свиток
свиток

Земля Сету

«Сетомаа. Семейные встречи» - 28 августа в д. Сигово в Печорском районе прошел X Международный этнокультурный фестиваль народа сето.

Сету - народ финно-угорской группы, исконно проживающий на территории Печорского района Псковской области и на восточных окраинах соседних уездов Эстонии, до революции 1917 года входивших в состав Псковской губернии. По замечанию Я. Гурта, сету «со времен Трувора принадлежали Российскому государству». Наибольшая численность этого народа (более 22-х тысяч человек) зарегистрирована переписью 1903 года. Согласно Тартусскому мирному договору 1920 года, заключенному Советом Народных комиссаров РСФСР и правительством Эстонской Демократической Республики, земли, где совместно с русскими, проживало население народа сету (включая Печоры и Старый Изборск), отошли к Эстонии. Эстония и Советская Россия преследовали разные цели: Эстония хотела закрепить свой статус новообразованного государства, а Советская Россия желала покончить с Северо-Западной армией генерала Юденича, так земля сету стала расплатой за уничтожение крупного воинского формирования. Подробнее о событиях Гражданской войны и влиянии Тартуского договора на жизнь Изборской округи – в работах А. В. Филимонова. Тогда же правительство Эстонии начало проводить политику ассимиляции народа сету, среди прочего, сету наделялись эстонскими фамилиями, которые они могли придумывать себе сами. И сейчас во многих семьях бережно сохраняют память об этом. Исследователями замечено, что фамилии сето можно рассматривать как источник информации о крае, особенностях природного окружения, и в целом о жизни людей, например, Вариксоо – малиновое болото, Кадаямяги – вересовая, можжевеловая гора (Д. Н. Жирова, Е. Осипова).

В 1944 году, только часть этих земель (Печоры и прилегающие к городу районы) была передана в состав Псковской области. После распада СССР, Эстонское правительство продолжило политику интеграции сету в эстонскую нацию. В середине ХХ века на вопрос исследователей о самоидентификации респонденты говорили: «Родители наши – сету, а пошколенные дети - эстонцы».

Очевидно, что тема земли (как в загадке: «Что сильнее всего на земле? – Земля»), тема границы и дороги имеет большое значение для сето. По словам А. Мендра,  деревенское общество - это «общество всеобщего знакомства», понятие родины для деревенского жителя заключено в его деревне, сообществе и ландшафте, который он может видеть и с которым он находится в непосредственном контакте. Некоторыми исследователями (Е. Никифорова) отмечено, что зачастую сообщение с российскими населенными пунктами осуществлялось по воде, а все сухопутные дороги и социальные связи проходили через Эстонию. Так один из рассматриваемых путей пересекал современную границу четыре (!) раза. Яркой иллюстрацией и государственных и психологических трудностей является следующая цитата из объяснительной записки нарушителя границы: «Здесь мои места, я здесь ходил и ходить буду. Об уголовной ответственности предупрежден» (1995 г.). «Граница между нашими странами прошла по живым людям, по историческим корням, разделив Сетумаа пополам, – говорит Ильмар Вананурм, председатель Конгресса сетуских общин в Эстонии, – ведь, если на эстонской стороне сегодня шесть кладбищ сету, то на российской стороне их осталось двенадцать. Правительство Республики Эстония до сих пор, с 1993 года, не может решить вопрос о бесплатных визах для сету, имеющих в России родственников или могилы близких».

Сето находятся на границе культур, и сравнение их с эстонцами, русскими, финно-угорскими народами неизбежно. С эстонцами сето объединяет схожесть языка, а с русскими – православная вера.

Язык народа сето очень похож на вырусский диалект эстонского языка, что дает основания эстонским ученым предполагать, что сето – потомки эстонских переселенцев, спасшихся от гнета рыцарских Орденов и обращения в лютеранскую веру. На что русские ученые замечают: если язык сето – диалект эстонского, то эстонский можно считать диалектом финского. Отсутствие убедительных доказательств, подтверждающих ведущую роль эстонской миграции в сложении культуры сету, привело к разночтению этнографических и фольклорных данных. Ведущий археолог-славист В. В. Седов выделяет несколько культурных слоев: «древнейший, восходящий к прибалтийско-финскому», эстонский и «славяно-русский», при этом он акцентирует внимание на последнем. Большинство исследователей склоняются к тому, что сето – коренной финно-угорский народ, сохранившийся до нашего времени, «осколок древней чуди».

В традиционной культуре сету можно найти множество переходных русско-эстонских черт, и вместе с тем, сету являются совершенно уникальной культурной единицей, сохранившей, в отличие и от русских и от эстонцев элементы культуры вековой давности (Рихтер Е. В.). Так оценил культуры сету создатель эстонского эпоса «Калевипоэг» Ф. Р. Крейцвальд: «Уже при мимолетном взгляде на этих людей убеждаешься, с каким железным упорством они цепляются за старину. При том, что они православны и длительное время находились под влиянием русской культуры, они устойчиво сохранили и свою одежду, и язык, и обычаи… по предрассудкам они могут соревноваться со своими предками 600-летней давности».

В Печорском крае сету и русские веками жили рядом. Общими были места торга и места поклонения священным камням, источникам и деревьям. В Печорском крае (в старых его, довоенных, границах) известно более 20 пунктов, где зафиксированы священные камни, источники и деревья. По преданиям, они помогают от глазных, женских и прочих болезней, с ними связывают чудесное исцеление, видение ангелов и святых, а также наказание за неблагочестивое поведение, в том числе и вредоносное отношение к самому объекту.

Наиболее распространены культовые камни. Особо почитались Теплый камень, камень Анны и Иванов камень. Часто Теплый и Иванов камень ошибочно отождествляются. Теплый камень как пограничный знак известен с XVI века: он упоминается в грамоте Ивана Грозного Псково-Печерскому монастырю, его называют «Теплым камнем на кургане при ручье». Одно из первых наблюдений жертвоприношения принадлежит профессору Дуасбургского университета Иоганну Арнольду фон Бранду: «На Иванов день отправляются они в полночь к Нейгаузену  недалеко от Московской границы, где у них есть камень, который они называют Теплым камнем, где жертвуют ему или передние конечности, или ноги, или голову либо быка, либо овцы и тому подобные разные вещи, все сделаны из воска, кладут все это на него со странными причитаниями и странными жестами… Люди здесь действительно напоминают волшебников» (1673 г.). Иванов камень почитался как источник большой целебной силы и покровитель животноводства, место ритуальных трапез и жертвоприношений в Иванов день. С этим камнем связаны предания о «следке» Иоанна Крестителя, купании «Ликандры» (преп. Никандра Порховского). В жертву приносили шерсть, творог, масло, сыр, пироги, деньги, свечи. Приношения ставили камень в кадушках, смазывали ими поверхность камня, раздавали нищим. На Иванов день в деревне справляли праздник – это были общие трапезы со свежесваренным пивом, песни, танцы, «вольное» поведение женщин, прыжки через костер. На следующий день после церковной службы  и ярмарки совершался женский праздник плодородия с ритуальным пьянством, эротическими танцами и поклонением божеству плодородия. В конце ХХ в. у камня продолжали собираться: прикладывались к нему больными местами, ставили «жертву» на камень или же масло, творог, шерсть подавали старушкам. В основном приходили, чтобы помянуть усопших. Поминальная трапеза происходила по нескольку часов на кладбищенских могилах с обязательным домашним творогом и маслом. (К. М. Плоткин).

Тема магии, плодородия пронизывает культуру сето. Это выражается не только в жертвоприношении камням и источникам, но и в женском наряде. Красота одеяний сету была общепризнанной среди эстонок и русских, сетуские девушки сравнивались со стаей белых лебедей. О возможной смене народного костюма сами сетукезки говорили так: «Да разве это возможно? Ведь она красива; наши матери также одевались, святая Дева Мария носила такую же одежду, и было бы грешно заменять ее другой». Есть пословица «Женщину сету слышно, пока не скроется из глаз». Женщин сету отличало и обилие металлических, преимущественно серебряных, украшений: сетукезки любили носить кольца (считалось, что подаренное невестой колечко принесет удачу), сережки, браслеты, ожерелья и цепи. Итак, наряд отличался красотой, «видимым богатством» и вполне ощутимой тяжестью. Этническим символом сету и воплощением женской магии является сыльг – женское нагрудное украшение в виде крупной серебряной фибулы, или броши, выпуклой формы, вес ее в среднем 2,5 кг, диаметр 25 см. В культуре сету сыльг имеет сакральное значение, в обрядах используется для повышения способности к деторождению, защиты матери и ребенка от дурного глаза и болезней, для лечения самой женщины, членов ее семьи и домашних животных, для сохранения красоты и даже возвращения мужа домой. Сыльг имели право носить только замужние женщины детородного возраста, не имеющие внуков. Сейчас на фестивалях это ценное украшение выступает больше как знак принадлежности к сето. Стилизованный сыльг, как наиболее характерная часть костюма, стал эмблемой проживающих в России сету (автор Александр Разумовский).

Отличает сету и льняные косы. В волосы женщины вплетают льняную кудель, заплетают у самого пробора две толстые косы и оборачивают их вокруг головы, на висках получаются «бугры» (или «рога»). Голову обертывают затем дважды длинным полотенцеобразным линником, концы которого спадают вдоль спины, достигая низа сарафана. Линник покрывает весь лоб, а поверх повязан яркий шелковый платок, который крепко держит льняные косы (Е. В. Рихтер). В целом лен занимает важное место в жизни крестьян сето: он был и кормильцем и врачевателем. Каждый хозяин засевал от 1,5 до 2 га площади, выполняя «обряды на урожай». Лен экспортировался даже в Скандинавские страны. Подробнее о льноводстве можно узнать в работе И. И. Василева «Лен и Псковская губерния» (1872). Лен считался сакральным растением: с его помощью и исцеляли и наводили порчу. Тканые льняные изделия сопровождали крестьянина сето от рождения до могилы. Женщины ткали и праздничную и рабочую одежду, покрывала, скатерти, полотенца, пояса. А пояски в старину использовали вместо письма (язык сето не имеет письменности). Мария Семеновна Пяхнапуу рассказывала давнюю историю, как одну девочку отправили с пояском - с известием о смерти родственника. Там только глянули на узоры – и в слезы. Но рассказчица заметила, что сейчас вряд ли кто сможет прочитать узор, «да и не нужно теперь - грамотные». Известно, что лучшую рукодельницу найдешь среди певуний, а народная песня ближе к прялке – это истинно для всех народов и для сето.

Поражает красотой и разнообразием поэтическое и музыкальное наследие сету: песни, танцы, сказки, предания и пословицы. Сами сету выделяли три вида песен: старинные, «унаследованные с древних времен», сказочного содержания, очередные – песни, повторяющиеся из года в год - игровые, трудовые, обрядовые, и последний вид – песни суетные, «песни между прочим», они забываются «столь же быстро, как и возникают». Женщин, которые знают больше песен и обладают даром импровизации, называют Матерями песни.

Неслучайно первый фильм на языке сету «Taarka» посвящен известной исполнительнице народных песен (настоящее имя которой Дарья Матвеевна Писумаа (1856-1933)) – женщине, которую отвергли сородичи, и божественной певице. Особо почитается у сету каннель – прекрасный инструмент Иисуса. По преданию, его сделал Бог из можжевельника, и игра на нем способна отогнать смерть.

Среди сету также было много сказителей, умеющих развертывать фабулу: здесь эстонские фольклористы записали самые длинные сказки. Чаще чем в других местностях у сету в песнях и легендах присутствуют библейские персонажи. Так, святитель Николай лежит в самом «заповедном» сетуском приходе XIX в. – в Тайлово – и восстанет в час последней битвы. Богатырь Корнила после отсечения головы Иваном Грозным взял ее в руки, «пришел в монастырь и улегся спать» до тех пор, пока не начнется распря столь великая, что кровь хлынет через построенные им стены.

Неслучайно образ Псково-Печорского монастыря фигурирует в сетуском фольклоре: этот монастырь и его игумен Корнилий сыграли ведущую роль в христианизации сету. Особое место занимает Мальский монастырь, Тайловский погост. В культуре сету сосуществует, сливается, переплетается язычество и православие, и между ними нет противоречий и разногласий. Так, почиталось скульптурное изображение св. Николая Мирликийского (Никола Ратный), находящееся в надвратной церкви Печерского монастыря: «Это изваяние с женским коралловым украшением на груди… обкладывается снизу до верху лепешками, кадками с маслом и творогом так, что его не видно… богомольцы обмазывали его губы маслом и творогом» (Ю. Трусман). В 1895 году «Псковские Епархиальные ведомости» писали о полуверцах: «Получив от русских свое название, вероятно вследствие принятия православия с удержанием древне-языческих верований и обычаев, древние финны Псковского края на самом деле детскою преданностию ему и глубиною религиозного чувства превосходят русских».

По Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Псковской области проживает 123 представителя народа сету, а в России в целом - 214. Тогда же сету были причислены к малочисленным коренным народам России. Как пояснил директор Института этнологии и антропологии РАН В. Зорин, этот статус «дает защиту маленькому народу на государственном уровне. Прежде всего, это юридическая защита. Кроме того, принадлежность к этой категории обеспечит внимание всех уровней власти к сохранению и развитию культуры народа – от органов местного самоуправления до федеральной власти». И действительно, в Псковской области была принята областная долгосрочная целевая программа «Поддержка коренного малочисленного народа сету (сето), проживающего в Печорском районе, на 2011 - 2014 годы». И губернатор Псковской области А. А. Турчак подчеркнул: «Особое внимание стоит уделить созданию комфортных условий для проживания сето. Нужно сделать так, чтобы молодежь хотела жить на этой территории, а в перспективе коренные представители сето переезжали к нам из Эстонии». Вскоре после объявления Программы появились вопросы к губернатору Псковской области А. А. Турчаку об условиях переезда.

Для возрождения традиций сету в 1993 года было создано Этнокультурное общество сету (ЭКОС). Многолетнюю исследовательскую работу о демографии сету ведет профессор ПсковГУ А. Г. Манаков, культура этого исчезающего народа изучается в Эколого-биологическом центре (Псков). С материальной культурой сето можно ознакомиться в этнографических музеях (д. Сигово Печорский район).

Итак, долгое время основная проблема народа сету была в том, что очень многие семьи были разделены границей. И хотя границы сету не совпадают с политическими рубежами, фестиваль «Сетумаа. Семейные встречи», впервые прошедший в 2008 г., полностью оправдывая свое название, дает возможность встретиться родственникам, а также вживую знакомит псковичей и гостей нашей области с традициями этого древнего народа: обрядами, фольклором, промыслами, национальной кухней и, конечно, самими сетукезами – трудолюбивыми, музыкальными и очень приветливыми.

Подготовила: Елена Сторокожева,
Зав. сектором местного обязательного экземпляра
Псковской областной универсальной научной библиотеки

 


БИБЛИОГРАФИЯ


"Изборск и его округа" : материалы Международной научно-практической конференции, 2010-2011. - Изборск : Историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск" : Стерх, 2011. - 185 с. : ил., портр., карты.

О сету см. статьи:

  • Эстонские (сетуские) деревни Печорского края : [об издании сб. с описанием сетуских деревнь (3 тома) "Деревни Печорского края"] / И. Ванарум. – С. 13-14
  • Межэтнические браки: русские и сето в д. Раково Печорского района Псковской области / М. Жуков, Д. Н. Жирова. – С. 30-34
  • Сыльг - символ сето / М. Жуков, Д. Н. Жирова. – С. 35-38
  • Мальский монастырь. Сетоское наследие и предания / М. Пихо. – С. 95-97
  • Происхождение сету: факты и гипотезы / А. Г. Манаков. – С. 98-103
  • Дославянская топонимия Печорского и Псковского районов / А. Г. Манаков. – С. 104-111
  • Основные итоги социально-демографического исследования сету Печорского района летом 2011 года / А. Г. Манаков, К. Н. Потапова. – С. 112-120
  • Статья Татьяны Бенфугаль "Возвращение к экспедициям Бориса Вильде и Леонида Зурова 1937-38 гг. в Сетумаа"/ Е. А. Чернышевская, Т. Бенфугаль. – С. 172-178.

"Изборск и его округа" : материалы Международной научно-практической конференции, 2007-2008. - Изборск : Историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск" : Стерх, 2009. - 164 с. : ил.


О сету см. статьи:

  • Школьное образование детей народности сето в печорском крае в ХХ веке / Т. Н. Огарева. – С. 36-39
  • Динамика численности сету Печорского района в ХХ - начале XXI века / А. Г. Манаков. – С. 40-44
  • Об истории основных путей из Изборска на Запад / Хейки Валк. – С. 94-101
  • Изборск и его округа в путевых заметках XIX века: этнонимический и топонимический аспекты / Н. В. Большакова, И. О. Колосова. – С. 111-118
  • Изменение численности сету Печорского района в начале XXI века (по итогам этнодемографических исследований с 1999 по 2008 гг.) / Н. В. Карпухина, А. Г. Манаков, О. А. Пыжова. – С. 122
  • Фамилии представителей народности сето как источник информации о местном крае и образе жизни людей / Д. Н. Жирова, Е. Осипова. – С. 123-125
  • Влияние различных факторов на уменьшение численности сето во второй половине ХХ века в Печорском районе / Т. Н. Огарева. – С. 126-128

Алексеев, Ю.   Народ сето в России: история, современность, фестиваль / Ю. Алексеев // Финноугория. Этнический комфорт. - 2008. - N 2. - С. 14-15 : цв. ил.


Сетуский край всем хорош!. - [Вярска : НКО Туризм Сетумаа, 2007?]. - 14 с. : ил., карт.


Золотцев, С. А.   Судьбы Причудья [сету] / С. А. Золотцев // Встреча: профессионально-отраслевой, литературно-художественный иллюстрированный журнал. - 2006. - № 1. - С. 14-15, 4 (вкладка): фот.


Хмелёв, Т.   Уполовиненные, обобществлённые, ассимилированные: на территории России стало одним народом меньше. Злободневный тренд - пограничные миграции / Т. Хмелёв // Эксперт. Северо-Запад. - 2006. - № 20. - С. 36-39.

То же см.: Псковская губерния. 2006. N 23.


Алексеев, Ю. В.   Народ Сету: между Россией и Эстонией / Ю. В. Алексеев, А. Г. Манаков . - Москва : Европа, 2005. - 83, [3] с. : карты, ил. - (Серия "Евровосток" / Фонд "Еврорегион Ливония"). - Библиогр. в подстроч. примеч.


Манаков, А. Г. На стыке цивилизаций : этнокультурная география Запада России и стран Балтии / А. Г. Манаков ; Псков. гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова, Псков. отд-ние Рус. геогр. о-ва. - Псков : Изд-во Псковского государственного педагогического института, 2004. - 296 с. : ил.

Из содерж.: Сето-Печорская этноконтактная зона ; Сетумаа - регион этнического и культурного взаимодействия ; Происхождение сету ; Печорские сету.


Сету. История, культура, современные этнические процессы / М. Л. Засецкая [и др.] // Историко-этнографические очерки Псковского края / ПОИПКРО ; С.-Петерб. Гос. ун-т, ист. фак. - Псков, 1999. - С. 269-302. - Библиогр. в примеч.: с. 292-295.


Хагу, П. С. Аграрная обрядность и верования сету : автореферат дис. канд. ист. наук. – Л.: Ин-т этнографии, 1983.


Рихтер, Е. В. Материальная культура сету в XIX - начала ХХ в. (к вопросу об этнической истории сету) : автореф. дис. канд. ист. наук. – М. ; Таллин, 1961.


Рихтер, Е. В. Итоги этнографической работы среди сету Псковской области летом 1952 года // Материалы Балтийской этнографо-антропологической экспедиции (1952 год). Труды института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. Том XXIII. – М., 1954. – С. 183-193.


Гурт, Я. О псковских эстонцах, или так называемых «сетукезах» // Известия Русского географического общества, 1905. – СПб., 1906. – Т. 41. – С. 1-22.


Трусман, Ю.   Полуверцы Псково-Печерского края : [ксерокоп. ст. из период. изд. "Живая старина", 1890 г., вып. 1. / отд. этнографии Имп. рус. географ. о-ва ; под ред. В. И. Ламанского] / Трусман Юрий. - [Б. м. : б. и., 2004]. - 1 папка (с. 31-62). - Прил.: с. 51-62.


Миротворцев, М. Об эстах или полуверцах Псковской губернии / М. Миротворцев // Памятная книжка Псковской губернии на 1860 год. – Псков, 1860. – С. 45-61 (2). Эл. копия: с. 164-180.

Содерж.: Язык ; Физические и нравственные свойства ; Жилища ; Одежда ; Пища ; обряды и поверья.


Сету. Народ Печорской земли [видео]
В фильме снимались: о. Евгений (Пелешев), Анна Пиримяги, Хелья Тсапотало, Мария и Виктор Пяхнпуу, Вера Нурмитало, Татьяна Огарева, Нина Петрова, Валентина Денисова. Студия "Этнос" благодарит за помощь в создании фильма: Государственный российский этнографический музей, музей-заповедник Изборск, Свято-Успенский Псково-Печёрский монастырь.
Над фильмом работали: автор сценария - М. Засецкая, режиссер - Э. Короленко, режиссер монтажа - В. Шимов, звукооператор - М. Петрунин, директор - М. Безпалько. Художественный руководитель проекта - Н. Серебрякова.
(с) Киностудия "Этнос", 2000 г.


Печоры Псковские – официальный сайт города [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pechori.ru/category/notes/
О сету:
Сету как высшая стадия и исторический смысл развития эстонского этноса / Д. В. Беляев ; Если открыть границу, то многие сету вернулись бы в Россию / Х. Маяк ; Дети рисуют сето ; Художественный фильм «Taarka» ; Водная сила народа сету ; Редкое фото «Полуверка невеста» ; Музей народности сето ; Мифы и предания сето и др.


Финно-угорский культурный центр РФ, 2007-2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/index.php

Сето:
Места проживания. Историческая справка. Национальная символика. Статистические данные. Религия. Язык. Письменность. Краткий разговорник. Национальный костюм. Кухня. Поселения и жилища. Занятия и промыслы. Приметы и поверья. Песни и танцы. Декоративное творчество. Праздники и обряды. Мифы и предания. Источники (литература).


Кто они - прибалтийские друиды? [02.11.2009] / Melany // Gazeta 2.0 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gazeta.lv/


Eesti ja Setomaa [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://juliabuzailo.blogspot.com/
Фольклор, кухня, легенды и сказки, праздники и новости о жизни сето.


Setomaa [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.setomaa.ee/index.php?id=a1d0c6e83f027327d8461063f4ac58a6


Setomaa : Vanem ajalugu muinasajast kuni 1920. aastani. 2 / Valk Heiki, Selart Anti, Lillak Anti ; [koostajad ja toimetajad: Heiki Valk, Anti Selart, Anti Lillak ; tZolkijad: ZOie Sarv (eesti-seto) ... jt. ; peatoimetaja Mare Aun, tegevtoimetaja Merlin LZoiv ; kaanekujundus: Anna Lauk]. - Tartu : Eesti Rahva Muuseum, 2009 ((Tallinn : Tallinna RaamatutrZukikoda)). - 480 с. : ил., карты, портр. + 1 CD-ROM.


Сето: "Следы времен минувших..." : [библиографический указатель литературы] / МУК "Печор. центр. район. б-ка", Отдел информационных технологий ; [сост. В. Н. Писукова]. - Печоры : [б. и.], 2009. - 19 с. - Геогр. указ.: с. 16. - Имен. указ.: с. 17-18.

Происхождение

Манаков, А. Г. Псковские сету: спорные вопросы происхождения // Вестник археологии, антропологии и этнографии / А. Г. Манаков, К. Н. Потапова. – 2012. – N 2.


Манаков, А. Г.   Происхождение сету: факты и гипотезы / А. Г. Манаков // Изборск и его округа : материалы международной научно-практической конференции, 2010-2011 гг. - Изборск, 2011. - С. 98-103. - Библиогр.: с. 102-103.

Граница

Межевич Н. М.   Российско-эстонская граница: история формирования и современное значение для развития Северо-Запада России / Н. М. Межевич // Псковский регионологический журнал. - 2007. - № 4. - С. 134-145.


Никифорова, Е. Граница как фактор формирования этнической общности? (на примере сету Печорского района) // Кочующие границы : сб. ст. по материалам междунар. семинара. Центр независимых социологических исследований. Труды. Вып. 7. – СПб., 1999. – С. 44-49.

Деревни Сетомаа

Лагунин, И. И.   Макарово-Трынтово / И. И. Лагунин // Изборск и его округа: материалы III Международной научно-практической конференции / Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск". - Изборск, 2007. - С. 26-41. - Библиогр.: с. 41.
Опыт архитектурно-этнографического описания сельского сетусского поселения. К вопросу о сохранении средовой исторической застройки Изборской округи.


Тсопатало, Х. П.   Из жизни сетоских деревень : [Луковка, Умковичи, Кошельки] / Х. П. Тсопатало // Не прервется связь времен : материалы Общества краеведов при Печорской районной библиотеке. - Печоры, 2007. - Вып. 2. - С. 94-103 ; Печорская правда. - 2007. - 16, 22 февр. ; 9, 16 марта.


Ванарум, И.   Эстонские (сетуские) деревни Печорского края / И. Ванарум // Изборск и его округа : материалы международной научно-практической конференции, 2010-2011 гг. - Изборск, 2011. - С. 13-14.

Об издании сборников с описанием сетуских деревнь (3 тома) "Деревни Печорского края", основанные на воспоминаниях местных жителей; перечислены описанные деревни.

Православие

Пихо, М.   Мальский монастырь. Сетоское наследие и предания / М. Пихо // Изборск и его округа : материалы международной научно-практической конференции, 2010-2011 гг. - Изборск, 2011. - С. 95-97. - Библиогр.: с. 97.

Богомолова, Н.   Родной батюшка : Отец Евгений - один из старейших священников Псковской епархии. Он - свой, родной и для сето, и для русских, и для эстонцев / Н. Богомолова // Псковская правда. - 2011. - 14 дек. (N 249). - С. 42 : фото.
Протоиерей Е. Ф. Пелешев - служит в Варваринском храме г. Печоры.

Калинина, О. В. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви в "полуверческих" приходах Псково-Печерского края по материалам периодики конца XIX - начала ХХ веков / О. В. Калинина // Не прервется связь времен : материалы Общества краеведов при Печорской районной библиотеке. - Печоры, 2009. - Вып. III. - С. 180-191. - Библиогр. в примеч.: с. 188-190.
Прил.: Численность приходов Псково-Печерского края по данным 1900-1901 гг.

Усстав, К.   Тайловский приход / К. Устав // Святыни и древности Псковского уезда по дореволюционным источникам / сост., авт. вступ. ст. Н. Ф. Левин. - Псков, 2006. - С. 271-278.
О церкви, деревнях, садах, быте и нравах населения, Ивановом камне (Теплом) из д. Мегузиц, школе, обращении полуверцев (эстов) в православие.

Николаевская церковь погоста Тайлово [ныне Печорского р-на : выписки из Клировых ведомостей церквей и погостов Псковского уезда, 1900, 1910, 1914 гг.] // Святыни и древности Псковского уезда по дореволюционным источникам / сост., авт. вступ. ст. Н. Ф. Левин. - Псков, 2006. - С. 497-499 : фот.

Культура

Жуков, М.   Сыльг - символ сето / М. Жуков, Д. Н. Жирова // Изборск и его округа : материалы международной научно-практической конференции, 2010-2011 гг. - Изборск, 2011. - С. 35-38 : ил. - Библиогр.: с. 38.


Огарева, Т. Н.   Лен в жизни крестьян сето / Т. Н. Огарева // Не прервется связь времен : материалы Общества краеведов при Печорской районной библиотеке. - Печоры, 2011. - Вып. IV. - С. 28-32. - Библиогр. в примеч.: с. 32.


Чернышевская, Е. А.   Статья Татьяны Бенфугаль "Возвращение к экспедициям Бориса Вильде и Леонида Зурова 1937-38 гг. в Сетумаа" / Е. А. Чернышевская, Т. Бенфугаль // Изборск и его округа : материалы международной научно-практической конференции, 2010-2011 гг. - Изборск, 2011. - С. 172-178.
Статья опубликована в сб. "Возвращение на землю", сост. Антонио Герейро. Содерж.: Музей этнологии Поля Риве: к новой этнологии ; Борис Вильде и Леонид Зуров и их проект изучения края ; Земля (Сетумаа) ; Археологическая разведка ; Исследование языка и устной литературы ; Обычаи жизненного цикла ; Материальная культура и архивы ; После командировок (1939-2010) Борис Вильде и Леонид Зуров.


Большакова, Н. В.  Изборск и его округа в путевых заметках XIX века: этнонимический и топонимический аспекты / Н. В. Большакова, И. О. Колосова // "Изборск и его округа" : материалы международной научно-практической конференции, 2007-2008 гг. - Изборск, 2009. - С. 111-118. - Библиогр.: с. 117-118.
Исследованы заметки Ф. В. Булгарина, Д. И. Мацкевича, П. И. Якушкина, Н. К. Отто, М. П. Погодина, В. Севергина. Особое внимание уделяется сету.


Жирова, Д. Н. Фамилии представителей народности сето как источник информации о местном крае и образе жизни людей / Д. Н. Жирова, Е. Осипова // "Изборск и его округа" : материалы международной научно-практической конференции, 2007-2008 гг. - Изборск, 2009. - С. 123-125.


Огарева, Т. Н.   Школьное образование детей народности сето в печорском крае в ХХ веке / Т. Н. Огарева // "Изборск и его округа" : материалы международной научно-практической конференции, 2007-2008 гг. - Изборск, 2009. - С. 36-39 : фот.


Хейки, Валк.   Об истории основных путей из Изборска на Запад / Хейки Валк // "Изборск и его округа" : материалы международной научно-практической конференции, 2007-2008 гг. - Изборск, 2009. - С. 94-101. - Библиогр.: с. 100-101 : ил.

Из содерж.: Древние дороги в преданиях сету ; Дороги и соседние центры: XI-начало XIV в. ; Печерский монастырь и изменения в сетке дорог.


Маркелов, С. А.   Титов камень / С. А. Маркелов // Не прервется связь времен: материалы о-ва краеведов при Печорской районной библиотеке. - Печоры, 2004. - Вып. 1. - С. 31-35.


Плоткин, К. М.   Ареал сету : жертвоприношения и граница / К. М. Плоткин // Вопросы этнической истории народов России : межвуз. сб. - СПб., 2004. - С. 105-114.


Пихо, М.   Украшения сету XVII - XIX вв. / Пихо Мааре // Псков в российской и европейской истории : междунар. науч. конф.: в 2 т. - М.: МГУП, 2003. - Т. 2. - С. 73-82. - Библиогр. в примеч.: с. 81-82.


Громова Ю. Этнопсихологическое исследование народа сету // От истории природы к истории общества: прошлое в настоящем и будущем. История взаимодействия общества и природы : материалы научной конференции. - М. : ИИЕТ РАН, 1998.


Серов, С. (Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая).   Сету / С. Серов // Наука и жизнь. - 1990. - N 12. - С. 14-16 : ил.


Пихо, М. Э.   Это свойственно только сету : некоторые особенности погребального обряда "псковских эстонцев" / М. Э. Пихо // Земля Псковская, древняя и социалистическая : краткие тезисы докладов. - Псков, 1987. - С. 109-110.


Пихо, М. Э.   Этнографические исследования сету в ХХ веке / М. Э. Пихо // Земля Псковская, древняя и социалистическая : краткие тезисы докладов. - Псков, 1986. - С. 60-61.


Рихтер, Е. В. Некоторые особенности погребального обряда у сету // Советская этнография. – 1979. – N 2. – С. 116-128.


Рихтер, Е. В.   У исторической карты народов мира: сету / Е. В. Рихтер // Вопросы истории. - 1971. - N 9. - С. 215-219. - Библиогр. в подстроч. примеч.


Холопов Ю. Сето переодеваются / Ю. Холопов // Вокруг света. – 1971. – N 9 : фото


Хагу, П. С. Аграрная обрядность и верования сету : автореферат дис. канд. ист. наук. – Л.: Ин-т этнографии, 1983.


Рихтер, Е. В. Материальная культура сету в XIX - начала ХХ в. (к вопросу об этнической истории сету) : автореф. дис. канд. ист. наук. – М. ; Таллин, 1961.

Сето сегодня: возрождение традиций

Разумов, А.   10 фактов о сето : народность сето продолжает хранить и передавать из поколения в поколение свои традиции / А. Разумов // Псковская правда. - 2012. - 27 июня (N 137). - С. 34 : фото.


В Псковской области начал работу лингвистический лагерь для детей народности сето // Псковская область : портал государственных органов [1.06.2012] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pskov.ru/


Вариксоо, Е.   "Мечтаю увлечь молодежь сето сохранением культуры нашего народа" : беседа / Е. Вариксоо ; беседовала Л. Ломунова ; фот. С. Маркелова // Печорская правда. - 2012. - 6 апр. (N 27). - С. 2.


Бруштейн, И.   На языке соседа : между эстонцами и русскими растет взаимный интерес, а власть его активно поддерживает / И. Бруштейн // Сельская новь. - 2012. – N 4. - С. 76-77. - 2 фот.

Сохранение и развитие культуры малого народа сето в Печорской лингвистической гимназии по углубленному изучению эстонского языка. Деятельность общественной организации "Этнокультурное общество народа сето", музея-заповедника "Изборск", музея-усадьбы народа сето.


Чернова, А.   Дед Мороз без Снегурочки : Новый год и Рождество в стиле сето / А. Чернова // Псковская правда. - 2011. - 28 дек. (N 265). - C. 8 : фото.


Остапенко, С.  "Птенцы" расправляют крылья : [к 8-летию сетоского фольклорного ансамбля] / С. Остапенко // Печорская правда. - 2011. - 16 дек. (N 99). - С. 2.


Чернова, А.   Семейные ценности : Малле Богачёва: "Дети гордятся, что они - сето" / А. Чернова // Псковская правда. - 2011. - 14 дек. (N 249). - С. 43 : фото.


Чернова, А.   Почитатели Пеко : в Псковской области возрождается культура, традиции и обычаи малой коренной народности сето / А. Чернова, А. Григорьева ; фото А. Сидоренко // Псковская правда. - 2011. - 28 сент. (N 190). - C. 12-13.


Богачёва, М.   Сетоские игры : [беседа] / М. Богачёва ; вопросы задавал В. Маслов // Печорская правда. - 2011. - 23 авг. (N 66). - С. 3.


Вариксоо, Е.   Молодой лидер [молодежного движения сето - Елена Вариксоо] / Е. Вариксоо ; вопросы задавал В. Маслов; фот. С. Маркелова // Печорская правда. - 2011. - 24 июня (N 49). - С. 3.

Мировая премьера первого художественного фильма на языке народности сету
В рамках международного кинофестиваля Tartuff в Тарту (Эстония) 11 августа состоялась мировая премьера первого художественного фильма о жизни народности сету "Taarka". Этот фильм об известной среди сету исполнительнице народных песен Хилане Таарка. В аннотации к фильму отмечается, что Таарка была "женщиной, которую отвергли сородичи и которая всю свою жизнь провела одиноко в доме без печи. Таарка - презренная женщина и божественная певица". Фильм демонстрируется на эстонском языке и языке народности сету.


Русакова, Е.   Марэ из сетосского королевства : Марэ Пихо родилась на псковской земле. За вклад в изучении культуры сето удостоена Государственной премии Эстонии и Национальной премии Финляндии / Е. Русакова // Псковские новости. - 2010. - 8 сент. (N 19). - С. 25 : фото (Культурный актив).


Игнатьева, В.   Язык сето / В. Игнатьева // Псковская правда. - 2010. - 18 июня (N 137-138). - С. 5 : фото.

О работе лингвистического лагеря на базе Изборского лицея, Печорской лингвистической гимназии и Изборского музея-заповедника: изучение языка и культуры сето.


Селиверстов, Ю.   Вычитание цвета: Андрей Гладилов вернулся в русскую "Сетумаа", оставаясь европейским пост-модернизмом / Ю. Селиверстов / Псковская губернiя. - 2008. - 5-11 нояб. (N 44). - С. 14-15 : фот.

О выставке работ петербургского художника А. Гладилова "Возвращение в Сетумаа" в Галерее "На Бастионной".


Корюшкин, А. Задали jazzz'у сету : [группа «Lokorik» (рус. «Трубадуры»)] // Псковская губернiя. - 2006. - 14-20 июня (№ 23). - С. 15.
Маслов, В.   Педагогика семьи Вариксоо : Год семьи / В. Маслов // Печорская правда. - 2008. - 30 мая. - С. 1, 3.
Рассказ о воспитании детей, об устройстве отношений в многодетной сетуской семье Вариксоо из д. Раково Новоизборской вол. Печорского р-на.


Роткина К.   Народность сето - на границе культур / К. Роткина // Региональный туризм и перспективы его развития : материалы Междунар. студенческой научно-практической конференции 27 апр. 2005 г. - Псков, 2005. - С. 108-112. - Библиогр.: с. 112.


Михайлова, М.   Марэ Пихо: "Желаю вам процветания и долгих лет жизни" / М. Михайлова // Новый день в Псковской области. - 2004. – 28 апр. - С.15 : фото.

Творческий портрет ученого-этнографа Марэ Эльмаровны Пихо (1944, Печоры).


Тсопатало, Х. П.   Этнические проблемы нужно решать сообща : интервью с Х. П. Тсопатало / Х. П. Тсопатало ; беседу вел Э. Петренко // Печорская правда. - 2002. - 12 нояб. - С. 3.

О национальном Конгрессе народности сето (г. Вярска, Эстония), о главных проблемах печерских сето, о развитии сетовской культуры и языка в Печорском р-не.


Хащенко, С. П.   Сето останется только на бумаге? : [о результатах работы международной этнографической экспедиции по изучению истории, быта и проблем сохранения небольшой этнической группы сето] : интервью с зам. дир. Псковского музея-заповедника С. П. Хащенко / С. П. Хащенко ; беседу вела О. Григорьева // Новости Пскова. - 2002. - 6 авг. - С. 5.


Манаков, А. Г.   Этногеографическая специфика народности сету как туристический ресурс Печорского района Псковской области / А. Г. Манаков // Природа Псковского края. - 1999. - N 5. - С. 27-31. - Библиогр.: с. 31.


Миловский, А.   Сколько тайн у сету? / А. Миловский // Миловский А. Народные промыслы : встречи с самобытными мастерами. - М., 1994. - С. 297-300 : фото.

Этнографические музеи на сетуской земле

Сето / Музей-усадьба народности "Сето", филиал государственного историко-архитектурного и природно-ланшафтного музея-заповедника "Изборск" ; [авт. текста А. Черноморова ; науч. ред. Е. Воронкова ; фото О. Баженова, Г. Костина]. - [Б. м. : б. и., 200-]. - [12] с. : ил.
Писарь, Л. Как прошел День музеев в д. Сигово // Печорская правда. - 2012. - 25 мая (N 41). - С. 7.


Бруштейн И. Осколок древней чуди. Музей народности сето хранит все детали быта и знакомит с ними туристов // Санкт-Петербургские ведомости. – 2012. – 27 апр. (N 076).


Огарева, Т. Н. Этнографические музеи в окрестностях Печор // Не прервется связь времен : материалы Общества краеведов при Печорской районной библиотеке. - Печоры, 2011. - Вып. IV. - С. 24-28.
Огарёва, Т. Н.   Пути Господни неисповедимы : [беседа] / Т. Н. Огарёва ; беседовала Л. Ломунова // Печорская правда. - 2011. - 23 авг. (N 66). - С. 2.
О народном музее сето в д. Сигово (Печорский район) и его хранительнице Татьяне Николаевне Огарёвой.


Традиционные блюда народа сето могут приготовить гости музея-усадьбы Сигово [11.07.2011] / ПАИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://informpskov.ru/


Злобинская, Т.   Хранительницы добра : немногочисленный народ с большими жизненными ценностями - женщины сето о любви и мудрости / Т. Злобинская ; фото А. Сидоренко // Псковская правда. - 2011. - 22 июня (N 111). - C. 10-11.

В д. Сигово двойной праздник: 40 лет исполняется ансамблю "Леело" и 10 лет - самому музею-усадьбе народности сето.


Ломунова, Л.   Открыт новый сезон в музее сето / Л. Ломунова ; фот. Л. Ломуновой // Печорская правда. - 2011. - 24 мая. (N 40). - С. 3.


Огарева, Т. Н.   Из истории создания филиала Изборского музея в д. Сигово (к 100-летию усадьбы и 5-летию открытия музея народности сето) / Т. Н. Огарева // Изборск и его округа : материалы III Международной научно-практической конференции / Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск". - Изборск, 2007. - С. 230-232.


Секреты вкусной сетосской кухни : [буклет / Музей-усадьба народности сето - фил. Гос. ист.-архит. и природ.-ландшафт. музея-заповедника "Изборск" ; текст: Р.Н. Суворовой, Е. В. Воронковой ; фото А. А. Черноморовой]. - [Изборск : Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск", 2006].


Огарева Т. «Русские уехали во Псков, а мы в Эстонию»: беседа с Т. Огаревой, создавшей в д. Сигово музей сето, и семьей Ози, переехавшей в Эстонию // Псковская губерния. – 2006. – 13-19 сент. (N 35).


Стрекаловский, Ю.   Они вернулись: новая экспозиция в выставочном зале областного центра народного творчества / Ю. Стрекаловский // Псковская губернiя. - 2006. - 22-28 марта. (N 11). - С. 14.

О коллекции декоративно-прикладного искусства народности сето, собранной Татьяной Огарёвой - хозяйкой частного музея сето ( д. Сигово  Печорского района).


Музей-усадьба народности сето // Путеводитель по Изборску и его округе / авт.-сост. В. П. Игнатьева. - СПб., 2006. - С. 135-136 : фот.


Огарева, Т. Н.   Из опыта работы частного музея народности сето / Т. Н. Огарева // Изборск: история и современность : мат. науч.-практ. конф. Музей как центр развития местн. сообществ. - Изборск, 2005. - С. 125-127.


Пономарев, А.   Долгая дорога в Setomaa / А. Пономарев // Встреча: профессионально-отраслевой, литературно-художественный иллюстрированный журнал. - 2004. - N 1. - С. 33-35 : фот.

Королевство сето

Игнатьева, В.   Сказочное королевство : сето отметили свой главный праздник / В. Игнатьева // Псковская правда. - 2011. - 12 авг. (N 157). - C. 8 : фото.
День королевства сето празднуется ежегодно в первую субботу августа с 1994 г. в центрах сетовских волостей. В этом году он прошел в Обинитса - старинной сетоской деревне.


Павлова, Л.   У сето - новый король / Л. Павлова // Псковская провинция. - 2010. - 19 авг. (N 32). - С. 6.
О праздновании Дня Королевства Сето.


В Эстонии народ сету выбрал короля [видео ; 11.08.2010] // Первый канал. Новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.1tv.ru/

Международный этнокультурный фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи» (д. Сигово Печорского р-на, 2008- )

Фестиваль сету в Псковской области собрал гостей из России и Эстонии [Сетомаа. Семейные встречи, 2011] // Eesti Rahvusringhääling  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rus.err.ee/


Маяк, Х.   В семье малочисленных народов : [беседа] / Х. Маяк ; беседовала Л. Ломунова // Печорская правда. - 2011. - 6 сент. (N 70). - С. 2.
Итоги семинара "Народ сето в семье коренных малочисленных народов Российской Федерации" (август 2011 г., Изборск, который прошел в рамках фестиваля «Сетомаа. Семейные встречи»).


Ломунова, Л. Костёр дружбы согрел наши сердца // Печорская правда. - 2011. - 6 сент. (N 70). - С. 2-3.


Семенов, А.   Встреча у границы / А. Семенов // Псковская правда. - 2011. - 11 авг. (N 156). - C. 3 : фото.


Все могут короли / фото Г. Костина // Псковская провинция. - 2010. - 2 сент. (N 34). - С. 3.


Докучаев, И.   Маа - это земля... / И. Докучаев // Псковская провинция. - 2009. - 3 сентября (N 34). - С. 22.


В Сигово вернулся дух Пеко / подгот. В. Игнатьева // Псковская правда. - 2008. - 4 сент. (N 220). - С. 4 : фот.


Петрова, М.   Король Сильвер в поисках духа / М. Петрова // Псковская провинция. - 2008. - 4 сент. - С. 18 : фото.


Шишкин, А.   Последние из сето: в Псковской области встретились представители уникальной этнической группы / А. Шишкин // Российская газета. - 2008. - 28 авг. (N 181). - С. 10. (Северо-Запад).


Хырн, А.   В деревню Сигово, на королевский совет : [к открытию I международного этнокультурного фестиваля "Сетомаа. Семейные встречи" (1. 2008. Изборск/Сигово)] : беседа с советником по культуре сетоских волостей Эстонии Ааре Хырном / А. Хырн ; беседовала В. Игнатьева // Псковская правда. - 2008. - 26 авг. (N 211-212). - С. 3 : фот.

Хэлью Маяк и Этнокультурное общество народов сето (ЭКОС, 1993 г.)

Маяк, Х. (пред. этнокультурного общества сето (ЭКОС)).   О сделанном и о планах / Х. Маяк // Печорская правда. - 2012. - 6 апр. (N 27). - С. 2-3.


Игнатьева, В.   Путеводная звезда Хелью Маяк / В. Игнатьева // Псковская правда. - 2010. - 24 авг. (N 193). - С. 12 : фото.


Михайлова, У.   Хелью Маяк, "несокрушимая и легендарная" : беседа с председателем печорской общественной этнокультурной организации народов сето, заведующей сектором Изборского музея-заповедника Хелью Маяк / У. Михайлова ; фото Г. Костина // Псковская провинция. - 2010. - 1 апреля (N 12). - С. 8.


Маяк Х. «Если открыть границу, то многие сету вернулись бы в Россию» : беседа с руководителем сетуского общества «ЭКОС» Х. Маяк // Печоры псковские [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pechori.ru/category/seto/


Тиханов, А.   Съезд со слезами на глазах / А. Тиханов // Псковская правда. - 1995. - 20 июня.


Нурметало, В. Я.   "Мы не хотим заниматься политикой" : [беседа с Верой Яковлевной Нурметало / В. Я. Нурметало ; беседу вела С. Дердесова] // Печорская правда. - 1994. - 28 янв.


Агатин, А.   Их съезд - не указ : [ЭКОС] / А. Агатин // Псковская правда. - 1993. - 11 дек.

Демография

О внесении изменения в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ : постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2010 г. N 453 // Правительство Российской федерация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.ru/#.
Коренные малочисленные народы РФ - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие свой образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.


Манаков, А. Г.   Основные итоги социально-демографического исследования сету Печорского района летом 2011 года / А. Г. Манаков, К. Н. Потапова // Изборск и его округа : материалы международной научно-практической конференции, 2010-2011 гг. - Изборск, 2011. - С. 112-120. - Библиогр.: с. 120.
Содерж.: Изменения в ареале расселения сету в 1-м десятилетии XXI в. ; Динамика численности и возрастно-половая структура сету ; Результаты опроса сету Печорского района летом 2011 г.


Манаков, А. Г.   Этнодемографический портрет сету Печорского района в первом десятилетии XXI века / А. Г. Манаков ; М-во образования и науки РФ, Псков. гос. пед. ун-т им. С. М. Кирова, Псков. отд-ние рус. геогр. о-ва. - Псков : ПГПУ, 2011. - 23 с. : ил., карт. - Библиогр.: с. 23 (5 назв.).
 [Численность сету – 123] // Портал «Всероссийская перепись населения 20102 года» / Федеральная служба государственной статистики. Всероссийская перепись населения. Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Национальный состав населения по субъектам РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru/


Сету претендует на статус коренного малочисленного народа России // Eesty ja Setomaa [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://juliabuzailo.blogspot.com/


Манаков, А. Г.   Сету Печорского района в начале XXI века (по итогам этнодемографического исследования 2008 г.) / А. Г. Манаков, Н. В. Карпухина, О. А. Пыжова // Псковский регионологический журнал. - 2009. - N 7. - С. 140-145. - Библиогр.: с. 145 : ил.


Огарева, Т. Н. Влияние различных факторов на уменьшение численности сето во 2-й половине ХХ века в Печорском районе / Т. Н. Огарева // Не прервется связь времен : материалы Общества краеведов при Печорской районной библиотеке. - Печоры, 2009. - Вып. III. - С. 100-106.
Хрущев С. А. Исследования процессов этнического вырождения (на примере малочисленных финно-угорских этносов северо-запада России) // Учение Л. Н. Гумилева и современность. – СПб., 2002. – Т. 1. – С. 215-221

Целевая долгосрочная программа по поддержке малочисленного народа сето

ОДЦП «Поддержка коренного малочисленного народа сету (сето), проживающего в Печорском районе, на 2011 - 2014 годы» // Псковская область : портал государственных органов. Целевые программы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pskov.ru/vlast/ispolnitelnaya/administratsiya/apparat/kmsu/odcp/print.


Сето. Малый народ : [буклет / Гос. комитет Псков. обл. по туризму, инвестициям и пространственному развитию, Информационный туристский центр]. - Псков : [б. и., 20--]. - 13, [1] с., включ. обл. : цв. ил. - (Псковская область).


Нефедова, О.   Сетоский сбор : представители народности сето в Печорском районе вместе нашли ответы на свои острые вопросы / О. Нефедова ; фото М. Островерхова // Псковская правда. - 2012. - 11 апр. (N 71). - С. 5.


Нефедова, О.   Сетоский вопрос : представители сето просят уточнить программу поддержки их малочисленной народности / О. Нефедова ; фото А. Григорьевой, А. Степанова // Псковская правда. - 2012. - 28 марта (N 61). - С. 10-11.


Маяк, Х. А.   Подводя итоги первого года работы Программы поддержки народа сето : беседа с руководителем общественной организации "Этнокультурное общество народа сето" Хелью Маяк / Х. А. Маяк ; зап. Л. Ломунова // Печорская правда. - 2012. - 11 янв. (N 1-2). - С. 2.


Псковские власти озаботились народом сету // Eesti Rahvusringhääling  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rus.err.ee/


Маяк, Х.   Работа правовых приёмных : [в рамках регионального проекта по поддержке малочисленного народа сето] / Х. Маяк ; вопросы задавала Л. Ломунова // Печорская правда. - 2011. - 16 дек. (N 99). - С. 2.


Маяк, Х.   Законы, помогающие нам жить : беседа с председателем ЭКОС Хелью Маяк о действии программы поддержки малочисленного народа сето в Печорском районе / Х. Маяк ; подготовил С. Маркелов // Печорская правда. - 2011. - 6 сент. (N 70). - С. 2.


Чернова, А.   Этническая "изюминка" : сето постепенно завоевывают позиции на туристическом поле Псковской области / А. Чернова ; фото А. Степанова // Псковская правда. - 2011. - 21 сент. (N 186). - C. 8-9.


Чернова, А. Знак для сето // Псковская правда. – 2011. – 2 авг.


Александр Разумовский создал лучший туристический знак сето / ПАИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://informpskov.ru/.


Вопрос касается помощи вернувшимся на родину сету // Сайт губернатора Псковской области Андрея Турчака : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://turchak.ru/index.html.


Разумов, А. Попасть в сето // Псковская правда. - 2010. - 5 марта (N 39). - С. 2.