Личный кабинет
 Межбиблиотечный абонемент  Заимствование
 поиск по базам библиотеки  поиск по сайту




Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Дары «Русского запада»: Евгений Примаков. Собрание сочинений
Дары «Русского запада»: Евгений Примаков. Собрание сочинений
Валерий Турчин От романтизма к авангарду. Лица. Образы. Эпоха. Т.1
Валерий Турчин От романтизма к авангарду. Лица. Образы. Эпоха. Т.1
Социальная политика в России и Китае
Социальная политика в России и Китае

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Виртуальные выставки

Размышления на масленичной неделе: по материалам фонда редких и ценных изданий ПОУНБ

21 февраля 2017 13:43

Одним из самых веселых праздников народного календаря является масленица. Через века дошел до нас этот праздник и даже принятие христианства  не смогло вытеснить его из череды  любимых россиянами событий. На масленичных гуляньях принято веселиться,  устраивать различные состязания и, конечно же, ходить в гости на блины. Какая же масленица без блинов?!

Работа И. Д. Шаймарданова

Блины — это главное масленичное блюдо, которое в обязательном порядке должно стать основным на праздничном столе у каждой хозяйки. Многовековые традиции празднования Масленицы дали нам сотни рецептов блинов и блинчиков, приготовить которые под силу каждому.

В прошлом году исполнилось 185 лет уникальному изданию Елены Ивановны Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или Средство уменьшить расход и вести правильное домашнее хозяйство». Каких только рецептов мы там не найдем: блины гречневые с пшеничной мукой, блины скороспелые, морковные, манные, постные, с вареньем, яблоками и мармеладом, царские, из разных круп  и даже «блины самые лучшие».

Замечательно, что там, где в современных рецептах написано «взять» и перечисляются необходимые ингредиенты, у Молоховец написано «выдать». Видимо, подразумевается, что хозяйка или домоуправительница должна выдать кухарке необходимые для блюда продукты из кладовых или погребов.

20 мая 1911 года газета "Биржевые ведомости" сообщает о кулинарном юбилее: "Завтра, 21-го мая, исполняется ровно 50 лет со дня появления в свете всем известной книги "Подарок молодым хозяйкам", составленной Е. М. Молоховец. Первое издание этой книги вышло 21-го мая 1861 года и с этой поры выдержало 26 изданий по 10 и 15 тысяч экземпляров, в общей сложности до 300 000 экземпляров... уголка в России нет и нет, пожалуй, семьи, где бы не было этой книги. И среди хозяек имя Е. М. Молоховец пользуется огромным авторитетом".

До революции 1917 года "Подарок" выдержал уже 29 изданий. Редкая книга удостаивается 29 прижизненных переизданий (даже у пушкинского «Евгения Онегина» их всего 4).

Как всякое гениальное и совершенное творение, «Подарок» в свое время породил множество подражаний и «пиратских копий». Тут же заполонили книжные лавки кулинарные «шедевры» авторов под созвучными фамилиями (Мороховец, Малковец, Малаховская и т.п.), название книги тоже обрело множество вариаций: «новый подарок», «полный подарок», «дорогой подарок», «настоящий подарок». Имя Молоховец стало своеобразной гарантией успешной коммерческой судьбы книги о кулинарном искусстве. В отделе редкой литературы областной научной библиотеки хранится экземпляр книги 1902 года, в которой автором значится некий К. К. Мороховцев, вряд ли существовавший на самом деле.

Мороховцев, К. К.   Полный подарок молодым хозяйкам : Новейшая школа поварского и кондитерского искусства. Средство уменьшить расход и вести правильное домашнее хозяйство. Скромный и постоянный стол, составленный по программе кулинарного искусства школы образованных женщин : в 6 ч. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : тип. Н. Н. Булгакова, 1902. - 730, LIX с. : ил. - (Новая необходимая настольная книга в каждом доме и каждой семье)

В ней собраны 2527 рецептов приготовления: маринадов, копчений, мочений, мясных и рыбных блюд, фруктов, овощей, наливок, ликеров, пива, кваса, уксуса, масла, сыра, различных хлебов, булочных и кондитерских изделий, печений и варений. Кроме рецептов издание содержит рекомендации по содержанию и закупке птицы и скота, рассказывает об особенностях хранения и заготовке различных продуктов. В книге имеются отделы, посвященные технике и различным нюансам приготовления блюд, рабочим инструментам, посуде, печам, отношениями с прислугой, таблицы мер и весов, сервировке стола, вегетарианским и постным меню, питательной ценности продуктов и прочим полезным советам. Также даются рекомендации по экономии средств и времени приготовления пищи, реестр обедов на целый год. Весь материал изложен систематично и удобно.

Чего только нет в «Подарке…»! Кушанья из цесарок, пулярок, серн, пескарей, диких кабанов, спаржи и артишоков, мусс из васильков, жареная белая акация в кляре, мороженое из почек смородины и прочее, и прочее. Чего стоит один только рецепт салата «Ольвье» – с рябчиками, раками и паюсной икрой.

В настоящее время  экземпляры книги, изданные до революции, представляют собой антикварную букинистическую ценность. Но современные российские издательства начали ее активно переиздавать.

«Подарок…» читают снова, но уже не как руководство к действию, а чтобы ощутить ласковый ветерок утраченного домашнего уюта. Той России, которую мы знаем по книгам и воспоминаниям.

 

По традиции масленичная неделя делится на две части. Первые три дня принято считать «Малой Масленицей», а остальные дни «Широкой».

И вот именно во  время Малой Масленицы на Руси к невестам обычно засылали сватов и обсуждали дату свадьбы, это время считалось самым удачным  для сватовства.

Больше всего свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступает филлиповский пост и надо ждать, пока пройдут святки. После крещения и до масленичной недели снова влюблённые могут соединять свои жизни. На Масленицу  молодожёнов катали с горки, обязательно стремясь опрокинуть в снег, требовали у жены выкуп за мужа, закопанного в снег – чаще всего – поцелуй.  Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи.

Вообще, классический свадебный обряд, каким он был изначально, представляет собой своеобразный народный спектакль, торжественное театрализованное действо, со своими законами, устойчивым сюжетом, режиссёрами, набором обязательных персонажей, где расписаны все роли. Недаром говорят "играть свадьбу".  

Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный (в него входили сватовство, знакомство с родителями, девичник, подготовка приданого), собственно свадьбу и послесвадебный период (который длился, обычно, по три дня, но могли гулять и неделю).

От многих старых  сельских бабушек и сегодня ещё можно записать настоящие свадебные песни, уходящие своими корнями в глубокое прошлое нашего народа. В старину без этих песен свадьба просто не могла состояться. Сам христианский обряд венчания в некоторых местах не считался достаточным для того, чтобы община признала брак, совершённый без соблюдения народных обычаев. Все  народные традиции, и особенно свадебные, всегда сопровождались пением живых песен, согретых душой поющих. Кроме того, свадебные обряды и песни, их сопровождающие, существуют на территории России в массе разных вариантов.

Совершенно изумительное описание свадьбы нам оставила Ольга Христофоровна Агренева-Славянская  (1847-1920) — русская фольклористка, этнограф, музыкант, составительница сборников народных песен, исполнявшихся «Славянской капеллой», автор статей о народной музыке, печатавшихся в периодических изданиях, в том числе в журнале «Русская мысль».  Как признанный этнограф Ольга Христофоровна была избрана действительным членом Императорского русского географического общества, также «Общества авторов и композиторов» (Париж), Географических обществ в Испании и Португалии, Исторического общества «Атенес» в Барселоне, Учёной архивной комиссии в Твери. Имела иностранные ордена «За науки и искусства».

Свою книгу «Описание русской крестьянской свадьбы, с текстом и песнями: обрядовыми, голосильными, причитальными и завывальными» Ольга Христофоровна посвятила мужу - певцу, хоровому дирижёру, собирателю народных песен Дмитрию Александровичу Агреневу-Славянскому.

Агренева-Славянская, Ольга Христофоровна.
   Описание русской крестьянской свадьбы с текстом и песнями: обрядовыми, голосильными, причитальными и завывальными : записаны от Ирины Андеевой Федосовой, крестьянки Олонец. губ. и от нищей Ульяны из Петрозаводска : в 3-х ч. / [соч.] О.Х. Агреневой-Славянской. – Москва ; Тверь, 1887.

Основная часть текстов представленных в книге записана от Ирины Андреевны Федосовой, крестьянки Олонецкой губернии. Краткую характеристику этой любопытной личности издательница поместила в приложении к третьей части: «Ирина Федосова, крестьянка Олонецкой губернии,… женщина за 80 лет, совершенно седая и сгорбленная, но полная энергии и ума. Живет она дома тем, что поет на свадьбах, голосит на похоронах и тешит молодежь на сговорах и в праздничные дни. Память у этой старухи изумительная и речь красивая и оживленная. Она до такой степени проникнута духом старинной поэзии, что при всяком удобном случае говорит экспромты, склад которых совершенно напоминает распеваемые ею старинные песни». Ирина Федосова на вопрос, сколько ей лет отвечает прибауткой: «Сколько вчёра было – того нет! Под столом ходила – хворост носила; стол переросла – коров доить пошла; косу отпустила – в работницах служила; пора настала – с молодцем гуляла; пора прошла – замуж пошла; замужем двадцать лет жила – тяжко горюшко несла; овдовела – осиротела! Вот тебе и весь сказ! А когда родилась – память извелась!»

Первая часть книги представляет собой  «Описание всех обрядов со дня сватовства и до дня свадьбы». Со дня сговора невеста уже начинала причитать, причитала её мать, подруги. На предсвадебных вечёрках играли, пели, пили чай. Последний перед свадьбой день назывался девичником. В этот день с утра невеста опять начинала причитать. Ирина Федосова дает нам редкую возможность познакомиться с вариантами этих традиционных моментов. «Вопль невесты в день сватания» (с текстом на 4 печатные страницы), «Голошение невесты, когда она ездит по гостям после сватания», «Беседная сговорная», «Веселая хороводная».

К венцу ехали с песнями, возвращались вновь под песни. Иногда на свадьбу звали вопленницу ("вытницу", "подсказуху"), которая, как явствует из названия, выла и причитала, вводя невесту и окружающих в то особое состояние, когда голосить начинали все. Вторая часть издания содержит «Описание всех обрядов свадебного дня» и следующих за ним. Здесь мы найдем «Плач подруженек», их песни,  обращение невесты к матери, подругам, крестной, соседям, жениху, свату, родителям и даже «Причитание при обнимании тещи с женихом».

Особенная масштабность и значительность этого обряда должны были показать значение события, проиграть смысл происходящей перемены в жизни человека.

В конце XIX века  славу главного очага народной поэзии имел Русский Север, славе которого в этом смысле немало способствовал Павел Николаевич Рыбников.

В марте 1859 года он прибыл студентом Московского университета в Олонецкую губернию на правах поднадзорного ссыльного. Сослан Рыбников был за проявление глубокого интереса к "крестьянскому вопросу и жизни закрепощенного народа". В первый же год пребывания в Карелии он опубликовал в "Олонецких губернских ведомостях" былины и песни, записанные у крестьян-поморов. За месяцы и годы собирательской работы П.Н.Рыбников от тридцати сказителей записал свыше 200 былин и песен, проехав для этого от Петрозаводска через Заонежье до границ Архангельской и Вологодской губерний. Результатом этой работы явилось 4-томное собрание "Песни, собранные П. Н. Рыбниковым" (М., 1861-1867).

Сохранились свидетельства о том, какое оглушительное впечатление произвели публикации П. Н. Рыбникова на большой ученый мир в обеих российских столицах.

После этого Русский Север обрел славу главного очага народной поэзии и уже не оставался без внимания собирателей фольклора. У нас хранится третий том его работ, изданный в 1910 году. Отдельная глава посвящена свадебным обрядам и песням – Петрозаводским, Повинецким, Пудожским, Вытегорским.

Рыбников, Павел Николаевич.
   Песни, собранные П. Н. Рыбниковым : в 3 т., с портр., биогр. и указ. Т. 3 / под ред. А. Е. Грузинского. - Изд. 2-е. - Москва : Сотрудник школ, 1910. - VIII, 432 с.

Несмотря на единство общей схемы проведения, свадебный ритуал имел локальное многообразие. Например, в Псковской Губернии невесте со своей «свитой» необходимо было встретить «поезд» жениха на пути в церковь и положить к его ногам букет бумажных цветов. В других русских областях жених должен был забрать невесту из дома родителей и везти в церковь. Для сватовства выбирали определенные дни недели: воскресенье, вторник, четверг или субботу, а само действо сопровождали различными магическими обрядами, которые, как предполагалось, обеспечат положительный исход. К примеру, в нашей губернии мама молодого человека била три раза выходивших за дверь сватов поясом, сопровождая определенными магическими словами. В Пермской губернии сваха при входе в дом девушки ударяла пяткой о порог.

Прощание невесты с «белым светом» во многих деревнях Европейской России и Сибири происходило за околицей деревни, куда она приходила с подругами. В Псковской губернии невеста с девушками под пение грустных песен торжественно шла по деревне, неся в руках маленькую елочку, украшенную ленточками, тряпочками, бумажными цветами, либо букет бумажных цветов. [1].

На Масленицу посещение молодыми родственников и родителей невесты являлось обязательным и завершало свадебные обряды.

Сегодня многие традиции русской свадьбы оказались безвозвратно утерянными, а те немногие оставшиеся существуют в очень измененном варианте. Однако, все больше молодых пар желают отпраздновать бракосочетание так же, как это делали их прародители сто, двести и более лет назад, с соблюдением присущих ей красивых и запоминающихся обрядов, и в этом могут помочь свидетельства очевидцев прошлых событий, записанные  собирателями и хранителями исконных русских традиций, хранимые Псковской областной универсальной научной библиотекой.

                                                                             Денисова Р.А., Региональный центр по    

                                                                   работе с редкими и ценными документами ПОУНБ.

 

1.  Перова А.  http://www.svadebnye-hlopoty.ru