27 марта, в Международный день театра, фонды Президентской библиотеки пополнились редкими оцифрованными изданиями, посвящёнными истории русского театра.

Псковский региональный центр доступа к ресурсам Президентской библиотеки предлагает ознакомиться с электронными копиями редких изданий: «Театр допетровской Руси: публичная лекция А. Архангельскаго» 1884 года, книга П. О. Морозова «История русскаго театра до половины XVIII столетия» 1889 года, сборник статей «История русскаго театра. Т. 1 / под ред. В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса» 1914 года и другими.

27 марта, в Международный день театра, фонды Президентской библиотеки пополнились редкими оцифрованными изданиями, посвящёнными истории и героическим страницам русского театра

Псковский региональный центр доступа к ресурсам Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина предлагает псковичам ознакомиться с электронными копиями редких изданий по истории театра. Среди них – «Театр допетровской Руси: публичная лекция А. Архангельскаго» 1884 года, книга П. О. Морозова «История русскаго театра до половины XVIII столетия» 1889 года, сборник статей «История русскаго театра. Т. 1 / под ред. В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса» 1914 года, «Краткий курс истории русского театра: пособие для театральных вузов, техникумов, студий» В. Н. Всеволодского-Гернгросса 1936 года. В фонде библиотеки представлен полный курс лекций В. Н. Всеволодовского-Гернгросса «История русского театра».


Театр как таковой, каким мы его знаем сегодня, появился на Руси достаточно поздно. Однако потешных забав во все времена было предостаточно. В курсе лекций В. Н. Всеволодовского «История русского театра» автор пытается определить этимологию слова «театр» и находит множество слов, которыми оно прежде было заменяемо. Его называли «потехой», а чуть позже «комедией». Вместо «играть спектакль» говорили «строить комедию», «тешить». Тешили в основном «игрецы». Носителями раннего «актёрского искусства» были так называемые скоморохи – балагуры-весельчаки, рассказчики, игравшие на музыкальных инструментах, плясавшие, водившие учёных медведей и т. д.

Игровая культура Руси носит драматический характер, о чём свидетельствуют хороводные игрища. А. Архангельский в публичной лекции «Театр допетровской Руси» подробно останавливается на феномене драматической игры, значении её для народа, светской и церковной власти: «Сливаясь с песнью, современная хороводная игра служит для народа как бы небольшим драматическим представлением. Вся семейная жизнь, от первого знакомства жениха и невесты – проходит перед нашими глазами в живых хороводных сценах». А. Архангельский приводит примеры игровых сцен и песен и объясняет их символическое значение.

К народным играм и забавам древней Руси нередко прибавлялся и элемент «переряживания», или, как называли его древнерусские книжники – «масколюдство» (от слов маска – личина, харя и ludus (лат.) игра). Обычай этот так глубоко вошёл в народную традицию, что переодевался на масленицу, и сам Иван Грозный.

В полном курсе лекций по «Истории русского театра» В. Н. Всеволодский рассказывает, как события Смутного времени подвели Россию к столкновению с западным христианством, в частности, с иезуитскими миссионерами, желавшими обратить русских в католичество. Чтобы защититься, православным потребовалось изучить западные традиции. С этой целью в 1615 году в России были открыты духовные школы (позднее – духовные академии и семинарии) по образцу иезуитских школ. Ученики изучали западную и восточную богословские традиции, и театральное искусство. Иезуитские школы давно пользовались услугами театра в качестве педагогического приёма и метода церковной пропаганды. Так возник «школьный театр», просуществовавший в России около двухсот лет – родоначальник классического русского театра. Тематика пьес была библейской (рождественской, пасхальной), и представления, таким образом, являлись дополнениями к соответствующим богослужениям. В. Н. Всеволодский пишет: «Школьная драма первой половины XVII века характерна чрезвычайным схематизмом образов и полным отсутствием жизненности в воспроизведении действия. В годы реакции, относящейся к середине XVII столетия, заглохли, по-видимому, и школьные спектакли; по крайней мере, сведений о них не сохранилось никаких».

Следующим витком в развитии театрального искусства на Руси стало образование придворного театра. После неудачных попыток пригласить мастеров «комедии строить» из-за границы царь Алексей Михайлович решил организовать театр собственными силами: «Двору нужен был подлинный театр, такой, который был бы в силах уже не просто потешать, но и выполнять определённые политические задания», – пишет В. Н. Всеволодский. Церковная власть возражать царю не стала. За основу был взят школьный театр, но только не русский, а немецкий (идеологически более подходящий ко двору). К написанию комедии и постановке спектакля был призван пастор немецкой слободы Яган Готфрид Грегори. Для спектаклей были устроены помещения в Москве и Преображенском селе. Женщины могли довольствоваться зрелищем, только сидя за решётчатой перегородкой. Спектакли шли попеременно на немецком и русском языках. Светская линия (кроме литургической, духовно-нравственной и т. п.) развития театра при дворе Алексея Михайловича завершается постановкой балета. До нас дошли сведения лишь об одном балете под названием «Орфей». В. Н. Всеволодский цитирует рассказ иностранного очевидца о том, что царь, узнав, как при иностранных дворах устраиваются для развлечения разные игры и танцы, приказал поставить какую-нибудь пляску. Через семь дней сделали спектакль. И новое искусство магически подействовало на зрителей! 

Особенность и достоинство обширного труда В. Н. Всеволодского в том, что это многолетний труд исследователя. Автор говорит не об одной только драматургии и не только об эволюции сценического искусства, но включает в театр любое зрелище, рассчитанное на эффект. Он определяет театр как искусство действа (действие и зрелище), что вполне отвечает требованиям современного искусства.

В фонде библиотеки также представлены специальные материалы: книга А. И. Шавердяна «Чайковский и театр: статьи и материалы» 1940 года, сборник современных исследований «Авангард и театр 1910–1920-х годов» под редакцией Г. Ф. Коваленко 2008 года, архив старинных фотографических карточек с изображением знаменитых театров и другие.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество