано из драмы Л. Мея. Дополнительные сцены написаны Н. Ф. Тюменевым ; перелож. для фп. А. Н. Шефера ; рис. Антипов. - [Клавир]. - Лейпциг : М. П. Беляев, 1899. - 261, [1] с. - (Издания М. П. Беляева в Лейпциге).Подлинный шедевр нотоиздания с великолепным титульным листом, созданным художником А. Антиповым. Текст оперы приведён на русском и немецком языках.

Ноты выпущены М. П. Беляевым в Лейпциге.

     

 

Беляев Митрофан Петрович (1836—1903), музыкальный деятель, нотоиздатель. Родился в Петербурге. Богатый лесопромышленник, меценат, способствовал развитию русской музыки. В 1880—90-х гг. на музыкальных вечерах в доме Беляевых («Беляевские пятницы») собиралась группа петербургских композиторов, т.н. Беляевский кружок. В 1885 Беляев основал «Русские симфонические концерты», а также издательство «М. П. Беляев в Лейпциге» с нототорговой базой в Петербурге. Организатор Русских квартетных вечеров (1891), председатель общества камерной музыки (с 1898). Учредил для поощрения русских композиторов Глинкинские премии (1884), а также устраивал ежегодные конкурсы (с присуждением премий) за лучшее камерное инструментальное произведение (с 1892). После его смерти Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и А. К. Лядов составили Попечительский совет по управлению делами издательства и концертов.Римский-Корсаков, Николай Андреевич.   Псковитянка [Ноты] : опера в 3 действиях : полное переложение для пения с фортепиано : новая обработка (1894) / Н. Римский-Корсаков ; заимствована из драмы Л. Мея. - Клавир. - Санкт-Петербург ; Москва : Василий Бессель и К, [1894]. - II, XI, 209, [1] c.Особенно дорог псковичам клавир оперы «Псковитянка», выпущенный Поставщиком Двора Его Императорского Величества Василием Бесселем и К.

«Псковитянка» — первая опера Николая Римского-Корсакова. В опере три действия, шесть картин. Либретто написано самим композитором на сюжет одноимённой драмы Льва Мея. Впервые поставлена в Мариинском театре Санкт-Петербурга под управлением Эдуарда Направника в 1873 году, переработана композитором в 1894 году.

В работе над либретто к опере некоторую помощь Римскому-Корсакову оказал П. И. Чайковский, приславший Корсакову уже готовое либретто по драме Мея, из которого Римский-Корсаков решил использовать некоторые фрагменты в третьем действии своего либретто.

Тексты двух женских хоров из третьего действия написал М. П. Мусоргский.

                                                 

 

Римский-Корсаков, Николай Андреевич.   Боярыня Вера Шелога [Ноты] : муз.-драматический пролог к драме Л. Мея «Псковитянка» с сохранением стихов его : Соч. 54 / перелож. для фп. и голосов Надежды Римской-Корсаковой. - [Клавир]. - Москва : Государственное издательство Музыкальный сектор, 1929. - 49, [1] с.Есть в нотной библиотеке В.И. Яшнева и клавир пролога  к драме Л. Мея «Псковитянка» - «Боярыня Вера Шелога».

«Боярыня Вера Шело́га» — одноактная опера Николая Римского-Корсакова. Написана в 1898 году. Либретто составлено композитором при участии Всеволода Крестовского и Модеста Мусоргского по первому действию пьесы Льва Мея «Псковитянка». Может исполняться и как самостоятельное произведение, и в качестве пролога к опере «Псковитянка», написанной по остальным четырём действиям драмы Мея.

Некоторые музыкальные фрагменты, вошедшие в «Боярыню Веру Шелогу», были созданы композитором ещё до того, как возник замысел всей оперы. Центральный раздел оперы — рассказ Веры — и концовка были вчерне набросаны для не доведённой до конца второй редакции «Псковитянки» (1876—1878). Первая постановка состоялась в Москве в театре Солодовникова 27 декабря 1898 года. Далее опера ставилась в Петербурге (1899), в Москве на сцене Большого театра (вместе со «Псковитянкой», 1901), на сцене Мариинского театра (также вместе со «Псковитянкой», 1903).

Существует переложение оперы для фортепиано и голосов, сделанное женой композитора Надеждой Римской-Корсаковой. Именно это переложение и хранится в фонде Центра по работе с редкими и ценными документами.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич.   Майская ночь [Ноты] : опера в 3 д. (из повести Гоголя) : [для пения с фп.] / Deutsche Uebersetzung von A. Bernhard. - Клавир. - Лейпциг : М. П. Беляев, [между 1885 и 1899]. - 368 с.По словам Римского-Корсакова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя с детства были его любимой книгой, а «Майская ночь» нравилась ему больше других повестей. Мысль использовать её сюжет для оперы была подсказана летом 1872 года будущей женой, которой опера и была впоследствии посвящена. Работа началась летом 1877 года. Композитор написал план и либретто «Майской ночи», «держась в точности сюжета Гоголя и поскольку возможно сохраняя его разговорный текст, имеющийся в изобилии в его повести».

Интересное издание этой оперы, выпущенное издательством М. П. Беляева в Лейпциге хранится в библиотеке В. И. Яшнева.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич.   Снегурочка [Ноты] : опера в 4 д. с прологом : перелож. для пения с фп. / по весенней сказке А. Н. Островского. - [Клавир]. - Москва : Музгиз, 1959. - 444 с.В начале семидесятых годов 19 века Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления. «В зиму 1879—1880 годов, — вспоминал композитор, — я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна».

Опера сочинялась летом 1880 года. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой лёгкостью и быстротой, как «Снегурочка».

В 1881 году опера была завершена. В письмах к друзьям композитор писал: «Заканчивая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и композитором, ставшим окончательно на ноги». Премьера, состоявшаяся 29 января (11 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом, неудержимо страстной героини сказки». А Римский-Корсаков сказал: «Я вынес убеждение, что «Снегурочка» - это мое лучшее произведение».

Римский-Корсаков, Николай Андреевич.   Четыре романса [Ноты] : соч. 50 : с сопровожд. фп. / сл. А. Майкова. - Лейпциг : М. П. Беляев, 1898. - 14 с. - (Издания М. П. Беляева в Лейпциге). Как всегда красивое, хоть и небольшое издание М.П. Беляева с рамками и виньетками.

                 

 

Римский-Корсаков, Николай Андреевич.   Песня веденецкого гостя [Ноты] : из оперы "Садко" : для голоса с фп. (баритон). - Москва : Музгиз, 1938. - 7, [1] с. - (Серия вокальных пьес из опер русских композиторов). Довоенное небольшое издание, которое интересно дарственной надписью: «На память из Новосибирска твой Валя. 22.1.43 г.»

                                  

 

Римский-Корсаков, Николай Андреевич.   Основы оркестровки [Ноты]  : с партитурными образцами из собственных сочинений : 2 (партитурные образцы) / под ред. Максимилиана Штейнберга. - Берлин ; Москва ; Санкт-Петербург : Российское музыкальное издательство, 1913 (Спб., Вас. остр., 5 лин., 28 : М. М. Стасюлевича). - 333, III с.

Российское музыкальное издательство (РМИ, фр. Editions Russes de Musique) — издательство, созданное в 1909 году дирижёром Сергеем Кусевицким и его женой Наталией. У истоков издательства стоял также Сергей Рахманинов, в личных беседах с которым у Кусевицкого сложилась эта идея.

Первоначально предполагалось, что издательство будет своего рода кооперативным предприятием композиторов, однако в таком виде проект оказался нереалистичным, и 25 марта 1909 года Кусевицкий зарегистрировал издательство как своё, совместное со своей женой Наталией Константиновной (приданое которой и составляло основу средств Кусевицкого). Регистрация издательства в Берлине была связана с тем, что Российская империя не подписала Бернскую конвенцию, тогда как при публикации в Германии права авторов и издателей охранялись по всему миру. Собственно печать в значительной степени также проходила в Германии (в Лейпциге). Совет издательства собирался, однако, в Москве, где жил Кусевицкий. В дальнейшем отделения издательства открылись также в Париже, Лондоне и Нью-Йорке.

Особенностью работы Российского музыкального издательства был коллегиальный характер принимаемых решений. Произведения принимались к публикации советом издательства, в который входили Кусевицкий, Рахманинов, Николай Метнер, музыковед Александр Оссовский и управляющий делами Николай Струве, а на определённых этапах также Александр Скрябин, Александр Гедике и Леонид Сабанеев.

Помимо многочисленных нотных изданий, в 1913 году Российское музыкальное издательство выпустило этапный труд Н. А. Римского-Корсакова «Основы оркестровки с партитурными образцами из собственных сочинений» (под редакцией М. О. Штейнберга).

Вторая часть этого издания хранится в Центре редкой книги Псковской областной библиотеки.

С 1920 года Российское музыкальное издательство работало преимущественно в Париже. В 1938-м его приобрело британское издательство «Boosey & Hawkes».

 

Ястребцев, Василий Васильевич.   Николай Андреевич Римский-Корсаков : Воспоминания. Т. 2 : 1898-1908 / ГНИИ театра, музыки и кинематографии ; общ. ред. А.В. Оссовского. - Ленинград : Музгиз, 1960. - 632, [2] с., 13 л. ил.В завершении нужно упомянуть книгу воспоминаний о Н. А. Римском-Корсакове Василия Васильевича Ястребцева.

На протяжении всей жизни Василия Ястребцева его главным увлечением была музыка. Решающее влияние на него в этом увлечении оказала мама Алина Андреевна. У них были общие музыкальные пристрастия – Шопен, Лист, Берлиоз, Вагнер, Чайковский, Римский-Корсаков, нередко они вместе посещали концерты, бывали в театрах, на музыкальных собраниях у Н. А. Фриде, на «Веймарских вечерах» у М. А. Балакирева, на музыкальных вечерах у Н. А. Римского-Корсакова. В их доме собираются друзья Василия Васильевича - В. И. Бельский, С. К. Булич, А. Т. Гречанинов, И. И. Лапшин, Н. Ф. Финдейзен, Н. М. Штруп и другие. Все они в той или иной степени были связаны с жизнью и творчеством Римского-Корсакова, а кружок этот обрел название «фанатиков русской музыки».

Главным предназначением Ястребцева стала музыка, олицетворенная в творчестве Николая Андреевича Римского-Корсакова. Личное знакомство Ястребцева с Римским-Корсаковым произошло в октябре 1891 года. Но переворот в его сознании совершился еще в 1889 году, а именно 16 января, когда он впервые познакомился с оперой Римского-Корсакова «Снегурочка». «Этот день в моей жизни создал новую эру, - вспоминал Ястребцев. – Я сразу, почти инстинктивно, почувствовал все её превосходство над «Онегиным», которому в то время всецело поклонялся… я был положительно эстетически перерождён»

Сближение Ястребцева с Римским-Корсаковым происходит в 1891-1893 годы, во время остро переживавшегося композитором творческого кризиса, философских поисков, попыток переосмыслить свои художественные принципы. Ястребцев становится историографом композитора: фиксирует этапы, даты создания произведений - составляет хронографы сочинения сцен и эпизодов из опер, собирает данные об источниках музыкальных тем, отыскивает связи их с фольклором. Общение их становится всё более доверительным. Ястребцев - частый посетитель дома Римских-Корсаковых, летом его приглашают погостить на даче. Шесть раз Василий Ястребцев приезжал в Вечашу и Любенск, проводил по несколько дней в семье композитора. Благодаря живым свидетельствам Василия Васильевича мы имеем представление о жизни композитора, его творческих планах, об истории создания и постановках его произведений. В 1959-1960 гг. вышли в свет его уникальные по содержанию и по характеру «Воспоминания», без изучения которых в дальнейшем и по настоящее время не может обойтись ни один автор как научной, так и популярной работы, посвящённой Римскому-Корсакову.

Книги 

Поляновский, Георгий Александрович.   Н.А. Римский-Корсаков : популярный очерк / Комитет по делам искусств при Совете министров РСФСР. - М. ; Л. : Музгиз, 1946. - 13, [1] с. Янковский, Моисей Осипович.   Римский-Корсаков и революция 1905 года. - М. ; Л. : Музгиз, 1950. - 130, [1] с., 3 л. ил. Список нотных изданий произведений Н. А. Римского-Корсакова представлен здесь.

В библиотеке В. И. Яшнева хранится 25 изданий произведений М. П. Мусоргского и 61 издание произведений Н. А. Римского-Корсакова. (Как можно заметить, произведениям своего учителя Николая Римского-Корсакова Василий Яшнев отдавал явное предпочтение).

Некоторые произведения представлены несколькими экземплярами. Надеемся, читателей заинтересует виртуальная выставка, с какими-то изданиями вы, возможно, захотите познакомиться в Центре по работе с редкими и ценными документами Псковской областной универсальной научной библиотеки. Контакты: Тел.:  8(8112) 72-84-07 E-mail:  rare@60.ru