Личный кабинет
 Межбиблиотечный абонемент  Заимствование
 поиск по базам библиотеки  поиск по сайту




Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Александр Мясников. Александр III. ЖЗЛ
Александр Мясников. Александр III. ЖЗЛ
Никонов Вячеслав. Молотов. ЖЗЛ
Никонов Вячеслав. Молотов. ЖЗЛ
Аптекарь Павел. Чапаев. ЖЗЛ
Аптекарь Павел. Чапаев. ЖЗЛ

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области

Народные промыслы

29 июня 2010 14:19

«Народные промыслы. Искусство изготовления глиняных изделий. Керамика Псковской земли»

Одно из самых древних и почитаемых в мире ремесел – гончарство еще в начале 20 века имело широкое распространение в нашей стране. Не было уезда в России без гончаров. Объяснялось это тем, что хрупкий, но необходимый в хозяйстве товар – посуду невыгодно было возить на дальние расстояния, а запасами хорошей глиной всегда славилась деревенская Русь. Не было недостатка и в мастеровых людях, легко перенимавших и быстро осваивавших любое, самое «хитрое» ремесло. Как правило, этим ремеслом занимались целые деревни, так называемые центры гончарства.

Горшечное дело часто сопровождалось производством игрушек: свистулек и простейших фигурок. Посуда и игрушки каждого центра отличались своеобразием. Объяснялось это не только художественными особенностями сложившихся «школ» гончарного искусства, но и чисто утилитарными моментами. Свойства местной глины, приемы ее обработки, режим и способы обжига, сложившийся характер декора и многие другие особенности отличают изделия разных областей и стран.

Обилие различной археологической керамики, в том числе остатки плинф, киотов, изразцов, свидетельствует, что Псковская земля издавна являлась крупным керамическим центром. Здесь изготовлялось множество глиняных изделий бытового и строительно-декоративного назначения. Неполивные, рельефные изделия считаются наиболее ранними. Изразцы церкви Георгия со Взвоза, керамиды (могильные плиты) Псково-Печерских монастырских пещер, многочисленные археологические находки (печные изразцы, лемех) говорят о том, что в 15-16 веках в Пскове изготовлялась своеобразная, с характерной муравленой поливой, декоративная керамика с рельефными изображениями птиц, кентавров, барсов, человеческих фигур, обеспечивающая внутренние потребности интенсивно строящегося Пскова и его пригородов. В других русских центрах не встречается подобных образцов, что свидетельствует об уникальности псковского керамического производства.

Образцы декоративной керамики 17-18 веков говорят о значительном влиянии на псковское керамическое производство Москвы. Появляются полихромные изразцы, а позднее – расписные. Усиленное строительство каменных гражданских зданий, которые украшались красивыми изразцовыми печами, обеспечивало прочное существование псковскому керамическому центру. Однако в 19 веке городские ремесленные мастерские начинают ветшать и мельчать. Традиционные ремесла живут полной жизнью лишь в псковской деревне. Уходит за пределы города и керамическое производство. Центрами гончарства стали прилегающие к Пскову деревни Лопатино, Хяхино, Яблонец, Кебь и другие, расположенные по местам крупных выходов глин. Благодаря обилию глин, развитой системе рек и озер, устойчивому спросу на посуду гончарство развивалось по всей территории Псковского края.

В Псковском крае изготовлялись практически все известные виды керамических изделий, от изразцов, применявшихся для украшения храмов, до игрушек. Особенно многообразна бытовая керамика: корчаги, лагуны, лохани, тазы, миски, блюда для пирогов, подойники, водолеи, кринки, сметанники, молочники, латочки-чашечки, чайники, солонки. Глину добывали в близлежащих карьерах; пользовались верхним, наиболее чистым от примесей слоем. В основе глиняного теста – глина, песок, толченая каменная масса. Чтобы убрать нежелательные примеси, глину вымачивали в бочках или специальных ямах, вымораживали, оттаивали. Формировали на ручных или с ножным приводом гончарных кругах. Обжигали чаще в русских печах, реже – в специально приспособленных. Керамика, изготовленная в глубинке, утилитарнее, архаичнее; ближе к уездным центрам сказывается вкус городского покупателя: она выполнена с большим изяществом и нарядностью.

Повсеместно в Псковском крае бытовала чернолощеная керамика. Черный цвет – результат обжига в сильно коптящем пламени с ограниченным доступом воздуха. Такой обжиг назывался морением или томлением, а посуда – «синюшками». Синюшки очень ценились, так как молоко, хранимое в них, давало большой отстой сливок, чем в обыкновенной керамике. Лощение производилось камешком или палочкой, когда отформованный сосуд подсыхал сверху.

Псковские игрушки ближе всего к архаической народной пластике. Персонажи глиняных свистулек: птицы, бараны, козлы, всадники, коровы, мужики. Они сохранили древний способ декорирования натуральными керамическими красителями (ангобами и эмалями с подкраской цветными глазурями). Для псковской пластики характерны налепные детали, например: нос, глаза, борода, усы, уши, пуговицы на одежде, грива у лошади. Детали могут быть процарапаны по сырой глине. Часто игрушки делали дети и женщины. Игрушки, как и все псковское гончарство, гармоничной, крепкой, основательной пластикой, приземистыми пропорциями, общим настроением ближе всего к древней псковской архитектуре.

Вашему вниманию предлагаются книги об искусстве керамики и статьи из периодических изданий о гончарном ремесле Псковского края.

КНИГИ

СТАТЬИ