<<<Вступление

Школа самовыражения

Почему школа? Существует несколько значений понятия «школа». Это, прежде всего, учебное заведение, а также система, направление в науке, культуре, образовании и других социальных областях. Есть еще одно значение - это выучка, достигнутый опыт.

Нередко в объяснении этого слова появляются и негативные оттенки, которые основаны на отрицательных сторонах строгой, негибкой стандартной системы: «школить» - значит придерживаться строгих правил поведения, муштровать. Все это социально присвоенные значения данному важному и многоплановому понятию. В школе самовыражения слову «школа» придается иное значение - «Мудро мыслить, благородно действовать, тонко чувствовать». В учебном заведении Яна Амоса Коменского (1592-1670) висел лозунг, аббревиатура которого представляет собой слово «школа» и близка приведенной фразе по содержанию.

Школа самовыражения - открытая, подвижная система. Ее содержание зависит не от жесткой программной структуры, а от реальных ситуаций, реальных проблем социальной среды, в которой находятся дети. Внутренняя свобода ребенка - огромный резерв его саморазвития и совершенствования. Что мы понимаем под свободой?

Прежде всего, свобода - это самосозидание. Иногда неуправляемость путают со свободой, но последняя отличается полезностью для ребенка. Неуправляемость же основана на стремлении ребенка к саморазрушению, она нередко связана с эмоциональной неустойчивостью, непоследовательностью, упрямством, агрессией. Свобода действий обусловлена внутренней уравновешенностью, спокойствием, чувством защищенности, легкостью, полнотой проявлений чувств, умением самовыразиться.

В этом разделе  Вы найдете книги  для педагогов, воспитателей, учителей начальных классов, педагогам дополнительного образования, а также родителям  по развитию, оздоровлению и взрослению детей.

 

Баширова, Н. А. Ребенок без папы: решение проблем неполной семьи / Нина Баширова. – Санкт-Петербург : Наука и техника, 2007. – 272 с. – (Саквояж эскулапа).

Неполная семья - явление, к сожалению, нередкое в наши дни. В своей книге психолог и педагог Нина Башкирова рассказывает о таких животрепещущих вопросах, как воспитание ребенка в этой ситуации, психологические проблемы, стрессы, критические периоды в жизни детей от рождения до подросткового возраста, влияние неполной семьи на формирование личности ребенка.

Эта книга станет незаменимым практическим пособием для одиноких родителей, бабушек и дедушек, поможет решить многие проблемы (развод, трудности матери или отца-одиночки, проблемы образования новой семьи и отношение ребенка к ней). Здесь Вы также найдете советы, как предотвратить трудности переходного возраста у ребенка и сделать свою семью счастливой и гармоничной.

Белонощенко, Е. Рожденные с характером / Евгения Белонощенко. – Москва : Альпина-нон-фикшин, 2015. – 198 с.

Книга создана для  всех людей на Земле! А все мы были и на самом деле остаемся детьми, которых когда-то не понимали. В книге есть ответы на многие вопросы о детях, о том, как принимать их такими, какие они есть. Автор  постаралась  дать популярное изложение теории, которая в свое время произвела эффект фейерверка в психологическом мире. Поймите своего ребенка, поймите себя, и позвольте жить каждому по законам его физиологии.

Из этой книги Вы узнаете о том, что движет поведением Вашего малыша с рождения и как помочь ему быть счастливым.

Буг, Д.  Рожденный читать : как подружить ребенка с книгой / Джейсон Буг; [пер. с англ. Н. Колпакова,  предисл. Бетси Бирд]. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2015. – 302 с.

В каком возрасте можно начинать читать ребенку книги?  Автор утверждает, что чуть ли не с рождения! Особенно если делать это так, как советуют ученые: оказывается, интерактивное, основанное на взаимодействии с малышом чтение вслух способно повысить IQ ребенка на шесть и более баллов! Приступив к чтению, когда его дочери Олив была всего неделя, Буг постепенно, шаг за шагом, помогал ей усваивать новые слова и цифры, а заодно учил считать, знакомил с музыкой.  Свой опыт автор подкрепил мнениями не только специалистов по детскому развитию, но и учителей, библиотекарей, писателей. Так журналист и любящий отец написал увлекательную книгу, в которой обобщены знания и опыт сотен профессионалов, объединенных одним стремлением – увлечь вашего ребенка чтением.

Валлон, А. Психическое развитие ребенка / Анри Валлон. - Санкт- Петербург: Питер, 2001. – 208 с. – (Серия "Психология-классика).

В книге виднейшего прогрессивного французского психолога И ОДНОГО ИЗ ГЛАВНЫХ СОЗДАТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ Анри Валлона дается анализ проблемы изучения психики ребенка, раскрываЮТСЯ  ГЛУБИННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ СФЕР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ.  Особое внимание уделяется влиянию взрослых на психическое развитие ребенка, социальному окружению ребенка, условиям его жизни, а также анализу игровой деятельности детей. Эта книга – блестящий образец сочетания точности и выдержанности научного описания с заинтересованным уважением к драматически сложной душевной жизни ребенка.

Васильева, Н. Л. Что чувствуют наши дети, или Горилла и Динозавр: записки детского психоаналитика /  Нина Васильева. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 149 с.

Как правильно воспитать ребенка? Как помочь ему развиться и стать полноценной личностью? Как вырастить не только интеллектуально успешного, но и эмоционально благополучного человека? Какие опасности и сложности подстерегают родителей - пусть даже самых ответственных и заботливых - на пути взаимодействия со своим ребенком? Не всегда родителям удается самим и вовремя помочь ребенку справиться с неизбежными на пути его взросления кризисами. Когда ситуация начинает выходить из-под контроля, на помощь приходит детский психотерапевт. Общаясь с ребенком, психотерапевт может понять, в чем причина его поведенческих нарушений или телесных заболеваний, оказать ему профессиональную помощь. На примере историй конкретных пациентов в этой книге показан ход детской психоаналитической психотерапии. В контексте каждого случая обсуждены ключевые задачи эмоционального развития.

Корчак, Я. Как любить ребенка : книга о воспитании / Януш Корчак; [пер. с польск.]. – Москва : Политиздат, 1990. – 493 с. : ил.

Эта книга великого педагога и гуманиста, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака -  подлинная энциклопедия воспитания человека, от грудного возраста до становления личности и самоуправления подростков. В ней - серьезность наблюдений ученого и мягкий лиризм художника слова. Текст Корчака напитан бесценными мыслями, яркими метафорами и четкими рекомендациями. В течение многих десятилетий эта книга служит вдохновляющим ориентиром для миллионов родителей.
Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской, другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

Кравцова, М. Дети и Бог: мысли о детской вере / Марина Кравцова. – Москва : Лепта Книга, 2009. – 240 с.

В своей новой книге писательница приглашает родителей и воспитателей к разговору о детском мировосприятии – вере, молитве, любви, отношении к жизни как к чуду. Нередко взрослые своей страстностью и нечуткостью разрушают гармоничное развитие ребенка, направляя его не по пути становления цельной личности во Христе, а по пути возрастания страстей. Обращаясь к примеру святых и высказываниям Отцов Церкви, богословов и современных священников, автор делится своими размышлениями о том, как разумно вести себя с ребенком, чтобы первый огонек веры, первое чистое чувство к Богу не превратилось в схоластическое знание или абстракцию, а стало маяком, «просвещающим и освещающим вся».

Кроуфорд, К. Французские дети не капризничают : уникальный опыт парижского воспитания / Кэтрин Кроуфорд ; [пер. с фр. Т. Новиковой.]. – Москва : Эксмо, 2014. – 320 с.

Почему никто и никогда не видел, чтобы французский ребенок закатил истерику в людном месте или чего-то требовал от родителей? Каким образом французские мамы и папы остаются спокойными и полными сил, выращивая  обыкновенных детей? И главное – что надо делать, чтобы такое счастье стало возможным и для родителей не только французов? Популярная  журналистка Кэтрин Кроуфорд нашла ответы на эти вопросы на личном опыте, которыми  щедро делится в своей книге – увлекательной, веселой, познавательной и весьма поучительной.

 

Мишина, Е. Застенчивый ребенок / Елена Мишина. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 128 с. : ил.
Вам кажется, что застенчивый ребенок довольно мил? Не путайте стеснительность и скромность! Застенчивый с детства ребенок во взрослой жизни далеко не уйдет. Барьеры в общении, страх перед любой деятельностью, новыми или влиятельными людьми, комплексы. Список можно продолжать долго. Каковы причины детской застенчивости? Как помочь стеснительному ребенку обрести уверенность? Подействуют ли уговоры или лучше прикрикнуть? На эти вопросы ответит автор нашей книги.

Мурашева, Е. В. Дети-"тюфяки" и дети-"катастрофы": что делать, если в семье растет гипо-или гиперактивный ребенок / Екатерина Мурашева. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2010. – 319 с. : ил. – (Серия "Учебники для родителей").

Книга педиатра Екатерины Вадимовны Мурашовой рассказывает о двух темах, интересующих современных родителей: гипо-, гиперактивности и темпераменте.
В первой части книги - "Дети-"тюфяки" и дети-"катастрофы"" - автор знакомит читателя с разными аспектами, касающимися гипо- и гиперактивных детей. Родители узнают, как найти подход к ребенку; выбрать школу (или учителя); заручиться поддержкой специалиста; организовать режим дня, в том числе учебного.
Во второй части - "Про Мишу и Сашу" - автор предлагает родителям прочитать ребенку увлекательные истории. Герои рассказов, близнецы Саша и Миша, воплощают разные типы темперамента и помогают малышу научиться понимать себя, справляться со стрессом, развить сопереживание, уважение к окружающим, чувствовать себя увереннее.

Мурашова, Е. В. Любить или воспитывать? / Екатерина Мурашова. – Москва : Самокат, 2014. – 320 с. – (Самокат для родителей).

Очень серьезный папа учится весело играть с маленькими детьми. Мать семейства избавляется от многолетних страхов и налаживает дружеские отношения со свекровью. Братья перестают ссориться и соперничать за мамину любовь. А молчаливый подросток впервые по душам говорит со своим молчаливым отцом. "Любить или воспитывать?" - истории из практики детского психолога, обладающей даром поправлять семейное здоровье не только на приеме, но и с помощью книг. Екатерина Мурашова трижды номинирована на премию Астрид Линдгрен. Новая книга поможет читателям разобраться в отношениях с близкими людьми и если не найти моментально решение проблемы, то, по меньшей мере, правильно поставить вопрос: что не так?  

Пальмано, П. Школа хороших манер для детей : все, что Вы должны знать, чтобы воcпитать вежливого ребенка / Пенни  Пальмано; [пер. с англ. Ю. Ю. Змеевой]. -  Москва : РИПОЛклассик, 2006. – 288 с.: (bon ton).

"Посмотрите, как ест этот ребенок!", "Господи, лишь бы они не взяли с собой этих ужасных детей!", "Как только они позволяют детям так себя вести?" Знакомые слова? А теперь представьте, что вместо жалоб Вашего ребенка осыпают комплиментами.  Представляете, обучить ребенка хорошим манерам и поведению можно в самом раннем возрасте. И никогда не поздно его перевоспитать! В этой книге, полной юмора и историй из реальной жизни, авторитетный эксперт и опытная мать расскажет, как научить ребенка безупречно вести себя дома, в кафе, аэропорту, транспорте и прочих общественных местах.

 

Пастернак, Н. А. Воспитываем ребенка / Нина Пастернак. – Москва : Форум, 2013. – 112 с.

Как нам, взрослым, общаться со своими детьми так, чтобы создать для них все условия для гармоничного - интеллектуального, эмоционального и личностного - развития? Задача этой книги - обсудить с заинтересованным читателем, как это сделать.
Первые три части книги рассказывают о том, как ребенок учится быть самостоятельным, овладевает собственным поведением, как происходит развитие мотивации к учению и познавательной потребности. Решение всех этих задач позволит ребенку развиваться целостно, получить психическую устойчивость, поможет достичь успехов в интеллектуальном и личностном развитии. Кроме того, в одном из разделов пойдет речь о положительном влиянии на познавательное развитие ребенка сосуществования под одной крышей с собакой. В четвертой части дается небольшой экскурс в историю с описанием и сравнением различных педагогических систем.

Райнпрехт, Х. Воспитание без огорчений / Хансхайнц Райнпрехт ; [пер. с нем. Н. Брусковой]. – Москва : Семья и школа, 2000. – 253 с.

Книга написана австрийским педагогом профессором Хансхайнцем Райнпрехтом. По образованию он филолог, но почти всю свою жизнь отдал работе с детьми и проблемам педагогики. Поворотным моментом в профессиональной жизни профессора Райнпрехта стало его знакомство с Германом  Гмайнером, создавшим и воплотившим в жизнь педагогическую модель детских домов по семейному типу, где дети, потерявшие или лишенные родителей, обретают домашний очаг, материнское тепло и ту нормальную социальную жизнь, которой они лишены в традиционных сиротских учреждениях.  Книга "Воспитание без огорчений" написана не просто человеком, обладающим теоретическими знаниями в области педагогики и психологии,  но мудрым и  тонким педагогом по призванию, чьи знания, опыт, чутье и огромная любовь к детям помогли очень многим найти счастье в жизни, что, по его собственному мнению, определяет в конечном счете цель воспитания.

Тамберг, Ю. Г. Как научить ребенка думать : учебное пособие для родителей, воспитателей и учителей / Юрий Тамберг. – Санкт-Петербург : Издательство "Михаил Сизов", 2002. – 320 с.

В книге сделана попытка изложить методики развития основных качеств творческой личности: мышления, воображения, памяти, внимания, воли, умения планировать. Наибольшее внимание уделено проблеме развития сильного творческого мышления на основе Теории Решения Изобретательских Задач - ТРИЗ.
Приведены не только сами методики мышления, но и практические методы их освоения как у взрослых, так и у детей от 4-5 лет и старше, без ограничения возраста.

Уэбстер-Страттон, К., Герберт, М. Проблемные семьи  - проблемные дети : работа с родителями: процесс  сотрудничества / К. Уэбстер-Стратттон, М. Герберт; [пер. с англ. Е. С. Лисовской, Е. Ю. Хрипун]. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 488 с. – (Серия "Авторитетные детские психологи).  

Зарубежные специалисты в области клинической психологии  К. Уэлбстер-Страттон, практикующий педиатр, профессор Вашингтонского Университета и Мартин Герберт, профессор Университета Эксетер в Великобритании разработали методику работы с семьями, воспитывающих проблемных детей. Эта методика, основанная на сотрудничестве родителей и специалистов, уже зарекомендовала себя в Америке и Европе, и успешно применяется в России. Авторы подробно дают описание того, что значит быть родителями проблемного ребенка и что чувствует такой родитель,  проходя процесс терапии. Книга обращается не только к профессионалам, но и представляет собой попытку через терапевта "достучаться" до родителей проблемных детей, показать процесс терапии изнутри.

Щербина, Ю. В. Пособие по укрощению маленьких вредин: агрессия, упрямство, озорство / Юлия  Щербина. – Москва : ФОРУМ : Неолит, 2013. – 256 с.

О непослушании написано множество книг по психологии и педагогике, но  дети все равно продолжают изводить родителей, нервировать воспитателей, третировать сверстников. Попробуем призвать на помощь филологов, философов и писателей - и сообща противостоять маленьким врединам.
Каковы наши представления о Ребенке и Детстве? Какие книжные персонажи помогают детишкам упрямиться и проказничать? В каких литературных сюжетах отражаются основные стратегии воспитания? Как происхождение и значение слов помогают понять поведение детей и раскрывают секреты общения с ними? В предлагаемой книге вы найдете ответы на эти вопросы, а также практические советы и действенные рекомендации.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество