поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки
ЛитРес Библиотека
Электронно-библиотечная система Лань
Библиотека Grebennikon
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Акция "Подари ребенку книгу"
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Куннас Маури. The Beatles. Рождение легенды.
Куннас Маури. The Beatles. Рождение легенды.
Халлинг Ингмари. ABBA. История легенды
Халлинг Ингмари. ABBA. История легенды
Перез Себастьян. Элиза в сердце лабиринта
Перез Себастьян. Элиза в сердце лабиринта

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная Новости

«Наедине с книгой»: финалисты премии «Новая словесность» - 2018

15 января 2019 18:14

премия НОС

Публикация о первой «пятерке» изданий, вошедших в шорт-лист юбилейной литературной премии «Новая словесность» (НОС), открывает новую рубрику сайта «Наедине с книгой». Пять знакомых имен, пять книг – созвездий современной прозы – «Родина слоников» Дениса Горелова, «Рассказы» Натальи Мещаниновой, «Памяти памяти» Марии Степановой, «Нас украли. История преступлений» Людмилы Петрушевской, «iPhuck 10» Виктора Пелевина. О чем эти книги? Каковы сюжеты? Об этом и многом другом – наш первый литературный обзор!


Символично, что литературной премии «НОС» в этом году исполняется 10 лет, столько же и книг вошло и в ее юбилейный шорт лист. Обратимся к каждой из книг и поговорим об их авторах.

 

«Родина слоников» Денис Горелов

Горелов ДенисДенис Вадимович Горелов – известный российский писатель, сценарист и киновед. Москвич, родился в 1967 году. В 1984-1989 годах учился на филологическом факультете в Московском государственном педагогическом институте. После его окончания работал кинообозревателем, редактором, корреспондентом, сценаристом. Его сценарные работы воплотились в телепрограммах канала НТВ («Куклы», «Намедни 1961-1991. Наша эра»). Публиковался в журналах: «Искусство кино», «Сеанс», «Советский экран», «Столица» и др.; в газетах: «Сегодня», «Русский телеграф», «Московский комсомолец» и др. Написал статьи для энциклопедического издания «Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст». С 1995 года – член Союза Кинематографистов России. В 2001 на кинофестивале «Белые Столбы» был признан лучшим киноритиком 2000 года.

Горелов ДенисМногие критики отмечают, что в России равных Горелову нет, он лучший в своем деле, выделяется стилем, языком, образом мыслей и мировоззрением. Его называют «лучший историк кино среди кинокритиков и лучший критик среди историков».

«В России  аналогов Горелову нет - киноманы обычно выносят его за скобки в фанатских баталиях касательно очередного рейтинга очередных киноведов. Не вписывается, выделяется, отличается, графоман, гений, скандалист - это все о нем, внезапно вернувшемся после довольно долгого молчания»

(Вера Котенко).

Его книга «Родина слоников» - нечто удивительное: по структуре это – сборник рецензий о культовых и значимых советских кинолентах, по содержанию – потрясающий портрет советской страны, ее нравов и культуры, нарисованный сквозь призму советского кино. Очень остроумная, хлесткая, ироничная книга, которая наводит на размышления, и в которой каждый человек, принадлежащий уходящей в небытие эпохе, узнает реалии своего времени.

«Денис Горелов  пишет о советских хитах так страстно, словно «Октябрь»  или «Человек-амфибия» вышли в прокат сегодня утром. Работает в уникальном жанре: по форме как бы и фельетоны, а по сути - объяснения в любви. Отменно зная и кино, и историю, привольно бродит по их просторам, рифмуя «Падение Берлина» с «Покаянием». И неустанно напоминает, что если советские фильмы бывали черно-белыми, то советский мир всегда был разноцветным»

(Михаил Трофименков)

Книгу уже оценили многие читатели, некоторые из них называют ее настоящей находкой в плане того, что «Д. Горелов печатается, как говорится, редко, но метко -  каждая статья или рецензия об искусстве кино сама является маленьким произведением искусства».

Поэтому - если вы любите кино и хотите узнать подробнее о самых лучших советских кинолентах, то эта книга с гармоничным единением субъективной оценки автора, хорошего юмора и выдержанной информации вам обязательно понравится.

 

«Рассказы» Наталья Мещанинова

Мещанинова НатальяЕще один «писатель из мира кино» - кинематографист, автор сценариев к фильмам «Еще один год» Оксаны Бычковой и «Аритмия» Бориса Хлебникова - Наталья Мещанинова, пять лет назад дебютировавшая   как режиссер с фильмом «Комбинат «Надежда».  Ее книга «Рассказы» – дебютная – яростная и нежная, прямая и личная, видимая и ощутимая. Книга кинематографиста не о кино, она рассказывает о страшных воспоминаниях ребенка, который став взрослым пытается переосмыслить пережитое.

«Эта книга, прежде всего, дает важный ответ на вопрос времени: как говорить о невозможном. О подростках-убийцах, о семейном насилии, о тихой смерти русской провинции, обо всем этом ужасе русской жизни, рассказать о котором необходимо, - но как это сделать, чтобы разговор получился осмысленным, не пафосным, не истерическим? То, что не умеет (пока?) делать литература, давно наловчилось показывать кино, где русский кошмар превращается в русский карнавал и в общей беспросветности вдруг мелькают возможности для любви и даже надежды. А кино - это, собственно, и есть Мещанинова…»

(Лиза Биргер)

Мещанинова НатальяИстория создания книги гласит, что «первоначально рассказы были лишь постами в Фейсбуке, способом проработать внутреннюю травму, своеобразной терапией. Наталья признается, что ей было важно обнародовать боль…». Поэтому эта книга получилась до крайности  жесткой, откровенной, честной.  Книга о травме души, в какой-то степени драма – личная, автобиографичная. Чтение не для всех и каждого.

«Рассказы» - это, пожалуй, первый в русской литературе текст, несущий в себе терапевтический смысл, позволяющий с помощью слов переживать боль прошлого, разматывать страшные воспоминания, признавать то, что было, говорить о травме, называть насилие насилием во всеуслышание и прежде всего для себя. Это попытка осознания своей аутентичности, искреннего признания себя собой, избавления от страхов  -  «да, я такая, посмотрите на меня, это я». Здесь нет выпрашивания жалости или слез, здесь нет лишней эмоциональности, здесь только жесткая правда, которая после 126 страниц звенит тишиной. И в ответ хочется поблагодарить Наталью за силу, за открытость, за слово, которое она не боится говорить и говорит...».

(Ксения Лурье)

По словам литературного критика Галины Юзефович, Наталья Мещанинова – «голос чистоты и силы», а ее книга – «из тех редких сокровищ, которые с лихвой окупают все тяготы работы книжного обозревателя. Пронзительная и литая, как пуля…». А вот попадет ли эта пуля именно в ваше сердце – решать, все же, не нам. Попробуйте почитать, в восприятии этой книги два полюса – или поглощенные щемящей откровенностью вы не сможете оторваться, или, потрясенные отсутствием эстетики как таковой, закроете на первой странице.

 

«Памяти памяти» Мария Степанова

Степанова МарияНа обложке следующей книги как-то сиротливо расположилась покореженная фарфоровая фигурка. Что это: символ, образ или олицетворение множества смыслов, которые нужно разгадать читателю? Завораживающая интрига приводит нас к разгадке, и из книги мы узнаем, что такие фигурки в начале двадцатого века производились на заводе в Германии, а в Америке их именовали  «замороженными Шарлоттами». В книге же Марии Степановой они становятся прообразом человеческой памяти – выжившие, сохранившиеся спустя столетие, они вновь и вновь напоминают нам о важности родства человеческих душ.

О  Марии Михайловне Степановой (род. 9 июня 1972 в Москве)  в литературном мире современности знают, многие: поэт, эссеист и главный редактор интернет-издания Colta.ru, лауреат премий -  журнала «Знамя» (1993), имени Б. Л. Пастернака (2005), Андрея Белого (2005), премии Хуберта Бурды (Германия, 2006), «Московский счёт» (2009). Ее публикации нередко появлялись в различных изданиях - журналах «Зеркало», «Знамя», «Критическая Масса», «Новое литературное обозрение» и др., альманахах «Вавилон», «Urbi», «Улов» и др., а также в интернет-журнале «TextOnly».

Читатели знают ее больше как поэта, автора пяти книг стихотворений: «Лирика, голос», «Песни северных южан», «Тут - свет», «Киреевский», «О близнецах». Но пишет она  и прозу – интересную, насыщенную, глубокую. Свидетельство тому - ее последняя книга «Памяти памяти», которую нужно читать вдумчиво, размеренно, погружаясь в негромкие размышления о времени и феномене памяти как таковой. Искать и находить ответы на многие вопросы - почему важно собирать историю своей семьи по крупицам? Можно ли, вглядываясь в семейные фото, найти какую-нибудь невероятную семейную тайну? И что делать с ней, если все же найдешь? И еще масса вопросов, ответы на которые кроются в нашей до крайности избирательной памяти.

Степанова МарияВпрочем, и книга «Памяти памяти» - для читателей особо избирательных - для тех, «кому важно подумать о семье, корнях, о сохранении и передаче внутрисемейного знания дальше – сквозь годы». Это - попытка написать историю собственной семьи, мгновенно приходящая к вопросу о самой возможности сохранять память о прошлом, разбор семейного архива, оборачивающийся смотром способов жизни прошлого в настоящем, и история главных событий XX века, как она может существовать в личной памяти современного человека. 

Известный российский критик Лев Оборин назвал эту книгу «одной из важнейших книг, написанных в 2017 году на русском языке»: «Книга Марии Степановой «Памяти памяти», лучшая русская проза года (да, возможно, и не только этого), появилась именно из естественного желания автора, пронесенного через всю жизнь: спасти и сохранить, рассказать о своих родных, неприметных на фоне большой истории».

«Я  пытаюсь замолвить слово за мертвых, за тех, кого толком некому защитить, потому что смерть сделала их бесправными, от их лица можно утверждать все что угодно, их фотографиями можно украшать пасхальные открытки, их жизненные истории можно сделать сюжетами романов и сериалов, и у них нет возможности возмутиться или согласиться. Я делаю там разные предположения о структуре наших отношений с прошлым, с памятью, со старым миром; рассказываю и какое-то количество историй, некоторые из них имеют отношение к моей собственной семье, другие кажутся мне важными, почти образцовыми примерами работы с прошлым, которая обходится без насилия и подтасовок. В общем, странная такая книжка с кучей героев и без жанровой принадлежности, она не исследование и не роман - скорее романс. Так я ее и назову: «Памяти памяти», подзаголовок – романс».

(Мария Степанова, из интервью)

Романс получился разноплановый! Сергей Оробий в рецензии «Еще один штурм Измаила» (сайт «Лиterraтура») называет его «большой книгой-реконструкцией, в которой автор в новоизобретённом жанре разом выясняет отношения с памятью/временем/историей/страной», а Варвара Бабицкая в рецензии «Имена и вещи» («КоммерсантЪ») - «шкатулкой с драгоценностями, которые можно перебирать долго и с любого места, коллекцией мыслей, которые можно додумывать в любом историческом и эстетическом направлении».

К слову об эстетике книги – она написана стилистически безупречно - отличным, практически безупречным языком, полна красивых метафор и филологической полифонии.

«Степанова пишет сегодня на русском языке как никто. Замечательная плотность фразы, мастерское переключение повествовательных скоростей в пределах предложения, абзаца, главы, музыкальная, в конце концов, организация всего текста»

(Игорь Кириенков, статья «Память, говори: зачем читать новые книги Эдуарда Лимонова и Марии Степановой» («Афиша-Daily»)

Поэтически выверено и название книги - «Памяти памяти» - звучащее как лирическое посвящение тому, чего уже нет. Но так ли это – памяти больше нет? И что значат эти слова  для автора?

«Эта книга единственно доступный мне способ сделать так, чтобы люди, которых я страшно люблю, и чье присутствие в моей жизни до сих остается определяющим, люди, совершенно ничем и ни для кого (кроме меня, конечно) не особенные, были увидены - и чтобы кто-то их полюбил».

(Мария Степанова)

И удивительно, что это вполне понятное и по-своему правильное желание автора – рассказать о людях, по сути, не совершивших героически важных дел в своей жизни, так, чтобы читатель проникся к ним симпатией, оказывается поистине воспитательным аккордом, а книга в результате превращается в настоящий романс воспитания. Иначе как объяснить то, что после чтения, по-своему полюбив героев книги Марии Степановой, хочется вспомнить и о своих близких – живых и ушедших, ежечасно ожидающих нашей молитвы и любви? «Вспомнить ничего невозможно, памяти нет, но в память о памяти, мы будем стараться», говорит автор. Постарайтесь же и Вы - лирика Марии Степановой Вам в помощь и вдохновение.

 

«Нас украли. История преступлений» Людмила Петрушевская

Петрушевская ЛюдмилаУдивительная Людмила Стефановна Петрушевская. Живой классик русской литературы, не нуждающийся в представлении. Прозаик, драматург, поэтесса и сценарист, автор романов и сказок, детских рассказов и детективов, к тому же -  певица, автор музыкального проекта «Кабаре Людмилы Петрушевской». Палитра ее ипостасей широка, как и ее талант. Все мы знаем, что ее запрещала советская власть и боготворила творческая интеллигенция, а все потому, что она парадоксальна и порою абсурдна, и самое главное – всегда безгранично честна со своим читателем.

Ее новая книга позиционируется ею как «детектив нового поколения». В предисловии к нему автор, как всегда не желающий редакции своих книг, говорит: «В нем не действуют честные, умные следователи, класс, практически исчезнувший у нас. Это та история, в которой жертвы не хотят расследования, и тому есть причина. А вот что это за причина, читатели сами поймут к концу романа: ведь в каждом из нас сидит следователь, благородный, умный, не берущий взяток, стремящийся к истине и понимающий, что на свете есть такая странная вещь, как любовь. Ваша Л.С.».

Петрушевская ЛюдмилаКритики приняли роман положительно, Дмитрий Быков, поделившийся впечатлениями от московской выставки-ярмарки  Non/fictio№, отметил, что «в одной странице Петрушевской больше ума, таланта, вкуса, юмора, чем в любой книге другой на этой ярмарке…». Сильно, несколько пафосно, но - по справедливости.

«Весь роман в целом гениален. Он и метафизически очень глубок. Главное -  он не похож на предыдущие книги Петрушевской, на ее первый роман «Номер Один» он совершенно не похож. Вот ее второй роман (прошло десять лет), он отличается радикально. Дай бог начинающему автору с такой силой расти, с какой растет и меняется 80-летняя Петрушевская. Она возраста не скрывает, и нет греха в его упоминании. Вот Толстой в 80 лет писал шедевры. И она. Другого такого примера я не знаю И я просто настолько ее горячо поздравляю с этим романом и нас всех! Это облегчающее, прекрасное, горькое чтение».

(Дмитрий Быков)

Книга скроена прекрасно: мастерски закрученная интрига, сюжетная динамика, яркие персонажи – все здесь ладно и замысловато. Для поклонников писательницы - гарантированное интеллектуальное наслаждение, а тех, кто впервые откроет книгу этого автора, ждут два пути – дочитать до конца и осознать величину творческой фигуры, или же с полным отторжением отложить до первого вдохновения на чтение, если таковое вообще случится.

 

«iPhuck 10» Виктор Пелевин

Пелевин ВикторЗавершает «пятерку» финалистов роман «iPhuck 10» Виктора Олеговича Пелевина – современного писателя, автора культовых романов («Омон Ра», «Чапаев и Пустота» и «Generation „П“»  и др.), лауреата многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер», «Национальный бестселлер» и премия Андрея Белого. 

Новый роман, по отзывам, это – «гарантированное удовольствие для ценителей и когнитивный диссонанс для случайного читателя». Аннотация издания представляет нам его героев: «Порфирий Петрович - литературно-полицейский алгоритм. Он расследует преступления и одновременно пишет об этом детективные романы, зарабатывая средства для Полицейского Управления. Маруха Чо - искусствовед с большими деньгами. Ее специальность - так называемый «гипс», искусство первой четверти XXI века. Ей нужен помощник для анализа рынка. Им становится взятый в аренду Порфирий. «iPhuck 10» - самый дорогой любовный гаджет на рынке и одновременно самый знаменитый из 244 детективов Порфирия Петровича. Это настоящий шедевр алгоритмической полицейской прозы конца века - энциклопедический роман о будущем любви, искусства и всего остального».

Пелевин ВикторКритика восприняла роман неоднозначно и в большинстве – негативно. Причина кроется якобы в том, что, несмотря прежнюю неповторимость авторского стиля, изюминка раннего Пелевина исчезла со станиц книг. «iPhuck 10» все тот же монолог автора о вечном, но в этом разговоре нет ничего нового. И это невзирая на то, что в новом романе он решил рассказать о настоящем, оправившись в будущее, хотя ранее писал о 90-х, времени, которое вдохновляло многими открытиями.

Действие «iPhuck 10» разворачивается примерно в конце XXI - начале XXII веков. Повествование идет от лица компьютерной программы – робота-полицейского и робота-романиста в одном лице. Порфирий Петрович умеет отлично раскрывать дела и по ходу дела писать детективы. В книге рассказывается, как устроен мир будущего, при этом политическая картина сильно изменилась, а люди стали рабами технологий, неуклонно деградируя. 

Однако роман не был бы номинирован на премию, если бы было все так прозрачно. За его внешне формальным сюжетом кроется бездна смыслов, идей,  аллегорий. И в этом ключе роман претендует как минимум на звание лучшего творения автора за последние годы - цельный, едкий, актуальный, местами очень смешной, и довольно лаконично скроенный.

Галина Юзефович – один из немногих критиков, кто дал роману положительную оценку, назвав его «лучшим текстом автора за последние годы - во всяком случае, самым интеллектуально захватывающим». 

«Будем честны: несмотря на формальное наличие линейного, почти детективного сюжета, «iPhuck 10» - самый, пожалуй, несюжетный роман Виктора Пелевина. Если в «Generation П» философские этюды были не более, чем интерлюдиями посреди бодрого романного экшна, то в «iPhuck 10» дело обстоит ровно наоборот: небольшие событийные эпизоды (Порфирий Петрович едет в убере, запугивает незадачливого коллекционера «гипса» или посещает с Марой клуб виртуальных пикаперов) служат скрепками, соединяющими пространные концептуальные эссе. Текст, маскирующийся под роман, на практике оказывается интимно-интеллектуальным дневником самого писателя, из которого мы можем узнать, что же волновало Пелевина на протяжении прошлого года»

(Галина Юзефович)

Также и большинство читателей Пелевина дают этой книге хорошие оценки, указывая на то, что «книга как всегда полна юмора и превосходной сатиры, приятно и легко читается, несмотря на насыщенность терминами и отсылками».

Книга Виктора Пелевина есть в Центральной городской библиотеке г. Пскова, а роман Марии Степановой – в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки.  С фрагментами всех обозначенных книг можно ознакомиться на сайте iknigi.net, где они размещены по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес»: фрагмент книги М. Степановой - iknigi.net, фрагмент книги Л. Петрушевской -  iknigi.net, фрагмент книги В. Пелевина - iknigi.net, фрагмент книги Д. Горелова -  iknigi.net

И, наконец, заключительный рассказ сборника Н. Мещаниновой «Ма» представляет интернет-журнал «Сноб». По мнению критиков именно этот рассказ из сборника – лучший, его же мы предлагаем Вам для первого знакомства с книгой.

*****

Обратив взгляд на все представленные издания, невольно возникла в сознании картина первой «пятерки» - яркая, разноплановая, где нашел свое отражение главный феномен литературы всех поколений – Время. Прошлое, настоящее, будущее, счастливое и щемящее-грустное, полное воспоминаний и различных событий. И каждый автор идет в ногу со «своим» временем, а нам, читателям остается лишь сделать выбор – что нам ближе и важнее в данную минуту.

Желаем Вам приятного знакомства с книгами, впереди Вас ждет обзор о следующей «пятерке» финалистов премии «НОС»: «Калечина-Малечина» -  Евгения Некрасова, «Раунд» - Анна Немзер, «Открывается внутрь» - Ксения Букша, «Вещи и ущи» - Алла Горбунова, «Моабитские хроники» - Юрий Лейдерман.

Следите за новостями! «Наедине с книгой» всегда уютно и интересно!

Голубева А., пресс-служба ПОУНБ

Ваш комментарий

Даю свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"
Подтверждение