В дни Крещения Господня Псковский региональный центр Президентской библиотеки предлагает псковичам ознакомиться на интернет-портале библиотеки с историей возникновения этого таинства и значение его в жизни православных людей. В России празднование Крещения на протяжении всей истории имело большое значение.

Доступ ко всему электронному собранию Президентской библиотеки осуществляется через Электронный читальный зал и открыт для всех желающих

В дни Крещения Господня Псковский региональный центр Президентской библиотеки предлагает псковичам ознакомиться на интернет-портале библиотеки с историей возникновения этого таинства и значение его в жизни православных людей.

И. Н. Бухарев в книге «О праздниках православной церкви», электронная копия которой представлена на портале Президентской библиотеки, описывает крещение Иисуса Иоанном Крестителем в реке Иордан, размышляя о первоначальном смысле обряда и священной силе воды в этом сакральном действе: «Крещение есть умерщвление крещаемаго для греха и возрождение в жизнь духовную, т. е. святую, добродетельную; на это указывается и погружением крещаемого в воде: то он скрывается в воде, это образ смерти его греху, то он появляется из нея, это образ рождения в жизнь святую». Именно вода может очищать, оживлять, возрождать, по представлениям современной науки она является источником жизни.

Наши предки постигли это из слова Божия и пошли за тем, кто принёс им это слово, – за князем Владимиром, крестителем Руси: «Великий князь Владимир, по прибытии его из Корсуня в Киев, повелел, чтобы все люди, вельможи и рабы, бедные и богатые, шли креститься. Народ толпами входил в реку Днепр: большие стояли в воде по грудь, отцы и матери держали младенцев на руках; священники читали молитвы крещения…», – написано в многотомном труде А. В. Терещенко «Быт русского народа», оцифрованном Президентской библиотекой.

С тех самых пор верующие следуют этому обряду с теми или иными этнографическими и религиозными особенностями, присущими различным конфессиям, это описано в уже упоминавшемся труде Терещенко: «Православная церковь издревле употребляла крещение погружательное в отличие от католиков, которые установили обливательное крещение». Среди многочисленных упоминаний о крещении по-русски в книгах иностранцев, посетивших Россию, есть, в частности, впечатления Казановы, находившегося в Петербурге зимой, в день празднования: «Церемония эта привлекает бездну народа, ибо после водосвятия крестят в реке новорожденных не посредством обливания, а через погружение нагих младенцев в прорубь на льду».

После церковной реформы Петра Великого некоторые обряды были упразднены, но в целом на величии праздника, столь значимого для всех православных христиан, это мало отразилось. В историческом очерке И. Н. Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» Крещение времён царствования Екатерины II выглядит так: «От берега до построенной за Иорданью беседки по разостланному сукну и коврам стояли кавалергарды. Между их Её Величество в предшествии всего священного синклита проходить изволило. Войско стояло вокруг Иордани продолговатою фигурой. Всех в гвардии в строю было 8900 человек».

В той же самой книге Божерянов приводит такой случай, передававшийся в столице из уст в уста: «Однажды император Павел, подходя с церемонии к иорданскому подъезду Зимнего дворца после крещенского парада, заметил белый снег на треугольной шляпе поручика. «У вас белый плюмаж!», – сказал государь. Белый плюмаж составлял тогда отличие бригадиров, чин которых в армии, по табели о рангах, соответствовал статским советникам. «По милости Божией, Ваше Величество!» – ответил находчивый поручик. «Я никогда против Бога не иду! Поздравляю тебя бригадиром», – сказал государь, идя во дворец».

В России празднование Крещения на протяжении всей истории имело большое значение. В фонде Президентской библиотеки хранятся электронные копии многих дел, в которых рассматривается возможность крещения незаконнорожденных детей; детей, рождённых от лиц разной веры; о причислении иноверцев, принимающих крещение, к христианским обществам и льготах в связи с этим. Двоюродный дед выдающегося государственного деятеля П. А. Столыпина крестил своих дочерей практически сразу после их рождения. Это засвидетельствовано в документе 1825 года «Метрические свидетельства о рождении и крещении детей А. А. Столыпина». Великий князь Ярослав вырыл из могилы кости Олега и Ярополка, крестил их и похоронил в Десятинной церкви в Киеве.

Пути проникновения, распространения и окончательного утверждения христианства на землях, вошедших в состав Российской империи, начиная с апостольских времен и заканчивая Крещением Руси, рассматриваются также в отдельных сочинениях, представленных в коллекции Президентской библиотеки «История Русской Православной Церкви» – в неё вошли фундаментальные труды, принадлежащие перу крупных церковных деятелей и историков церкви: Филарета, Макария, современного богослова и историка Е. Е. Голубинского и др.

Напомним, что один из самых ярких народных праздников – Святки – традиционно длится с 6 по 19 января. На портале Президентской библиотеке, так же можно ознакомиться с электронными копиями книг, рассказывающих о традиционных забавах, многие из которых популярны до сих пор.

Святками принято считать двенадцать праздничных дней «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества Христова и до крещенского освящения воды. К праздничным гуляниям присоединялись представители всех слоев общества. Александр Терещенко в своей книге «Быт русского народа», электронная копия которой представлена на портале Президентской библиотеки, отмечает, что «не только дворянство, живущее в городах и деревнях, но даже столичные жители любят предаваться святочным удовольствиям. Разнообразные в своих действиях, они представляли пространное поле для всякого рода забав и увеселений».

В V веке при Константинопольском дворе были популярны готические игры, имеющие связь со святочными забавами. На Рождество Христово «являлись ко двору наряженные, которые бегали, плясали и пели под музыку».

В Голландии был обычай, что сторож 8 дней до Рождества Христова и 8 дней после, «возвещая поутру о пробитии часов, советовал жителям есть кашу с изюмом и медом».т

Жители Англии танцевали и пели на улицах несколько ночей кряду. В Рождество следовало обязательно поклониться яблоням, чтобы привлечь богатый урожай. Еще одной традицией у англичан были особые толстые свечи, которые должны были гореть всю ночь. Если свеча гасла, это считалось предзнаменованием великого несчастья. Кстати, именно такие свечи лавочники дарили своим покупателям в Северной Шотландии. В России также существовали свои традиции определения удачи на будущий год. Например, «если в ночь на Рождество Христово и на Богоявление не бывает небо ясное, то не будет урожая в этом году».

«Святки на Руси праздновались издревле – доказательством тому служат „Кормчая книга“ и „Стоглав“, а также пастырские послания, в которых обличаются гадания и суеверия на Святках как языческие обычаи», – уточняет Иван Божерянов в своей книге «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу».

Гуляния начинались накануне Рождества Христова, после захода солнца. «Тем же вечером поселяне устилают внутренность избы соломой или сеном; по углам ставят снопы; под образом и на стол, покрытый сеном, кладут перед каждым человеком головку чеснока для отогнания всех болезней», – уточняет Александр Терещенко в своей книге «Быт русского народа».

Одной из самых известных святочных традиций являются гадания на суженых. Существует множество способов узнать свою судьбу: с помощью зеркала, расплавленного воска, гребня и даже бросания обуви. В книге «Быт русского народа» приводится следующий вариант: «По деревням ворожат девицы: около полуночи они выходят на двор, и с которой стороны залает собака, с той стороны и ждать суженых». Подобные методы гаданий до сих пор пользуются популярностью.

Однако не только девушки принимали участие в святках. Например, молодые люди, одетые в праздничные наряды, устраивали целые представления с танцами и песнями перед домами соседей. За это они получали в награду какое-нибудь угощение, приготовленное накануне.

Ещё одну прекрасную традицию вспоминает Александр Терещенко в своём исследовании: «Во время колядских дней забывали застарелую вражду, примирялись и вступали в новую дружбу. Повсюду господствовало гостеприимство, разнообразные обдаривания и приглашения на пиршество».

Напомним, что доступ ко всему электронному собранию Президентской библиотеки осуществляется через Электронный читальный зал и открыт для всех желающих в Псковской областной универсальной научной библиотеке (Профсоюзная, д. 2, конференц-зал, Тел. 8(8112) 72-83-98).

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество