Личный кабинет
 Межбиблиотечный абонемент  Заимствование
 поиск по базам библиотеки  поиск по сайту




Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Дары «Русского запада»: Евгений Примаков. Собрание сочинений
Дары «Русского запада»: Евгений Примаков. Собрание сочинений
Валерий Турчин От романтизма к авангарду. Лица. Образы. Эпоха. Т.1
Валерий Турчин От романтизма к авангарду. Лица. Образы. Эпоха. Т.1
Социальная политика в России и Китае
Социальная политика в России и Китае

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Виртуальные выставки

Русские изобретатели

14 октября 2015 19:08

Современные достижения науки и техники стали возможны благодаря творчеству и созидательной деятельности многих поколений людей. В разные исторические времена человек постепенно познавал законы природы, делал различные изобретения, вел упорную борьбу за новые идеи.

С рождения нас окружают машины, приборы, механизмы. Мы даже не замечаем, что техника рядом с нами, всегда готова к нашим услугам. На протяжении тысячелетий бесчисленное количество поколений постепенно, шаг за шагом подчиняло силы природы, осваивало обширные земные и водные просторы, создавало орудия и средства для производства материальных благ. Творцы первых рабочих машин периода промышленной революции, деятели науки и техники прошлого столетия кропотливо и напряженно изучали явления и законы природы и на их основе создавали все новые и новые технические средства.

Судьбы изобретателей непостижимы. Судьбы изобретателей всегда трудны.

В великих открытиях и завоеваниях современной науки и техники есть вклад известных русских изобретателей: И. П. Кулибина, И. И. Ползунова, П. Н. Яблочкова.

 

Кулибин И. П.

Кулибин Иван Петрович – это великий, русский изобретатель, механик – самоучка (1735-1818), сын нижегородского мещанина. Его фамилия давно стала в русском языке именем нарицательным  — так называют любого предприимчивого и изобретательного человека.

Его исключительные способности проявились очень рано и разнообразно. Пылкая натура изобретателя раскрывалась всюду. В саду отцовского дома был гнилой пруд. Юный Кулибин придумал гидравлическое устройство, при котором вода с соседней горы собиралась в бассейн, оттуда шла в пруд, а лишняя вода из пруда выводилась наружу, превращая пруд в проточный, в котором могла водиться рыба. Особенно много внимания учёный Кулибин уделил работе над часами.     

После нескольких лет упорного труда учёный построил в 1767 году удивительные часы. «Видом и величиною между гусиным и утиным яйцом», они были заключены в затейливую золотую оправу. Часы были столь замечательны, что были приняты в дар императрицей Екатериной II. Они не только показывали время, но и отбивали часы, половины и четверти часа. Кроме того, в них был заключён крохотный театр-автомат. На исходе каждого часа отворялись створчатые дверки, открывая златой чертог, в котором автоматически разыгрывалось представление.

При помощи обыкновенных зеркал Кулибин осветил темные переходы Царскосельского дворца, устроил электрофоны карманные, водяные мельницы особой системы.

В 1801 году Кулибин отстранён от обязанностей механика при Академии Наук. Почти всеми забытый и обедневший (пожар в 1813 году лишил его почти всего имущества), Кулибин  в 1814 году представил проект железного трехсотметрового одноарочного моста через Неву.

 Иван Петрович был консервативен в привычках и домашнему быту. Никогда не курил, не играл в карты и писал удивительные стихи.

 

 Артоболевский И.И. Русский изобретатель и конструктор – Кулибин / И. И. Артоболевский.- Москва : Молодая гвардия, 1946. – 24 с.

«...Трагична судьба Кулибина и его изобретений. Она характерна для большинства русских самородков-изобретателей. Талантливые самоучки, которыми так богата была русская земля, задыхались под гнетом чиновничьего равнодушия. Имя Кулибина сохранилось в истории развития русской науки и техники. Десятки же имен гениальных сынов русского народа остались неизвестными. Царское правительство видело в них, в лучшем случае, как это было с Кулибиным, затейников и выдумщиков, умеющих своими изобретениями развлекать царей и их окружение.

Окружавшее изобретателей общество считало их чудаками. Только некоторые выдающиеся умы того времени умели разгадывать всю глубину и значение их творчества».

 

Кочин Н. Кулибин / Н. Кочин. – Горький : Волго-Вятское книжное издательство, 1985. - 192 с.

«...Изобретательскую мысль и техническое творчество, науку и дерзания разума Кулибин любил нежно, безраздельно и открыто. Он зорко следил за тем, что делают другие изобретатели.

Своим творчеством он отражал рост прогрессивных явлений в русской промышленности, своим уменьем обязан был технической практике своего времени, своим знаниям - ученой русской интеллигенции.

Русское народное творчество было почвой, на которой он вырос. Всю жизнь он впитывал опыт «работных людей», безвестных мастеров, кустарей, ремесленников, «умельцев» столицы и волжской провинции».

Пипуныров В.Н. Иван Петрович Кулибин. Жизнь и творчество / В.Н. Пипуныров. – Москва : Машгиз, 1955. - 187 с.

«…Иван Петрович Кулибин в течении ряда лет работал над карманными планетными часами, а затем над часами, имеющими «арнольдово расположение», или карманным хронометром. Над этим хронометром он особенно упорно работал в период с 1796 по 1801 год. В эти годы Кулибин проводил большую работу по изысканию наиболее удовлетворительного и надежного спускового механизма и компенсационного баланса. Все свои предложения о конструкции спускового механизма и баланса он проверял на опыте. Производя многочисленные опыты, Кулибин предполагал сделать хронометровый ход более надежным в карманных часах, проверить пригодность цилиндрового хода для этих часов, найти удовлетворительную конструкцию компенсационного баланса. Он начал испытывать цилиндровый  ход после того, как его попытку найти на основе хронометрового хода надежный в часах спусковой механизм не увенчались успехом. Оригинальный горизонтальный ход и явился итогом его изысканий».

 

Пипуныров В.Н. Иван Петрович Кулибин (1735-1818) / В.Н. Пипуныров. – Ленинград : Наука, 1986.- 301 с.

 «...Одним из первых вопросов, привлекших внимание Кулибина после переезда в Петербург, была разработка проекта постоянного моста через Неву. При составлении своего проекта он, несомненно, стремился учесть тот опыт, который был накоплен до него. Учет опыта строительства мостов и реальных частных условий позволил Кулибину найти правильный принцип конструкции моста. Для его проекта основными частными условиями были: большая глубина Невы и сильное течение речки, которой к тому же присущи бурные весенние ледоходы и длительные осенние ледоставы. Эти обстоятельства привели изобретателя к мысли о необходимости отказаться от сооружения промежуточных опор, техника установки которых была в его время почти не разработана, и перекрыть всю ширину Невы одним пролетом деревянного арочного моста. Необходимость пропуска парусных судов, которые шли вниз и вверх по Неве, заставила Кулибина придать арке моста относительно большой подъем».

 

Раскин Н.М. Иван Петрович Кулибин (1735-1818) / Н.М. Раскин. - Mосква-JIенинград : Издательство Академии наук СССР, 1962. - 206 с.

«...Характерной чертой всей деятельности Кулибина было стремление внести творческий элемент в любое направление своих работ: так было и при конструировании электрических машин.

Первый сконструированный Кулибиным электрической машиной была, вероятно, шаровая, переносная, привинчивающаяся к столу.

Производство шаровых переносных машин было хорошо налажено, некоторые из них продавались. Эти машины получили очень лестный отзыв Академического собрания».

 

Татарова А. Гениальный русский механик /А. Татарова. – Москва : Трудрезервиздат, 1952. -74 с.

«...Кулибин продолжает работать над изобретениями, имеющими практическое значение для государства.

Он создает фонарь-прожектор, принесший ему громкую славу в Санкт-Петербурге.

Вельможи наперебой стремились приобрести эту новинку. Мастерская Академии была завалена заказами. Она выпускала их различной величины и разной формы - в зависимости от того, для какой цели фонарь предназначался. Одни - для кораблей, другие - для больших мастерских, третьи - для карет. Путешественники, отправляясь в дальнее плавание, брали с собой кулибинский фонарь. Фонарь Кулибина был родным отцом современного прожектора».

 

Яновская Ж. Кулибин /Ж. Яновская. – Ленинград : Детская литература, 1985. - 107 с.

«...В 1791 году на улицах Васильевского острова появился странный экипаж. Он не был похож на карету. Он был значительно легче и всего на трех колесах: два больших - сзади и одно поменьше - спереди.

Но удивительно всего было то, что экипаж этот ехал без лошади. В экипаже сидел человек, второй стоял сзади, были вдеты в особые устройства, похожие на железные туфли. Он попеременно поднимал и опускал ноги.

Коляска ехала довольно быстро, но на поворотах замедляла ход. Прохожие с удивлением оглядывались. Что это за чудо? Коляска едет без лошади, да еще так быстро. Уж не кулибинская ли это опять затея?

Только он может придумывать такие хитроумные диковины.

Действительно, это было новое творение Кулибина - коляска - самокатка».

 

Ползунов И. И.

«Сложением огненной машины водяное руководство пресечь, чтобы она была в состоянии по воле нашей, что будет потребно, исправлять», так писал Иван Иванович Ползунов (1728-1766) в пояснении к разработанному им проекту теплового двигателя.

Изобретатель-самородок из далекого Барнаула надеялся осуществить коренную техническую реконструкцию всего горнорудного производства России и тем самым « ...славы Отечеству достигнуть и ... всенародную пользу в обычай ввести, облегчая труд по нас грядущим».

Надо сказать, что к середине XVIII столетия горнозаводское дело в России достигло очень высокого уровня. Центром его стал Урал, где протекали детство и юность Ползунова.

Производство нуждалось в топливе и сырье. Как правило, они доставлялись к заводу на лошадях, что было малоэффективно, и стоило все дороже. Так складывалась потребность в качественно новом источнике энергии, который не зависел бы от местных условий и мог быть использован везде, в том числе на угольных и рудных шахтах.

Ползунов понимал, что создание универсального двигателя - дело завтрашнего дня, и тем не менее все глубже и глубже в него погружался.

В 1763 году он создал проект «огнедействующей» машины. Ползунов отказался от водяного колеса и значительно упростил конструкцию двигателя, более чем вдвое увеличив его экологичность.

Ползунов обладал необычайной тягой к образовательной науке. И хотя он происходил из простого люда, тем не менее успешно закончил словесную школу и арифметическую.

 

Конфедератов И.Я. Иван Иванович Ползунов / И.Я. Конфедератов. - Москва-Ленинград : Энергоиздат, 1951. - 295 с.

«…В необычно сложных и трудных условиях приступил Ползунов к постройке машины. Он разработал проект большой машины, что многократно увеличило трудность ее постройки.

Ползунов был достаточно скромен, чтобы провозгласить открыто свой личный взгляд на природу теплоты в споре между авторитетнейшими учеными его времени.

Великий учёный был сторонником молекулярной теории, тем более, что она давала более наглядное представление о процессах, происходящих в огненной машине.

Строитель первой в России паровой машины, Ползунов был совершенно неизвестен не только широким народным массам, но и большинству работников науки и техники.

Краткие заметки и статьи, изредка появлявшиеся в печати, давали искажение, а иногда и совершенно неверные сведения как о жизни Ползунова, так и о построенной им машине».

 

Оселедчик Б.М. И. И. Ползунов – изобретатель первого в мире теплового двигателя / Б.М. Оселедчик. – Свердловск : Книжное издательство, 1950. — 70 с.

«...Пар и машина произвели революцию в промышленности. Изобретение паровой машины дало гигантский толчок развитию крупного промышленного производства. Впервые в мире универсальный тепловой двигатель, пригодный для использования в любой отрасли промышленности, был создан в 1766 году нашим земляком, великим русским изобретателем Иваном Ивановичем Ползуновым.

При изготовлении двигателя с наибольшей полнотой проявилась разносторонняя одаренность, широта познаний, творческая смелость.

Ползунова - черты, которые только и могли помочь изобретателю быстро, на ходу преодолеть тысячи непредвиденных трудностей, неизбежно возникающих на пути новатора. Сил и энергии Ползунову придавала ответственность перед простыми людьми, для облегчения труда которых он создавал двигатель, ради которых он шел на подвиг. Именно подвигом следует назвать поистине героическую, увенчавшуюся блестящим успехом попытку Ползунова создать тепловой двигатель промышленного типа».

 

Шишкин Л. Создатель «огненной машины» (И.И. Ползунов) /А. Шишкин. – Свердловск : Книжное издательство, 1963. - 83 с.

«...Есть одно замечательное качество таланта - умение просто осуществить самую сложную задачу. Этой печатью отмечено создание Ползуновым «огненного» двигателя непрерывного действия. Не один, как было во всех машинах до него, а два цилиндра использовал изобретатель.

В то время, когда в первом пар подымал поршень и машина совершала ход, во втором цилиндре происходило охлаждение пара, и поднятый поршень опускался в первоначальное положение. Через несколько мгновений картина менялась, поршень во втором начинал подниматься, в первом опускаться. Машина без перерыва совершала второй ход. Так замечательно просто решил Ползунов сложнейшую проблему паровой машины».

 

Яблочков Павел Николаевич

Яблочков Павел Николаевич /1847-1894/ - русский электротехник, обучался в Саратовской гимназии, а затем в Николаевском инженерном училище. По окончании училища Яблочков поступил подпоручиком в саперную бригаду, но вскоре оставил военную службу и принял место начальника телеграфа на Московско-Курской железной дороге.

Трудно представить, что человечество впервые увидело электрическое освещение всего 130 лет тому назад - 23 марта 1876 года. Павел Николаевич Яблочков получил первый в мире патент на изобретение электрической лампы. Этот день стал исторической датой, поворотным пунктом в истории развития электросветотехники. Лампу Яблочкова в Европе современники называли «русским светом», в России - «русским солнцем».

В дальнейшем П.Н. Яблочков разработал другое, не менее важное открытие - генератор переменного тока, который позволял понижать или повышать напряжение тока и передавать электроэнергию на большие расстояния.

 

Малинин Г. А. Русский свет / А. Малинин. - Саратов, 1951. - 72 с.

«...Электрическая «свеча» Яблочкова была оригинальным решением проблемы создания дуговой лампы без регулятора. Правда, до него некоторые изобретатели пытались построить такие лампы. Но все их попытки либо были неудачны, либо приводили к созданию дуговых устройств, не предназначенных для освещения. Яблочков был первым ученым-изобретателем, который по-своему не только построил, но и решил большую проблему электрического освещения.

Появление «свечи Яблочкова» явилось историческим событием в развитии электротехники. Хотя ее блестящий успех продолжался недолго, менее пяти лет, но и за этот короткий срок она произвела подлинную революцию в электротехнике. Попытки многих зарубежных авторов умалить значение изобретения П.Н. Яблочкова оказались тщетными».

 

Рахманов, Л. Яблочков / Л. Рахманов. - Москва-Ленинград, 1949. - 83 с.

«...Яблочков находил силы и время для новых изобретений. Сначала все его внимание поглощало усовершенствование электрической свечи и устранение препятствий и трудностей, лежащих на пути ее применения.

 Он до конца решил проблему включения многих источников света в одну электрическую цепь, причем решил это в нескольких вариантах. Небольшую группу свечей оказалось возможным включать в цепь одного и того же источника тока последовательно, так как, в отличие от обычной электрической дуги, расстояние между углями не изменялось и общее сопротивление цепи оставалось одинаковым. Свечи могли гореть ровно и не гасли.

Для большого количества свеч Яблочков придумал ряд приспособлений. Одно из них оказалось важнейшим в истории электротехники»

 

Капцов Н. А. Павел Николаевич Яблочков. Его жизнь и деятельность / Н.А. Капцов. - Москва, 1957. - 96 с.

«...В 1874 году П.Н. Яблочков провел опыт применения электрической дуги в необычных условиях. Он поставил перед собой задачу осветить железно-дорожное полотно перед паровозом царского поезда на пути в Крым. По предложению Яблочкова на паровозе был поставлен дуговой электрический фонарь с регулятором. Ток для фонаря давала батарея гальванических элементов. В ночное время Яблочков ни на минуту не отлучался от фонаря, следил за его перестановкой при смене паровоза.

Опыт удался: дуга не гасла. Но для этого Яблочкову пришлось непрерывно подправлять руками действие регулятора. Дело было зимой, а дежурство на паровозе продолжалось целых две ночи. Этот опыт окончательно убедил П. Н. Яблочкова в том, что существующим регулятором невозможно непрерывно поддерживать ровное горение дуги, что необходимо искать новые способы электрического освещения».


Белькинд Л. Д. Павел Николаевич Яблочков (1847-1894) /Л.Д.Белькинд. – Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - 269 с.

«...Электрической свече Яблочкова подражали очень многие. Целый класс дуговых источников света без регуляторов получил наименование «электрических свечей», родоначальницей которых была свеча Яблочкова.

В большинстве появившихся после П.Н. Яблочкова электрических свечей видно стремление конструкторов избавиться от изоляционной прослойки между углями и избежать расходования части тепла электрической дуги на расплавление изолирующего материала. Одновременно они старались так конструктивно оформить свечу, чтобы в ней можно было автоматически получить повторное возникновение дуги, если она по каким-либо причинам погаснет. Все эти более поздние электрические свечи значительно сложнее по своему устройству, чем свеча Яблочкова. Но ни одна из них не могла конкурировать со свечой Яблочкова, подчеркивая этим огромные преимущества последней».

Материал подготовила Нина Лебедева
(Отдел технико-экономической и сельскохозяйственной литературы)