поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Бобкова Зоя. С нами – из «Бессмертного полка»
Бобкова Зоя. С нами – из «Бессмертного полка»
Подопригора Борис. Запомните нас живыми
Подопригора Борис. Запомните нас живыми
Максютов Тимур. Офицерская баллада.
Максютов Тимур. Офицерская баллада.

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Виртуальные выставки

«Тритон»

20 мая 2014 12:01

«Тритон» — кооперативное издательство в Ленинграде, выпускавшее ноты и книги по музыке и действовавшее с 1925 по 1936 год. Сыграло большую роль в публикации малых форм классической русской и зарубежной музыки, сочинений советских композиторов и музыковедов, в первую очередь ленинградских.

Идея создания издательства возникла у ленинградского музыкально-общественного деятеля В.И. Яшнева на фоне введения нэпа и бурного развития частной инициативы в области мелкой промышленности и торговли, а также всё возрастающей потребности в печатании нот и образовательных материалов по музыке.

В 1925 утверждён устав кооператива, в разработке которого помимо Яшнева приняли участие его жена, М.А. Никитина, имевшая подобный опыт (в 1923 она открыла нотный магазин и при нём «Русское музыкальное издательство», просуществовавшее чуть больше года и выпустившее несколько незначительных изданий), Б.В. Асафьев и В.Г. Каратыгин.

На  эмблеме издательства помещается изображение тритона-земноводного и нотной записи тритона-интервала.

Размышляя о символике эмблемы издательства, можно упомянуть, что тритон (итал. tritono — состоящий из трёх тонов) — особый музыкальный интервал объёмом в три тона.

Тритон является сильным диссонансом. Будучи ярким и остро тяготеющим интервалом, тритон часто используется для подчёркивания важных моментов композиции, в том числе при переходе в другие тональности. 

Интересно, что католическая церковь в средние века осуждала использование этого музыкального интервала, считалось, что это сочетание нот дьявольское. Нарушитель имел большие шансы угодить в подвалы инквизиции и иметь разъяснительную беседу.

 

Нотный магазин издательства «Тритон» находился сперва по адресу Литейный проспект (тогда — пр. Володарского), д. 43, а вскоре переехал на Невский проспект д. 50 в бывший дом баронессы А.П. Кусовой (угол Невского пр. и улицы Садовой).

Дом Тритона

Помимо продажи собственных изданий «Тритона» магазин осуществлял комиссионную торговлю нотами.

БирюлькиСреди первых изданий «Тритона» — «Очерки по методике фортепиано» М.Н. Бариновой, детские фортепианные пьесы.

По заказу издательства Самуилом Майкапаром были написаны «Бирюльки», переиздававшиеся неоднократно и занявшие на многие годы особое место в фортепианном педагогическом репертуаре.

Выпускалась серия пьес под редакцией С. Гинзбурга «Старые мастера XVII—XVIII столетий в обработках для скрипки и виолончели с роялем В. Бурместера, Ф. Крейслера, А. Моффата и др. под редакцией С. Гинзбурга». Всего в серии было выпущено более 50 произведений зарубежных композиторов, в т.ч. и малоизвестных музыкальной публике.

Издавались «Тритоном» песни и романсы классиков, арии из опер, фортепианные пьесы Альбениса, Регера, Шимановского.

 

В издательстве вышли музыкально-теоретические пособия Ю. Тюлина, М.Г. Климова, С. Соловьёва, самоучители и сборники пьес для гармоники-баяна, гитары, мандолины, домры и духовых инструментов, составленные видными ленинградскими педагогами.

В 1931-1934 гг. выходили многотомные серии «Репертуар балалаечника» и «Репертуар духовых оркестров».

 

ЯшневВыпуск «Тритоном»  большого количества учебной литературы и сборников пьес для гитары, стало значительным фактором, благоприятствовавшим становлению гитарного исполнительства. И в этой области, конечно, нужно отметить работу Василия Ивановича Яшнева и как инициатора создания издательства, и как автора учебных пособий.

Василий Иванович Яшнев во второй пол. 20-х гг. 20 века начинает преподавать в Ленинградском Дворце пионеров, где обучение на гитаре начиналось с 8-10 лет. Так, в дальнейшем, из Дворца пионеров выйдут такие гитаристы, как Лилиана Седлецкая, Евгений Большаков, Евгения Успенская, Борис Павлов – все они начинали учиться гитаре у В.И. Яшнева.

Учебного материала не хватало, и кооперативное издательство "Тритон" начинает в 1934 году печатать этюды и пьесы Каркасси, Карулли, Джульяни, Тарреги, а также упражнения в аккордах, этюды и аранжировки, сделанные П.И.Исаковым.

 

Впервые Д. Шостакович сыграл «Афоризмы» в ленинградских концертах Ассоциации современной музыки. Публика, и профессионалы встретили это произведение весьма холодно, даже произошел  разрыв отношений между Шостаковичем и Штейнбергом, уже не признававшим тех направлений, которые интересовали его ученика. Зато Борис Асафьев, сотрудничавший с издательством «Тритон» оказался горячим поклонником «Афоризмов». «Мне больше нравятся его [Шостаковича] фортепианные вещи последнего периода, где звучит ищущая, беспокойная мысль», — писал критик. К сожалению, это был, пожалуй, единственный авторитетный голос, положительно оценивший эксперименты молодого композитора.

Издательство «Тритон» опубликовало «Афоризмы» Д. Шостаковича [1929 год].

Учитывая, то, что издательство работало в советском государстве, избежать публикации «идеологически выдержанных» произведений было невозможно. Особое место занимает специальная «Серия произведений революционных композиторов Запада», под редакцией М. Друскина.

 

В декабре 1928 года издательство «Тритон» выпустило в свет книгу Михаила Семеновича Друскина «Новая фортепианная музыка с систематическим обзором современной фортепианной литературы» (работа над книгой шла с октября 1926-го по август 1927 года).

 

Председателем правления издательства «Тритон» много лет неизменно избирался Ю.А.Шапорин, секретарём — Ю.Я. Вайнкоп.

Ответственными редакторами издательства работали Н.Н. Загорный, П.Б. Рязанов.

В 1934-1937 Петр Борисович Рязанов был избран в члены правления издательства «Тритон» по разделу советской музыкальной литературы и современной западноевропейской вокальной литературы, а также стал ответственным редактором по разделу вокальной литературы советских авторов. Под его редакцией вышли произведения И. Брамса, «Избранные песни» Р. Франца и др. 

Б.Л. Вольман работал редактором издательства "Тритон", где в 1932 году в качестве ответственного и технического редактора участвовал в выпуске серии сборников пьес Бетховена, Баха, Грига в переложениях для гитары П.И. Исакова. 

Техническими редакторами работали С. А. Затеплинский, Д. П. Кононович.

Лучшим гравёром издательства был Чернов, впоследствии перешедший на работу в Монетный двор.

 

В 1932 году в Ленинграде открылось отделение Центрального музыкального издательства (Музгиза), составившее серьёзную конкуренцию издательству «Тритон». Согласно очерку Б. Вольмана, работа двух издательств, преследующих одни и те же цели, была признана нецелесообразной, и в 1936 издательство «Тритон» самоликвидировалось. После закрытия издательства его «капитал» в виде награвированных досок был передан Музгизу. Это можно видеть по номерам досок нотных изданий, выпускавшихся Ленинградским отделением Музгиза в 1936 году: они всё ещё содержат аббревиатуру «Т.», указывающую на «Тритон». В 1937 году «Т.» сменилось на «Л. О.» («Ленинградское отделение»), однако сами цифры продолжали нумерацию изданий, начатую в «Тритоне». И лишь в 1939 году номера досок включились в единую серию с Московским отделением Музгиза.

 

ДрускинНакануне закрытия издательства в 11 номере журнала «Советская музыка» за 1935 год была опубликована статья М.С. Друскина «Издательство «Тритон», в которой подчеркнуто «определенное отставание массового раздела в издательском плане «Тритона»» и недостаточность издания нот детского репертуара.

Но, здесь же, отмечается и положительный опыт работы, приветствуется создание репертуара для смычковых инструментов, вокала, фортепиано и даже для колхозной эстрады?! Интересным начинанием издательства М. Друскин называет выпуск песен советского (и зарубежного) кино, получивших массовое распространение.

 

Указывает автор и на повышение качества выпускаемой продукции, поиски издательства в области нового художественного оформления.

Одновременно заметка М. Друскина, напечатанная за год до закрытия издательства, рассказывает об обширных издательских планах «Тритона», которые вряд ли составлялись бы, если б необходимость самоликвидации издательства была очевидна. Количество упоминаний издательства «Тритон» в центральном музыкальном журнале «Советская музыка» за 1935 год говорит о том, что издательство, находилось в самом расцвете, искало новые пути, и было в состоянии продолжать свою деятельность. Поэтому настоящей причиной закрытия «Тритона», видимо, стала государственная экономическая политика, вытеснявшая частую инициативу.

 

«Тритон» просуществовал десять лет. В 1935 го­ду был выпущен каталог, который подвел итоги деятельности издательства. Выпущено 70 книг и брошюр и около 700 музыкаль­ных произведений. В книге «Музыка и музыканты Ленин­града» (Советский композитор, 1972 г.) итогам работы «Тритона» дается такая оценка:   «Прини­мая во внимание, что в выпуске изданий, в качестве авторов, составителей, редакторов и т.п., участвовали известные компо­зиторы, музыковеды и педагоги, следует признать немалые за­слуги «Тритона» в публикации произведений советской музыки малых форм, пополнении советского педагогического и концерт­ного репертуара рядом ценных произведений и методических тру­дов, популяризации знаний о музыке и ее крупнейших предста­вителях.

В меру своих сил и возможностей издательство «Три­тон» содействовало развитию советской музыкальной культуры».

 

В каталоге Российской государственной библиотеки представлены 1265 нотных изданий «Тритона» и 15 книг.

Псковская областная универсальная научная библиотека не может похвастаться таким большим количеством  издательской продукции «Тритона», но и в наших фондах они есть. Всего около двадцати и 13 из них сосредоточены в библиотеке В.И. Яшнева (инициатора создания издательства «Тритон»), которая хранится в Центре редкой книги ПОУНБ.

Представляем здесь эти издания, которые демонстрируют музыкальные пристрастия их владельца – Василия Ивановича Яшнева.

 

Штелин, Якоб Яковлевич.
   Музыка и балет в России XVIII века / пер. с нем. и вступ. ст. Б.И. Загурского, под ред. и с предисл. Б.В. Асафьева. - Л. : Тритон, 1935. - 189, [1] с.

      

Это единственная книга издательства «Тритон» в фонде Центра редкой книги.

Даже «в современной истории европейского искусствознания страницы, отведённые историографии русского искусства в XVIII веке, заполнены весьма скудно... До последнего времени считалось, что Россия в этой области была глухой окраиной... То, что совершил Якоб Штелин, не имеет аналогий в европейской литературе XVIII века по истории искусства. Никто в Западной Европе не мог тогда даже подумать о постановке подобной цели — написания «истории всех художеств» своей страны. Штелин, взявшийся за этот титанический труд, не был кабинетным учёным, глядевшим на мир из окна своего особняка и покрывавшим бисером готической вязи сотни листов ин-фолио ради перечисления сведений, почерпнутых из других источников. Пятьдесят лет он неустанно содействовал своим талантом, обширными знаниями и безмерным трудолюбием развитию искусства в России и закреплял на бумаге то, что за это время увидел, узнал и услышал. Ценность и значение записок Штелина определяются прежде всего тем, что он сделал первую попытку создания истории русского искусства XVIII века. Его рукописи — единственное свидетельство современника о многих фактах и явлениях художественной жизни России того времени — позволяют проследить смену вкусов, тенденций и художественных ценностей в русском искусстве на протяжении нескольких десятилетий. Написанные ярким, образным языком, полные точных наблюдений и характеристик, хотя и довольно лаконичные, они в каждой строчке заключают большой фактический материал, который сегодня не всегда сразу поддаётся пониманию и нередко нуждается в подробном комментировании.» - пишет в своей работе «Записки Якоба Штелина. Об изящных искусствах в России. В 2-х томах» (1990 г.) ведущий специалист Российского государственного исторического архива, многие годы потративший на изучение наследия Якоба Штелина, Константин Владимирович Малиновский.

Тем значимее для отечественного музыкознания был выпуск этих записок издательством «Тритон» еще в ныне далеком 1935 году.

Издание включает: предисловие редактора Б. Асафьева, статью Б. Загурского «Музыкальная культура в России XVIII века» и записки Якоба Штеллина – «Известия о музыке в России», «Известия об искусстве танца и балетах в России». В книге помещены 16 иллюстраций.

Ноты

Брамс, Иоганнес.
   На берегу моря [Ноты] : дуэт (сопрано и альт) : [для пения с фп.] : Op. 66 № 3 / под ред. Адольфа Мерович ; сл. Хельти ; рус. текст В. Коломийцова. - Ленинград : Тритон, 1936. - 6 с. - (Вокальные ансамбли ; № 7, 2-я серия).

 

Вагнер, Рихард.
   Две песни Вальтера [Ноты] : из оперы "Нюренбергские мейстерзингеры" / обраб. для концерт. исполн. П. Фельдт ; пер. В. Коломийцова. - Ленинград : Тритон, 1934. - 19, [1] с. - (Оперный репертуар вокалиста)

 

Василенко, Сергей Никифорович.
   Армянская серенада [Ноты] : [для пения с фп.] : Op. 45 № 3 (1921 г.) / сл. В. Брюсова. - Ленинград ; Москва : Тритон, [между 1925 и 1936]. - 7, [1] с.

 

Василенко, Сергей Никифорович.
   Предчувствие [Ноты] : [для пения с фп.] : Op. 45, № 2 (1921 г.) / сл. Тэффи. - Ленинград ; Москва : Тритон, [между 1925 и 1936]. - 5, [1] с.

 

Вольф, Гуго.
   Гимн Вейлы [Ноты] : [для пения с фп.] / сл. Мерике ; в эквиритм. пер. Виктора Коломийцова. - Москва ; Ленинград : Тритон, [между 1925 и 1936]. - 3, [1] с.

 

Серия «Вокальный репертуар. Собрание вокальных пьес иностранных композиторов» представлена тремя изданиями:

 

Григ, Эдвард.
   Эрос [Ноты] : для голоса с фп. : Op. 70. № 1 / рус. текст В. Коломийцова. - 2-е изд. - Ленинград : Тритон, 1935. - 5, [1] с. - (Вокальный репертуар. Собрание вокальных пьес иностранных композиторов).

Лист, Ференц.
   Канцона [Ноты] : [для пения с фп.] / сл. Ф. Фрейлиграт ; эквиритмический перевод В. Коломийцова. - 2-е изд. - Ленинград : Тритон, 1934. - 7, [1] с. - (Вокальный репертуар. Собрание вокальных пьес иностранных композиторов).

Моцарт, Вольфганг Амадей.
   Колыбельная [Ноты] : [для голоса с фп.] / сл. Вс. Рождественского. - 2-е изд. - Ленинград : Тритон, 1933. - 3, [1] с. - (Вокальный репертуар. Собрание вокальных пьес иностранных композиторов).

   

    

Пуччини, Джакомо.
   Монолог Чио-Чио-Сан [Ноты] : из 2 акта оперы "Мадам Беттерфляй" / пер. Виктора Коломийцова. - Ленинград : Тритон, 1930. - 5, [1] с.

 

Россини, Джоаккино.
   Рыбная ловля [Ноты] : ноктюрн на два голоса : (метастазио) / под ред. Адольфа Мерович ; рус. текст В. Коломийцова. - Ленинград : Тритон, 1934. - 8 с. - (Вокальные ансамбли).

 

Шапорин, Юрий Александрович.
   Под небом голубым [Ноты] : для голоса и фп. : op. 10 № 3 / стихи А. С. Пушкина . - Ленинград : Тритон, 1934. - 7 с. - (Юр. Шапорин. Пять песен для голоса и фортепиано, 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яшнев, Василий Иванович.
   Школа-самоучитель для мандолины по нотной и цифровой системе [Ноты] . - изд.-е вновь перераб. автором. - Ленинград : Тритон, 1930. - 23 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

  • Тритон (издательство) : материал из Википедии – свободной энциклопедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E8%F2%EE%ED_(%E8%E7%E4%E0%F2%E5%EB%FC%F1%F2%E2%EE)
  • Друскин М. Издательство «Тритон» // Советская музыка.— 1935, № 11.— С. 90-93.
  • Вольман Б. Музыкальное издательство «Тритон» // Музыка и жизнь. Музыка и музыканты Ленинграда.— Л.: Советский композитор, 1972.