поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Становление субъективности учащегося и педагога: экопсихологическая модель
Становление субъективности учащегося и педагога: экопсихологическая модель
Как учить русскому языку и литературе современных школьников?
Как учить русскому языку и литературе современных школьников?
Вяткин, Дорфман.  Системная интеграция индивидуальности человека
Вяткин, Дорфман. Системная интеграция индивидуальности человека

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная Новости

«Единый день писателя/поэта-юбиляра»: Виктор Петрович Астафьев

26 апреля 2019 16:35

1 мая 2019 г. мы вспоминаем одного из самых талантливых русских писателей, фронтовика, мастера деревенской и военно-патриотической прозы – Виктора Петровича Астафьева (1 мая 1924 – 29 ноября 2001). Памятная дата 95-летия со дня рождения писателя обращает сердце каждого мыслящего человека в глубины его литературного наследия -  его вечной думы о тайне нашего бытия.

К юбилейной дате представляем литературный обзор о биографии и творчестве писателя и виртуальную выставку «Миг и вечность Виктора Астафьева»: жизнь, творчество, судьба русского писателя в его книгах и письмах, воспоминаниях современников».

Свое название выставка получила по одноименной книге, автором которой является близкий друг писателя, литературовед Валентин Яковлевич Курбатов – «Миг и вечность: размышления о творчестве В. Астафьева». Размышлением, по существу, является и данная публикация, что также не случайно – так подсказывает атмосфера всего творчества Виктора Астафьева, который о себе говорил так: «Писал, как писалось, думалось, дышалось: и резко, и лирично, и «раздумчиво». Именно так и мы поговорим сегодня о нем: размышляя, по крупицам собирая те немногие его мысли, слова и чаяния, которыми он успел поделиться незадолго до своего ухода.

Виктор Петрович АстафьевТворчество писателя неоднократно становилось предметом изучения. Исследованы характерные для писателя темы, отдельные жанры, поэтические особенности произведений, философское наполнение его творчества. Воссоздана его биография, проанализировано литературное наследие, опубликованы те немногие интервью с ним, в которых он сказал о самом трепетном, важном, дорогом сердцу – литературе, семье, вере.

В одном из таких интервью Виктора Астафьева спросили о том, кем бы он стал, если бы не вышел в писатели. Тогда этот мудрый, израненный человек, великий труженик, ответил: «Наверное, не мог не стать писателем… Оставшись живым на той войне, я должен был им стать! Но если уж мы с писательством по чуду бы и разошлись… стал бы, наверное, крестьянином».

Война, деревня и русская душа стали думой, болью, призванием всей его жизни длиною в 77 лет. Он ушел от нас 29 ноября 2001 года. В последнее время тяжело болел, перенес два инсульта, но, несмотря на это, до последнего вздоха работал над очередной повестью. Его жизнь не была легкой, напротив, с лихвой в ней было и страдания, и боли, и потерь.

Родился Виктор Петрович Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка, на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых. Отца репрессировали, когда Виктор был маленьким, и  с  формулировкой «вредитель» отправили в лагерь. А через несколько лет не  стало матери - она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. Виктор так и не смог смириться с потерей: часто писал, «не верится, что мамы нет, и никогда не будет».

После лагерей отец забрал мальчика в свою новую семью и уехал в Сибирь - туда выслали во время раскулачивания деда, Павла Астафьева. Отец вскоре умер, и  Виктор оказался в детском доме. Затем - фабрично-заводское училище. И война, куда он ушёл добровольцем и где перенёс тяжёлое ранение, лишился глаза. Был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией».  Но не медали остались в сердце на всю жизнь, а память – о боли, ужасе, страхе, которыми полна война. И эту честную, обнаженную правду о ней он сделал одним из ключевых разговоров своего творчества.

«Войну я начал показывать еще в «Пастухе и пастушке». Почитай с нее я и начался как писатель, правда, поздно, почти в 50 лет. Я вообще начал поздно писать - в тридцать лет. Несколько лет ходил в провинциальных писателях. С «Пастушкой» я все журналы и издательства прошел, нигде не хотели печатать. Только в «Нашем современнике» напечатали, да и то в покуцанном виде. Все говорили: «Страшно. Как можно это печатать?». Но может ли такой критерий быть в литературе?! Ведь я там ничего не выдумал. Я все помню. Память, она действительно милосердна. Обычная жизнь многое стирает. Война мне лет десять снилась. Но в подсознании-то все осталось. И когда садишься писать, ты с подсознанием выходишь как бы на связь с этим своим вторым «я». Которое и есть бессмертная душа. Оно все про тебя знает, все понимает. Ты в жизни от него прячешься, но когда садишься за стол - пишешь им, из него. Больше неоткуда…»

(Виктор Астафьев, из интервью).

Глубокая, «чёрная» окопная проза, неприязнь к тыловикам, знание того, как тяжело приходится рядовому и в военной, и в мирной жизни, стали содержанием и болью его книг. Да и жизнь добавляла впечатлений: по состоянию здоровья после войны Виктор Петрович не смог вернуться к своей специальности, работал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината. И пришел в литературу.

Это случилось в городе Чусовой на Западном Урале, куда он приехал после войны со своей женой - Марией Семеновной Корякиной. Здесь же - первый литературный опыт – написанный за одну ночь рассказ «Гражданский человек» - впоследствии «Сибиряк». Здесь же - в марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. Прожила она немного - в начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии. Боль потери утихла с появлением второй дочери Ирины – май 1948 года. А в марте 1950 года рождается сын Андрей.

Виктор Петрович Астафьев

Виктор Астафьев с женой, Марией Семеновной. 1987 год

Литературный путь писателя начался  в 1953 году в Перми выходом  первой книги – сборника рассказов «До будущей весны». Затем, в 1955 году, вышла вторая книга - «Огоньки». Это рассказы для детей.

Виктор Петрович АстафьевВ 1955-1957 годах он пишет роман «Тают снега», издает еще две книги для детей: «Васюткино озеро» (1956) и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот» (1957). Тогда же печатает очерки и рассказы в альманахе «Прикамье», журнале «Смена», сборниках «Охотничьи были» и «Приметы времени». С апреля 1957 года Астафьев – корреспондент Пермского областного радио. В 1958 году увидел свет его роман «Тают снега» и  В. П. Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР. Спустя год его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького.

Именно тогда к писателю пришло осознание того, что «своё лицо, свой стиль, своя манера - это и есть писатель»: «Я пошёл к самому себе. Высшие литературные курсы, что я прогрыз, прополз и одолел очно в Москве, дали немало - не зря та двухлетка приравнена была к высшему образованию. Учусь всю жизнь…», - признавался он чуть позже.

За долгие годы у него вышел не один десяток рассказов и повестей, но наиболее плодотворными стали 60-е годы: написана повесть «Кража» (1961-1965), новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах «Последний поклон»: «Зорькина песня» (1960), «Гуси в полынье» (1961), «Запах сена» (1963), «Деревья растут для всех» (1964), «Дядя Филипп - судовой механик» (1965), «Монах в новых штанах» (1966), «Осенние грусти и радости» (1966), «Ночь темная- темная» (1967), «Последний поклон» (1967), «Где-то гремит война» (1967), «Фотография, на которой меня нет» (1968), «Бабушкин праздник» (1968).

Тогда же нашло осуществление и «любимое детище» писателя - повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль», которую он задумал еще в 50 – е гг., а воплотил спустя 15 лет в три дня, «совершенно обалделый и счастливый», написав «черновик в сто двадцать страниц» и затем шлифуя текст. В 1975 году за нее, а также книги «Перевал», «Последний поклон», «Кража» ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького.

Виктор Петрович Астафьев

К 1965 году начал складываться и цикл затесей - лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатаются в центральных и периферийных журналах. В 1972 году «Затеси» выходят отдельной книгой в издательстве «Советский писатель» - «Деревенское приключение». «Песнопевица», «Как лечили богиню», «Звезды и елочки», «Тура», «Родные березы», «Весенний остров», «Хлебозары», «Чтобы боль каждого…», «Кладбище», «И прахом своим». «Домский собор», «Видение», «Ягодка», «Вздох».

1970 - е годы ознаменовались выходом рассказов, ставших впоследствии знаменитыми –  «Царь-рыба».  «Бойе», «Капля», «У золотой карги», «Рыбак Грохотало», «Царь-рыба», «Летит черное перо», «Уха на Боганиде», «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон о белых горах», «Нет мне ответа» - впервые эти рассказы были опубликованы в книге «Мальчик в белой рубахе», вышедшей в издательстве «Молодая гвардия» в 1977 году. А в 1978 году за повествование в рассказах «Царь-рыба» В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.

Литературная жизнь складывалась успешно, а личная – трагически: 17 августа 1987 года скоропостижно умирает дочь Ирина. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе маленьких внуков Витю и Полю. В 1980 году переезжают на родину - в Красноярск. Наступает иное время и иная атмосфера творчества – появляется главная книга писателя о войне – роман «Прокляты и убиты», за который в 1995 г. он будет удостоен Государственной премии России.

Виктор Петрович Астафьев Виктор Петрович Астафьев Виктор Петрович Астафьев

Этот роман, состоящий из двух частей - «Чертова яма» (1990-1992) и «Плацдарм» (1992-1994) - отнял у писателя немало сил и здоровья, а также вызвал бурную читательскую полемику. По сути, это самое тяжелое произведение из тех, что оставил нам Виктор Петрович. Тяжело оно той правдой, которую обнажает автор и без которой невозможно, по его мнению, постичь историю самого страшного потрясения – войны.

Виктор Петрович АстафьевВалентин Яковлевич Курбатов, который был свидетелем создания романа, считает, что Виктор Петрович неимоверно устал от перенапряжения духовных сил во время работы над этой книгой. Своими размышлениями Валентин Яковлевич поделился на вручении премии имени А. Солженицына, которой за этот роман был посмертно, весной 2009 г., удостоен В. Астафьев: «Не было за последние годы художника более беспокойного, чем Виктор Астафьев. Похвалы ему были вызывающи, укоры слишком запальчивы. Словно обе стороны промахивались - и обнимали не того, и не на того гневались. Да так оно и было, потому что спорили друг с другом одинаково злые, из одного корня проросшие идеи, не хотевшие знать своего родства…».

Честность, прямота, крепость духа, которыми полнились характер и слово Виктора Петровича, стали неугодны эпохе, власти, обществу. Писателя обвинили в пессимизме, резкости и беспощадности, нетерпимости, политической пристрастности, а этот самый честный и пронзительный роман вызвал раздражение целого поколения солдат, вместе с ним прошедших войну. Его не поняли, не захотели понять. Узреть истинную его душу - человека настоящего, безгранично любящего Россию – «до крика, до слез, до самого дна».

Одного его вопроса, сказанного на страницах этой книги, довольно, чтобы понять, насколько мучительно он переживал в себе пережитые военные годы, искал ответы на раздирающие душу сомнения: «Как это так и почему тянется и тянется по истории, и не только российской, эта вечная тема: посылают себе подобных на убой. Ведь это выходит брат брата во Христе предает, брат брата убивает?…Боже милостивый! Зачем ты дал неразумному существу в руки такую страшную силу? Зачем ты научил его убивать, но не дал возможности воскресать, чтобы он мог дивиться плодам безумия своего?..». Христианское осмысление войны – вот та правда писателя, которая была воспринята как вызов – живым и мертвым товарищам.

Виктор Петрович АстафьевНезадолго до своего ухода прозаик написал эпитафию с пометкой: «От Виктора Петровича Астафьева. Жене. Детям. Внукам - прочесть после моей смерти. Я пришёл в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощание». Сколько разочарования в этих словах, сколько нерастраченной любви, сколько боли. Боли, которую суждено постигать каждому из нас еще не один десяток лет. Потому как творчество Виктора Астафьева – это страница нашего будущего, ведь глубиной своего содержания оно обращено к сердцам грядущих поколений – не растерять, не дать уйти в небытие истинно русскому национальному характеру, основой которого всегда было милосердие и благодарность Богу.

«За каждый прожитый день надо Бога благодарить. Заболел - слава Богу. Дожил до утра - слава Богу. А уж до весны - тем более, слава Богу! … Мир не виноват, мир прекрасен. Если тебе хочется бегать со знаменем - бегай, только не вовлекай в это людей. Хочешь - читай книги, уди рыбу, шишку бей… Что проклинать-то, что власть не та? Власть такая, как ты. У Киплинга есть прекрасная строчка: «Наполни смыслом каждое мгновенье» - так и надо жить»

(Виктор Астафьев).

Так – во имя и в согласии с совестью – и жил Виктор Петрович Астафьев. И в определенном смысле с его уходом перевернулась одна из последних страниц  в книге о настоящей русской литературе – искусстве сострадания и сочувствия  к ближнему.

И, если «вы хотите увидеть писателя в самой сокровенной его сущности, откройте его книги и углубитесь в них. Там он весь, без щитов и забрал, полный трепета, любви и сострадания ко всему живому, полный дум и забот о вашем сегодняшнем и завтрашнем бытии» (Евгений  Носов). Пожалуй, более мудрого напутствия для читателя не найдешь!

*В написании литературного обзора использованы материалы с сайта «Фонд имени Виктора Петровича Астафьева» (интервью, биография).

Голубева А., пресс-служба библиотеки